Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. НАУКА – УЧИТЕЛЮ


О чем пишут в журналах?

Подготовила Валентина РЕПИНА

Виды контроля за детьми с отклонениями в состоянии здоровья

В данной работе речь идет о важности врачебно-педагогического контроля за детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, во время занятий физической культурой.

По мнению авторов, в настоящее время актуальной является проблема адаптивного физического воспитания, так как существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается. Детям, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеют, особенно необходима двигательная активность, адаптированная к функциональному состоянию организма. И чем больше комплексов физических упражнений, методов, различных форм организации занятий СМГ, тем эффективнее процесс физического воспитания болеющих детей.

Занятия физической культурой с детьми, отнесенными к СМГ, имеют свои особенности. В числе основных критериев комплексной оценки занятий в СМГ выделены:

– установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма;
– выяснение степени физической подготовленности в связи с необходимостью учета индивидуальных особенностей больного ребенка;
– функциональное обследование учащихся с нарушениями центральной нервной системы (ЦНС), от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций.

Состояние ЦНС исключительно важно для оказания эффективной помощи физическими упражнениями. Учитель физкультуры должен контролировать физическое и психологическое состояние учащихся, использовать все средства для создания положительного эмоционального фона во время занятий, вселить в ребенка уверенность в своих силах.

Индивидуальные показатели физического состояния учащихся служат главным критерием при отборе упражнений. Упражнения подбираются доступные, легко дозируемые, избирательно направленные на формирование адаптационных возможностей, стимулирующие восстановление пострадавших мышц, мышечных групп и нарушенных функций как опорно-двигательного аппарата, так и других функциональных систем.

По количеству перенесенных за год острых заболеваний авторы выделяют следующие группы детей: ни разу не болевшие; болевшие эпизодически (1–3 раза в течение года); часто болевшие (4 раза и более). Отсутствие острых заболеваний в течение года или их эпизодический характер свидетельствует о хорошей сопротивляемости организма ребенка, высокой способности адекватно реагировать на меняющиеся условия жизни и сохранять определенную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов или болезнетворных микроорганизмов.

Оценка уровня физического состояния детей может быть критерием оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями и готовности ребенка к выполнению нагрузок различного характера.

Авторы подробно останавливаются на разделении детей и подростков по группам в соответствии с показателями здоровья, считают, что принадлежность к специальной медицинской группе – ситуация временная. Изменить ее может практически каждый, если будет «трудиться» над своим здоровьем постоянно. Степень готовности к переводу учащегося из специальной медицинской в подготовительную группу, а затем и в основную также должна находиться под контролем врачей и педагогов. А убедить детей в том, что этот переход естествен, необходим и реален, – задача учителя физкультуры.

Е.А. БАБЕНКОВА, к.п.н.,
Т.М. ПАРАНИЧЕВА,
«Физическая культура: воспитание, образование, тренировка», № 1, 2006