Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся

Курс ведет Бейниш Хаймович ЛАНДА

Бейниш Хаймович ЛАНДА

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования.

18

Лекция № 2. Факторы, понятия и термины, определяющие качество образования в сфере физической культуры.

19

Лекция № 3. Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках.

21

Лекция № 5. От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура».

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Различные методические подходы к оценке показателей здоровья.

23

Лекция № 7. Пример мониторинговых исследований с анализом результатов учебных достижений школьников по предмету «физическая культура».

24

Лекция № 8. Научно обоснованные управленческие решения, принимаемые органами системы образования по результатам мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников.

Итоговая контрольная работа

Лекция № 2

Факторы, понятия и термины, определяющие качество образования в сфере физической культуры

Без здоровья мы бесполезны и унизительны.

Монтень

 

Факторы

Качество образования в сфере физической культуры определяют различные факторы:

1. Квалификация преподавателя и тренера:

– специальное педагогическое образование в сфере физической культуры, спорта и туризма;
– личностно-мотивированный интерес, способности и возможности к творчеству и научной организации труда;
– наличие опыта инновационной деятельности;
– владение технологиями и приемами физического воспитания, приобщения учащихся к здоровому образу жизни;
– знание тестовых методик измерения, расчета и оценки показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности, а также контроля уровня знаний по предмету «физическая культура».
– использование межпредметных связей в учебном процессе.

2. Учебные программы общего, профессионального и дополнительного образования, инновационные авторские разработки, программы научных институтов и ведущих ученых.

3. Здоровьеформирующая, комфортная внутришкольная среда.

4. Материально-техническое (спортивные сооружения, инвентарь, оборудование, измерительные приборы, компьютер), методическое и информационное обеспечение учебного процесса.

При аттестации общеобразовательных учреждений, а также при их участии в конкурсах эти и многие другие факторы, отнесенные ко всем основным предметам в виде целого ряда позиций, указываются в отчетных формах. Утвержденные Министерством образования специальные комиссии рассматривают объемные тома этих документов, анализируют организацию учебного процесса и делают выводы по качеству образовательных услуг, предоставляемых каждым конкретным образовательным учреждением.

Такой многофакторный анализ работы школы весьма трудоемок, затрудняет объективную оценку, поскольку школы, лицеи, гимназии и другие образовательные учреждения имеют свой профиль, свои особенности, связанные с целями и задачами обучения (школы с математическим уклоном, с углубленным изучением иностранного языка, школы здоровья и т.д.). Существующий индикативный метод, нашедший широкое применение в экономике, можно использовать и в образовании. Однако выбор поддающихся измерению индикаторов из-за большого количества разноплановых оцениваемых факторов весьма сложен. Великое множество отчетных форм, которые заполняют образовательные учреждения, далеко не всегда отражает уровень качества образования.

Предлагается оценивать конечный результат работы школы по предоставлению образовательных услуг населению по динамике двух измеряемых в мониторинге критериев:

  • учебные достижения школьников по предметам образовательного цикла;

  • показатели физического развития и физической подготовленности, характеризующие здоровье учащихся.

Такой подход к оценке качества образования должен изменить отношение к предмету «физическая культура» всего коллектива и руководства школы. Каждый учитель в школе будет заинтересован в приобщении детей к здоровому образу жизни. Физкультминутки, физкультпаузы, часы и Дни здоровья станут обязательными в организации учебного процесса.

Для того чтобы учитель физической культуры и его коллеги смогли оценить эффективность своей работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, а также измерить их учебные достижения и качество образования, напомним о некоторых понятиях и терминах.

Понятия и термины

Понятийно-терминологическая система содержит ключевые слова общего методического характера, используемые для оценки качества образования и педагогического контроля учебных достижений обучающихся с помощью методик и технологий тестирования, мониторинговых исследований, их информационно-диагностического и прогностического обеспечения.

Специалисты образования для понимания друг друга должны владеть единым «языком» общения. Это позволит объективно анализировать организацию работы образовательного учреждения, принимать научно обоснованные решения по управлению системой образования.

При формулировке понятий и терминов использованы их общепринятые энциклопедические определения, а также определения, данные в работах Р.А. Абзалова, В.С. Аванесова, В.И. Андреева, В.К. Бальсевича, В.И. Загвязинского, В.А. Кальней, А.Н. Майорова, М.М. Поташника, Н.К. Смирнова, В.А. Хлебникова, С.Е. Шишова и др.

Рассмотрим более подробно понятийно-терминологическую систему, используемую в методике, представляемой в данном курсе.

Общеметодические понятия и термины

Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии. Понятие выражает нечто существенное в предмете.

Термин – призван точно обозначить понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах социальной сферы.

Методика – научная дисциплина о том, как преподавать что-либо и как обучать чему-либо. Для познания методика использует инструменты, различные приемы исследований и другие средства.

Методология – область общей стратегии исследовательских действий.

Теория (в переводе с греческого – рассмотрение, исследование). Система основных идей в той или иной отрасли знания. Форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. Методическая основа теории – эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т.д., используемые современной наукой.

Практика – критерий истинности и основа развития теории.

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Термины и понятия физической культуры

Физическая культура – единственный предмет, традиционно входящий в базовое содержание образования (от дошкольного до высшего) и этим отличающийся от всех предметов общеобразовательного цикла. Одни предметы носят названия наук (математика, физика и т.д.), другие определяют сферу деятельности (труд, музыка и др.), тогда как физическая культура несет культурологическое содержание, являясь составной частью общей культуры человека.

Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.

Содержанием физической культуры является созидательная, творческая деятельность совместно с педагогикой, медициной, физиологией и другими науками. Ее результат – высокая двигательная активность, физическое здоровье и нормальное физическое развитие, развитие самостоятельности, инициативы, воли, мыслительных способностей и нравственных качеств.

Механизм развития физической культуры – инновации, включающие современные формы организации учебного процесса с использованием: информационно-диагностических технологий и межпредметных связей; критериев, основанных на результатах комплексного мониторинга показателей здоровья; методик расчета потребности, загруженности и комфортности спортивных сооружений; экономической эффективности затрат на физическую культуру; менеджмент и маркетинг в сфере организации физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристских услуг, продвижения их на рынок труда.

Средства физической культуры – двигательная активность для рационального использования человеком в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития физической подготовки к жизнедеятельности; духовно-нравственное воспитание; формирование здорового образа жизни, культура здоровья. Средства физической культуры являются общими для всех детей, тогда как медикаментозные средства и методы строго специфичны.

Известно множество средств физической культуры, служащих укреплению здоровья:

  • упражнения циклического характера;

  • различные виды гимнастических упражнений;

  • спортивные и подвижные игры, обеспечивающие высокую эмоциональную привлекательность упражнения силового характера;

  • естественные природные факторы (солнце, воздух, вода);

  • традиционные средства: контрастный душ, бани, ванны, массаж;

  • нетрадиционные восточные оздоровительные системы (ушу, йога, цигун и др.).

Их подбор индивидуален и должен учитывать особенности обучающегося.

Теория физической культуры – учебная дисциплина о закономерностях управления процессом формирования физической культуры.

Объект и субъект теории физической культуры. Объектом являются закономерности, факторы и средства физической культуры. Объект определяется содержанием учебной программы предмета. Субъектом является человек, на которого направлено воздействие всего объекта предмета.

Физическая активность – деятельность индивидуума, направленная на достижение физических кондиций, необходимых и достаточных для достижения и поддерживания высокого уровня здоровья, физического развития, физической и функциональной подготовленности.

Физическое воспитание – часть общего воспитания, педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека. Физическое воспитание детей представляет собой систему из четырех видов обучения: основное, дополнительное, факультативное и самостоятельное. Основное – уроки и занятия по физической культуре. Дополнительное – это физкультурно-оздоровительные и физкультурно-спортивные мероприятия. Факультативное – спортивная тренировка, общешкольные физкультурно-массовые, лечебно-оздоровительные занятия (в специальных медицинских группах, в группах лечебной физической культуры). Самостоятельное обучение – абонентские группы по видам спорта, досуговые занятия, походы с родителями.

Средства физического воспитания – занятия физическими упражнениями, закаливание, гигиена труда и быта. Эти средства открывают возможности управления здоровьем, а при условии врачебно-педагогического контроля являются одним из направлений формирования здоровья.

Физическое развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни, важнейший индикатор здоровья детей и взрослых, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни. Размеры тела, их пропорции определяют телосложение и являются показателями физического развития. По ним можно судить о дефиците массы тела или избыточном весе и их динамике, развитии грудной клетки по разнице замеров ее окружности на вдохе и выдохе и соответствии этих показателей возрасту испытуемого. На качество физического развития влияют гиподинамия, интенсификация процессов обучения, недостаточное питание.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки, целенаправленно организованного педагогического процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков. Включает следующие основные качества, которые находятся в сложной и неоднозначной связи между собой: силу, выносливость, координацию, гибкость, быстроту. Степень развития этих качеств определяет физическую подготовленность человека.

Функциональная подготовленность характеризует состояние основных систем жизнеобеспечения организма, их работоспособность. К наиболее информативным величинам, исследование которых представляет наименьшие трудности, относятся частота сердечных сокращений, артериальное давление, частота дыхания, время задержки дыхания – за их динамикой можно проследить в процессе занятий. С помощью этих параметров осуществляется контроль функционального состояния по нагрузочной и ортостатической пробе, пробе Штанге и др.

Физические качества определяют социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других – более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.

Физические способности – относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека.

Образование, управление, качество, контроль

Образование – от глагола «образовывать», чаще всего имеет значение «создавать, формировать, выращивать, создавать нечто новое». Это понятие включает в себя обучение, воспитание, развитие (физическое, духовное, интеллектуальное, экономическое, экологическое и т.д.), формирует не только и не столько академические знания, а прежде всего способности трудиться, жить, адаптироваться в быстро изменяющемся мире. Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Основной путь получения образования – обучение в учебном заведении, где оно тесно связано с воспитанием. Большое значение в образовании имеет самообразование, культурно-просветительская, общественно-трудовая деятельность. Уровень общего и специального (профессионального) образования обуславливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники, культуры.

Управление – элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социологических, образовательных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным. Качество – объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. Качество – это соответствие любого изделия, продукта, одушевленного или неодушевленного объекта определенным требованиям. Например, качество материала определяется специальными испытаниями на прочность, пластичность, отсутствие внутренних и внешних дефектов. Физические кондиции ребенка в процессе его роста и развития определяются физиологами, медиками, учителями физической культуры на их соответствие половозрастным нормативам. Существование государственных стандартов качества, проведение научных конференций по его контролю свидетельствуют о том, что вопросы качества имеют первостепенное значение. Только научно обоснованный подход, базирующийся на применении современных методик и информационно-диагностических технологий, позволяет улучшить качество, а значит, и управлять им.

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании компетенций личности. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи. Качество образования – это системная характеристика образования, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и (или) результата образовательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и (или) результата образовательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом. Качество образования представляется как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели и результат должны быть представлены, измерены, охарактеризованы и описаны в одних единицах, в одних параметрах, – иначе их невозможно сопоставить. При задании этих параметров должен быть понятен механизм (технология, способ), позволяющий проверить соответствие цели результату.

Виды педагогического контроля – входной, текущий, тематический, рубежный, итоговый.

Функции педагогического контроля – обучающая, развивающая, контролирующая, диагностическая, прогностическая.

Стандарт (от англ.: standard) – норма, образец, эталон, мерило. Стандарт – обязательный минимум основных образовательных программ по предметам, требования к уровню подготовки учащихся, а также к тому, что должен знать, понимать и уметь каждый школьник. Стандарт – обязательный не минимальный, а гарантированный уровень знаний. Стандарт образовательный – это эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени. Стандарты нового поколения будут оценивать не знания, как сейчас, а умение их применять.

Диагностика (в переводе с греческого – распознавание) – учение о методах и принципах распознавания, установления и изучения признаков отклонений от нормальной работы, разработка методов и средств обнаружения дефектов, локализация их.

Прогноз – предсказание, предвидение.

Прогнозирование – разработка прогноза, научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Педагогическое задание – выполняет ведущую роль в образовательном процессе. В педагогике говорят о задачном подходе к организации обучения. Современной альтернативой задачам и развивающим вопросам стали задания в тестовой форме.

Тестирование

Тест (от англ.: test) – проба, испытание, исследование. Первые тесты были созданы в 1884–1885 гг. известным английским ученым, двоюродным братом Ч.Дарвина, Френсисом Гальтоном. Он исследовал индивидуальные различия людей по 17 показателям: физическим (вес, рост, сила кисти и др.) и психическим (порог чувствительности, время реакции, ассоциации, запоминание букв и т.д.). Неизменной целью тестирования был отбор.

Тестовое задание – это минимальная законченная составляющая, часть теста в виде проверочного задания специфической формы. Тестовое задание служит как для измерения и оценки результатов обучения, так и для любых испытаний с целью выявления и измерения достижений учащихся.

Содержание тестового задания – инструкция, текст задания, эталон ответа.

Тестирование – основа прогнозирования управления образовательным учреждением.

Педагогический тест – это система специально подобранных проверочных заданий специфической формы, позволяющих количественно оценить учебные достижения в одной или в нескольких областях знаний. Педагогический тест – это средство измерения или инструмент, с помощью которого реализуется процедура тестирования.

Педагогический тест – это система заданий специфической формы, возрастающей трудности и определенного содержания, позволяющая оценить знания, умения, навыки и измерить их уровень.

Цель тестирования – диагностика и оценка уровня обученности учащихся, а также показателей их здоровья. Традиционно педагогический диагноз учащемуся ставится на основе данных журнала успеваемости, индивидуальных бесед с ним и с его родителями. Достоверность диагностических выводов существенно возрастет, если традиционные методы адекватно сочетаются с применением тестовых методик.

Формы тестовых заданий:

Для оценки уровня знаний:

– закрытая – с выбором одного или нескольких правильных ответов;
– открытая – задания, требующие дополнения;
– задания на установление соответствия;
– задания на установление правильной последовательности.

Для оценки показателей здоровья:

– тесты, определяющие физическое развитие;
– тесты, определяющие физическую и функциональную подготовленность.

Педагогическое тестирование – совокупность организационных и методических мероприятий, объединенных общей целью с педагогическим тестом и предназначенных для подготовки и проведения формализованной процедуры предъявления теста, обработки, анализа, интерпретации и представления результатов выполнения теста.

Тестовый балл показывает степень овладения учебным материалом. Такой подход используется при сравнении учебных достижений учащихся, классов, школ между собой.

Педагогические измерения – процесс отображения числами уровней проявления интересующих качеств личности. Их можно рассматривать как практическую образовательную деятельность, направленную на оценку качества образования (обученности, состояния физического здоровья и т.д.) учащихся.

Рейтинг испытуемых – процесс определения места учащихся на основе самых различных данных: результатов тестирования, субъективного оценивания, педагогического наблюдения с регистрацией результатов и др.

Мониторинг

Мониторинг (от лат. Monitor) – напоминающий, надзирающий.

Педагогический мониторинг – наблюдение, оценка и прогноз в образовательной деятельности.

Комплексный мониторинг – необходим для прогнозирования и реального управления качеством образования.

Цель комплексного мониторинга – выявить уровень знаний и здоровья, определить влияние на них инновационных учебных программ. Мониторинг – важнейший элемент в системе педагогического управления. В его рамках отслеживается, оценивается, корректируется и прогнозируется образовательная деятельность.

Задачи комплексного мониторинга:

  • организация сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательного учреждения и педагогической системы в целом;

  • обеспечение непрерывного отслеживания динамики показателей;

  • прогнозирование по ним развития системы образования;

  • осуществления обратной связи, отражающей соответствие фактических результатов поставленным качественным целям;

  • надзор за качеством образования с помощью достоверной и оперативной оценки состояния дел в образовательном учреждении;

  • определение качественных и количественных характеристик уровня знаний и показателей здоровья;

  • разработка критериев, позволяющих принимать управленческие решения по организации учебного процесса;

  • управление качеством образования.

Мониторинг здоровья – это:

  • новое направление развития широкомасштабного тестирования в образовании, которое следует учитывать при построении общероссийской системы оценки качества образования;

  • отслеживание по результатам тестирования динамики показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности;

  • наряду с тестированием уровня знаний, комплексная оценка качества образования и организации работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

  • путь к профилактике негативных проявлений в молодежной среде;

  • принятие научно обоснованных решений по управлению системой образования;

  • использование для обработки результатов современных информационно-диагностических технологий;

  • специально организованные диагностические мероприятия (измерения), выявляющие отклонения от нормы состояния различных систем организма учащегося, необходимые для проверки эффективности внедрения различных инновационных оздоровительных и образовательных программ в учебных заведениях любого типа, а также для внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии

Здоровье – по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического, социального и психического благополучия. Здоровье – это не просто отсутствие болезни в данный момент. Это совокупность ряда признаков: нормальное функционирование всех органов и систем, хорошая работоспособность, малая утомляемость, легкость перехода к активности, быстрое восстановление сил после нагрузки, высокий уровень защитных свойств организма, хорошее самочувствие, соответствие телосложения возрасту и росту (Дибнер). Отсутствие хотя бы одного из признаков служит сигналом о нарушении физического здоровья, акцент на которое делается в нашем курсе. Приведем еще два определения здоровья: «Здоровье – это функциональная достаточность организма, которая позволяет человеку успешно выполнять свою физиологическую и социальную функцию» (Громбах); «Здоровье – это когда государство способно обеспечить населению достойный уровень жизни» (Горбенко).

Технология – совокупность процессов, правил, навыков, последовательно направленных на разработку различных методик физического оздоровления, тренировки и обучения. Технология – это прописанный алгоритм действий, особая форма функционального и прикладного научного знания, переходящая от естественных исследований к методическим разработкам в цепи «наука – технология – методика».

Здоровьеразвивающий вид деятельности – может возникнуть у любого человека в любом возрасте. В начале жизненного пути это зависит от родителей, домашней среды и окружения. Затем добавляется наиболее значимое влияние образовательного учреждения (учителей и администрации) и, наконец, условий производственного труда.

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: рациональную организацию учебного процесса и двигательной активности в соответствии с санитарными требованиями и гигиеническими нормами; организацию питания; комплексное педагогическое воздействие с целью ориентации учащихся на ценность индивидуального здоровья как основы активной жизнедеятельности.

Здоровьесберегающая педагогика – совокупность приемов, форм и методов организации обучения детей без нанесения ущерба их здоровью.

Всем понятно, что не приспособленное для обучения помещение, отсутствие в течение для горячего питания, запрет на выражение ребенком возникающих у него эмоций не стимулируют интереса к учебе. Ученик, для которого ежедневное посещение школы является тяжелым и неприятным испытанием, оставляет в ней частичку своего здоровья.

Здоровьеформирующие технологии в физическом воспитании используют ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих преумножение здоровья занимающихся. Это создание комфортных условий обучения; стимулируемое развитие физических качеств, особенно выносливости, способствующих снижению возможностей перегрузок функциональных и морфологических систем организма при выполнении физической и умственной работы; развитие внимания и координационных способностей, помогающих избежать бытовых и производственных травм и правильно сориентироваться в экстремальных ситуациях; воспитание у человека навыков организации режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления; формирование коммуникационных навыков, обеспечивающих высокий уровень способности к интеграции в разные социальные группы и рабочие коллективы, и толерантность в общении с другими людьми (В.К. Бальсевич).

Рекомендуемая литература

1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). – Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2002.

2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: АДЕПТ, 1998.

3. Андреев В.И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования. // Известия Российской Академии образования. – 2001. – № 1. – С. 35–37.

4. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000.

5. Ланда Б.Х. Методика, понятия и критерии физической культуры в оценке качества образования. // I Международный конгресс «Термины и понятия в сфере физической культуры». – СПб., 2006. – С. 128.

6. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000.

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.

8. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. / Сост. Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. – М.: СпортАкадемПресс, 2001.

9. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

10. Хлебников В.А. и др. Основные принципы построения понятий и терминов педагогического тестирования. Стандарты и мониторинг в образовании – 2003. – № 2. – С. 53.

11. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие факторы, определяющие качество образования в сфере физической культуры, Вы считаете наиболее значимыми? Составьте их рейтинг.

2. Дополните любые из разделов части «Понятия и термины» своими предложениями.

Рейтинг@Mail.ru