Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ. ШКОЛА


Сиюминутный успех не планируется

Какие резервы можно задействовать в работе с учащимися специальной медицинской группы? Кто и за что должен отвечать? Насколько союз педагогов и медиков может быть эффективным? – об этом размышляет Владимир Павлович Галета, спортивный врач высшей категории поликлиники восстановительного лечения № 6 ЮЗАО г. Москвы.

Программа – дело второе

Шестой год моей рабочей площадкой по лечебной физкультуре является школа № 198. Сейчас у нее статус школы здоровья. Но когда работа только начиналась, у школы не было ни этого статуса, ни дополнительной площади для специальных занятий с ослабленными детьми. Путь к укреплению здоровья начинался не с материальной базы, а с огромного желания достичь намеченной цели. Дополнительные площади, тренажеры, необходимый инвентарь появились уже после того, как была намечена программа.

Но прежде чем намечать программу, надо было увидеть хотя бы внешнее физическое состояние учащихся. Я это делал и продолжаю делать на уроках физкультуры в начале и в конце года: прихожу, сижу на уроках, смотрю, записываю. Первое, что определяется невооруженным взглядом, – нарушения опорно-двигательного аппарата: плохая осанка и плоскостопие не обходят стороной ни один класс. Это направление стало определяющим в работе со школьниками всех возрастов, но особенно младших классов. Организовали группу для занятий после уроков с детьми, имеющими нарушения осанки. Другие проблемы в состоянии здоровья детей также не остались в стороне. Дети, имеющие хронические заболевания, стали заниматься в группах по отдельному расписанию.

Принцип трех «П»

Возможно, для кого-то будет неожиданным услышать, что занятия с учащимися специальной медицинской группы можно организовывать во время больших перемен. Это вполне реально. Хотя и не с первых занятий, удается избежать потерь времени: если детям будет интересно, а через какое-то время они еще и почувствуют, что их организм стал крепче, что время тратится недаром, эти занятия приобретут конкретный смысл. Есть группы, в которых занятия проходят до уроков. Принцип – «постоянно, последовательно, постепенно» – я определил для себя как основополагающий в работе с детьми специальной медицинской группы. Он подходит каждому учителю физической культуры, который ставит перед собой задачу укрепить здоровье ребенка, сделать так, чтобы каждый ученик полюбил физкультуру и спорт.

То, что наша поликлиника является преемником физкультурно-оздоровительного диспансера, давало нам преимущество: у нас были свои апробированные методики, подборки упражнений, опытные врачи и инструкторы лечебной физкультуры, массажисты. Для специалистов подобного медицинского учреждения не составляет труда просмотреть всех школьников своего района в начале года. Многие школы начинают именно с того, что заключают с нами договор на проведение обследования.

Открытые двери «соседей»

Конечно, если сравнивать возможности в организации работы с детьми специальной медицинской группы в обычных школах и в школах здоровья, то преимущество у последних: детей меньше, инструктор по лечебной физкультуре полагается по штатному расписанию. И все-таки помочь любой школе можно. Что я имею в виду?

За мной закреплено около 40 школ округа, в которых я проверяю состояние врачебно-физкультурной работы. Это входит в мои обязанности и в мое рабочее время. Если какая-то школа находится недалеко от моей базовой площадки, то я могу туда пригласить из этой школы детей, нуждающихся в занятиях. Директора школ относятся к этому с пониманием и с готовностью открывают двери соседям.

Понимание и взаимопомощь на всех этапах работы, обязательность в выполнении принятых совместных решений – исходный и самый важный момент. Школьный медработник, как и школьный учитель физкультуры, – мои первые помощники. Без них спланировать работу невозможно. Поэтому, например, знание расписания работы школьных медработников для меня так же необходимо, как и выполнение моих рекомендаций учителем физической культуры.

Урок для всех

Теперь о том, как могут помочь друг другу учитель физкультуры и школьная медсестра в обычной школе.

Представим, что в школе нет отдельных занятий для детей специальной медицинской группы, а учитель получил от врача рекомендации для ряда учеников по выполнению специальных упражнений хотя бы в режиме программных уроков физкультуры. Самое оптимальное – присоединить этих учащихся к занятиям класса. Однако не торопитесь выделить их в отдельную группу для работы на уроке. Лучше постараться найти возможность включить специальные упражнения, например, в общую разминку. Основной массе учащихся они не помешают, а тем, кому рекомендованы, могут помочь. Исходя из этого принципа, можно подойти и к планированию основной, тематической части урока. Еще один отрезок урока можно провести по группам, «загрузив» каждую своей программой. В итоге учащиеся специальной медицинской группы будут чувствовать себя полноправными участниками уроков. А вот как дети будут справляться с нагрузкой и как себя чувствовать? – это уже забота школьного медработника.

Выбор зависит от возможностей

Рамки оздоровительной программы могут быть расширены, если база позволяет. Возвращусь к школе №198. Для занятий лечебной физкультурой здесь оборудован отдельный класс. В течение двух месяцев группы по 10–12 человек одного класса проходят профилактический курс занятий лечебной физкультурой. Через два месяца им на смену приходят новые группы из другого класса. В течение учебного года каждый учащийся осваивает курс упражнений. На переменах все учащиеся обучаются диафрагмальному дыханию: первоклассники – после 2-го урока, второклассники – после 3-го, после 4-го – школьники 3-го и 4-го классов.

Инвентарь в нашей работе – как помощник фокусника. Это не зависит от того, что мы выбираем, – фитбол или простейшую скамейку. Главное – чему мы сможем научить ребенка, работая с тем или другим предметом. Для меня, например, простая гимнастическая палка – незаменимый помощник при профилактике нарушений осанки. Молодые специалисты предпочитают современный инвентарь. Дело личное, лишь бы шло на пользу.

Чтобы добиться успеха в работе с детьми, а тем более с теми, кому требуется помощь, надо быть очень заинтересованными людьми, понимать, что сиюминутного успеха здесь не бывает.

Владимир ГАЛЕТА
На снимках: учащиеся подшефных школ на оздоровительных занятиях в поликлинике
Фото из архива