Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»

Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся

Курс ведет Бейниш Хаймович ЛАНДА

Бейниш Хаймович ЛАНДА

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

17

Лекция № 1. Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования.

18

Лекция № 2. Факторы, понятия и термины, определяющие качество образования в сфере физической культуры.

19

Лекция № 3. Методика мониторинговых исследований физического развития, физической и функциональной подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся.

Контрольная работа № 1

20

Лекция № 4. Технология широкомасштабного тестирования показателей здоровья на уроках физической культуры и физкультурно-спортивных праздниках.

21

Лекция № 5. От тестирования практических умений и навыков – к тестированию уровня знаний по предмету «физическая культура».

Контрольная работа № 2

22

Лекция № 6. Различные методические подходы к оценке показателей здоровья.

23

Лекция № 7. Пример мониторинговых исследований с анализом результатов учебных достижений школьников по предмету «физическая культура».

24

Лекция № 8. Научно обоснованные управленческие решения, принимаемые органами системы образования по результатам мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников.

Итоговая контрольная работа

Лекция №1.
Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования

Умеренно и своевременно занимающийся физическими
упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении.

Авиценна

Качество образования и здоровье детей

В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности ее усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.

Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Поэтому одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры.

Сегодня в России что ни образовательное учреждение, то инновационная экспериментальная площадка. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровье детей. По информации начальника управления Министерства образования Российской Федерации Д. Шилова, заболеваемость в гимназиях в 2 раза выше, чем в обычных школах, 40% инновационных программ приходится на 6% одаренных детей и на 10–15% детей, имеющих высокие учебные достижения. Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ, которые стареют быстрее, чем нарастает объем информации, ведет к учебным перегрузкам, стрессам, негативно сказывается на здоровье учащихся. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как в Законе Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

К сожалению, забота о здоровье многомиллионной армии обучающихся не стала приоритетом национальных проектов «Образование» и «Здоровье». То же самое можно сказать о рассматриваемом Рособрнадзором Министерства образования и науки Российской Федерации совместно с Государственной Думой законопроекте о создании общероссийской системы оценки качества образования». В большинстве выступлений качество образования отождествляется с качеством обученности по результатам Единого государственного экзамена и других методик. Но разве можно считать качественным образование, наносящее ущерб здоровью детей?

В условиях, когда на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном образовании.

Длительный 10–11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе к этим недостаткам добавились множество других факторов риска, влияющих на здоровье (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности). Испытывать социальный информационный стресс стали не только школьники, живущие в условиях систематической интеллектуальной нагрузки, но и дошкольники, ее раньше не имевшие. Ведь для них неизбежной становится интенсивная подготовка к школе в связи с усложнением школьных программ, освоение современной технологии быта, приобщение к домашнему компьютеру. Организм дошкольника, рассчитанный на значительные объемы двигательной активности, работает с большой недогрузкой. Это способствует гиподинамии, ослаблению мышечной системы организма человека. Низкие функциональные возможности детей не только свидетельствуют о неблагоприятном влиянии факторов среды обитания, но и позволяют считать неэффективными принимаемые меры в плане формирования здорового образа жизни учащихся.

На совершенствование внутришкольной среды, защиту ребенка от ее неблагоприятных факторов, создание комфортных условий для процесса обучения, от которых зависят учебные достижения и здоровье школьников, направлена модернизация системы российского образования, в том числе в сфере физического воспитания детей и подростков. Укрепление и сохранении здоровья – важнейшая задача государственной политики в области обновления образования. Ее решение должно сыграть роль в сохранении нации, ее генофонда. В реализации этого положения ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов он прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта. Это единственная учебная дисциплина, которая традиционно входит в базовое содержание образования дошкольников, школьников, студентов, всех учащихся.

Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. На этот учебный предмет и следует перенести акцент с лечебных, оздоровительных, физиотерапевтических и других медицинских мероприятий, особенно характерных для инновационных учебных заведений, использующих их как способ снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса. Преподаватель физической культуры, используя методику комплексной оценки физического развития и физической подготовленности, поможет ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научит измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, отслеживанию их в мониторинге. Только такой личностно-ориентированный подход к учащемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.

Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.

Статистика

За годы реформирования государственной системы демографическая ситуация в России заметно ухудшилась. Растет смертность и заболеваемость, снижается рождаемость и трудоспособный возраст. В начале XXI в. Россия отстает по продолжительности жизни от десятка наиболее развитых стран мира: мужчины – на 15–19 лет, женщины – на 7–12 лет. Уровень рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости) не превышает 1,35 при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Родительское поколение замещается детьми лишь на 60%. Общество стареет.

В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей. На международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI в.», проходившем в Москве в мае 2004 г. («Физическая культура в школе», № 8, 2004. – С. 8), было обнародовано и доказано катастрофическое состояние здоровья детей и подростков. Здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ – менее 10% от общего числа выпускников. Функциональные отклонения у детей до 14 лет за последнее десятилетие увеличилось на 85%, хронические заболевания – на 84%. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата (сутулость, плоскостопие, искривление позвоночника), в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств как результат хронического стресса и функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы. В подтверждение приводятся следующие цифры: если в 60-е годы старшеклассники распределялись по группам здоровья так: I группа – 36,5%, II группа – 23,5%, III группа – 40%, то в 2000 г.: I группа – 2,3%, II группа – 28,7%, III группа – 69%. К началу ХХI в. отмечается лавинообразное падение числа здоровых детей. В московских школах их не более 2–5%. Не в лучшую сторону изменяются морфологические показатели: во всех возрастных группах масса тела теперь ниже в среднем на 7–9 кг.

Правдивость этих исследований подтверждается результатами ежегодного призыва выпускников школ в Российскую армию. Средний уровень физической подготовленности в 10–11-х классах равняется примерно 70–80% того, что было 20–25 лет назад. Нормативы комплекса ГТО недоступны большинству старшеклассников. Общая заболеваемость учащихся 11-х классов в 2 раза выше, чем учеников 1–2-х классов (В.Д. Сонькин). Гиподинамия из-за увлечения телепередачами, компьютерными играми, Интернетом стала массовым явлением. Например, в Китае у двух миллионов молодых людей 17–20 лет выявлена болезнь, названная «интернетной зависимостью».

По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, недопустимо низкая двигательная активность отмечена у 25% учащихся. У 35% она не соответствует оптимуму, способствующему гармоничному развитию и сохранению здоровья ребенка. Здоровью школьников не способствуют и значительные учебные перегрузки, а также рост асоциальных явлений в молодежной среде, вызванных нерациональной организацией досуга. Результаты мониторинга московских старшеклассников и студентов первых курсов начального и среднего профессионального образования, полученные в 2005 г. Национальным научным центром наркологии Министерства здравоохранения РФ свидетельствуют:

  • регулярно курят – 40%;

  • употребляют пиво – 38%;

  • употребляют вино – 18%;

  • употребляют крепкие напитки – 15%;

  • пробовали наркотики – 25%.

Министерство обороны Российской Федерации сообщает, что 70% призывников имеют опыт употребления наркотиков. Формирование зависимости и болезни приходится на 18 лет, пик – на возраст студенчества. («Учительская газета» от 11 апреля 2006 г. – С. 20). Неумеренные амбиции и стремление к быстрым учебным достижениям затмевают для отдельных педагогов и родителей заботу о сохранении и укреплении здоровья детей.

Тревожная статистика состояния здоровья озвучена на заседании Госсовета по физической культуре и спорту, созданного при Президенте России. Более 50% юношей и девушек, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей не могут быть призваны в армию. За время обучения в вузе здоровье студентов ухудшается, и по прогнозу число посещающих спецмедгруппу может достигнуть 50%. На первом месте – болезни сердечно-сосудистой системы, на втором – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз и т.п.), на третьем – органов дыхания, т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности. От внезапной остановки сердца ежегодно в Российской Федерации умирает 250 тысяч человек (Бокерия), а затраты на здравоохранение в РФ составляют 3% от ВВП, тогда как в США – 18% (Рошаль).

Анализ функционального состояния студентов выявил, что их здоровье характеризуется следующими цифрами:

  • высокий уровень – у 1,8% студентов;

  • средний – у 7,7%;

  • низкий – у 21,5%;

  • очень низкий – у 69%

(«Учительская газета», 2003 г., № 51 – С. 22.).

По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков российской Академии медицинских наук, школьников с дефицитом массы тела за последнее десятилетие стало больше в 1,5 раза. Частота выявления у них функциональных отклонений выросла на 20%. За это же время уровень общей заболеваемости детей увеличился практически в 1,3 раза, доля же здоровых детей, по результатам Всероссийской диспансеризации, составила 33,89%. Удельный вес детей с хроническими патологиями и детей-инвалидов возрос вдвое («Новости образования». – 2003. – № 15–16 (48). – С. 2). Такая статистика – реальная угроза национальной безопасности, и эта проблема может стать тяжким бременем для страны. О тревожной статистике здоровья в цифрах и фактах, наиболее значимых для физического развития детей и молодежи, сообщалось в Москве (октябрь 2006 г.) на совместной сессии шести Российских академий наук, посвященной теме «Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития общества и государства» («Физическая культура в школе». – 2007. – № 2. – С. 38). Шесть российских академий под председательством Президента Российской академии наук собрались впервые, чтобы обратить внимание государства на катастрофическое положение его детей, его будущего. Вывод ученых категоричен: «Ухудшение здоровья детей влечет за собой в будущем существенное снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и оборонного потенциала страны, а также дальнейшее углубление демографического кризиса».

Научное сообщество медиков, гигиенистов, психологов доказательно заявило, что негативную роль в ухудшении здоровья подростков, наряду с другими факторами, сыграло и проводимое реформирование системы образования, часто не учитывающее особенностей подросткового возраста и создающее условия для роста эмоциональной напряженности, социального стресса и расслоения подростковой популяции.

Современная ситуация складывается так, что обучение и здоровье заняли по отношению друг к другу противоположные позиции. По словам Ирины Родниной, российское образование, в котором 60% учащихся имеют отклонения в здоровье, а физическая подготовленность призывников с каждым годом ухудшается, работает на Министерство здравоохранения. Такое состояние системы образования не может устраивать работодателей, потребителей образовательных услуг.

Как бороться с этой бедой? Как измерить показатели здоровья и контролировать их динамику под воздействием учебных нагрузок в школе и вузе? Как определить: содействует ли учебное заведение здоровью учащихся?

Мониторинг здоровья как оценка эффективности образовательного процесса

Очень важно уделять постоянное внимание использованию инновационных технологий, авторских программ по физическому воспитанию для оздоровления обучающихся средствами физической культуры и разнообразной двигательной активности.

Но не менее важно овладение методикой мониторинга показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности с целью оценки эффективности инноваций, внедряемых в учебный процесс.

Лечение становится очень дорогим, поэтому укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, использования оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов приобретает особую актуальность.

Науки о здоровье начинаются с самой древней, санитарии. Санитария – наука о сохранении здоровья, а не о лечении болезней. Санология – наука о здоровье, механизмах и условиях его обеспечения. Это учение о противодействии организма болезням, в основе которого лежит динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайных раздражителей. Валеология – наука о прямом пути к здоровью, изучающая особенности многих аспектов здорового образа жизни практически здоровых людей. Отличие санологии от валеологии (по Брехману) – в том, что она является косвенным путем к здоровью, а валеология – прямым. Различны и пути определения количества здоровья. По Н.М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма и рассчитывается с помощью резервных коэффициентов. По Г.Л. Апанасенко, для оценки уровня здоровья используются индексы массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, время восстановления частоты сердечных сокращений и т.д. По балльной шкале испытуемого относят к одной из пяти групп уровня здоровья: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья. По Р.А. Баевскому, в основе расчета уровней здоровья лежит количественная оценка протекания адаптационных процессов в организме человека.

Формирование приоритета здоровья должно стать задачей общества, в котором мы живем. А сегодня основная масса материальных ресурсов тратится на лечение в клиниках. Современные научные данные свидетельствуют о том, что здоровье нации не находится в прямой зависимости от величины расходов на здравоохранение. В 50% случаев на здоровье человека оказывает влияние образ жизни, в 20% – наследственность, в 20% – состояние окружающей среды, и только в 8,5% случаев эксперты Международной организации труда оценивают вклад здравоохранения в общую сумму факторов, определяющих здоровье. Опыт самых богатых зарубежных стран показывает, что растущие затраты на медицину не всегда обеспечивают эффект. Здоровье, которое держится на тоннах лекарств и протезов, является фикцией. Поэтому деньги там вкладываются и в физкультурно-оздоровительные программы, направленные на формирование здорового образа жизни населения.

Правительство Российской Федерации озабочено решением ряда социальных проблем: выплатой зарплат, пенсий, стипендий, помощью безработным и другим наименее защищенным слоям населения. Однако решение этих проблем будет возможно, если сохранить здоровье нации, ее способность к воспроизводству рабочей силы в условиях рыночных отношений и различных форм собственности.

Начало XXI в. характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительным разрушением природных, физических и психологических свойств человека. Чем могущественнее становится интеллект, тем ощутимее разрыв между мозгом и телом. Образ жизни человека перестал совпадать с биологической схемой жизни. Человек как биологический объект претерпел незначительные изменения, цивилизация же сделала за это время гигантский скачок. Человек не успел приспособиться. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Это породило болезни и недуги вследствие резкого снижения двигательной активности, увеличения психологической напряженности, ухудшения экологической ситуации и т.д. Без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не сможет продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым. Мышечная деятельность как самый естественный и сильный раздражитель, способный изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Люди, сознательно относящиеся к физическому самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят все социально-бытовые неудобства.

Наш курс «Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся» как никогда актуален и востребован. Об этом свидетельствует решение Правительства Российской Федерации от 25.09.06 одобрить и передать в Государственную думу Федеральный закон «О физической культуре и спорту в Российской Федерации». В статье 24 Закона «Физическая культура в системе образования» записано о проведении ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся». Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяющих отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения в регионах Российской Федерации, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счет профилактики заболеваемости.

Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Ученые единодушны во мнении, что секрет качества жизни – в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут:

  • замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и физической пассивности;

  • уменьшить склонность к полноте;

  • улучшить функции сердца и дыхательных органов.

Национальные проекты «Образование» и «Здоровье» (проблемы и решения)

В национальном проекте «Здоровье» приоритет отдан развитию первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи. Обозначены и категории граждан, которым она должна быть оказана: женщины в период беременности, новорожденные дети, работающие граждане, в том числе с вредными и опасными производственными факторами, неработающие пенсионеры. Куда подевалась многомиллионная армия учащихся образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений, школ, вузов и т.д.), дети и подростки которой относятся к самым уязвимым слоям населения? Вероятно, забота об их здоровье прописана в национальном проекте «Образование»? Однако среди его приоритетных направлений указаны: поддержка лучших образцов отечественного образования и образовательных технологий, создание университетов и бизнес-школ мирового уровня, улучшение воспитательной работы в школах и профессиональной подготовки в армии.

Объединив национальные проекты «Образование» и «Здоровье» применительно к учащимся образовательных учреждений, рассмотрим две проблемы и наметим пути их решения.

Первая проблема. Рациональное распределение и использование многомиллиардных финансовых средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на здравоохранение и образование.

Вторая проблема. Оценка эффективности реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье» по конечным результатам с помощью общедоступных и понятных критериев.

Решение этих проблем весьма актуально. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития из 30 развитых стран считают самым большим недостатком отечественной инновационной системы России поразительную диспропорцию между инвестируемыми средствами и получаемым результатом, хотя в создание новых знаний Россия вкладывает гораздо больше денег, чем большинство стран с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения (Ясин).

Известны программы: Евразийской ассоциации университетов «Физический статус студента России», программы федерального уровня «Дети России образованы и здоровы», а также республиканского уровня «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан», цель которых – повышение уровня знаний при сохранении и укреплении здоровья детей, а не за счет его.

В погоне за знаниями о здоровье детей часто не задумываются ни родители, ни администрация образовательного учреждения. На первом плане в решении вопросов модернизации образования – совершенствование образовательных, а не оздоровительных технологий, компьютеризация, информатизация, Интернет, контроль учебных достижений с помощью тестовых методик (Единый государственный экзамен, Интернет-тестирование и другие). Едва ли такая модернизация будет способствовать здоровью.

Подсказкой в решении первой проблемы могут служить материалы доклада Государственного совета Российской Федерации 24.03.06. «О развитии образования в Российской Федерации», в котором среди приоритетных задач обозначены: восстановление и развитие школьного здравоохранения, физического воспитания, массовые занятия физической культурой, спортом и туризмом. Приведенные в докладе факты прямо указывают направления использования финансовых средств. Сложившаяся за последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков и молодежи – это не только следствие учебных перегрузок и стрессов. Это старение и выход из строя спортивных объектов образовательных учреждений, резкое повышение стоимости платных услуг в сфере физической культуры, спорта и туризма, рост цен на спортивную форму и инвентарь. Эти причины не способствуют вовлечению в массовый спорт, делают его недоступным для большинства детей. Много вопросов, требующих решения, и в школьном здравоохранении. В 30% школ нет медперсонала, в 67% школ отсутствуют медицинские кабинеты, лишь 50% школ имеют помещения и оснащение медицинских кабинетов, регламентированное действующими нормативными документами. А это значит, в школах нет простейших приборов: динамометров для измерения силы, спирометров для измерения жизненной емкости легких и других. С их помощью определяются характеристики физического развития, физическая и функциональная подготовленность. Без измерения и отслеживания в мониторинге этих показателей здоровья нельзя дать оценку эффективности внедрения любых образовательных, оздоровительных и здоровьесберегающих методик и технологий.

Вложение средств, выделенных на реализацию национальных проектов, в строительство и оснащение спортивных объектов и медицинских кабинетов, в стимулирование труда преподавателей физической культуры, тренеров, а также медицинского персонала учебных заведений позволит организовать широкомасштабное систематическое (в начале и в конце учебного года) тестирование показателей здоровья по параметрам физического развития, физической и функциональной подготовленности. Это будет действенным профилактическим средством в борьбе с учебными перегрузками, стрессами, негативными проявлениями (наркомания, алкоголизм и др.), за сохранение здоровья детей. Обеспечение положительной динамики этих показателей здоровья на протяжении всех лет учебы – неотъемлемая часть правильной организации учебного процесса.

Решение первой проблемы позволяет перейти ко второй. При поиске критериев для оценки эффективности реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье» мы воспользовались «Концепцией федеральной (общероссийской) системы тестирования в образовании». Концепция активно внедряется в большинстве регионов России для контроля уровня знаний. Это подтверждает эксперимент по Единому государственному экзамену, вступивший в завершающую стадию.

Главный конечный результат в образовании – положительная динамика учебных достижений обучающихся. Качественные и количественные показатели, измеряемые с помощью тестовых заданий, выбраны нами как один из основных критериев. Например, количественная оценка – полученный расчетом балл как по отдельным предметам, в том числе и по физической культуре, так и средний по всему образовательному циклу; качественная оценка – перевод балльной системы в традиционную: «отлично», «хорошо» и т.д.

Главный конечный результат в здравоохранении – сохранение и укрепление здоровья обучающихся. По аналогии с образованием, это положительная динамика измеряемых по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности показателей здоровья. Методика такого тестирования признана учебным пособием федерального уровня, выдержала в Москве три издания (2004, 2005, 2006 гг.). Рассчитанные по ней критерии также определяют качественные и количественные характеристики. Например, характеристики физического развития: качественные – дефицит массы тела, масса тела в норме, избыток массы тела; количественные – величина весоростового индекса, индекса силы и другие. Характеристики физической подготовленности: качественные – уровень физических качеств в норме, выше или ниже нормы; количественные – их расчетные значения и т.д.

Эти две группы критериев можно измерить и рассчитать, что всегда было слабым звеном педагогической науки. Отслеживая их мониторинг в образовании, мы оцениваем эффективность внедрения любых инновационных образовательных технологий, а также мер по модернизации и совершенствованию учебного процесса. Аналогично в здравоохранении оцениваются любые мероприятия и здоровьесберегающие технологии, направленные на укрепление здоровья детей.

Решением второй проблемы является расчет соотношения затраченных на реализацию национальных проектов средств с учебными достижениями обучающихся и состоянием их физического здоровья. Полученные расчетом с использованием информационно-диагностических, компьютерных технологий конкретные цифры покажут эффективность вложенных в национальные проекты финансовых средств.

Реализация подпрограмм национальных проектов «Образование» и «Здоровье» применительно к учащейся молодежи будет способствовать созданию новой идеологии в отношении к здоровью в педагогической среде, а также позволит разработать дифференцированную систему финансирования, учитывающую результаты труда как отдельного преподавателя-предметника, так и всего коллектива образовательного учреждения.

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности, наряду с результатами тестирования уровня знаний учащихся, должен стать основой при построении общероссийской системы оценки качества образования.

В Управлении образования г. Казани, участвующем в реализации республиканской программы «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан», автором разработана и внедрена с 1999 г. методика комплексной оценки показателей здоровья. Методика стала дипломантом конкурса программ, содействующих здоровью, объявленного Министерством образования Республики Татарстан. По этой методике работают все школы Казани, она прошла апробацию в дошкольном учреждении и вузе, рекомендована в качестве учебного пособия Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Татарстан, а также Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту к внедрению в регионах России.

Преподаватели физической культуры, основ военной подготовки, основ безопасности жизнедеятельности, заинтересованные в результатах своего труда, получили учебное пособие, базирующееся на современных информационно-диагностических технологиях. Эти технологии дают возможность значительно снизить непроизводительные затраты времени педагога, повысить эффективность использования его творческого потенциала. Компьютер помогает учителю не только хранить результаты тестирования и оценивать их соответствие нормативам, но и по разработанным критериям анализировать динамику показателей здоровья, проводить их экспертизу для каждого учащегося, класса, курса. Без этой информации невозможно определить, что необходимо для нормального умственного и физического развития и обеспечения здоровья, какие должны быть приняты научно обоснованные решения по корректировке учебного процесса.

Основа методики комплексного педагогического мониторинга – тестирование. Отслеживая с его помощью динамику показателей здоровья, мы осуществляем индивидуальный подход к физическому воспитанию, выявляем причины неудачных результатов, ведем поиск путей оптимизации учебного процесса со стороны как учителя, так и ученика.

Публикация статьи произведена при поддержке центра передовых репродуктивных технологий «ВитроКлиник». Обратившись в клинику «ВитроКлиник» Вы получите полный спектр услуг по диагностике женского бесплодия, включающих в себя проверку на инфекционные заболевания и их лечение, что избавит Вас от трат времени на выбор достойного медицинского учреждения, вводя в поисковое окно браузера такие запросы, как: «гинекология уреаплазма». Использование самого современного оборудования и эффективных методик работы, опыт и профессионализм специалистов клиники «ВитроКлиник» являются гарантами того, что все предоставляемые услуги соответствуют самым строгим стандартам качества и надежности. Узнать больше о предложении клиники и записаться на прием On-Line можно на сайте www.VitroClinic.Ru

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры тревожной статистики здоровья детей и молодежи.

2. Что сказано в приоритетных национальных проектах «Образование» и «Здоровье»?

3. Зачем нужны мониторинговые исследования показателей здоровья?

4. С помощью каких критериев можно измерить и оценить конечный результат работы образовательного учреждения?

Контрольные задания

1. В чем Вы видите роль предмета «физическая культура» в оценке качества образования?

2. Приведите примеры тревожной статистики здоровья детей в Вашем районе (регионе).

3. Что Вы можете сказать о модернизации образования в сфере физической культуры? Коснулась ли она Вашего образовательного учреждения? Этот же вопрос касается национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

Рекомендуемая литература

1. ;Шилов Д. Совершенствование системы охраны здоровья школьников // Основы безопасности жизнедеятельности. – 1998. – № 6.

2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже десятилетий. – М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2001.

3. Галиахметов И.Р., Каюмов М.К., Ланда Б.Х. Комплексный педагогический мониторинг качества образования. // Национальные проекты. – 2006. – № 4.

4. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Здоровье» / Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).

5. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» / Утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.).

6. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.

7. Галиахметов И.Р., Ланда Б.Х. Комплексному мониторингу показателей здоровья – законодательную основу. // Выступление на конференции «Здоровье населения Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения». – М.: Комитет по образованию и науке Федерального собрания Российской Федерации, 2005.

8. Виноградов П.А., Гуськов С.И. Здоровье – это прибыль. – М., 1991.

9. Медицинское страхование и социально-экономическая защита трудящихся в условиях рыночных отношений (зарубежный опыт) / ВНИИ социального страхования. – Казань, 1992.

10. Харисов Ф.Ф. и др. Образование и здоровье школьников Республики Татарстан. – Казань: Хетер, 1998.

11. Фетисов В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2003. – № 1. – С. 2.