Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №15/2007

МЕТОДИКА. СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА


Валеологическая образовательная среда

Организация работы в специальной медицинской группе
в условиях общеобразовательной школы

В ситуации модернизации образования и перехода на 12-летнее обучение создание профильных классов, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состоянии здоровья школьников и организации всего воспитательно-образовательного процесса.

Анализ отчетов школьного врача МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Мариинска отразил следующую ситуацию. Так, например, по результатам медосмотра, проведенного в сентябре 2000 г., видно, что 32% детей пятого класса имели отклонения в развитии опорно-двигательной системы, а в 11-м классе таких детей насчитывался 61%. Неутешительные результаты были получены и при исследовании остроты зрения учащихся. В 5-м классе наблюдалось снижение остроты зрения у 23% учащихся, а в 11-м классе 37% детей нуждались в его коррекции. Что касается других заболеваний, то картина тут была не лучше: учащихся с диагнозом «вегетососудистая дистония» в 5-м классе – 28%, в 11-м классе – 34%; количество тубинфицированных детей увеличивается с каждым годом в среднем на 40%.

При обследовании детей в 2001 г. было установлено, что заболеваемость увеличилась в среднем на 37%. Таким образом, можно говорить о несоответствии современных требований, необходимых для процесса становления и самоопределения школьников в условиях постоянно развивающейся социально-культурной среды, и уровня физического и психического здоровья детей.

Учитывая данные медицинских осмотров и тот факт, что в течение учебного года 63% детей систематически пропускали занятия по болезни, в нашей школе весь учебно-воспитательный процесс был сориентирован на использование здоровьесберегающих технологий.

Программа «Здоровье», по которой в этом направлении работает наша школа, разработана на 2002–2007 гг. При разработке концептуальных подходов сформулированы проблема, цель и задачи программы. Учащиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью, а также те, кто имеет незначительные отклонения в состоянии здоровья, включены в подготовительную медицинскую группу. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

В рамках программы была создана специальная медицинская группа для учащихся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10–15% от общей численности школьников) и занимаются по щадящему режиму.

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппа «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу); подгруппа «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. с необратимыми заболеваниями).

При комплектовании групп учащиеся были объединены по следующему принципу: 1-я группа – заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, миопия; 2-я – желудочно-кишечные, гинекологические заболевания, пиелонефрит. Учащихся с заболеваниями опорно-двигательного аппарата можно подключать в любую из групп. При занятиях необходимо строго соблюдать ограничения в выполнении упражнений.

Основным критерием для включения учащегося в СМГ является установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функций организма.

Другим важным критерием является степень физической подготовленности, то есть необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Особое внимание здесь обращается на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Обязательный момент – обследование учащихся с нарушениями центральной нервной системы, от деятельности которой во многом зависят особенности двигательных реакций. Заключительный этап работы – оценка внешних факторов: условий жизни учащихся, особенностей их питания, психологического климата в семьях.

Главная задача, которую должен ставить перед собой коллектив, работающий с детьми СМГ, – научить их сознательно относиться к своему здоровью и уметь пользоваться всеми средствами и методами физического воспитания для восстановления утраченного здоровья. Правильная организация занятий и подбор упражнений помогают больному ребенку превозмочь болезнь. Преодоление собственной слабости формирует волю, характер, преображает личность: исчезает скованность, страх, комплекс неполноценности. Единство воспитательных, оздоровительных и образовательных задач для учащихся СМГ является залогом успеха в процессе адаптации их к условиям школы и дальнейшей жизни.

На занятиях с учащимися СМГ мы придерживаемся общепринятой структуры урока. Но есть одна особенность: занятие состоит из четырех частей.

Вводная часть (3–4 мин.): подсчет частоты пульса, дыхательные упражнения.

Подготовительная часть (10–15 мин.): ОРУ, которые выполняются сначала в медленном, а затем в среднем темпе. На первых занятиях каждое упражнение повторяется 4–5 раз, а в дальнейшем – 6–8 раз. Одним из первых подготовительных упражнений является потягивание, которое облегчает выполнение последующих физических упражнений, способствует тому, чтобы сердечно-сосудистая система лучше приспособилась к условиям мышечной деятельности. В этой части занятий особое внимание следует уделить специальным дыхательным упражнениям, которые позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.

Основная часть (15–18 мин.) отводится для обучения и тренировки. В ней решаются основные образовательные задачи. Физиологическая кривая занятий должна иметь наибольший подъем во второй половине основной части. Очень важно в это время избегать утомления. Комплексы физических упражнений следует подбирать с учетом специфики заболеваний.

Заключительная часть (5 мин.): упражнения на расслабление и дыхательные.

По ходу занятия учащиеся должны самостоятельно (и этому тоже детей надо учить) измерять частоту пульса. Такой подсчет (в течение 10 сек.) производится 4 раза в течение каждого занятия по сигналу преподавателя: непосредственно перед занятием; в середине – после наиболее утомительного упражнения основной части; в течение первых 10 сек. после занятия; через 5 мин. восстановительного периода по окончании занятия.

Учебная программа по предмету предусматривает для учащихся специальной медицинской группы освоение зачетных требований по теоретическому разделу, который является таким же и для учащихся основной медицинской группы. Результатом освоения программы учащихся спецмедгруппы является их перевод в подготовительную группу.

Не секрет, что наибольшее число детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, – с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. С расчетом, в первую очередь, на работу с ними и была организована специальная медицинская группа.

Начали с того, что на основании антропометрических данных учащихся и результатов контрольных тестов были составлены таблицы 1 и 2.

Рекомендации для проведения тестов

  • Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость.

  • Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 м от стены в течение 30 сек. в максимальном темпе свидетельствуют о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции.

  • Тест Ромберга позволяет определить в том числе качество функции равновесия.

  • Прыжки через скакалку на двух ногах помогают дать оценку координации движений, ловкости, быстроты двигательной реакции, скоростной выносливости, силы мышц ног.

Диагностика отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата младших школьников по медицинским картам позволила получить следующие результаты:

Таблица 1

Антропометрические данные

Ф.И.О.

Возраст

Вес

Рост

Голова

Грудь

                    
                    
                    
                   
                           
             
Таблица 2

Тесты

Приседа
ния 1 этап

Приседа
ния 3 этап

Броски и ловля теннисного мяча
1 этап

Броски и ловля теннисного мяча
3 этап

Тест Ромберга (1)
1 этап

Тест Ромберга (1)
3 этап

Тест Ромберга (2)
1 этап

Тест Ромберга (2)
3 этап

Тест Ромберга
1 этап

Тест Ромберга
3 этап

Прыжки на скакалке 1 этап

Прыжки на скакалке 3 этап

                         
                         
                         
                         

Тесты, проведенные в начале и в конце учебного года, показали, что наблюдается значительный прирост показателей физического развития детей младшего школьного возраста (таблица 3).

Таблица 3

Эффективность использования занятий в группе «Здоровье» младших школьников

  

Начало учебного года

Конец учебного года

Среднегодовой прирост в %

Приседания (до утомления)

80,1 ± 6

89,7 ± 6,1

12

Броски и ловля мяча

12 ± 9

17,2 ± 8,8

42

Тест Ромберга

18,85 ± 5,8

19,4 ± 5,6

20,1

Прыжки через скакалку

31,7 ± 8,3

36,1 ± 8,9

13,9

Создание валеологической образовательной среды способствует не только сохранению, коррекции, но и развитию физического здоровья, творческих способностей учащихся. Также наблюдается повышение успеваемости школьников как на уроках физической культуры, так и по остальным предметам, возрастает адаптивная способность учащихся к воздействию окружающей среды.

Галина БЕЛОВА,
учитель физической культуры МОУ СОШ № 7,
г. Мариинск, Кемеровская обл.