Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. ФИЗКУЛЬТУРА В РАЗНЫХ СТРАНАХ


Он такой же, как и мы!

Уроки физической активности в Норвегии

Норвегия, имея численность населения всего 4,5 млн. человек, в то же время является одной из видных держав в мире. При первом знакомстве со страной создается впечатление, что практически все население страны абсолютно здорово, однако при более тщательном исследовании обнаруживается, что в каждой школе есть группа ребят, имеющих отклонения в здоровье, а зачастую в обычной школе учатся дети-инвалиды. Но, что интересно, все они принимают участие – в той или иной форме – в уроке физкультуры наравне со всем классом.

В рамках работы над данным материалом мы посетили ряд обычных, а также специализированных школ (в которых учатся дети не только с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и с отклонениями в психике). Мы также были в Институте физкультуры в Осло, где провели ряд бесед на кафедре, специализирующейся на работе с такими детьми. Но, учитывая специфику данной газеты, мы познакомим вас с исследованиями, которые проводили в обычных школах.

Итак, если ученик по причине заболевания, травмы и т.п. не может принять участие в занятиях физической активностью по полной программе, для него создаются специальные условия. Если следовать философии норвежской физической культуры, нельзя допустить у такого ученика даже возникновения мысли, что он не может заниматься наравне со всем классом, а, тем более, появления комплекса неполноценности, что может стать основой всех его дальнейших взглядов на собственную жизнь. «Он такой же, как и мы с вами!». Мы наблюдали во многих школах, как в уроке физкультуры принимают участие ученики в инвалидных колясках.

Подобные ученики учились бы у нас в специализированных школах или дома. А теперь подробнее, что же необходимо предпринять ученику, его родителям и педагогам для воплощения этой концепции.

Прежде всего, в беседе ученику предлагается иначе посмотреть на возникшую проблему со здоровьем: следует не сидеть и наблюдать за действиями других учеников, а вначале обсудить с учителем физкультуры, что в настоящий момент ему можно выполнить, а каких упражнений нужно избегать. Ему также рекомендуют проконсультироваться по этому вопросу с физиотерапевтом или с другими специалистами, если этого требует характер его заболевания. Краеугольным камнем занятий такого ученика становится девиз: «Не отставай от класса!». Воплощая его в жизнь, ученик вместе с педагогом опирается на следующие виды заданий: составить программу разминки дня всего класса и по возможности выполнить ее совместно с остальными учениками; подготовить и провести небольшие беседы на гигиенические темы, беседы из истории спорта.

Как правило, в начале года преподаватель просит этих учеников узнать о режиме работы спортивных секций района и сделать краткое информационное сообщение для всего класса.

Иногда администрация школы вводит дополнительный урок для детей с отклонениями в здоровье.

Мы хотели бы провести примеры различных изменений в правилах и в инвентаре для таких детей.

При использовании специального инвентаря (например, использовать для игры в баскетбол резиновый мяч) класс делится на две группы, в которых можно играть как обычным, так и облегченным мячом, а ученики просто меняются, чтобы поиграть в обеих группах.

Также часто вводятся особые правила для тех, кто не может играть наравне с другими.

Примеры подобных правил:

– каждые пять минут завершающий бросок должен сделать ученик, имеющий отклонения в здоровье;
– если у ученика рука в гипсе, то остальные определенное время тоже держат руки за спиной.

В качестве альтернативы обычному волейболу используется «сидячий» вариант игры, когда игра проходит на площадках для бадминтона, а сетка натянута на высоте 1 м от пола. Эти нововведения в правилах помогут ребенку в инвалидной коляске принять активное участие в игре.

В соревнованиях по легкой атлетике применяются облегченные снаряды, и оценивается точность, а не дальность.

Часто используется практика выхода всего класса на природу и организация различных соревнований и эстафет, причем ученики разбиваются по этапам исходя из своих возможностей.

Преподаватели считают, что такая организация соревнований является эффективным средством воспитания сопричастности к боли другого человека.

В заключение хочется сказать, что в институтах физкультуры в Норвегии существуют правила:

1. Выполняемые упражнения не должны вредить здоровью обучающегося.
2. Только он сам и педагог определяют нагрузку (например, вместо бега ему предлагается заняться ходьбой).
3. Выполнять посильные для себя упражнения, заменяя сложные упражнения более простыми.
4. Если позволяют условия, сформировать группу из подобных учеников, и они выполняют физическую нагрузку исходя из своих возможностей, а остальные ученики поочередно принимают участие в этой группе.
5. В спортивных играх этому ученику рекомендуется занимать позицию, требующую меньшей физической подготовленности.
6. Наконец, он просто может выполнять обязанности судьи или его помощника.

В старших классах, когда ученики более осознанно подходят к своим занятиям, для таких детей совместно врачом, учителем и ребенком создаются индивидуальные программы. Такая программа не только предлагает ученику выполнять определенные упражнения, но и включает задания теоретического характера.

Дмитрий БЕСПОЛОВ,
Москва