Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2007

МЕТОДИКА. УРОК


Оздоровительная аэробика для учащихся 9–11-х классов

Продолжительность занятия: 80 мин.

Группа: 10–11-е классы (второй год обучения).

Тема занятия: Базовые движения и связки степ-аэробики.

Цели занятия: совершенствовать технику выполнения базовых элементов и связок степ-аэробики, способствовать формированию представления о видах и направлениях оздоровительной аэробики.

Образовательные задачи:

1. Сформировать общие представления об истории возникновения и развития аэробики, современных видах и направлениях оздоровительной аэробики.
2. Разучить музыкальную комбинацию, состоящую из базовых элементов и связок степ-аэробики.
3. Закрепить музыкальную комбинацию из ранее изученных базовых элементов аэробики.
4. Содействовать развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Оздоровительные задачи:

1. Развивать координационные способности и физические качества (точность воспроизведения движений, ритма, скорость и точность реагирования на сигналы, согласованность движений, ориентацию в пространстве, гибкость, выносливость.
2. Формировать правильную осанку.
3. Продолжить работу по включению в занятия оздоровительной аэробикой дыхательных упражнений по системе Стрельниковой.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать дисциплинированность, артистичность, чувство коллективизма.
2. Формировать эстетическое наслаждение от выполненной работы.

Инвентарь: музыкальный центр, DVD-проигрыватель, CD-диски с музыкальными программами по аэробике и видеопрограммы по различным видам и направлениям аэробики, гимнастические коврики, степ-платформы, подшивка журналов, иллюстрации.

Содержание занятия

№ п/п

Части занятия

Содержание учебного материала

Дозировка, время

Методические указания

1.

Подготовительная часть

Построение, приветствие. Объявление темы занятия, задач. Напоминание о соблюдении техники безопасности

1 мин.

Нацелить занимающихся на содержание занятия, что они должны усвоить, чему научиться и каких результатов достичь

1.1

Теоретическая подготовка

Беседа об истории возникновения одного из видом массовой физической культуры – аэробики и ее разновидности – оздоровительной аэробики, о многообразии видом оздоровительной аэробики на сегодняшний день

20 мин.

Сформировать представление о видах аэробики, направлениях оздоровительной аэробики

Видеоматериал о различных направлениях оздоровительной аэробики, системах преподавания: российская, американская школа

 

Обратить внимание на технику выполнения базовых элементов оздоровительной аэробики

 

Самоконтроль

Подсчет пульса (самостоятельно)

 

На шее – 80 уд./мин.; два пальца расположить на сонной артерии или лучезапястном суставе

2.

Разминка

Построение в шеренгу (4 линии).

1. Ходьба на месте.

2. Выполнение ОРУ:

1. И.п. – о.с., руки на пояс.

1 – наклон головы вправо; 2 – и.п.; 3–4 – в другую сторону

 

Дистанция – вытянутые в стороны руки.

Выполняем не торопясь, голову наклонять точно в сторону

2. И.п. – о.с.

1 – наклон головы вперед; 2 – наклон головы назад

 

При наклоне головы назад смотреть точно вверх, при повороте – точно в сторону

   

3. И.п. – стойка ноги врозь, полуприсед, руки на бедрах.

1 – поворот головы вправо; 2 – то же в другую сторону

 

Следить за осанкой, смотреть вперед, подбородок не опускать

4. И.п. – о.с., полуприсед.

1 – плечи, вверх; 2 – вернуться в и.п.

5. И.п. – о.с.

1 – круговые вращения рук вперед; 2 – то же назад

 

Стараться тянуться рукой точно в сторону, вверх

6. И.п. – стойка ноги врозь.

1 – наклон туловища вправо, руки вверх; 2 – то же в другую сторону

 

Не прогибаться в области поясницы, при наклоне туловища назад колени слегка согнуть. Стараться держать равновесие, как можно сильнее вытягиваясь на носках вверх

7. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 – круговые вращения туловища вправо; 2 – то же влево

 

Проверить правильность выполнения движений, технику выполнения

8. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед.

1–2 – перекаты с пятки на носок

 

Стопу при выполнении выпадов стараться ставить на пятку; выполняем присед – спина прямая, подбородок вверх; колено притягиваем как можно ближе к животу, спину держим прямо

2.1

Разучивание и выполнение музыкальной комбинации

Базовые элементы оздоровительной аэробики

1. Выпад влево, присед.

2. Выпад вправо, присед.

3. Ноги на ширине плеч, присед.

4. Присед, носки в стороны.

5. Подъем колена к груди, выпад назад, руки вперед.

6. Поочередные выпады правой – левой вперед

8 мин.

(3 повтора)

 

Самоконтроль

Подсчет пульса (самостоятельно)

 

На шее – 110–120 уд./мин. – норма

3.

Основная часть (аэробная часть)

Упражнения на степ-платформе

20 мин.

(4 повтора)

П – правая нога; Л – левая нога

3.1

– показ танцевальной связки педагогом (метод, используемый при разучивании, – усложнение);

– выполнение музыкальной связки занимающимися – фронтально;

– коррекция ошибок при выполнении движений, индивидуальный подход

1. П – Л – вверх; руки – в стороны, вверх, вниз.

2. П – вверх по диагонали, руки – вперед; Л – вверх по диагонали, руки в стороны.

3. П – вверх; Л – согнута назад, руки скрестно на груди, Л – вверх; П – согнута назад.

4. П – вверх, по диагонали влево, руки – от груди в стороны; Л – подъем колена. То же другой ногой.

5. «С конца платформы боком»: П – Л – вверх, поворот, то же вниз.

6. Боком приставной – вправо, П – выпад, подъем колена к груди, то же в другую сторону, руки в стороны.

7. Выпады П – Л, руки согнуты к груди – поочередное сгибание, наклон головы вперед, ноги вместе, присед

 

Стопу ставим на середину степ-платформы, выполняем небольшой наклон корпуса вперед, спина при этом прямая.

Стараться не останавливаться; тот, кто не выдерживает темпа, выполняет ходьбу на месте, чтобы нагрузка снижалась постепенно.

Следить за темпом и ритмом музыкального сопровождения.

При самостоятельной работе над связкой степ-аэробики обратить внимание на последовательность выполнения упражнений, выполнять под счет, следить за осанкой

3.2

Серия аэробных упражнений

1. Ходьба на месте.

2. Прыжки – ноги врозь, вместе.

3. Прыжки – ноги скрестно.

4. Подскоки на месте.

5. Бег вперед по диагонали, вправо.

6. Бег вперед по диагонали, влево.

7. Бег на месте.

8. Ходьба на месте

5 мин.

(4 повтора)

При выполнении прыжков приземляться на всю стопу, следить за дыханием, осанкой, стараться выдерживать темп выполнения.

Не останавливаться на месте, выполнять ходьбу

 

Самоконтроль

Подсчет пульса (самостоятельно)

 

130–160 уд./мин. – норма

3.3

Дыхательные упражнения (по системе Стрельниковой)

1. Упражнение «Ладошки».

2. Упражнение «Кошечка» (по 8 вдохов – 3 серии, в последующем количество вдохов увеличивать)

10 сек.

При повороте в сторону выполняем вдох.

При сжатии пальцев в кулак – выполняем выдох.

Кто почувствует головокружение – поднять руку

Самоконтроль

Подсчет пульса (самостоятельно)

 

На шее – 110–120 уд./мин.

3.4

Упражнения, выполняемые на полу, на укрепление мышц живота, спины, рук

1. Прорабатывать мышцы пресса (верхний пресс, косые мышцы живота, нижний пресс)

3?10 раз

Поясница должна быть прижата к полу, локти развернуты точно в сторону, подбородок направлен вверх

2. Упражнение «Лодочка».

И.п. – лежа на животе.

1 – поднять туловище вверх, прогнуться, руки прямые; 2 – и.п.

2?10 раз

Стараться удержать положение, напрягая мышцы спины, прогибаясь как можно выше вверх

3. Отжимание, выполняемое из и.п. «упор с коленей»:

1 – наклон туловища, касание пола грудью; 2 – и.п.

3?10 раз

Не прогибаться в пояснице, стараться касаться грудью пола, пальцы направлены внутрь, друг на друга

4.

Заключительная часть

Упражнения на развитие гибкости, релаксация, дыхательные упражнения – медленное растягивание до ощущения напряженности в мышцах, с последующим фиксированием позиции на 10–30 сек.

5 мин.

При выполнении упражнений на развитие гибкости, не сгибать ноги в коленях.

Упражнения на расслабление выполняются под медленную музыку, все движения должны быть плавными, не торопливыми, мышцы должны быть расслаблены

5.

Подведение итогов занятия

Беседа о видах оздоровительной аэробики (закрепление теории).

Что вас заинтересовало?

5 мин.

Работа с выставкой методической литературы, аудио-, видеопрограмм.

5.1

Выяснение мнения занимающихся

Упражнения какого из предложенных стилей оздоровительной аэробики вы готовы попробова ть выполнить?

5 мин.

Выполнять комплекс из 10 упражнений для коррекции фигуры каждый день после школьных занятий.

5.2

Домашнее задание

Выполнять комплекс упражнений на развитие гибкости, силы

2 мин.

Оценить работу каждого занимающегося, проанализировать достижения

5.3

Оценка деятельности занимающихся

Индивидуальная беседа, поощрение каждого занимающегося.

Заполнение индивидуальных дневников. (Приложение)

2 мин.

 

Приложение

Индивидуальный дневник самоконтроля

Дата

Оценки

Пульс

Вес

Примечания

 

Общее состояние

Сон

Работоспособность

До занятий

После занятий

 

Эмоциональное состояние

               
               
               
               

Юлия ШИБАНОВА,
зам. директора по методической работе МОУ ДОД «Центр детский (подростковый)»,
пос. Горноправдинск, Тюменская обл.,
ХМАО