Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. ФИЗКУЛЬТУРА В РАЗНЫХ СТРАНАХ


Тренировка подростков: правда и заблуждения

Из выступления на международном фестивале главного персонального тренера Центра аэробики Купера в США Карлы Соттовиа

Подростки, с одной стороны, наиболее активная часть населения, но, с другой, – и самая «капризная». Заставить подростка что-то сделать помимо его воли и желания – себе, как говорится, дороже. Что же предпринять, чтобы вовлечь молодежь в занятия спортом?

– В России все-таки есть обязательные уроки физкультуры в школах, – говорит Карла. – А в Бразилии, например, такие уроки сохранились лишь в частных школах, но и их количество минимально. В больших городах дети просто перестали выходить на улицу, что связано со многими проблемами и, в первую очередь, с высокой преступностью. В 2005 г. в Бразилии было проведено исследование: сколько детей от 9 до 13 лет занимаются активными видами спорта? Дети заполнили анкету: оказалось, что всего 38% детей в какой-то степени физически активны, 62% не занимаются ничем. Было исследовано 44 школы в Сан-Пауло: 60% учеников от 10 до 15 лет практически не занимались спортом и даже не играли в подвижные игры. Дети страдают многими заболеваниями: от ожирения до нарушений осанки. Очень много времени проводят сидя, зачастую перед компьютером, и у них возникает настоящий двигательный голод, который они не могут утолить.

По мнению Карлы Соттовиа, чтобы изменить это положение, надо, прежде всего, выяснить, что мотивирует детей заниматься спортом?

Конечно же, врожденная внутренняя мотивация – желание играть. Но с возрастом модель поведения меняется, и внутреннее желание играть исчезает. И здесь главное – не дать угаснуть этому желанию, развить его, поддержать, показав: то, чем мы занимаемся, действительно весело.

Вот еще один пример, приведенный лектором. Недавно в Чили провели исследование с целью определить, какой минимальный объем физической активности должен получать ребенок, имеющий лишний вес. И пришли к выводу, что для подростков это 10–15 подходов с отягощениями по 40 мин. 3–5 раз в неделю, чтобы мышцы немного уставали.

В течение 8 недель по такой программе занимались дети с 1-го по 8-й классы. В итоге практически у всех снизился уровень жира, увеличилась мышечная сила.

Карла Соттовиа рассказала об «активиграммах». Это – компьютерные программы, очень удобные для пользования: дети вносят в компьютер все свои данные, отслеживают свою физическую активность день за днем, видят свои результаты и недочеты. Учащимся предлагается пройти серию тестов: бег под музыку, отжимания, упражнения на выносливость, подтягивания, упражнения на гибкость и т.д. После заполнения дается общий вывод (всегда позитивно-оптимальное отношение): «Молодец, на этой неделе ты хорошо занимался», или: «Тебе надо больше заниматься – показатель ниже уровня предыдущей недели». Все эти данные доступны учителю для просмотра: он без труда может составить индивидуальную программу и даже при переходе ученика в другую школу переслать его данные новому педагогу.

– Я всегда была приверженцем регулярного и структурированного тренинга, – рассказывает Карла. – Важно не «задавить» ребенка, чтобы он не потерял желание заниматься спортом. Часто бывает так, что тренеры – бывшие спортсмены, привыкшие к повышенным нагрузкам, к занятиям через боль, – начинают требовать того же и от учеников, уверяя, что боль при первых тренировках – это нормально. Но это в корне не так. Если упражнения вызывают боль, значит, они неправильно подобраны и следует от них отказаться, чтобы не было проблем в дальнейшем. Из-за неправильного дозирования нагрузок происходит обострение хронических заболеваний, случаются травмы. Я видела огромное количество людей, у которых по 5 операций на коленях, проблемы со спиной, порваны связки и сухожилия. Довольно часто это происходит из-за того, что упражнения выполнялись неправильно. Главное – техника, техника и еще раз техника. При работе с детьми особый акцент – на кардиотренировки. Они способствуют ускорению метаболизма и поднимают температуру тела, что, в свою очередь, помогает освобождаться от излишнего веса, поддерживать оптимальный уровень жира в организме. Кроме того, кардиотренировки снижают кровяное давление и уменьшают секрецию инсулина.

Оздоровительная программа не может обойтись без здорового питания. В основе пирамиды правильного питания – сложные углеводы, дающие энергию нашему организму. Затем идут фрукты и овощи. Дальше по убыванию – мясо, белки, жиры и на самом верху, конечно, то, от чего не может отказаться ни один ребенок: мороженое и пирожные.

Во время любой тренировки важно поддерживать в организме достаточный уровень воды. Вода играет огромную роль в поддержании здоровья и правильном функционировании всего организма.

В идеале необходимо потреблять столько пищи, сколько ваш организм сможет переработать или преобразовать в энергию. Чуть больше – и излишек отложится в виде жира.

Когда Карла закончила лекцию, кто-то из зала спросил, может ли она сама стать примером для своих учеников? На что Соттовиа ответила:

– Надеюсь, что да. В 1995 г. у меня обнаружили заболевание сердца. После сложной операции установили электронный стимулятор сердечной мышцы. И только каждодневными тренировками, правильным подбором упражнений, здоровым питанием я добилась того, что не просто живу полноценной жизнью, но и участвую в марафонах и активно занимаюсь триатлоном.

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА