Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2007

МЕТОДИКА. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ


Жертвоприношение ради победы

Статья американского ученого и журналиста Джеральда Нила, которую мы предлагаем вашему вниманию, заставляет по-новому взглянуть на один из основных принципов, используемых при подготовке юных спортсменов: на принцип состязательности. Речь идет о якобы заложенном в каждом ребенке стремлении стать победителем, стать лучшим, хотя бы в одном виде спорта. Мотивируя именно этим стремлением, Росспорт пытается полностью заменить физическую культуру спортивными секциями – чтобы каждый занимался с удовольствием, с азартом, чтобы стремился стать первым в выбранном виде спорта.
Джеральд Нил уверен: делая упор на состязательности и конкуренции, взрослые навязывают детям не свойственные им ценности.

Упорство и труд все перетрут?

Недавно я встретился со своим другом Роном, тренером по футболу. Он, как обычно, начал рассказывать о своих воспитанниках, об их проблемах и достижениях. Мы и не заметили, как завязалась серьезная дискуссия.

– Неужели стремление к победе – единственное, что может сплотить команду футболистов?

– Может, и не единственное, но, бесспорно, самое главное. Общество ожидает от команды победы, и только победы. Мы постоянно чувствуем на себе это давление – нас заставляют побеждать.

– Разве победа – единственный показатель успешности спортсменов?

– Нет, конечно. Спортсмены учатся многому: работать в команде, добиваться намеченной цели, планировать свое время. Они становятся сильными и при этом приобретают множество полезных для жизни навыков.

– Тогда зачем им нужно побеждать? Что случится, если они не будут выигрывать?

– Значит, нужно больше тренироваться, работать не покладая рук. Чтобы выиграть! Для этого и нужен тренер: чтобы из мальчиков вырастить мужчин.

– А что, если ребята полностью выложатся, повзрослеют, но так и не станут победителями?

– Тогда я должен буду прекратить тренерскую деятельность и поискать другое место, чтобы прожигать свой талант впустую.

– А как ты мотивируешь своих ребят на работу, если они проигрывают? Разве не бывает, что после этого они просто бросают тренироваться?

– К сожалению, ты прав, после постоянных поражений спорт бросают многие. Особенно те, у кого характер не очень сильный, ведь никто не хочет быть проигравшим, «лузером». Такие ребята вынуждены выслушивать множество шуточек и от сверстников, и от педагогов: о своем поражении, о своем неумении и бессилии.

– А как ты мотивируешь на тренировки тех, кто всегда находится на скамейке запасных и вообще не участвует в игре?

– Они учатся помогать команде и верят, что рано или поздно обязательно выйдут на поле.

Спонсор публикации статьи интернет-магазин "В Футболке". Магазин предлагает Вам приобрести прикольные футболки с надписями на заказ - широкий выбор ассортимента, гарантия качества, низкие цены. Мужские, женские и детские футболки, футболки для беременных и для молодожёнов, на сайте есть большой выбор ассортимента, удобный поиск по категориям, возможность создания своего уникального дизайна, а также специальные условия для оптовиков. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете здесь.

– Как ты думаешь, что они чувствуют при этом? Им не больно?

– Мое дело – вести их к победе, я фокусирую свое внимание на тех, кто сегодня играет в основном составе. Если ребенок хочет играть, значит, он должен больше тренироваться. Все очень просто.

– Скажи, а тебя когда-нибудь сажали на скамейку вечных запасных? Если да, что ты тогда чувствовал?

– Однажды я играл за одну калифорнийскую команду, и мне пришлось бросить эту работу всего через пару недель. Дело в том, что там мне не давали по-настоящему делать свое дело, не позволяли играть в основном составе.

– Что же ты не начал работать активнее, не приложил больше усилий, чтобы добиться намеченной цели и войти в основной состав?

– Потому что это была не моя команда, я там был чужаком. Я мог там тренироваться миллион лет и все равно не стал бы для них лучше, не вошел бы в основной состав.

– Что ты тогда чувствовал?

– Честно? Я чувствовал себя опустошенным, одиноким, словно часть меня умерла и жизнь закончилась. Я решил, что никогда больше не буду заниматься спортом. Кстати, именно поэтому (и именно тогда!) я и стал тренером.

– Последний вопрос. Ведь ты тогда был уже взрослым человеком. Как ты думаешь, что происходит в такой же ситуации с ребенком?

– Наверное, дети чувствуют что-то похожее, только острее. Наверное, им гораздо хуже, чем мне было тогда...

Кому нужны соревнования?

К сожалению, мы, взрослые, часто забываем: всем, кто борется за победу, нужна поддержка. Постоянная конкуренция легко может разрушить чувство защищенности, так необходимое детям.

Самоуважение и природная любознательность толкают детей на пробу своих сил в разных областях человеческой деятельности, но результаты этих проб бывают разными. В мире взрослых потеря работы, снижение уровня жизни по сравнению с родственниками и друзьями часто становятся причиной психологической травмы. Если мы допускаем публичное унижение детей, исключая их из команды или держа на скамье запасных без всякой надежды на изменение положения, то губим в них возможность быть пластичными, и они часто полностью теряют уважение к себе.

Примитивный дарвинизм

Почти все защитники элитарности спорта, даже если на самом деле они так себя не называют, вольно или невольно ставят учеников-победителей на сконструированный взрослыми пьедестал. Тренеры и учителя фокусируют внимание всех на тех, кто победил: этих детей ставят другим в пример, в их честь устраивают праздники, их хвалят, ими восхищаются.

Но… нет победителей без проигравших. Нельзя забывать: мы возвышаем победителей за счет других ребят. Иногда команда обыгрывает всех соперников и начинает открыто смеяться над ними. По иронии судьбы, недавно сын Рона играл в школьной команде в баскетбол, и их команда проиграла со счетом 46:0. Разгромив всухую противников, победители устроили радостные танцы сразу после игры, перед командой пораженного противника и перед всеми болельщиками. Представляете, что в этот момент чувствовали проигравшие?

Если вы хотите понять, кто на самом деле устраивает состязания за победу в спорте, посмотрите внимательно на взрослых, присутствующих на детских соревнованиях. Обратите внимание, как они радуются, когда игроки команды соперников допускают ошибку, как они кричат на судей и не могут успокоиться, даже если дети уже внутренне приняли решение арбитров и продолжают игру. Послушайте, как взрослые «утешают» проигравших детей, рассуждая о великой роли поражения для стимулирования новой деятельности и новых перспектив.

Анкетирование детей показало, что для мальчиков победа в спорте стоит только на восьмом месте в ранге значимости занятий спортом. Для девочек – на двенадцатом... Для детей, согласно этому исследованию, главным стимулом является внутренняя награда, самопознание.

По данным спортивного психолога Терри Орлика, более 80–90% детей старше 15 лет вообще не занимаются физкультурой и спортом. Большинство из них потеряло интерес к спорту за годы учебы в средней школе. Их стремление заниматься было уничтожено рассуждениями о требованиях к командной игре, о слаженности команды и укорами: «Ты плохо играешь! Из-за тебя мы снова на последнем месте!». Разговоры об этом не прекращаются и в классе, в котором уроки физкультуры обычно ведет тренер школьной команды, старающийся «разогреть» детей, заставить их заниматься спортом, чтобы набрать в команду лучших ребят и победить на межшкольных соревнованиях.

По иронии судьбы, именно эти дети – те, кто бросил занятия физкультурой и спортом благодаря «стараниям» тренеров и учителей, – больше всего в них нуждаются. Они очень быстро становятся аутсайдерами, проигравшими и навсегда отказываются от тренировок. Лишь немногие из них, самые стойкие, обладающие огромной силой духа, не оставляют занятия.

Честно говоря, это просто безжалостно.

Спорт – всего лишь отражение нашей культуры. Родители с легкостью ставят по пять долларов на победу команды своей школы в каждой из двадцати игр в сезоне, но при этом отказываются платить 10$ в год на нужды школы. На футбольное поле приходят больше взрослых, чем на любой творческий вечер или детский концерт. Дети, которые в соревнованиях не участвуют, с болью переживают это, ведь для них важно, чтобы взрослые принимали их, чтобы кто-то восхищался ими.

Что можно сделать?

Межшкольные соревнования плотно вросли в нашу культуру, и попытка отказаться от них ни к чему не приведет. Однако мы можем изменить суть происходящего там.

Недавно я болел за команду своего сына, игравшую в баскетбол с командой Рона, о которой я говорил выше. «Наши» довольно быстро стали обыгрывать соперников, но, так как мы живем в довольно небольшом поселке и все хорошо знаем друг друга, нам удалось сделать игру менее травматичной для проигравших. Во-первых, все – и болельщики обеих команд, и игроки побеждающей команды – старались поддержать проигрывающих. Мы дружно аплодировали каждому удачному броску, удачной подаче. Все старались поддержать детей – так, как это должно быть в настоящем спорте. Ребята начали играть увереннее, к концу матча набрав 20 очков. А потом обе команды пошли в «Макдональдс» – не как противники, как друзья: шутили, веселились, вспоминая игру и понимая, что это была всего лишь игра и не стоит ей придавать слишком большое значение. Если так будут относиться к спортивным соревнованиям все взрослые, многие дети не перестанут заниматься спортом к 15 годам.

А еще можно ввести правило: в каждой школе должно быть как минимум две команды, а если школа большая – три или четыре. Конечно, это связано с финансированием команд и их поездок, что очень неудобно для нас, взрослых. Но тогда возможность заниматься спортом будет у каждого желающего ученика, а не только у тех, кто может принести своей школе долгожданную победу.

Ведь мы понимаем, что каждый ребенок должен ощущать свою причастность к школе, гордиться ею и, что еще важнее, гордиться самим собой. И тогда школа по-настоящему выиграет в самых главных соревнованиях.

Джеральд В. НИЛ, США
Перевела Ольга ЛЕОНТЬЕВА

 

Рейтинг@Mail.ru