Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2007

МЕТОДИКА. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ


Рейтинговая система: минусы меняем на плюсы

На всех этапах развития школы на первое место всегда ставился вопрос эффективного оценивания учащихся.

Не секрет, что оценка очень важна для стимулирования школьников в овладении изучаемым предметом и в определении результата проделанной работы. Другое дело, что обыкновенная пятибалльная система не совсем справедлива, так как одну и ту же оценку могут получить дети, значительно отличающиеся друг от друга по своим способностям и приложенным усилиям.

На традиционном уроке ученик выполняет в основном действия, которые рекомендует учитель и контролирует с помощью отметок, что является внешней мотивацией. После длительного пребывания детей в режиме принуждения возродить самостоятельность в них нелегко. А ведь именно к самостоятельным занятиям, в конечном счете, должны их подводить уроки физической культуры.

Поразмышляв над этой проблемой и проанализировав данные из опыта работы других учителей, я пришел к выводу, что изменить положение может использование рейтинговой системы оценивания учащихся, которая стала элементом авторской программы «Волейбол как средство физического воспитания».

Цели и задачи рейтинговой системы

Рейтинговая система в той или иной форме существует давно. Под рейтингом подразумевается индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений, который характеризует каждого ученика. Для составления рейтинга используется язык цифр, что в какой-то мере исключает влияние личности учителя, то есть отметка более объективна.

Переходя на рейтинг-систему оценивания, я хорошо представлял себе задачи, на решение которых она должна быть направлена:

– единство реализации всех функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей;
– максимальное использование внутренних ресурсов учащихся, раскрытие их возможностей;
– обеспечение более высокого качественного уровня обучения;
– обновление содержания работы и, как следствие, повышение познавательного интереса к уроку физкультуры;
– развитие положительной мотивации к занятиям физической культурой на уроках и дома.

Ценность рейтинг-системы оценивания заключается в том, что школьники сами могут спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных очков.

Эта система подразумевает отказ от выставления на уроках традиционных оценок «5», «4», «3», «2», так как есть более тонкая градация. Например, те дети, которые получили оценку «5», могут сильно различаться по своим способностям. Для некоторых из них оценка «отлично» – своеобразный «потолок», а для других – лишь стартовая площадка к более высоким результатам.

Если сравнить обычную систему оценивания с рейтинговой, то можно проследить определенную закономерность:

Обычная система

Рейтинговая система

Оценка выставляется за единичный ответ

Позволяет вести систематический учет знаний и умений

Настраивает учащихся на работу по мере приближения зачета

Требует систематической и последовательной работы

Не исключает принципа «лотереи» на зачете

Оценивает конкретные умения и навыки

Способствует пассивности занимающихся во время подготовки к сдаче зачета

Настраивает на активную деятельность и ответственность учащихся за принимаемые решения по выбору заданий

Настраивает учащихся на потребительское отношение к учебному процессу, на подготовку к урокам только ради получения оценок

Создает свободу выбора вида заданий и продолжительности их выполнения

Приводит к неравномерности нагрузки в течение четверти, создает условия для перегрузки учащихся

Приучает учащихся отвечать за свою подготовку, не накапливать долги к концу года

 Система выставления оценок

Данная рейтинг-система не предусматривает выставления текущих оценок на уроках. Оценка выставляется в соответствии с набранными очками за сданные нормативы. Набрав к концу учебного года определенную сумму очков, ученик получает итоговую оценку за год. С целью контроля достижений учащихся выставляются текущие очки за каждую четверть в 4–9-х классах и за полугодие в 10–11-х классах.

Схема соответствия оценок и очков по системе рейтинга выглядит так:

«2» – 20 очков;
«3» – 30;
«4» – 40;
«5» – 50 + 25 + 25 – премия.

На выполнение каждого норматива дается три попытки. Первую попытку школьник выполняет в первой четверти, вторую – в третьей и третью – в конце учебного года.

В зависимости от показанного результата ученик получает не оценки «2», «3», «4», «5», а соответствующее этим оценкам количество очков: 20, 30, 40 или 50 с возможной прибавкой. При сдаче норматива на «5» с первой попытки (а их, как было сказано выше, всего три) дают 50 премиальных очков, по 25 за неиспользованную попытку. Если оценка «отлично» получена со второй попытки, то всего начисляют 75 очков (50 очков за выполненный на «5» норматив и 25 премиальных очков – за неиспользованную третью попытку).

Если с первой попытки ученик сдает норматив, например, на «3», то получает 30 очков на «карандаш», так как он может улучшить результат во второй попытке, и если выполняет норматив, допустим, на «4», то получает уже 40 очков вместо 30. Если со второй попытки норматив сдан на «5», то в «копилку» идет 75 очков. Если же со второй попытки результат не улучшен, то остается третья попытка, и за показанный в ней результат, соответствующий оценке «5», премии нет, т.е. ученику начисляется 50 очков.

Чтобы те дети, которые сдали норматив на оценку «5», не успокаивались и не теряли интереса к урокам, предусмотрена система штрафных очков. Например, если результат, показанный в первой попытке, соответствовал оценке «5», а во второй попытке он ухудшен, то начисляют 15 штрафных очков, которые вычитаются из 100, но их можно вернуть, если в третьей попытке вновь улучшить результат первой попытки и получить 15 премиальных очков. Таким образом, даже те ученики, которые выполняют нормативы на оценку «5», должны постоянно тренироваться и улучшать свои результаты.

Есть дети, которые в силу своих особенностей сколько бы ни бились, все равно не смогут показать результат, предусмотренный нормативом, и получить положительную оценку. Значит, такие ученики обречены на «двойку» и им никогда не улыбнется счастье преодолеть себя и быть отличником?

А есть такие, для которых выполнение нормативов на «5» не представляет никаких трудностей. Даже пропустив урок без уважительной причины, они с легкостью сдают все недостающие зачеты.

Копилка

Учитывая все это, в существующую систему была введена так называемая «копилка», куда дети могут складывать дополнительные очки, помимо учебных нормативов, со знаком «+» или «–».

Те ученики, которые добросовестно и постоянно занимаются на уроках, могут в виде поощрения получить дополнительные очки за:

  • своевременное и правильное ведение тетради – 50 очков в конце учебного года;

  • посещение всех уроков за год – 200 очков;

  • работу по учебной карточке в период временного освобождения от уроков – от 5 до 15 очков;

  • посещение всех уроков, за исключением тех уроков, которые пропущены по уважительной причине, – 100 очков.

И, наоборот, за недобросовестное отношение к уроку можно потерять уже имеющиеся баллы:

  • пропуск занятия без уважительной причины – 20 очков;

  • отсутствие спортивной формы на уроке – 15 очков;

  • отсутствие тетради во время зачетного урока – 10 очков;

  • нарушение техники безопасности на уроке – 10 очков.

Таким образом, в конце учебного года из «копилки» достаются все очки со знаком «плюс» и «минус», прибавляются к общей сумме очков за выполнение учебных нормативов, и получается общая сумма, за которую выставляется годовая оценка.

Алгоритм подсчета очков

Здесь хотелось бы остановиться на сумме очков, набранных учениками, и на том, как эта сумма может изменяться в зависимости от количества нормативов, предлагаемых к сдаче.

Все нормативы предусмотрены авторской программой «Волейбол как средство физического воспитания», и количество их постепенно возрастает, начиная с младших классов и заканчивая выпускными.

Если учесть, что ученик сдает все нормативы на «3» и получает за каждый 30 баллов, то общая сумма в конце учебного года на «3» будет равняться количеству нормативов, умноженному на 30; сумма баллов, соответствующая отметке «4», – количеству нормативов, умноженному на 40; сумма баллов, соответствующая отметке «5», – количеству нормативов, умноженному на 50.

Для учащихся, которые легко справляются с нормативами, хороший стимул – получить звание «Отличник по физической культуре», для этого они должны набрать общую сумму – 100 очков, умноженные на количество нормативов.

Ценность рейтинговой системы заключается еще и в том, что здесь идет совместная работа учителя и ученика: в тетради, которую ведут дети, и рейтинг-листе, заполняемом учителем. В тетрадь вносятся записи по основам знаний, «Школе движений игры в волейбол», технике безопасности, уровню физического развития. Тетрадь служит еще и своеобразным связующим звеном с родителями, которые могут следить за успехами своих детей по количеству набранных очков и делать выводы. (После окончания каждой четверти родители проверяют тетрадь и расписываются в ней).

По данной системе я работаю уже 13 лет и хорошо изучил ее преимущества, как, впрочем, и дети, а это самое главное. В ходе работы по рейтинговой системе были внесены некоторые изменения и дополнения: введена «копилка», система штрафных очков за снижение результата.

Подавляющее большинство учеников с интересом обучаются по данной системе оценивания и подтверждают это в ежегодных опросах, что наглядно видно на диаграмме за последние 5 лет.

Дети делают такие выводы потому, что данная система оценивания дает им:

  • самому спланировать себе оценку и сравнить свои успехи с успехами товарищей по количеству набранных очков;

  • возможность сравнения своего результата с результатами учащихся всей школы;

  • наметить для себя результаты, ради которых он с готовностью станет заниматься в школе и дома;

  • избавление от страха перед выполнением норматива на оценку, ведь в данной системе нет «двойки», есть 20 очков в копилку;

  • возможность воспитать трудолюбие и самодисциплину;

  • стимул к повышению уровня физической подготовки;

  • право пропустить сдачу любого норматива и добрать необходимое количество очков в другом виде;

  • получить звание «Отличник по физической культуре» – 69 учащихся школы имеют такое звание на сегодняшний день.

Анализируя результаты работы по данной системе, можно сравнить качество знаний, умений и навыков выпускников средней школы, которые обучались по обыкновенной 5-балльной системе и по рейтинговой системе. Средний показатель у школьников, обучавшихся по 5-балльной системе за 12 лет, с 1981–82 по 1993 гг., составил 62%, а показатель у школьников, обучавшихся по рейтинговой системе, начиная с 1994 по 2005 гг., составил 71%. Налицо явный рост качества, потому что он напрямую зависит от сознательности и активности детей на уроке, чему и способствует система рейтинга.

С целью выявления отношения учащихся к данной системе оценивания проводилось анкетирование учащихся восьмых классов в 2003–04 и в 2005–06 учебных годах.

Вопрос: Для чего, по вашему мнению, введена рейтинговая система оценивания?

Ответы учащихся

2003–04 год

2005–06 год

Кол-во ответивших

%

Кол-во ответивших

%

Чтобы дети лучше учились, не было двоечников

9

27

3

13

Справедливость отметки, лучше (удобнее) оценивать

7

20

6

26

Заинтересованность ученика на уроке

5

15

4

17

Чтобы лучше относились к предмету

2

5

2

8

Самому легко контролировать себя

3

8

3

13

20 очков лучше, чем отметка «2»

8

25

5

23

Вопрос: Что вам нравится в рейтинговой системе оценивания?

Ответы учащихся

2003–04 год

2005–06 год

Количество ответивших

%

Количество ответивших

%

Все

11

32

9

38

Нет страха получить «2»

7

21

4

16

Стали учиться лучше

4

11

4

16

Интереснее

6

18

2

8

Справедливость

6

18

5

22

Из ответов видно, что интерес к рейтинговой системе оценивания не снижается, а, наоборот, повышается.

Для меня как учителя данная система важна тем, что обеспечивает:

– бесконфликтность общения, комфортность, доброжелательную атмосферу урока;
– рост сознательности, повышение активности учащихся;
– наглядное отражение каждого, даже маленького, шага в росте результатов;
– физическое развитие учащихся не в ущерб здоровью.

Не менее важно это и для ребят. А значит, появляется реальная возможность для всех учащихся без исключения стать активными участниками учебного процесса на уроке. Наверное, в этом и состоит наша главная задача.

Евгений МАТВЕЕВ,
учитель физкультуры,
с. Маминское,
Свердловская обл.