Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №16/2007

МЕТОДИКА.  АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА


Уроки по легкой атлетике

5-й класс

I четверть (10 уроков)

Урок № 1

Задачи:

1. Ознакомление учащихся с программными требованиями, а также с правилами техники безопасности на уроках физической культуры.
2. Проведение экспресс-тестов.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока и теоретических сведений.

Ходьба на носках – 20 м, обычная – 20 м, прыжки приставными шагами, руки на поясе – 20 м, медленный бег – 1–1,5 мин.

ОРУ на месте:

1. И.п. – прыжком ноги врозь, руки вперед-вверх. 1 – наклон вперед, коснуться руками пола – выдох; 2 – и.п. – вдох. Повторить 6–7 раз.

2. И.п. – ноги врозь, руки на поясе. 1–4 – круговые вращения таза вправо; 5–8 – влево. Повторить 4–5 раз.

3. И.п. – то же. 1 – присесть, руки через стороны вверх – вдох; 2 – и.п. – выдох.

4. И.п. – упор лежа на согнутых руках. 1 – выпрямить руки в локтевых суставах – вдох; 2 – и.п. – выдох. Повторить 7–8 раз.

Медленный бег – 30–35 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

Экспресс-тесты: бег на 30 м и прыжки в длину с места.

1-е отделение – прыжки в длину с места:

– пробные – 2–3 раза;
– на результат – 3 попытки.

2-е отделение – бег на 30 м с высокого старта.

Заключительная часть

Встречная эстафета с набивными мячами. Медленный бег – 1 мин.

Упражнения на расслабление:

– из положения одна рука спереди, другая сзади – расслабленные движения рук вперед-назад –
25–30 сек.;
– лежа на спине, поднять ноги вертикально, руки на пояс. Встряхивание ног – 30 сек.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 2

Задачи:

1. Обучение технике низкого старта.
2. Обучение технике прыжка в длину с разбега «в шаге».
3. Экспресс-тест: 6-минутный бег.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока.

Строевые упражнения на месте.

Ходьба, разновидности ходьбы: в полуприседе – 15 м; в полном приседе – прыжки на двух ногах вперед – 15 м.

Медленный бег – 1–1,5 мин.

ОРУ в движении:

1. И.п. – руки в стороны, кисти в кулак. На каждый счет – сгибание и разгибание рук в локтевых суставах. Повторить 7–8 раз.

2. И.п. – руки за голову. Ходьба выпадами с поворотом туловища к впереди идущей ноге. Повторить 10–11 раз.

3. Прыжки перекатом с пятки на носок с круговыми вращениями рук вперед. Повторить 10–11 раз.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра – 20 м, прыжки с ноги на ногу – 20 м, семенящий бег – 20 м, выпрыгивания вверх – 20 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника низкого старта:

– рассказ, объяснение и показ;
– выполнение команды «На старт!» – 4–5 раз;
– выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» – 5–6 раз.

2. Техника прыжка в длину в шаге:

– прыжки с места толчком двумя ногами – 4–5 раз;
– то же толчком одной ногой с приземлением на другую – 4–5 раз;
– прыжки в длину с неполного разбега (3–4 шага) с активным опусканием маховой ноги и дальнейшим пробеганием – 4–5 раз.

3. Экспресс-тест: 6-минутный бег.

Заключительная часть

Упражнения на расслабление:

– из и.п. стоя ноги врозь – расслабленные движения рук скрестно перед собой с отведением их в стороны (30 сек.);
– руки через стороны вверх – вдох, расслабленно вниз скрестно – выдох – 8–10 раз.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: упражнение на растягивание, приседания.

Урок № 3

Задачи:

1. Обучение технике низкого старта.
2. Обучение технике прыжка в длину в шаге.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока.

Строевые упражнения на внимание.

Ходьба. Быстрая ходьба с переходом на медленный бег – до 2,5–3 мин.

ОРУ на месте:

1. И.п. – о.с. 1 – руки на пояс, поднять левую ногу, согнутую в колене; 2 – выпрямить ногу, руки в стороны; 3 – согнуть ногу в колене, руки на пояс; 4 – и.п.; 5–8 – то же с другой ноги. Повторить 7–8 раз.

2. И.п. – ноги врозь, руки в стороны. 1 – мах левой ногой вправо, руки влево; 2 – и.п.; 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 7–8 раз.

3. И.п. – упор лежа. 1 – согнуть руки, поднять левую ногу назад; 2 – и.п.; 3–4 – то же с другой ноги. Повторить 6–8 раз.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра – 20 м, прыжки с ноги на ногу – 20 м, семенящий бег – 20 м, выпрыгивания вверх – 20 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника низкого старта:

– выполнение команды «На старт!» – 4–5 раз;
– выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» с индивидуальным устранением ошибок – 4–5 раз;
– то же, но с бегом со старта без сигнала – 3–4х20 м.

2. Техника прыжка в длину в шаге:

– прыжки с места толчком двумя ногами вверх-вперед с приземлением на одну ногу – 3–4 раза;
– прыжок с места толчком одной ногой с приземлением на маховую и переходом на бег – 3–4 раза;

Прыжки в шаге, отталкиваясь при медленном беге через один шаг, через два на третий – 2–3х15 м.

– прыжки в длину с 6–8 беговых шагов – 4–6 раз.

Заключительная часть

Медленный бег – 1–1,5 мин.

Подвижная игра.

Упражнение на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 4

Задачи:

1. Обучение технике низкого старта.
2. Обучение технике прыжка в длину в шаге.
3. Развитие физических качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока.

Ходьба и разновидности ходьбы – до 1 мин.

Бег в медленном темпе – 1,5–2 мин.

Перестроение в колонну по два.

ОРУ в парах:

1. И.п. – стоя спиной друг к другу, держась за руки. 1 – руки через стороны вверх, подняться на носки – вдох; 2 – и.п. – выдох. Упражнение выполняется с небольшим сопротивлением партнера. Повторить 5–6 раз.

2. И.п. – стоя лицом один к другому, руки внизу (1-й номер держит за руки 2-го номера). 1 – отставить левую ногу на носок; 2–3 – пружинистые наклоны влево, правая рука вверх, левая вниз; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону – 6–8 раз.

3. И.п. – стоя лицом друг к другу. 1–3 – первые номера выполняют пружинистые наклоны вперед, касаясь руками пола, вторые номера усиливают наклоны, нажимая руками на лопатки первому номеру. Повторить 7–8 раз.

4. И.п. – стоя друг к другу спиной, руки вверху. 1-й номер держит за руки 2-й. 1 – наклониться вперед, поднимая партнера на спину; 2 – и.п. Повторить 6–7 раз.

5. И.п. – о.с. 1 – присесть, руки вперед; 2 – и.п. Повторить 12–15 раз.

Ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника низкого старта.

Выполнение команды «На старт!» группами по 4–5 учеников, устраняя ошибки.

2. Техника прыжка в длину с разбега в шаге:

– прыжки с места толчком одной ноги с приземлением на маховую и переходом на бег – 3–4 раза;
– прыжки с 2–3 шагов разбега с приземлением на маховую и дальнейшим пробеганием – 3–4 раза;
– прыжки с ноги на ногу – 2х15 м;
– прыжки в длину с 6–8 беговых шагов – 3–4 раза.

3. Развитие двигательных качеств.

Круговая тренировка:

1-е отделение – сгибание и разгибание рук в упоре 3–4х10 раз;

2-е отделение – прыжки со скакалкой (1 мин.);

3-е отделение – приседание – 25–35 раз (1 мин.);

4-е отделение – наклоны с касанием носков – 35–45 раз (1 мин.);

5-е отделение – подбрасывание вверх набивных мячей с последующей ловлей (1 мин).

Смена станций через 1 мин.

Кроссовый бег в медленном равномерном темпе – 1,5–2 км.

Заключительная часть

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Уроки №№ 5–6

Задачи:

1. Обучение технике низкого старта со стартовых колодок.
2. Продолжение обучения технике прыжка в длину в шаге.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба и разновидности ходьбы – до 1 мин. Бег в медленном темпе – 1,5–2 мин. Перестроение в колонну по два.

ОРУ в парах:

1. И.п. – стоя спиной друг к другу, держась за руки. 1 – руки через стороны вверх, подняться на носки – вдох; 2 – и.п. – выдох. Упражнение выполняется с небольшим сопротивлением партнера. Повторить 5–6 раз.

2. И.п. – стоя лицом один к другому, руки внизу (1-й номер держит за руки 2-го номера). 1 – отставить левую ногу на носок; 2–3 – пружинистые наклоны влево, правая рука вверх, левая вниз; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 6–8 раз.

3. И.п. – стоя лицом друг к другу. 1–3 – 1-е номера выполняют пружинистые наклоны вперед, касаясь руками пола; 2-е номера усиливают наклоны, нажимая руками на лопатки 1-му номеру. Повторить 7–8 раз.

4. И.п. – стоя друг к другу спиной, руки вверху. 1-й номер держит за руки 2-го номера. 1 – наклониться вперед, поднимая партнера на спину; 2 – и.п. Повторить 6–7 раз.

5. И.п. – о.с. 1 – присесть, руки вперед; 2 – и.п. Повторить 12–15 раз.

Ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника низкого старта с колодок:

– выполнение команд «На старт!», «Внимание!» с устранением ошибок – 2–3 раза;
– то же, но с самостоятельным выходом со старта. Акцентировать внимание на активное отталкивание с колодок двумя ногами. Не спешить выпрямляться; повторить 3–4 раза по 15–20 м.

2. Техника прыжка в длину в шаге:

– прыжки с двух-трех беговых шагов с приземлением на маховую ногу за отметкой (натянутая тесьма на расстоянии 1,5 м от линии отталкивания) и дальнейшим приземлением – 3–4 раза;
– прыжковые шаги с ноги на ногу (наименьшее число шагов) – 2–3х20 м;
– прыжки в длину с короткого разбега через препятствие (высотой 30–40 см) на расстоянии 1–1,5 м от места отталкивания – 4–5 раз;
– прыжки в длину с 6–8 беговых шагов – 3–4 раза.

3. Развитие двигательных качеств.

Круговая тренировка:

1-е отделение – прыжки со скакалкой;

2-е отделение – подбрасывание и ловля набивного мяча;

3-е отделение – прыжки через препятствия;

4-е отделение – сгибание и разгибание рук в упоре;

5-е отделение – приседание на правой и левой ногах.

Смена станций через 1 мин.

Заключительная часть

Игра «Эстафета по кругу».

Упражнения на расслабление.

Подведение итогов уроков.

Задание на дом.

Урок № 7

Задачи:

1. Продолжение обучения технике низкого старта со стартовых колодок.
2. Бег на 60 м на результат.
3. Обучение технике прыжка в длину в шаге.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Повороты на месте. Ходьба обычная, с движением рук вперед, вверх, в стороны, вниз. Медленный бег – до 2 мин. ОРУ в движении и на месте.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра – 20 м, прыжки с ноги на ногу – 20 м, семенящий бег – 20 м, выпрыгивания вверх – 20 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника низкого старта с колодок:

– выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» – 4–5 раз;
– то же с самостоятельным выходом со старта, обратив внимание на активный вынос сзади стоящей ноги, – 2–3 раза;
– выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!» с пробеганием 15–20 м (не спешить выпрямляться со старта) – 3–4 раза.

2. Бег на 60 м с низкого старта на результат – 1 попытка.

3. Обучение технике прыжка в шаге:

– прыжок с 6–8 беговых шагов с приземлением на маховую ногу за отметкой (натянутая тесьма по земле на расстоянии 1,5–1,8 м от места отталкивания) – 4–5 раз;
– прыжок в длину через высокое препятствие (тесьма на высоте 30–40 см) – 3–4 раза;
– прыжок в длину с полного разбега с акцентом на прыжке в шаге – 3–4 раза.

Заключительная часть

Бег – 1,5–2 мин.

Упражнение на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 8

Задачи:

1. Обучение технике бега с низкого старта.
2. Обучение технике прыжка в длину в шаге.
3. Проверка кроссовой подготовки.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Строевые упражнения на месте. Ходьба. Бег до 1,5–2 мин. ОРУ в движении и на месте.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра – 20 м, прыжки с ноги на ногу – 20 м, семенящий бег – 20 м, выпрыгивания вверх – 20 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника бега с низкого старта:

– выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!» с активным выталкиванием до полного выпрямления впереди стоящей ноги – 2–3х15–20 м;
– то же, но с акцентом на вынос сзади стоящей ноги, обращая внимание на наклон туловища, – 2–3х15–20 м;
– бег со старта по команде;
– бег со старта под планку по команде – 2–3х15х20 м.

2. Техника прыжка в длину в шаге:

– через препятствие на высоте 30–40 см – 4–5 раз;
– прыжок с полного разбега – 3–4 раза.

3. Проверка кроссовой подготовки. Бег на 2000 м без учета времени.

Заключительная часть

Упражнение на восстановление дыхания.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 9

Задачи:

1. Оценка техники низкого старта.
2. Оценка техники прыжка в длину в шаге.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы с переходом на бег – до 1,5 мин. Упражнения на восстановление дыхания. ОРУ на месте и в движении (6–7 упражнений).

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра – 20 м, прыжки с ноги на ногу – 20 м, семенящий бег – 20 м, выпрыгивания вверх – 20 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

До начала урока подготовить яму для прыжков в длину с разбега. На месте старта на 60 м установить стартовые колодки.

1-е отделение – проверка техники низкого старта:

– самостоятельное выполнение команд «На старт!», «Внимание!» с выходом со старта – 2–3х15–20 м;
– выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!» – 2–3 раза.

2-е отделение – оценка техники прыжка в длину в шаге:

– подбор разбега и выполнение пробных попыток –2–3 раза;
– прыжок в длину на результат с акцентом на выполнение прыжка в шаге – 3 попытки.

3. Развитие двигательных качеств:

1-е отделение – сгибание и разгибание рук в упоре;

2-е отделение – прыжки через скакалку;

3-е отделение – подтягивание;

4-е отделение – приседания.

Заключительная часть

Подвижная игра.

Упражнения на внимание.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 10

Задачи:

1. Оценка техники низкого старта.
2. Оценка техники прыжка в длину в шаге.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Строевые упражнения на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы с переходом на медленный бег до 2 мин. ОРУ в движении.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра – 20 м, прыжки с ноги на ногу – 20 м, семенящий бег – 20 м, выпрыгивания вверх – 20 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. 1-е отделение – прыжок в длину в шаге;

2-е отделение – бег с низкого старта на оценку.

2. Развитие двигательных качеств:

1-е отделение – прыжки через препятствия высотой 30–40 см;

2-е отделение – сгибание и разгибание рук в упоре;

3-е отделение – поднимание туловища из положения лежа, ноги закреплены;

4-е отделение – подбрасывание набивных мячей вверх с ловлей.

Смена через 1 мин. по кругу.

Заключительная часть

Упражнение на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

IV четверть (10 уроков)

Урок № 11

Задачи:

1. Совершенствование техники бега с низкого старта.
2. Экспресс-тесты: бег на 30 м с высокого старта, прыжки в длину с места, 6-минутный бег.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Строевые упражнения на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы с переходом на медленный бег – до 2 мин. ОРУ в движении.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра – 20 м, прыжки с ноги на ногу – 20 м, семенящий бег – 20 м, выпрыгивания вверх – 20 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника бега с низкого старта:

– выполнение команд со стартовых колодок «На старт!», «Внимание!» – 4–6 раз;
– выход со старта без команды, самостоятельно – 2–3х15–20 м.
– бег со старта по команде – 3–4х30 м.

2. Экспресс-тесты: бег на 30 м с высокого старта, прыжки в длину с места, 6-минутный бег:

1-е отделение – прыжки в длину с места;

2-е отделение – бег на 30 м с высокого старта.

После смены отделений и выполнения упражнений – 6-минутный бег.

Заключительная часть

Упражнение на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Уроки №№ 12–13

Задачи:

1. Обучение технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
2. Обучение технике метания мяча на дальность способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы. Медленный бег – 2–2,5 мин. ОРУ на месте.

1. И.п. – о.с. 1 – левую ногу в сторону на носок, руки вверх, ладонями внутрь, наклон влево; 2 – и.п.; 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 4–6 раз.

2. И.п. – ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед, руки в стороны; 2 – и.п.; 3 – наклон назад, руки вверх-назад; 4 – и.п. Повторить 6–8 раз.

3. И.п. – о.с., руки на пояс. 1 – сед на левой ноге, наклон к правой, касаясь кистями стопы правой ноги; 2 – и.п.; 3–4 – то же к другой ноге. Повторить 5–6 раз.

4. И.п. – упор лежа. 1–2 – сгибание и разгибание рук. Повторить 12–15 раз.

5. И.п. руки на пояс. 1–3 – прыжки на двух ногах на месте; 4 – поворот на 180°. Повторить 6–8 раз.

Основная часть

1. Техника прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»:

– из подседа на маховой ноге постановка для толчка с пятки на всю стопу;
– в быстром продвижении выведение таза вперед-вверх. Выведение вперед маховой ноги с разгибанием в колене и сильным сгибанием стопы в тыльную сторону. Поднимание вверх согнутых в локтях рук и маховой ноги – 7–8 раз;
– отталкивание и прыжок вверх с ходьбы. Во взлете быстро опустить маховую ногу и руки, еще больше вывести таз вперед. Одновременно подтянуть стопу толчковой ноги к ягодице и приземлиться на маховую ногу – 7–8 раз;
– прыжки в высоту с разбега «перешагиванием» на высоте 70–80 см – 7–8 раз.

2. Техника метания мяча с шага на дальность способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага:

– метание с места из и.п. – стоя левым боком, левую ногу вперед на носок. Выполнить бросок вниз-вперед через положение «натянутого лука». Обратить внимание на законченное движение кистью «хлест» – 5–6 раз;
– и.п. – стоя на правой ноге, согнутой в колене. Левую ногу приподнять, правую руку с мячом отвести назад, левую согнуть перед грудью. С активной постановкой левой ноги впереди выполнить метание – 4–5 раз;
– и.п. – стоя на правой ноге, левая сзади на носке (скрестный шаг). Метание мяча с шага на дальность способом «из-за спины через плечо» – 7–8 раз.

Заключительная часть

Подвижная игра на внимание.

Подведение итогов уроков.

Задание на дом.

Урок № 14

Задачи:

1. Продолжение обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
2. Продолжение обучения технике метания мяча с шага на дальность способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Строевые упражнения на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы с переходом на медленный бег – до 2 мин. ОРУ в движении.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра – 20 м, прыжки с ноги на ногу – 20 м, семенящий бег – 20 м, выпрыгивания вверх – 20 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»:

– в ходьбе на каждый третий, четвертый шаг делать быстрые движения маховой ногой по большой амплитуде и согнутыми руками вверх. Сначала не отделять тело от опоры, затем свободно прыгать вверх – 2–3х15–20 м;
– то же, но с подтягиванием стопы толчковой ноги под ягодицу маховой и с приземлением на маховую – 7–8 раз;
– прыжки в высоту с бокового и прямого разбега через натянутую резинку на высоте 70–80 см – 7–8 раз.

2. Техника метания мяча с шага способом «из-за спины через плечо» на дальность из положения скрестного шага;

– метание мяча на дальность с места, левая впереди на весу – 4–5 раз;
– имитация шага с финальным усилием; обращать особое внимание на выведение правой руки с мячом вперед-вверх – 5–6 раз;
– метание мяча на дальность из положения скрестного шага – 5–6 раз;

3. Развитие двигательных качеств.

Круговая тренировка:

1-е отделение – бег на месте, высоко поднимая бедро;

2-е отделение – наклоны вперед;

3-е отделение – прыжки через препятствия высотой 30–40 см;

4-е отделение – сгибание и разгибание рук в упоре лежа (2х30 сек.).

Смена по кругу.

Заключительная часть

Игра на внимание.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 15

Задачи:

1. Бег на 60 м на результат.
2. Обучение технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
3. Обучение технике метания мяча «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Строевые упражнения на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы с переходом на медленный бег – до 2 мин.

ОРУ в движении:

1. Руки к плечам, круговые вращения рук вперед, назад.

2. Руки вперед, кисти в кулак, скрестные движения перед грудью, отведение прямых рук назад.

3. Наклоны вперед (касаться носков ног).

4. Ходьба выпадами, поворот туловища к впереди стоящей ноге.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра – 20 м, прыжки с ноги на ногу – 20 м, семенящий бег – 20 м, выпрыгивания вверх – 20 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Бег на 60 м на результат:

– выход с низкого старта;
– бег группами по 3–4 человека – 1 попытка.

2. Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»:

– из подседа на маховой с постановкой ноги для толчка вперед с пятки, сгибанием руки на замахе, перекатом на всю стопу выполнить отталкивание одновременно с махом ногой и руками, согнутыми в локтях, – 4–5 раз;
– то же в ходьбе на каждый третий, четвертый шаг – 2х15–20 м;
– то же, но с подтягиванием толчковой ноги под ягодицу в прыжке через планку («на взлет») с 3–5 шагов прямого разбега и с приземлением на маховую ногу – 3–4 раза;
– прыжки в высоту с прямого и бокового разбега через натянутую резинку на высоте 70–80 см – 7–8 раз.

3. Техника метания мяча с шага способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага на дальность:

– имитируя движение скрестного шага, взять мяч «на себя» и прийти в положение «натянутого лука» – 4–5 раз;
– метание мяча с шага на дальность – 7–8 раз.

Заключительная часть

Подвижная игра.

Упражнение на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Уроки №№ 16–17

Задачи:

1. Продолжение обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».
2. Продолжение обучения технике метания мяча с шага на дальность способом «из-за спины через плечо» из положения скрестного шага.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Строевые упражнения на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы с переходом на медленный бег – до 2 мин. ОРУ в движении.

Специальные упражнения: семенящий бег – 15 м, бег с высоким подниманием бедра – 15 м, бег прыжками с отталкиванием только стопой – 15 м, выпрыгивание «на взлет» – 15 м, ускорения – 2х15 м.

Основная часть

1. Техника прыжка в высоту с разбега:

– прыжки в высоту с разбега через планку на высоте 70–80 см, увеличивая длину последних 2–4 шагов разбега, выполняя их на всей стопе, наклоняя туловище вперед при разбеге, – 4–5 раз;
– то же, но добиваясь увеличения предпоследнего и уменьшения последнего шага (можно по разметке) за счет ускоренного продвижения на маховой ноге и выведения таза вперед-вверх, – 5–6 раз;
– прыжки в высоту с бокового разбега «способом перешагивание» – 4–5 раз.

2. Техника метания мяча с шага из положения скрестного шага на дальность:

– метание из и.п.: стоя на правой ноге, держа впереди на весу и активно опуская левую, – 3–4 раза;
– метание с шага на дальность из положения скрестного шага – 7–8 раз;
– метание на дальность с трех бросковых шагов – 5–6 раз.

3. Развитие двигательных качеств.

Круговая тренировка:

1-е отделение – и.п. – ноги врозь, набивной мяч весом 1,5–2 кг вверху. Круговые вращения туловища влево, вправо;

2-е отделение – упор присев, упор лежа;

3-е отделение – прыжки со скакалкой.

Смена по кругу через 1 мин.

Заключительная часть

Встречная эстафета.

Упражнения на восстановление дыхания.

Подведение итогов уроков.

Задание на дом.

Урок № 18

Задачи:

1. Оценка техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» и результата.
2. Совершенствование техники метания мяча с шага на дальность из положения скрестного шага.
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Строевые упражнения на внимание. Ходьба, разновидности ходьбы с переходом на медленный бег – до 2 мин.

ОРУ в движении:

1. И.п. – руки к плечам. Круговые вращения рук вперед, назад.

2. И.п. – руки вперед, кисти в кулак. Скрестные движения перед грудью, отведение прямых рук назад.

3. Наклоны вперед (касаться пола).

4. Ходьба выпадами, поворот туловища к впереди стоящей ноге.

Специальные беговые упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра – 20 м, прыжки с ноги на ногу – 20 м, семенящий бег – 20 м, выпрыгивания вверх – 20 м, ускорения – 2–3х25–30 м.

Основная часть

1. Оценка техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» и результата (1-е отделение):

– подбор разбега и выполнение пробных попыток – 2–3 раза;
– выполнение пробных попыток на зачетной высоте – 2–3 раза;
– прыжки на технику и результат – 3 попытки.

2. Техника метания мяча из положения скрестного шага на дальность (2-е отделение):

– метание мяча с места – 4–6 раз;
– то же самое на дальность из положения скрестного шага – 10–12 раз.

3. Развитие двигательных качеств:

1-е отделение – бег на месте, высоко поднимая бедро;

2-е отделение – наклоны вперед;

3-е отделение – прыжки через препятствия высотой 30–40 см;

4-е отделение – сгибание и разгибание рук в упоре лежа. 2х30 сек., смена по кругу;

бег на 1,5 км в среднем темпе (обратить внимание на равномерное распределение скорости бега по всей дистанции).

Заключительная часть

Упражнение на расслабление.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 19

Задачи:

1. Оценка техники прыжка в высоту способом «перешагивание» и результата.
2. Оценка техники метания мяча с шага из положения скрестного шага.
3. Оценка техники бега на 2000 м.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы. Медленный бег. ОРУ в движении и на месте. Ускорения – 2–3х20–25 м.

Основная часть

1. Оценка техники прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» и результата (девочки):

– подбор разбега и выполнение пробных попыток – 2–3 раза;
– выполнение пробных попыток на зачетной высоте – 2–3 раза;
– прыжки на технику и результат – 3 попытки.

2. Оценка техники метания мяча из положения скрестного шага (мальчики):

– выполнение пробных попыток – 1–2 раза;
– метание мяча с шага на результат – 3 попытки.

3. Оценка техники бега на 2000 м по равнинной местности без учета времени. Перед стартом рассказать о дыхании, тактике бега. Учителю можно контролировать время пробегания дистанции.

Заключительная часть

Упражнения на восстановление дыхания.

Подведение итогов урока.

Задание на дом.

Урок № 20

Задачи:

1. Оценка техники метания мяча с шага из положения скрестного шага на дальность и результата.
2. Совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание».
3. Развитие двигательных качеств.

Подготовительная часть

Построение, расчет, рапорт. Сообщение задач урока. Ходьба, разновидности ходьбы. Медленный бег – 2–2,5 мин.

ОРУ на месте:

1. И.п. – о.с. 1 – левую ногу в сторону на носок, руки вверх, ладонями внутрь, наклон влево; 2 – и.п.; 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 4–6 раз.

2. И.п. – ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед, руки в стороны; 2 – и.п.; 3 – наклон назад, руки вверх-назад; 4 – и.п. Повторить 6–8 раз.

3. И.п. – о.с., руки на пояс. 1 – сед на левой ноге, наклон к правой, касаясь кистями стопы правой ноги; 2 – и.п.; 3–4 – то же к другой ноге. Повторить 5–6 раз.

4. И.п. – упор лежа. 1–2 – сгибание и разгибание рук – 12–15 раз.

5. И.п. руки на пояс. 1–3 – прыжки на двух ногах на месте; 4 – поворот на 180°. Повторить 6–8 раз.

Основная часть

1. Оценка техники метания мяча с шага на дальность и результата (девочки):

– выполнение пробных попыток – 1–2 раза;
– метание мяча с шага на результат – 3 попытки. Результат фиксирует учитель.

2. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» (мальчики):

– прыжки на высоте ниже зачетной на лучшую технику – 2–3 раза;
– прыжки на лучший результат – 3 попытки.

3. Кроссовый бег по пересеченной местности на 1,5–2 км в равномерном темпе.

Заключительная часть

Подведение итогов урока.

Выставление оценок за четверть и год.

Задание на дом на лето.

Николай КАБАНОВИЧ,
директор детского
оздоровительно-образовательного центра,
г. Опочка,
Псковская обл.