Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2007

МЕТОДИКА. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА


Праздничный урок для учащихся с ограниченными возможностями по мотивам произведений А.С. Пушкина

Интеграция предметов: физкультура, музыка, литература

Специфическая особенность методики проведения праздничного урока с детьми с ограниченными возможностями предполагает тщательную и глубокую по содержанию работу. Проведение урока обязывает учителя учитывать особенности учащихся и проводить индивидуальную дополнительную работу. В зависимости от имеющихся склонностей и способностей они могут успешно заниматься гимнастикой и развивать пластику движений, что позволяет им участвовать в музыкально-двигательных композициях. Многие воспитательные и тренировочные задачи решаются в игровых ролевых ситуациях и воздействуют на воспитание таких качеств, как смелость, решительность, ответственность, уверенность в себе и т.д.

Сложность в работе с детьми обусловлена наличием какого-либо патологического состояния каждого конкретного ребенка. Исходя из этого, подбирается индивидуальный комплекс упражнений, дозировка нагрузок. Разучивание двигательного действия под контролем учителя и регулярность занятий являются основными задачами педагога при работе с данной группой детей. Эти занятия позволяют не только развить ребенка физически, но и разбудить его творческий потенциал. Объединение в группы детей с различными заболеваниями дает им возможность компенсировать физические недостатки друг друга за счет совместной работы.

Основным материалом для составления индивидуальных и групповых программ являются литературные сюжеты в сочетании с музыкальным сопровождением. Выбор образа и соответствующего ему музыкального сопровождения зависит от психологического типа и физического состояния ученика. Музыка помогает раскрыть характер образа. Упражнения и навыки, приобретенные на индивидуальных уроках физкультуры, используются для воплощения образов героев произведений. Планирование такого урока обязательно, это характеризует личный профессионализм учителя. По проведению и организации таких уроков нет методических рекомендаций – учитель сам решает все вопросы, опираясь на личный опыт, знания и заинтересованность.

Праздничный урок по произведениям А.С. Пушкина дает возможность проследить положительную динамику в развитии физических и психологических качеств у детей. На праздничном уроке учитель берет на себя роль режиссера и ведущего. Урок строится по принципу смены литературно-музыкальных образов, картинок, миниатюр. Дети мысленно участвуют в жизни героев, сопереживают, сострадают, радуются. Текст и музыка не только великолепно звучат и дополняют друг друга, но и несут ярко выраженную этико-эстетическую нагрузку. Интеграцию нескольких учебных компонентов на таком уроке можно назвать своеобразной школой чувств.

Вводная часть праздничного урока предполагает краткое объяснение детям целей и задач урока.

Учитель объявляет тему урока отрывком из произведения Пушкина:

...Дружба, грация и младость именинницы у нас...

Разминка занимает примерно 10 мин. Основным ее содержанием являются: смена различных положений рук, наклоны, выпады, разнообразные шаги. Разминка сопровождается музыкальным отрывком из увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Основная часть урока состоит из миниатюр и картинок, которые дают возможность одной группе детей отдыхать, а другой – активно участвовать в миниатюрах: в течение урока разные группы детей сменяют друг друга.

Рассмотрим цепочку упражнений, развивающих пластику и грацию в миниатюрах по произведениям А.С. Пушкина. Учитель-ведущий перед каждой миниатюрой зачитывает отрывок из произведения, в котором ясно видна задача выполнения упражнений в данной миниатюре. Например:

...Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть...
...А сама-то величава,
Выступает, будто пава...

Звучит музыка из балета «Лебединое озеро». Цепочка упражнений для этой миниатюры состоит из шагов с носка, подъема на полупальцы с мягкими движением рук, поворотов, поворотов головы при определенной постановке корпуса, что придает движению грациозность и плавность. При конструировании цепочки я стремлюсь учитывать возможность и желание учащихся свободно фантазировать. В моей практике в этой миниатюре принимали участие слабовидящие дети и школьники с нарушениями слуха и голосового аппарата. Совместное участие дало ученикам возможность помогать друг другу в работе над миниатюрой. Умение ориентироваться в пространстве одних помогла слабовидящим, остальные взамен получили темп и ритм исполнения упражнений. Исполнение миниатюры занимает 1,5 мин.

Учитывая специфику исполнителей, я заканчиваю эту миниатюру словами поэта:

Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей.
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей...

Следующая картинка требует большей физической нагрузки, силы, выносливости, предполагает повышение темпа в исполнении упражнений, озорство и удаль у мальчиков и кокетство у девочек.

Текст ведущего:

...Подъезжая под Ижоры,
Я взглянул на небеса.
И воспомнил ваши взоры,
Ваши синие глаза...
...Позабуду, вероятно,
Ваши милые черты:
...Легкий стан, движений стройность,
Осторожный разговор,
Эту скромную спокойность,
Хитрый смех и хитрый взор...

Описание поэтом образа в отрывке помогает нам в составлении упражнений сочетать движения с элементами русского народного танца. Например, шаг с каблука чередуется с топотушками, повороты направо и налево сочетаются с упражнением из народного танца – «гармошка» – все это прекрасно усваивается детьми, развивает стопу, суставы ног. Кроме того, для мальчиков используются приседы с выносом ног на каблук поочередно, перенос центра тяжести с одной ноги на другую перекатом стопы с носка на пятку. Приятно то, что мальчики исполняют упражнения с удовольствием, создавая фон для героинь, и помогают плавно из шеренги построить круг, диагональ, полукруг, две колонны, хоровод. Девочки используют физические навыки и добавляют движению нужную манеру (актерское мастерство), придают шарм, приближая образ к описанному поэтом. Используется романс Г. Свиридова «Подъезжая под Ижоры», который помогает точнее понять описанный поэтом образ.

Рассмотрим следующую картинку, где используется вспомогательный предмет – гимнастический обруч.

Учитель:

...Нет, не агат в глазах у ней,
Но все сокровища востока
Не стоят сладостных лучей
Ее полуденного ока...

Составленная цепочка с гимнастическим обручем помогает детям точнее исполнять упражнения с элементами восточного народного танца. Ученицы в колонне держат обручи в правой руке и, продвигаясь вперед, через каждые четыре шага передают обруч в левую руку девочке, идущей впереди. Останавливаются одновременно, исполняя «волну» корпусом. Таким образом, из колонны они образуют круг. Обручи опускаются на пол, и упражнения выполняются на полу в центре обруча. Появляется возможность использовать знания и умения в демонстрации гибкости, пластичности рук, развития плечевого пояса с учетом элементов восточного танца. Также можно одновременно развивать тазобедренные суставы. Обруч является помощником не только в исполнении упражнения, но и в умении поддерживать дистанцию. Практика показывает, что обруч – один из самых любимых предметов гимнастики и все дети умеют крутить его на талии. Музыка народов Востока помогает исполнять упражнения в нужном ритме.

Для исполнения цепочки упражнений в следующей миниатюре – используются платки и скакалки. Они помогают раскрыть образ и характер кочующего, вольного цыганского народа:

Над лесистыми брегами
В час вечерней тишины
Шум и песни под шатрами,
И огни разложены....
Завтра с первыми лучами
Ваш исчезнет вольный след.
Вы уйдете, но за вами
Не пойдет уж ваш поэт...

Свободно перемещаясь с цветными платками по площадке, девочки неожиданно выстраивают из них шатер. Одни, встав на полупальцы и вытянув руки вверх, образуют купол, другие, стоя сзади с опущенными вниз руками, создают впечатление стен шатра. Мальчики, оказавшись внутри, свободным шагом, держа скакалки, сложенные вдвое, над головой, словно кнуты, выходят из «шатра» и выстраиваются в шеренгу. Девочки, оказавшись сзади, тоже создают свою в шеренгу. Каждая шеренга исполняет свои упражнения, оказавшись впереди. Здесь важна четкость выполнения строевых упражнений. Девочки, раскрыв платки, исполняют поворот на 360° в такт музыке, притоптывая правой ногой. Широким шагом шеренги меняются местами. Оказавшись впереди, мальчики исполняют прыжки через скакалку, крутя ее то одной, то другой рукой, как кнут.

Упражнения с элементами цыганского танца дают огромную возможность для фантазии. Шаги с выбросом платка слева и справа у девочек, шаги с ударом кнутом (скакалкой) справа и слева у мальчиков, а также разнообразные круговые движения корпусом с платком в руках, круговые движения руками над головой, выпады, боковые шаги с переступанием. Те же движения могут повторить и мальчики со скакалкой. Нельзя не использовать также разнообразные хлопушки у мальчиков и плечевые движения у девочек, придавая движениям нужную динамику и цыганский колорит.

Манера, вольность цыганского народа с детства особенно любима, поэтому можно уверенно сказать, что образ, созданный учениками, наиболее близок характеру литературного текста. Музыка для сопровождения – цыганская народная песня «Захожу я во лесок». Начало песни медленное с постепенным нарастанием темпа, что позволяет детям органично и плавно увеличивать скорость исполнения комбинации. Тем самым повышается уровень двигательных способностей, а это, как правило, отражает уровень здоровья.

Следующий текст А.С. Пушкина просто обязывает учителя кропотливо подойти к постановке корпуса и головы у детей, развитию мышц спины, формированию умения держать осанку:

...Ах, наконец
Достигли мы ворот Мадрида!..

...Пред испанкой благородной
Двое рыцарей стоят,
Оба смело и свободно
В очи прямо ей глядят...

Эффективность упражнений к этой миниатюре заключается в позах и их сменах, присущих гордому испанскому танцу (фламенко). Сдержанные основные шаги, повороты с постановкой рук, развитие кистей рук, а также перемещение в пространстве со сменой партнеров, развитие стопы (каблучки-дроби). Все это может показаться непосильным для учащихся с ограниченными возможностями. Да, у всех разные возможности. Но ведь есть и такие дети, которые могут очень хорошо усвоить движения в определенной последовательности, усовершенствовать их и удивить зрителей.

В заключительной части праздничного урока я с удовольствием даю возможность каждому ребенку показать личные достижения в физических упражнениях, функциональное состояние организма и работоспособность.

Текст помогает учителю:

Движенья нет, – сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить...

Все учащиеся поочередно показывают лучшие свои упражнения (неординарные шаги, повороты с хлопушками, наклоны с платком и т.д.). Постепенно все выстраиваются в полукруг.

Учитель читает текст А.С. Пушкина:

Дитя, не смею над тобой
Произносить благословенье.
Ты взором, мирною душой
Небесный ангел утешенья.
Да будут ясны дни твои,
Как милый взор твой ныне ясен.
Меж лучших жребиев земли
Да будет жребий твой прекрасен...

Звучит музыка из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Для закрепления И совершенствования навыков, а также чтобы показать собственные достижения, ребята участвуют в проведении подобных праздников для других классов.

Зинаида ГРИГОРЬЕВА,
учитель физической культуры
ГОУ СОШ № 192,
Москва