Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА


Конституциональная гипермобильность

Особенности проведения физкультурных занятий с гипермобильными детьми

В медицине есть такое понятие – конституциональная гипермобильность, которую следует рассматривать как один из вариантов нормального развития ребенка. Это состояние обусловлено врожденными индивидуальными особенностями мышечной регуляции. Гипермобильные дети плохо справляются с заданиями на физкультуре, неуклюжи, неловки. Между взрослыми и детьми по этому поводу часто возникают конфликты. Между тем, физические нагрузки таким детям просто необходимы.

…Совсем обычные истории

…Старшая группа детей дошкольного возраста в полном составе гуляет на улице. Девочки окружили воспитателя, общаются «о своем». Мальчишки организовали игру в мяч: перебегая с места на место, бросают его друг другу. Увлечены все. Антон, один из играющих, как и остальные, передвигается по площадке, пытается быть в игре, но... то, что у других получается легко, мальчику дается с трудом: мячи выскакивают из рук, а бег выходит медленным и неуклюжим. Постепенно ребята оттесняют Антона в сторону, и он, огорченный, садится на скамейку, чуть не плачет. На предложение воспитателя вернуть ребенка на поле играющие протестуют: «Зачем он нам? Только под ногами путается...»

Родители Антона в недоумении: почему так? По всем показателям (обследование, результаты анализов, консультации с врачами) здоровье сына в порядке, не жалуется ни на что, и желание двигаться, бегать у него есть, но в связи с физкультурными неудачами желания этого становится все меньше.

…Свете 6,5 лет, она посещает подготовительную группу детского сада. На занятии по рисованию детям предложили тему: «Я и моя группа». Работа девочки яркая, фигуры детей четко прорисованы, все играют в «догонялки».

– А где здесь ты? – спрашиваем Свету.

– Меня нет, я никого догнать не могу, а меня догоняют сразу, поэтому я сижу в раздевалке и никого не хочу видеть. Надо мной все смеются.

Детская память избирательна: что-то уходит, не оставив следа, а что-то остается на всю жизнь, трансформируясь в черты характера, отношение к себе, к людям. И кто знает, как «аукнутся» в будущем сегодняшние спортивные неудачи Светы.

Осторожно – дети!

В практике мануальной медицины есть такое понятие – конституциональная гипермобильность, о которой должны знать как врачи, так и работники физического воспитания. Конституциональную гипермобильность следует рассматривать как один из вариантов нормального развития ребенка, и связана она с врожденными индивидуальными особенностями мышечной регуляции. В основе общей гипотонии мышц лежит конституционный фактор. Конституциональная гипермобильность становится патологической лишь тогда, когда нагрузка превышает способность мускулатуры переносить ее. В отличие от гипермобильоности, связанной с тренированностью мышц при занятиях спортом, при конституциональной гипермобильности мышцы изначально не приспособлены к активной работе, что особенно заметно при статической нагрузке. Конституциональная гипермобильность внешне проявляется как неловкость, неумелость, неуклюжесть ребенка. Такие дети, по всем остальным физическим параметрам не отличающиеся от других, гораздо медленнее и качественно хуже осваивают новые двигательные навыки, даже самые простые упражнения выполняют не так, как остальные дети, «некрасиво». Физкультурные занятия и даже подвижные игры не вызывают у них интереса, они либо остаются сидеть на скамейке, либо очень быстро выходят из игры и лишь пассивно наблюдают за общим действием. На занятиях физкультурой стесняются делать лишние движения, переживают по поводу насмешек и оценок со стороны сверстников. В повседневной жизни эти дети чаще, чем другие, запинаются, падают, роняют предметы, разбивают посуду.

По всем остальным физическим параметрам и состоянию здоровья они ничем не отличаются от физически более успешных, но вот случилось родиться именно таким.

А так как авторитет в детской среде формируется в том числе и за счет спортивных успехов, у детей снижается самооценка, начинаются проблемы в отношениях с окружающими: им кажется, что все знают об их неудачах, смеются над ними, дети становятся очень восприимчивыми к мнению других людей.

Немаловажную роль в проблемах гипермобильных детей играют взрослые (воспитатели, преподаватели физкультуры, родители), которые, как правило, стараются активизировать таких детей, настойчиво привлекают их к занятиям, заставляют выполнять упражнения «как все», а в более старшем возрасте требуют выполнения определенных нормативов. Генетически не приспособленная к физическим нагрузкам мышечная система гипермобильных детей не справляется с заданиями, между взрослыми и детьми возникают конфликты. Педагоги, родители обвиняют детей в лености, в отсутствии старания, в пассивности. Дети обижаются переживают, испытывают психологический дискомфорт, у них на долгие годы формируется стойкая неприязнь к любым физическим упражнениям, развивается комплекс неполноценности.

Ребенка надо принимать таким, каков он есть, но при этом помогать ему развиваться в возможном для него направлении. То же самое касается и детей с конституциональной гипермобильностью. С одной стороны, их организм изначально генетически не приспособлен к большим физическим нагрузкам, с другой – мышцы не могут переносить и статические нагрузки, например, долгое сидение за партой, рабочим столом или на той же скамеечке на уроках физкультуры. Из-за неприспособленности мышц при нагрузке «положением» появляются боли в спине, шее, плечах, головные боли.

Все это усугубляет положение и еще больше отдаляет ребенка от физкультуры.

Между тем, физические нагрузки для гипермобильных детей просто необходимы. На это нелишне еще и еще раз обратить внимание родителей и педагогов в том числе и потому, что грамотные занятия физкультурой – это путь к здоровью. Но упражнения должны быть специальными, а физкультурные занятия хорошо бы проводить или отдельно, или учитывая особенности гипермобильных детей.

Заниматься первое время (пока не освоены упражнения) лучше ежедневно, потом – достаточно двух раз в неделю, индивидуально или в малых группах. Длительность занятий от 20 до 40 мин. Упражнения должны быть для ограниченной группы мышц (выполняющих одинаковую функцию). Амплитуда движений небольшая. Количество повторений от 3–4 в начале курса занятий до 8–10 в конце. Темп медленный и средний. Общая нагрузка на таком занятии незначительная, но гипермобильные дети могут после занятия ощущать утомление, может даже появиться боль в работавших мышцах. И обязательно следует включать в занятие упражнения на растяжение мышц. Это наклоны головы в разных направлениях, широкое разведение рук в стороны и вверх, наклоны туловища вперед, в стороны, назад, а также упражнения на координацию движений и равновесие.

Необходимо, чтобы все, кто занимается физическим развитием детей, отвечает за него или просто заботится о душевном состоянии детей, знали о конституциональной гипермобильности, учитывали особенности таких детей в своей деятельности и в быту и не требовали от них невозможного (ведь не будет же никто заставлять ребенка во что бы то ни стало играть на скрипке, если у него нет музыкального слуха). И тогда гипермобильные дети смогут избежать многих психологических травм.

Примеры специальных упражнений

1. И.п. – стоя, подняться на носки и несколько секунд удерживаться, не шатаясь (лодыжки вместе). Медленно опуститься на пятки. Тренируются мышцы свода стопы и тазового пояса.

2. И.п. – стоя на коленях, руки на поясе. Медленно сесть на пятки. Вернуться в и.п. При этом ребенок учится удерживать позвоночник равномерным сокращением всей опорной мускулатуры, укрепляются все мышцы туловища, особенно нижней части.

3. И.п. – сидя на полу, ноги вытянуты вперед, полусогнуты, руки на затылке. Медленно поворачивать туловище вправо-влево. Спина должна быть прямая. Тренируются опорные мышцы, координация движений ротаторов, улучшается осанка.

4. И.п. – сидя на стуле прямо, руки свободно опущены. Максимально поднять плечи, затем максимально опустить. Сначала с одной стороны, потом с другой, с обеих, попеременно. Цель – обучение расслаблению мышц плечевого пояса (трапециевидной, мышц шеи).

5. И.п. – то же. Сокращением межлопаточных мышц сместить плечевые суставы назад. Цель – разгрузка шейного отдела позвоночника.

6. И.п. – то же, руки в стороны. Потянуться за рукой вправо, влево, смещая грудную клетку в сторону. Цель – укрепление мышц живота, компенсация сколиотической осанки.

7. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Потянуть руки вверх, прогнуться назад, отставив назад на носок ногу (попеременно) – вдох. На выдохе вернуться в и.п. и сделать полуприсед.

8. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. Развести руки в стороны и отставить ногу в сторону на носок (попеременно) – вдох. Вернуться в и.п. и сделать полуприсед – выдох.

9. И.п. – стоя, ноги вместе, руки подняты над головой – вдох. Сделать шаг одной ногой в сторону, руки на пояс, полуприсед – выдох. Вернуться в и.п. – вдох. То же – другой ногой.

10. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову на 1–2 сек., опустить.

11. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди (можно сначала поочередно) – вдох. Вернуться в и.п., полностью выпрямить ноги – выдох.

12. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Приподнять плечи и голову, прогнувшись в пояснице, – вдох. Вернуться в и.п. – выдох.

Татьяна БИЧЕВИНА,
медицинский психолог
Медико-психологического центра,
Татьяна БЕЛОУСОВА,
врач ЛФК
ОГУЗ «Ангарский
специализированный дом ребенка»,
г. Ангарск,
Иркутская обл.