Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. ШКОЛА


Физкультура в школе полного дня

Центр образования «Школа здоровья» № 2000 (Москва) работает по системе полного дня уже несколько лет. За это время учителями физической культуры была разработана и апробирована авторская программа по физической культуре и спорту, позволяющая по-новому подойти к организации физического воспитания детей.

Зарядка как творчество

Обычно старшеклассники относятся к зарядке с улыбкой, чаще – с недоумением: кому она нужна? Малыши крутятся под музыку – кто как пожелает, и уж, конечно, им не до того, чтобы думать о нагрузке на мышцы.

А если по-другому? Если комплекс упражнений для зарядки составляют сами учащиеся? На осеннюю четверть, например, – ученики 4-го класса, на зимнюю – третьеклассники, на весеннюю – второклассники, на последнюю, самую долгожданную, – первоклашки. За каждым классом в течение года закреплен физорг из старшеклассников. Его задача – обучить ребят начальной школы зарядке: какие упражнения и почему для нее следует подбирать; как их выстраивать, как сделать зарядку интересной. Продолжительность комплекса не превышает 6–7 мин., а для учащихся младших классов – 5–6 мин. Кроме поиска упражнений, надо еще и музыку подобрать: зарядка проводится под музыкальное сопровождение, которое периодически обновляется. И в этом старшеклассники с удовольствием забирают инициативу в свои руки: сначала по подбору музыки, а затем в качестве судей оценивают, чье выполнение зарядки было самым лучшим. Причем судьями выступают только те учащиеся, кто подбирал упражнения и музыку.

И хотя старшеклассники по-прежнему относятся к зарядке с улыбкой, она, тем не менее, приобретает совсем иной смысл: становится нормой, правилом здорового образа жизни, творчеством, которому старшие с каждым днем все увереннее обучают младших. А хорошие традиции еще никому не мешали.

Урок: выбрать оптимальное

Что-то новое надо было привнести и в урок: как-никак – основная форма физического воспитания.

Суставная гимнастика с первого дня, как только была предложена в качестве постоянной разминки, оказалась востребованной и с точки зрения медицинских показателей, и с точки зрения интереса к ней школьников.

Но если на уроке гимнастики в начальной школе в зале среди спортивных снарядов суставная гимнастика смотрится естественно, то на уроке баскетбола у старшеклассников увидеть ее в качестве разминки было несколько неожиданно. Оказалось, что такая разминка на уроках – норма. Все учащиеся знакомы с суставной гимнастикой, большинство могут не только правильно выполнить, но и объяснить упражнения. За несколько лет использования суставной гимнастики на уроках физкультуры ей так и не удалось найти достойную «замену», положительно влияющую на улучшение осанки, исправление плоскостопия, общее оздоровление организма и настроение.

И даже деление класса на уроке физкультуры на три группы (на основе результатов медосмотра и заключения врача), предусмотренное учебным планом «Школы здоровья», на занятия суставной гимнастикой не распространяется. Ее выполняют все, но при этом каждый учащийся знает, какое упражнение для него наиболее полезно (в соответствие с заболеванием), а какое ему выполнять не рекомендуется.

Где начинается домашнее задание?

Представить, что школьники дома вечером с удовольствием выполняют домашние задания по физкультуре, реально, пожалуй, в единичных случаях. Самостоятельно и целенаправленно – ради укрепления собственного здоровья – выполнять физические упражнения для ребенка очень непросто. Заставить его невозможно, убедить – не всегда получается, остается одно – заинтересовать. Но как и где? На уроке.

Вызвать у ребенка желание выполнить дома какое-то задание – для учителя одна из главных задач урока, которую решать надо с первого класса.

– Чтобы ребенок захотел выполнить упражнение дома, его недостаточно только показать на уроке, о нем должно быть рассказано все полезное, за что ребенок захотел бы это упражнение полюбить. Такая предварительная подготовка может быть очень эффективной, если ее ввести в практику с первых уроков физкультуры в начальной школе. К тому же это лучшее время для того, чтобы вместе с детьми заинтересованными участниками домашней физкультуры стали родители, – считает Лариса Валентиновна Муратова, руководитель школьного методического объединения учителей физкультуры. – А теперь представьте, что ученику с заболеванием опорно-двигательного аппарата вы подбираете, например, 5–6 упражнений – с какой-нибудь интересной историей, с рассказом о пользе каждого упражнения, если делать его регулярно, с подбором иллюстраций, – и показываете правильное выполнение каждого упражнения. И пусть это увидят и услышат остальные учащиеся, перед которыми, в свою очередь, учитель поставит задачу помочь товарищу осилить «трудные» элементы. Опыт показывает, что помощников будет достаточно.

Сделаем паузу и – подвигаемся!

Физкультурные паузы давно стали частью всех общеобразовательных уроков в школе. Особенно им радуются малыши, которых жажда подвигаться одолевает намного раньше, чем прозвенит звонок. Выполнения на каждом уроке 3–4 упражнений с небольшой амплитудой, не требующих сложной координации движений, в течение 1–2 мин. – вполне достаточно, чтобы поддержать внимание и работоспособность на уроке. При подборе упражнений постоянно в поле зрения – упражнения для глаз и позвоночника.

Одна из больших перемен под руководством дежурного учителя или физорга-старшеклассника – «подвижная»: ковровые площадки коридоров отданы на 20 мин. эстафетам, групповым играм и соревнованиям на полу и на тренажерах. А когда после урока на этажи врывается зажигательная мелодия, значит, начинается танцевальная перемена. Здесь в организаторах недостатка нет: студия современного спортивного танца для учащихся от 8 лет – одна из самых многочисленных в системе дополнительного образования в школе.

«Спортивный час» в продленной группе

«Спортивный» час – это дополнительная физкультура в группе продленного дня. Без физкультурного актива здесь не обойтись. «Спортивный час» обязателен для всех учащихся, независимо от того, к какой медицинской группе по состоянию здоровья они относятся. Преподаватель-воспитатель и медицинская сестра контролируют соблюдение гигиенических условий и физическую нагрузку.

Для любителей спорта одного часа явно недостаточно, впрочем, и двух тоже мало. Особенно интересно оказаться в школе часам к четырем в тот день, когда почти одновременно начинаются занятия в танцевальной студии и в волейбольной секции.

Начальная школа успевает принять участие во всем: после обеда, прогулки и домашних заданий, как по расписанию, врывается в зал, на ходу сбрасывая лишнюю одежду. И начинается праздник броуновского движения с использованием всего инвентаря, который руководитель секции вынес в зал. Постепенно страсти утихают, начинается другая работа, более профессиональная и целенаправленная. И вдруг – вспомнили: танцы! Но минут через сорок «танцоры» вновь вернутся. И так будет, наверное, еще долго, пока, наконец, выбор не состоится.

К соревнованиям допускаются все!

Каждый учитель физкультуры в школе знает: если ему придется составлять программу какого-то школьного соревнования, она должна быть рассчитана на участие каждого ребенка, независимо от группы здоровья.

Отличительная особенность – в большом количестве школьных соревнований, в которых учащиеся каждой группы здоровья выступают по своей программе. Например, при проведении «Дня бегуна» учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, соревнуются в шагах – «гигантах» и «лилипутах». В «День метателя» эти же ребята выполняют упражнения вместе со всеми, но без разбега. Подобным образом корректируются все виды упражнений. Главное, что достигается при таком подходе, – хороший микроклимат в классе, когда учащиеся с ослабленным здоровьем чувствуют себя равными с остальными.

С оценки психологического климата в коллективе школа начинает и подведение итогов каждого учебного года, и планирование дальнейшей деятельности. Ни одно даже прекрасно проведенное мероприятие или самый замечательный план не смогут компенсировать отсутствие радости обучения, заменить желание детей быть услышанными и понятыми. Поэтому создание положительного микроклимата в школе, в классе является самой главной задачей и заботой любой школы, ставящей на первое место здоровье детей.

Валентина РЕПИНА