Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2007

МЕТОДИКА.  АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА


Уроки по легкой атлетике

6-й класс

I четверть (10 уроков)

Урок № 1

Задачи:

1. Ознакомление учащихся с программными требованиями, рассказ о значении физических упражнений для поддержания работоспособности.
2. Техника безопасности на уроках физической культуры.
3. Экспресс-тесты.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Теоретические сведения.

Ходьба, прыжки на двух ногах, руки на поясе – по 20–30 м, медленный бег – 1–1,5 мин.

ОРУ в движении и на месте:

1. И.п. – левая рука вверх (кисть в кулак). На каждый шаг – смена положения рук. Повторить 10–12 раз.

2. И.п. – руки перед грудью. 1 – отведение согнутых рук назад; 2 – отведение прямых рук назад с поворотом туловища вправо; 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз.

3. И.п. – руки к плечам. 1–4 – круговые вращения туловища вперед; 5–8 – то же назад. Повторить 6–7 раз.

4. И.п. – правая на выпаде, руки на поясе. На каждый счет – смена положения ног прыжком. Повторить 7–8 раз.

5. И.п. – упор лежа на прямых руках. На каждый счет – сгибание (на вдохе) и разгибание (на выдохе) рук в локтевых суставах. Повторить 7–8 раз.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Экспресс-тесты:

1-е отделение – бег с высокого старта на 30 м;

2-е отделение – прыжки в длину с места;

6-минутный бег.

Заключительная часть

Эстафета с преодолением препятствий. Заключительный бег. Упражнения на расслабление:

– и.п. – лежа на спине, ноги согнуты. Сделать глубокий вдох (задержать дыхание на 6–7 сек.) и с силой сжать колени. Медленно выдыхая, свободно «уронить» колени в стороны – 8–10 раз;

– и.п. – ноги врозь, руки вверх. Встряхивание рук с последующим расслабленным опусканием рук и сгибанием туловища – 30–40 сек.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Уроки №№ 2–3

Задачи:

1. Обучение технике стартового разгона.
2. Обучение технике отталкивания в прыжках в длину.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Строевые упражнения на месте, ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием бедра, скрестным шагом. Медленный бег – 1–1,5 мин.

ОРУ на месте:

1. И.п. – о.с. 1 – левую ногу в сторону на носок, наклон влево, руки вверх; 2 – и.п.; 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 7–8 раз.

2. И.п. – руки вверх. 1 – круг руками вперед-вниз-вверх; 2–3 – пружинистые наклоны вперед, коснуться стопы; 4 – и.п. Повторить 7–8 раз.

3. И.п. – стоя лицом к опоре и держась за нее двумя руками. Махи левой, правой ногой вперед-назад по 8–10 раз.

4. И.п. – то же. Махи в стороны по 8–10 раз.

5. И.п. – то же. Семенящий бег в упоре, бег с высоким подниманием бедра в упоре – по 10–15 сек.

Медленный бег на 20 м, поочередные прыжки на правой и левой ноге перекатом с пятки на носок, с вращением рук вперед – по 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника стартового разгона:

– объяснение, рассказ, демонстрация;
– бег с низкого старта по разметкам – 2–3х15–20 м;
– то же, но с дальнейшим пробеганием по инерции (не спешить выпрямлять туловище) – 3–4х25–30 м;
– бег с низкого старта под планку – 2–3х15–20 м.

2. Отталкивание в прыжках с низкого старта:

– отталкивание в ходьбе с одновременным выведением маховой ноги бедром вверх и разноименной работой рук – 2х20–25 м;
– прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг, через два на третий, – 2х15–20 м;
– прыжки в длину с полного разбега.

3. Развитие двигательных качеств.

Круговая тренировка:

1-е отделение – бег, высоко поднимая колени;

2-е отделение – сгибание и разгибание рук в упоре;

3-е отделение – приседания;

4-е отделение – прыжки через препятствия.

Смена через 30 сек.

Кроссовый бег по пересеченной местности, с преодолением препятствий.

Заключительная часть

Игра «Мяч капитану».

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 4

Задачи:

1. Обучение технике стартового разгона.
2. Обучение технике отталкивания в прыжках в длину способом «согнув ноги».
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Строевые упражнения на развитие внимания: шаг вперед, поворот налево, поворот кругом, приставной шаг вправо, в обход налево. Быстрая ходьба с переходом на медленный бег – до 2 мин. Ходьба. ОРУ в движении.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м. Ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

Техника стартового разгона:

– бег с низкого старта – 3–4х20–25 м;
– бег со старта по отметкам (первый шаг – 3,5 стопы от впереди стоящей колодки, второй – 4, третий – 4,5, четвертый – 5, пятый – 5,5, шестой – 6 стоп) – 3–4х20–25 м;
– то же, но с пробеганием по инерции 15–20 м, поддерживая набранную скорость, – 2–3х30–35 м.

2. Техника отталкивания в прыжках в длину:

– прыжки с места толчком двумя ногами вверх-вперед – 3–4 раза;
– прыжки вверх в ходьбе толчком одной ногой с активным выведением колена маховой, с доставанием подвешенных предметов или веток рукой, одноименной с толчковой ногой, – 2х25 м;
– прыжки в длину с 6–8 беговых шагов, отталкиваясь у места планки, – 4–6 раз.

3. Развитие двигательных качеств.

Кроссовый бег по пересеченной местности с преодолением искусственных и естественных препятствий прыжком, согнувшись, наступая, перешагивая (средняя скорость бега на 1 км – 5.30–5.40).

Заключительная часть

Упражнения на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Уроки №№ 5–6

Задачи:

1. Обучение технике стартового разгона.
2. Обучение преодолению вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры.
3. Продолжение обучение технике отталкивания в прыжках в длину.
4. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы. Медленный бег – 1,5–2 мин. ОРУ в движении и на месте.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника стартового разгона:

– бег со старта по отметкам (первый шаг – 3,5 стопы от впереди стоящей колодки, второй – 4, третий – 4,5, четвертый – 5, пятый – 5,5, шестой – 6 стоп, седьмой – 6,5 и т. д. до 8,5 стоп) – 3–4х20–25 м;
– то же, но с постепенным выпрямлением туловища к концу стартового разгона (длина шага достигает 8,5 стоп) и бегом по инерции – 3–4х30–35 м;
– повторный бег – 3х60 м (последний раз – на результат).

2. Преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий с опорой и без опоры:

– преодоление жердей, бревен с опорой на руки махом правой ногой за препятствие, левой – коленом наружу (или сменой ног) с дальнейшим переходом на медленный бег – 2–3 раза;
– прыжки через 2–3 препятствия высотой 50–60 см способом «перешагивание» без остановок после приземления – 2–3 раза;
– ознакомление с техникой и бег через вертикальные препятствия высотой 40–50 см барьерным шагом – 2–3 раза.

3. Техника отталкивания в прыжках в длину:

– прыжки вверх в ходьбе толчком одной ногой с активным выведением колена маховой, с доставанием подвешенных предметов или веток рукой, одноименной с толчковой ногой, – 2х25 м;
– прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг, через два на третий, – 2–3х20 м;
– отталкивание от скамейки, тумбочки, подкидного мостика с небольшого разбега с загребающей постановкой на всю стопу (плечи назад не отклонять) – 4–5 раз;
– прыжки в длину с разбега, отталкиваясь от планки, – 4–5 раз.

4. Развитие двигательных качеств.

Круговая тренировка:

1-е отделение – приседания – 30–40 раз;

2-е отделение – сгибание и разгибание рук в упоре – 4х6–8 раз;

3-е отделение – прыжки со скакалкой – 1 мин.;

4-е отделение – наклоны вперед с доставанием носков – 25–30 раз;

5-е отделение – поднимание ног в висе – 10–12 раз.

Смена по кругу.

Заключительная часть

Упражнение на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 7

Задачи:

1. Продолжение обучения стартовому разгону. Бег на 60 м на результат.
2. Продолжение обучения технике отталкивания в прыжках в длину.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы. Медленный бег – 1,5–2 мин. Перестроение в колону по три.

ОРУ на месте:

1. И.п. – о.с. 1 – поднимаясь на носки, руки вперед; 2 – и.п. Повторить 6–8 раз.

2. И.п. – о.с. 1 – руки в стороны; 2–3 – пружинистые наклоны вперед; 4 – и.п. Повторить 6–8 раз.

3. И.п. – упор на правой ноге, левая в сторону на носок, руки на пояс. 1–2 – перенос тяжести тела на левую ногу; 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 6–8 раз.

4. И.п. – о.с. 1 – присесть, руки вперед; 2 – и.п. Повторить 13–15 раз.

5. И.п. – о.с. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – и.п.; 3–4 – в другую сторону. Повторить 6–8 раз.

6. И.п. – выпад правой вперед, руки на пояс. На каждый счет – смена положения ног прыжком. Повторить 10–12 раз.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Обучение технике стартового разгона.

Оценка бега на 60 м:

– бег с низкого старта по отметкам с постепенным выпрямлением туловища к концу стартового разгона и бегом по инерции – 3–4х30–35 м;
– бег 60 м на результат – 2–3 раза (учитывается лучший результат).

2. Обучение технике отталкивания в прыжках в длину:

– прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один-два шага на третий, – 2–3х20 м;
– прыжки в длину с небольшого разбега, отталкиваясь от скамейки, тумбочки, подкидного мостика, – 4–5 раз;
– прыжки в длину с укороченного разбега (7–9 беговых шагов), отталкиваясь от планки, – 3–4 раза;
– то же с полного разбега – 3–4 раза.

Заключительная часть

Эстафета с преодолением препятствий.

Упражнения на расслабление.

Подведение итогов уроков.

Задание на дом.

Урок № 8

Задачи:

1. Совершенствование техники стартового разгона.
2. Продолжение обучения технике отталкивания в прыжках в длину.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Упражнение на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин. ОРУ на месте.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

Техника стартового разбега:

– выходы с низкого старта под наклоном с постепенным наращиванием шага (на 0,5 стопы до 8 шагов) и бегом по инерции – 2–3х30–35 м;
– то же, но с плавным переходом к бегу по дистанции – 3–4х50 м.

2. Техника отталкивания в прыжках в длину:

– прыжки вперед-вверх с укороченного разбега (5–7 шагов), приземляясь в зону 220–230 см от места толчка – 3–4 раза;
– подбор разбега и прыжки способом «согнув ноги» – 3–5 раз.

3. Развитие двигательных качеств.

Круговая тренировка:

1-е отделение – прыжки со скакалкой;

2-е отделение – сгибание и разгибание рук в упоре – 3–4х8–10 раз;

3-е отделение – наклоны вперед, доставая пальцами пола, – 50 раз;

4-е отделение – выпад левой вперед, смена положений ног прыжком – 30–35 раз;

5-е отделение – приседания – 35–40 раз.

Смена через 1 мин.

Заключительная часть

Упражнения на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 9

Задачи:

1. Оценка техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» (отталкивание и результат).
2. Проведение повторного бега – 4х60 м.
3. Проверка техники бега на 1500–2000 м.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Упражнение на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин. ОРУ на месте.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника прыжка в длину с разбега «согнув ноги» (на результат) – 3 попытки.

2. Повторный бег (девочки) – 4х60 м.

3. Оценка техники бега на 2000 м. Фиксируется время на отрезке 1500 м.

Заключительная часть

Упражнения на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 10

Задачи:

1. Оценка техники стартового разбега.
2. Оценка техники прыжков с разбега способом «согнув ноги» (результата и техники отталкивания).
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Упражнение на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин. ОРУ на месте.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Проверка техники стартового разбега:

– бег с низкого старта под команду (пробные попытки) – 1–2 раза;
– то же на технику выполнения стартового разбега – 1–2 раза.

2. Проверка техники прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» (девочки):

– техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги» (на результат) – 3 попытки.

3. Развитие двигательных качеств (мальчики):

1-е отделение – прыжки на скакалке;

2-е отделение – прыжки в длину с места;

3-е отделение – из положения выпад одной ногой вперед смена положения ног прыжком – 40–50 раз;

4-е отделение – отжимание из упора лежа – 15–17 раз.

Заключительная часть

Восстановительный бег.

Упражнения на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

IV четверть

Урок № 11

Задачи:

1. Обучение технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
2. Обучение технике метания мяча в горизонтальную цель и на дальность.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Упражнение на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин.

1. И.п. – стоя спиной друг к другу, держась за руки. 1 – руки через стороны вверх, подняться на носки, вдох; 2 – и.п. Повторить 6–8 раз.

2. И.п. – то же. 1 – присесть, руки в стороны; 2 – и.п. Повторить 5–7 раз.

3. И.п. – то же, руки вверх. 1 – первый номер наклоняется вперед, поднимая партнера на спину; 2 – и.п.; 3 – второй номер наклоняется вперед, поднимая партнера на спину; 4 – и.п. Повторить 5–7 раз.

4. И.п. – стоя спиной друг к другу, руки вверх. 1 – выпад левой вперед, прогнуться; 2 – и.п. Повторить 6–8 раз.

5. И.п. – стоя друг к другу, руки на плечи. 1 – одновременные прыжки вперед; 2 – прыжки назад; 3 – прыжки ноги врозь; 4 – и.п. Повторить 6–7 раз.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание»:

– стоя боком к стенке (стойке) и взявшись за нее ближней рукой, выполнять свободные махи маховой ногой, по возможности не сгибая ее в колене и удерживая стопу согнутой в тыльную сторону, с прыжком вверх – 3–4 раза;
– прыжки с прямого и бокового разбега на высокие снаряды, на толчковую или маховую ногу – 4–5 раз;
– то же, но прыжки через планку «на взлет», с разбегом с 3–5 боковых шагов под прямым углом к планке, дополнительными 2–3 шагами предварительной ускоренной ходьбы – 5–6 раз.

2. Техника метания мяча в горизонтальную цель:

– объяснение и показ упражнения – 1–1,5 мин.;
– метание мяча в горизонтальную цель 1х1 м (условный окоп), расположенную на расстоянии 8 м, стоя лицом в сторону метания (мяч над головой), – 6–8 раз;
– то же с разворотом плечевого пояса направо и отведением мяча назад – 6–8 раз.

Метания желательно выполнять двумя шеренгами.

Развитие двигательных качеств.

Повторный бег на 60 м с низкого старта (второй и четвертый разы фиксируется время пробегания дистанции).

Заключительная часть

Восстановительный бег.

Упражнения на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 12

Задачи:

1. Обучение технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
2. Обучение технике метания мяча в горизонтальную цель и на дальность с 4–5 шагов разбега.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Упражнение на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин. ОРУ на месте.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

1-е отделение под руководством учителя выполняет прыжки в высоту;

2-е отделение – отрабатывает технику метания мяча;

3-е отделение – тренируется по круговой системе.

Основная часть

1. Техника прыжка в высоту:

– стоя боком к стенке (стойке) и взявшись за нее ближней рукой, выполнять свободные махи маховой ногой, по возможности не сгибая ее в колене и удерживая стопу согнутой в тыльную сторону, с прыжком вверх – 3–4 раза;
– прыжки с прямого и бокового разбега на высокие снаряды, на толчковую или маховую ногу – 4–5 раз;
– то же, но прыжки через планку «на взлет», с разбегом с 3–5 боковых шагов под прямым углом к планке, дополнительными 2–3 шагами предварительной ускоренной ходьбы – 5–6 раз.

2. Техника метания мяча в горизонтальную цель:

– метание в цель с расстояния 6 м, стоя левым боком к направлению броска; вес тела – на правой, слегка согнутой ноге – 6–8 раз;
– то же с расстояния 8 м, обратив внимание на полное выпрямление ног и выведение руки локтем вперед, – 6–8 раз.

3. Отделение работает на шести станциях:

1-я – выпрыгивание вверх из положения упор присев с разведением ног вперед-назад;

2-я – поднимание ног в угол и опускание из положения, сидя в упоре сзади;

3-я – упор, лежа из положения упор сидя;

4-я – прыжки со скакалкой – 180–200 раз;

5-я – сгибание и разгибание рук в упоре – 3–4х9–10 раз;

6-я – и.п. – лежа на спине, ноги вместе, руки вытянуты. Быстрым одновременным движением «сложиться», коснувшись ладонями ступней ног, вернуться в и.п.

4. Бег на отрезках до 100 м в чередовании с ходьбой. Выполняется всем классом.

Заключительная часть

Подвижная игра или эстафета.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 13

Задачи:

1. Продолжение обучения технике прыжка в высоту с разбега и отталкивания.
2. Обучение технике метания мяча на дальность с 4–5 шагов разбега.
3. Продолжение обучения преодолению вертикальных препятствий с опорой и без опоры.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока.

Упражнение на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин.

Ходьба. Упражнения в движении:

1. Ходьба выпадами, руки на поясе.

2. Круговые вращения рук вперед, назад.

3. Ходьба с поворотом туловища вправо, влево.

4. Наклоны на каждый шаг к впереди стоящей ноге.

5. Бег, высоко поднимая колени, с захлестыванием голени назад.

6. Повторный бег – 4х60 м с низкого старта по команде – 3–4 раза.

Основная часть

1. Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»:

– из подседа на маховой ноге постановка ее для толчка с пятки на всю стопу, продвижение тела вперед-вверх на другую ногу – 4–5 раз;
– то же, но после постановки толчковой ноги быстрое продвижение, вывод вперед-вверх таза, а затем маховой ноги, разгибание ее в колене одновременно с руками, согнутыми в локтях, – 4–5 раз;
– в свободном прыжке доставание подвешенных предметов одной или двумя руками – 8–10 раз;
– прыжки через планку высотой 80–90 см с 3–5 шагов разбега с приземлением на маховую ногу – 4–5 раз.

2. Техника метания мяча на дальность с 4–5 шагов разбега:

– метание на дальность с места – 4–5 раз;
– и.п. – стоя на правой ноге, левая нога сзади на носке. Рука с мячом отведена назад. Энергичный мах левой ногой вперед, три бросковых шага с быстрой постановкой левой ноги в упор, бросок – 3–4 раза;
– имитация четырех бросковых шагов с остановкой после каждого – 3–4 раза;
– метание способом «из-за спины через плечо» с четырех бросковых шагов на дальность – 4–6 раз.

3. Преодоление вертикальных препятствий с опорой и без опоры:

– рассказ, объяснение, демонстрация;
– преодоление вертикальных препятствий (бревно, жерди, стенка) с опорой на руки (руки или грудь) с дальнейшим переходом на бег – 3–4 раза;
– преодоление 3–4 препятствий высотой 30–40 см способом «перешагивание» и барьерным шагом без остановок после приземления – 3–4 раза.

Заключительная часть

Медленный бег – 1–1,5 мин.

Упражнения на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Уроки №№ 14–15

Задачи:

1. Продолжение обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
2. Обучение технике метания мяча на дальность с 4–5 шагов разбега.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин. ОРУ на месте.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»:

– из подседа на маховой ноге постановка ее для толчка с пятки на всю стопу, продвижение тела вперед-вверх на другую ногу – 4–5 раз;
– то же, но после постановки толчковой ноги быстрое продвижение, вывод вперед-вверх таза, а затем маховой ноги, разгибание ее в колене одновременно с руками, согнутыми в локтях, – 4–5 раз;
– в свободном прыжке доставание подвешенных предметов одной или двумя руками – 8–10 раз;
– соревнования по прыжкам в высоту.

2. Техника метания мяча на дальность с 4–5 шагов разбега:

– метание из положения скрестного шага – 3–4 раза;
– и.п. – стоя с отведенным мячом, левая нога впереди. Равномерный бег с отталкиванием в скрестный шаг и быстрой постановкой левой ноги в упор, выполнение метания – 4–5 раз;
– имитация 4–5 бросковых шагов в ходьбе – 4–5 раз;
– метание на дальность с 4–5 шагов – 4–6 раз.

3. Развитие двигательных качеств.

Кроссовый бег по пересеченной местности с преодолением препятствий шагом, прыжком в шаге, прыжком согнувшись, наступая, перешагивая.

Заключительная часть

Упражнения на расслабление.

Подведение итогов уроков.

Задание на дом.

Урок № 16

Задачи:

1. Продолжение обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
2. Совершенствование техники метания мяча на дальность с 4–5 шагов разбега.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин.

ОРУ в движении:

1. И.п. – руки перед грудью. 1 – отведение согнутых рук назад; 2 – и.п.; 3 – разведение прямых рук в стороны; 4 – и.п.

2. И.п. – то же. 1 – шаг и наклон к левой ноге, коснуться ладонью пола; 2 – и.п.; 3 – то же к правой; 4 – и.п.

3. И.п. – руки на пояс. Ходьба выпадами вперед – 20–25 м.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника прыжка в высоту:

– бег по разбегу (2–5 шагов «с выходом», прыжок без перехода планки) – 1–2 раза;
– прыжки через натянутую резинку с вертикальным положением тела с 3–5 беговых шагов – 3–4 раза;
– подбор разбега и прыжки через планку на высоте, близкой к зачетной, – 4–6 раз.

2. Техника метания мяча на дальность с 4–5 шагов разбега:

– имитация 4–5 бросковых шагов в медленном беге – 4–5 раз;
– метание мяча на дальность с 4–5 шагов разбега – 6–8 раз;
– метание мяча с неполного разбега.

Во время броска следить, чтобы метатель занимал положение «натянутого лука» за счет быстрого разгибания и поворота правой ноги и упругой работы левой. Заканчивать бросок хлестообразным движением предплечья и кисти.

3. Развитие двигательных качеств.

Круговая тренировка:

1-я станция – преодоление вертикальных препятствий (4–5) барьерным шагом, перешагиванием, прыжком;

2-я – лазание по вертикальным шестам или канатам;

3-я – прыжки со скакалкой;

4-я – передвижение в висе;

5-я – сгибание и разгибание рук в упоре – 3–4х10–12 раз.

Смена по кругу через 1 мин.

Заключительная часть

Подвижная игра.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 17

Задачи:

1. Оценка техники бега на 60 м и результата.
2. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин. ОРУ в движении.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег –  20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Бег на 60 м с низкого старта на результат.

2. Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»:

– подбор разбега и выполнение пробных попыток – 2–3 раза;
– соревнования на лучшую технику отталкивания (высота для девочек – 75 см, для мальчиков – 85 см) – 3–4 раза;

3. Развитие двигательных качеств (круговая тренировка):

1-я станция – преодоление 4–5 вертикальных препятствий барьерным шагом, перешагиванием, прыжком;

2-я – лазание по вертикальным шестам или канатам;

3-я – прыжки со скакалкой;

4-я – передвижение в висе;

5-я – сгибание и разгибание рук в упоре – 3–4х10–12 раз.

Бег на отрезках 100–150 м в чередовании с ходьбой.

Заключительная часть

Упражнения на восстановление дыхания.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 18

Задачи:

1. Проведение экспресс-тестов.
2. Оценка техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» и результата.
3. Оценка техники метания мяча в горизонтальную цель и на дальность с 4–5 шагов разбега.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин. ОРУ в движении.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основаная часть

1. Экспресс-тесты:

– девочки: прыжки в длину с места (3 попытки);
– мальчики: бег на 30 м с высокого старта.

2. Мальчики: оценка техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» и результата:

– подбор разбега и выполнение пробных попыток на высоте 85 см – 1–2 раза;
– прыжки в высоту с разбега согласно правилам соревнований (по три попытки). Начальная высота – 90 см.

3. Девочки:

1-е отделение – оценка техники метания мяча в горизонтальную цель и на дальность с 4–5 шагов разбега:

– выполнение пробных метаний – 2–3 раза;
– броски на оценку – 3 раза (три попадания – «5», два – «4», одно – «3»).

2-е отделение – метание мяча на дальность с 4–5 шагов разбега:

– выполнение пробных попыток – 1–2 раза;
– метание мяча на результат – 3 раза.

Заключительная часть

Построение.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 19

Задачи:

1. Оценка техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» и результата.
2. Совершенствование техники метания мяча в горизонтальную цель и на дальность с 4–5 шагов разбега.
3. Проведение экспресс-теста: 6-минутный бег.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин. ОРУ на месте.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Оценка техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» и результата:

– подбор разбега и выполнение пробных попыток на высоте 80 см – 1–2 раза;
– прыжки в высоту с разбега согласно правилам соревнований. Начальная высота – 85 см. Оценка выставляется преподавателем за результат и технику.

2. Техника метания мяча в горизонтальную цель и на дальность с 4–5 шагов разбега:

– метание мяча в горизонтальную цель с расстояния 8–10 м – 7–8 раз;
– метание с 4–5 шагов разбега на дальность – 5–6 раз.

3. Экспресс-тест: 6-минутный бег.

Заключительная часть

Построение.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 20

Задачи:

1. Проведение экспресс-тестов: прыжки в длину с места, бега на 30 м с высокого старта на результат.
2. Оценка техники метания мяча в горизонтальную цель и на дальность с 4–5 шагов разбега (мальчики).
3. Оценка техники бега на 1500 м с учетом времени или бега на 2000 м без учета времени.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы, медленный бег – 1,5–2 мин. ОРУ на месте.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, захлест голени назад, прыжки с ноги на ногу, семенящий бег – 20–25 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Проведение экспресс-тестов: прыжки в длину с места, бега на 30 м с высокого старта на результат:

– мальчики – прыжки в длину с места (3 попытки);
– девочки – бег на 30 м с высокого старта на результат.

2. Оценка техники метания в горизонтальную цель и на дальность с 4–5 шагов разбега:

– выполнение пробных метаний – 2–3 раза;
– броски на оценку – 3 раза (три попадания – «5», два – «4», одно – «3»).

3. Оценка техники бега на 2000 м без учета времени или на 1500 м с учетом времени. Трасса на 2000 м выбирается так, чтобы можно фиксировать результаты учеников по скользящему времени на 1500 м. Перед стартом напомнить о ритме дыхания и тактике бега.

Заключительная часть

Подведение итогов урока, четверти и года.

Домашнее задание на лето.

Николай КАБАНОВИЧ,
директор детского
оздоровительно-образовательного центра,
г. Опочка,
Псковская обл.