Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2007

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ


От редакции

Дискуссия о том, чему и как нужно учить на уроках физической культуры, в последнее время разворачивается очень активно. Президент Российской Федерации сфокусировал на этой проблеме внимание министра образования и науки, а средства массовой информации дружно подхватили тему.

В основном обсуждается необходимость так называемой «спортизации» уроков: большинство людей, далеких от школьных проблем, уверены, что стоит только заменить уроки физической культуры на занятия в спортивных секциях по выбору, как все дети тут же полюбят тренировки и занятия физкультурой. Приведем выдержки из статьи, опубликованной 31 августа в газете «Время новостей» и поставленной на сайт Росспорта:

«…По данным Росстата, за последнее десятилетие доля здоровых детей снизилась с 45,5% до 32,1%. Не менее 60% учащихся в России имеют ту или иную патологию, у 80% выявлена низкая двигательная активность, которую не компенсируют уроки физкультуры… Специалисты Росспорта разработали и подготовили предложения по модернизации системы физического воспитания детей и развитию детско-юношеского спорта в образовательных учреждениях. Суть их сводится к тому, чтобы создавать на базе школ спортивные клубы со своей многоуровневой системой соревнований. В основе урока физкультуры должен возобладать игровой подход, а выполнение упражнений на шведской стенке, отжимания и бег останутся только в виде легкой разминки перед матчем. Речь идет о внедрении спортивно ориентированного воспитания, которое предполагает, что каждый ребенок сможет найти себе занятие по силам и интересам. Так, например, для девочек рекомендовано организовывать классы аэробики, а мальчиков обучать боевым искусствам. Дети с ослабленным здоровьем составят отдельную группу с пониженными нагрузками».

Вопрос о том, что в группу «детей с ослабленным здоровьем» войдут от 60% до 70% современных школьников, почему-то мало кого волнует. Главное – поиграть, посоревноваться, победить… А остальные, те, кому регулярная физическая нагрузка необходима, но занятия спортом противопоказаны по причине ослабленного здоровья, будут продолжать приносить справки, сидеть на скамейках в спортзале и от этого вряд ли станут здоровее.

В номере, который вы держите в руках, опубликовано интервью о новых образовательных стандартах, которые в настоящее время разрабатываются в Академии наук, а также выдержки из проекта стандартов, касающиеся физической культуры. Этими статьями мы приглашаем всех читателей к разговору о стандартах в образовании: до тех пор, пока они не приняты, учителя могут повлиять на их содержание, высказывая собственные суждения, задавая вопросы разработчикам.

А сразу после стандартов мы предлагаем вам познакомиться с книгой Виктора Лукьяненко «Концепция модернизации системы общего и среднего физкультурного образования в России», которая вышла в августе 2007 г. Эта концепция могла бы стать альтернативой «спортивно-ориентированному воспитанию», так как базируется на принципиально иных подходах к физкультурному образованию. Автор монографии готов вступить в дискуссию с нашими читателями, ответить на вопросы.