Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №17/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. НАУКА – УЧИТЕЛЮ


Ценности физической культуры и их интериоризация учащимися

Статья, которую мы предлагаем вашему вниманию, – чисто научная. Она написана специально для газеты «Спорт в школе» Михаилом Яковлевичем Виленским – автором 12 монографий и 8 учебников, действительным членом Российской академии естественных наук, Гуманитарной академии наук, Международной академии наук высшей школы, Международной академии информатизации, Международной академии наук педагогического образования. Михаил Яковлевич вырастил целую плеяду педагогов-исследователей, в числе которых – 26 докторов наук из разных регионов России и СНГ.
Тема, затронутая в статье, только на первый взгляд кажется слишком теоретической и оторванной от практики. Если чуть внимательнее посмотреть на работу самого обычного школьного учителя (или просто задуматься о своей собственной работе), то довольно скоро поймешь: именно от того, какие ценности принимает педагог, и от его способности сделать так, чтобы эти ценности разделяли, принимали его ученики, зависит результат его педагогической деятельности. Вот в зал входит учитель: он по-спортивному подтянут, с легкостью (и с радостью!) выполняет ряд физических упражнений, играет в волейбол, баскетбол. «А что Вы делали в воскресенье?» – спрашивают его как бы невзначай дети. «На лыжах с семьей катался – чудо как красиво в лесу!» – искренне отвечает он. «А Вам разве не хотелось поспать подольше, телевизор посмотреть? Мой папа говорит, что его в выходной с дивана даже домкратом не поднимешь!?» «А я, наоборот, чувствую себя не отдохнувшим, если спортом не позанимаюсь хоть пару часов... Да и дети мои к этому привыкли», – продолжает педагог.
А вот приходит другой преподаватель: только что выкуривший сигаретку (тут же, недалеко от ребят), а то и принявший стопку-другую спиртного (об этом красноречиво говорят его затуманенные глаза и пылающие нездоровым румянцем щеки)... К сожалению, этот тип учителей знаком многим из нас слишком хорошо. Кто из этих людей способен научить детей любить физическую культуру и спорт? Оба могут давать ученикам совершенно одинаковые задания, нагрузки, но... результаты их работы будут разными.
На последнем Московском педагогическом марафоне мы провели дискуссионный клуб на тему, предложенную Михаилом Виленским, который сам не смог принять в нем участие. Все обсуждение записали на диктофон и дали прочитать Михаилу Яковлевичу. «К сожалению, вы рассуждали совсем о другом, – с улыбкой сказал он, – интериоризация ценностей – это... Ну, в общем, я тут все написал».
Читайте, анализируйте, спорьте, присылайте нам свои мнения...

Вместо вступления

Физическая культура как составная часть общекультурного развития личности учащегося (т.е. его образованности) может полноценно выполнять свои образовательные, воспитательные и развивающие функции, опираясь на гуманистическую парадигму.

Широкий спектр потенциальных возможностей образовательного процесса может быть приведен в действие, если он ориентирован на формирование учащегося как субъекта своей физической культуры. Идентифицируя себя в ней, самоопределяясь в ее ценностях, осознавая свои потребности и цели, учащийся превращается в участника преобразования процесса педагогического управления. Тогда физическое воспитание становится самовоспитанием, физическое развитие – саморазвитием, физическое образование – самообразованием, физическое совершенствование – самосовершенствованием.

Физическая культура

Предмет «физическая культура» следует рассматривать в контексте общей культуры, доносить его до учащихся как ее элемент. При этом надо помнить: культура всегда рассчитана на адресата, на творческий диалог с ним, а ее «усвоение» – это процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе.

Физическая культура, воплощенная в форме индивидуального опыта учащегося, его культурности, проявляет себя как гармония культуры знаний и мышления, теоретических действий и чувств, общения и поведения. Физическая культура требует открытости учителя как носителя культуры с его ярко выраженным личностным отношением к тому, что он предлагает и демонстрирует учащимся.

Физическая культура функционирует через субъективный мир личности, проявляется через своих носителей. В деятельности создаются и закрепляются образы физической культуры, в которых личность проявляет себя субъектом. Самоопределение личности в физической культуре как результирующем факторе освоения ее ценностей предполагает наличие субъектной позиции учащегося и в учебной, и в физкультурно-спортивной деятельности. Особое значение приобретает отношение к деятельности, выбор целей, умение понять в ней себя и других, ставить перед собой задачи, целенаправленно и эффективно действовать в соответствии с ними.

Культура коммуникативна по своей сути, поэтому передача ценностей физической культуры требует нравственного содержания, личностной обращенности педагогического процесса. В качестве полноправных компонентов образования рассматриваются культура учащегося и культура учителя. Педагогический процесс необходимо анализировать не только в терминах учителя, но и в терминах учащегося, с позиций его мотивов, уровня культуры, субъектности, опираясь на культуру педагогического взаимодействия.

Субъектность учителя служит своеобразным детонатором включения субъектности учащихся, их личностного, индивидуального, неповторимого начала в жизнедеятельность и жизнетворчество.

Культура – это творчество. Процесс творческого развития личности следует рассматривать как распространение физической культуры в образовательной, социально-культурной, физкультурно-спортивной, преобразовательной деятельности учащихся. Он требует открытости, вариативности, динамичности в организации и содержании; освоения как отечественных ценностей физической культуры и спорта, ее этносов, так и западных, восточных ее аналогов, то есть диалога культур.

Культуросообразный образовательный процесс делает личность учащегося не только образованной, но и культурной, духовной, учит ее мыслить и действовать творчески. Образование при этом разворачивается на широком общекультурном фоне школьного социума. Его содержание становится тем пространством существования, благодаря которому учащийся расширяет границы своей социально-культурной практики.

Содержание образования по физической культуре следует рассматривать как способ приобщения учащихся к развивающему их миру, его ценностному потенциалу. Этот процесс включает в себя: способы культурной деятельности, а также используемые для этого средства и методы; кроме того, анализируются и результаты деятельности. Целью и интегративным результатом образовательного процесса является формирование физической культуры учащегося как составной части его общекультурного развития. Результат можно увидеть в качественных новообразованиях, включая мотивационно-ценностную, когнитивную, содержательно-операциональную и творческо-деятельностную составляющие, динамично изменяющиеся во времени.

Ценности

Остановимся на положении, согласно которому, образование – это процесс передачи ценностей физической культуры, определяющий развитие учащихся как индивидуальностей. При этом, ориентируясь на первоначальный образ-цель, учащийся его творчески «обрабатывает» личностно окрашенными знаниями (познавательный аспект); личностными образами осваиваемых двигательных действий (учебно-практический аспект); личностно окрашенными свойствами и качествами в образовании и обучении (воспитательный аспект); личностно маркированными в процессе развития способностями, психическими, психомоторными, психофизиологическими и другими функциями (развивающий аспект).

Под ценностями, в широком смысле слова, понимаются предметы, явления, их свойства, необходимые и полезные обществу и отдельной личности в качестве средства, удовлетворяющего их потребностям. В них отражается представление о желаемом, некий идеал. Ценности указывают на социальное и культурное значение определенных явлений в физической культуре, выступают ориентирами на деятельность. Уровень объективного восприятия ценностей физической культуры является показателем культуры учащихся или степени реализации ценностного идеала, условием и результатом его физкультурно-спортивной деятельности.

Ценности физической культуры и спорта

Сформированные в сфере физической культуры и спорта многообразные ценности можно условно разделить на следующие группы:

– физические (здоровье, телосложение, двигательные качества, умения, навыки, физические нагрузки, высокая подвижность, стремление к совершенствованию и др.);
– социально-психологические (активный отдых, развлечения, удовольствие; формирование трудолюбия, навыков поведения в коллективе, общения; понятия долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции и др.);
– психические (эмоциональные переживания, быстрота мышления, творческие задатки, воображение, черты характера, свойства и качества личности и др.);
– культурные (познание, самоутверждение, самовыражение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, авторитет и др.);
– материально-технические условия, престиж занятий спортом.

Ценностные ориентиры

Наряду с ценностями выделяют ценностные ориентиры, которые формируются в процессе социализации личности, усвоения социального опыта и отражаются в целях, убеждениях, идеалах, интересах, мотивах и т.д. В структуре учебной и физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентиры тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми качествами личности, образуют содержательную направленность, характер которой зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей. Личностный смысл определяет действенность отношений индивида и того объекта, ради которого разворачивается деятельность. Одни останавливаются на эмоциональном (чувственном) уровне, другие – на познавательном, третьи – на поведенческом (волевом). Этот процесс определяется активностью личности.

Учитель

Когда встает вопрос о приобщении учащихся к различным ценностям физической культуры, учителю нельзя ограничиваться указаниями на то, что они обладают ценностью сами по себе. Ведь в структуре ценностного сознания личности содержатся различные виды ценностных представлений.

Одни из них усваиваются в форме значений (знаниевые), но не разделяются личностью. Такие ценностные представления могут принадлежать обществу, социальной группе и просто присутствовать в сознании личности, позволяя ей ориентироваться на соответствующую формулу социального поведения. Но они воспринимаются здесь, главным образом, в своем социально-нормативном качестве и служат для адаптации к социально-образовательной среде.

Другие ценностные представления приобретают личностный смысл, включаются в контекст реальной жизнедеятельности, превращаются в конкретные цели деятельности. Они реально управляют поведением человека, подталкивают к определенным практическим шагам, к реализации поведенческой стратегии.

Вместе с тем, случается, что реализация этой ценности, ее верификация (подтверждение) в реальном жизненном процессе приводит к разрушению ценностного представления, имевшего ранее личностный смысл.

Следовательно, механизм формирования ценностного сознания личности можно представить следующим образом: восприятие ценностных представлений, прохождение их через «фильтр» самосознания, дифференцирование на «значения» и личностные смыслы. Затем, преломляясь через условия реальной жизнедеятельности, жизненного опыта, эти смыслы распадаются на подтвержденные и неподтвержденные, на реально управляющие действиями и поступками и на те, которые просто хранятся в сознании, помогая ориентироваться в системе когнитивных требований.

Интериоризация (присвоение) личностных ценностей происходит тогда, когда у человека возникает система ценностных представлений, подтверждающих свою истинность, являющихся устойчивой, проверенной мерой оценки в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах, участвующих в формировании жизненных планов личности.

Таким образом, для того чтобы целенаправленно воздействовать на формирование ценностной физической культуры у учащихся, недостаточно сообщать им «готовые» представления о них. Необходимо, чтобы в сознании каждого ребенка сложились ценностные представления, наполненные личностным смыслом, чтобы они верифицировались, превращались в проверенные личным опытом реальные направления социального и учебного поведения.

Таков, в основном, механизм интериоризации ценностей физической культуры учащимися в образовательном процессе.

Михаил ВИЛЕНСКИЙ