Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2007

МЕТОДИКА. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ


Роль второго плана

Размышления о программе физического воспитания

Время летит стремительно, но если бы только время! Жизненные ориентиры меняются быстро, невзирая на то, готовы ли мы к этому. Но мы приспосабливаемся, осваиваем новое, чтобы не отстать от времени. Однако наступает момент, и мы вдруг чувствуем, что движемся не совсем в нужном направлении. Чтобы в этом убедиться, достаточно побывать на уроках физкультуры и любых массовых соревнованиях школьников в округе или районе.

Многие годы программа по физическому воспитанию оставалась неизменной. А ведь в школе нет ни одного другого предмета, который бы изучали с 1-го класса по 11-й, – только физическая культура. Каждый учебный год она строится по одному и тому же плану: прыжки в длину, метание мяча, бег на строго определенные дистанции. Дальше по ходу учебного года – баскетбол, волейбол, в редких школах осталась еще пока спортивная гимнастика, по выбору – лыжная подготовка.

И точно такой же план и набор дисциплин у всевозможных межшкольных соревнований. Учитель поставлен в жесткие рамки. По сути получается, что уже с самого первого урока, с первого класса мы начинаем отбор лучших и отсев худших ради того, чтобы прилично выступить на соревнованиях. Больше внимания, в том числе и на уроках, уделяется тем, кто подвижнее, сильнее, выносливее. Учитель начинает «натаскивать» лидеров на результат, оставляя «на потом» индивидуальную работу с учащимися по результатам тестирования, образовательную направленность урока, знакомство с новыми подвижными играми, без которых на Руси не обходился ни один праздник и не представлялось физическое развитие детей.

Сегодня наша физическая культура, хотим мы того или нет, подчинена, во-первых, программе, ориентированной на цифровые результаты в виде метров, секунд, очков, а, во-вторых, постоянному соревновательному режиму, в который вовлечены школы.

Но с какой целью мы все время соревнуемся? Какие ценности при этом воспитываем и закрепляем в наших детях?

Даже если допустить, что от соревнований никуда не уйти, почему акцент в них не перенести на товарищество, взаимовыручку, командный дух, справедливость и с точки зрения именно этих критериев строить программу участия команд?

Я мечтаю, чтобы у нас больше стало соревнований, в которых классы участвовали бы в полных составах, независимо от возраста и физической подготовленности. Уже одно то, что ребенку доверяют, может изменить его отношение и к самому себе, и к предмету, и к коллективу. Условия должны быть разработаны таким образом, чтобы каждый участник, даже самый «неспортивный», мог принести решающие очки в актив всей команды. В свою очередь, такой подход к соревнованиям потребует и совершенно иного подхода к работе на уроках физкультуры, других методик.

Предвижу вопрос: «А что же тогда делать с одаренными в спортивном плане детьми?» Ответ простой: ради них надо сотрудничать со спортивными школами. Учитель, если он профессионал и любит свое дело, всегда увидит талантливого ребенка и найдет возможность для его роста.

Теперь допустим, что у класса появилась возможность в полном составе представлять школу или район на каких-то соревнованиях. Но в полном составе может получиться только тогда, когда условия соревнований позволяют выставить команду, независимо от возраста. А если, например, нужна команда одного года рождения? Сегодня такой подбор, как правило, не часто встречается. У нас в школе, например, даже одного такого класса нет.

Спортивный отбор, в том числе и по возрасту, – дело спорта. У физкультуры – другая забота: сделать активными и здоровыми всех. Это самое важное. И как объяснить ребенку, что его класс не участвует в соревнованиях только потому, что не набирается, например, необходимых 20 человек одного года рождения и что именно он не может участвовать?

В качестве дублера для спорта физкультура не подходит. Она, скорее, – стартовая площадка для того, чтобы научить наших детей оставаться здоровыми в любой деятельности. Зачем надо выполнять физические упражнения, как правильно дышать при выполнении упражнений, как восстановить себя после усталости? На эти и многие другие вопросы дети должны получить практические ответы на уроках физической культуры.

Если следовать Библии, то в жизни для человека важно быть здоровым, успешным и счастливым. Уверенность ребенка в том, что он сможет этого добиться, во многом зависит и от нас: от тех ценностей, которые мы поможем ему в себе воспитать. Показать, например, ребенку, особенно не уверенному в себе, как можно совершенствовать свое тело, свои навыки и умения, из урока в урок помогать убеждаться в пользе физических упражнений, спортивных занятий, поднимающих настроение, желание быть активным, жизнелюбивым, – разве это не значит сделать его счастливее? Ведь никто не будет спорить, что для ребенка уверенность в своих силах не заменить ничем. А успех – это уже дело наживное.

Лариса МУРАТОВА,
учитель физической культуры,
зам. директора по учебно-воспитательной работе
Центра образования «Школа здоровья» № 2000,
Москва