Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2007

МЕТОДИКА. УРОК


Освоение акробатических упражнений

1–2-е классы

Особенность данной методики заключается в том, что перед учителем ставится задача обучить ученика правильному выполнению всех составляющих элементов упражнения, начиная с исходного положения. С расчетом на это даны и контрольные упражнения на закрепление материала.
Количество уроков на изучение упражнений соответствует планированию учебного материала школьной программы по разделу «Гимнастика с основами акробатики».
Каждая серия учебных заданий направлена на решение определенных задач.

I – включает упражнения для развития физических качеств, от проявления которых наиболее зависит успешное выполнение изучаемого двигательного действия.

II – упражнения на освоение исходных и конечных положений изучаемых двигательных действий.

III – предусматривает выполнение основных действий, обеспечивающих условия для выполнения изучаемого двигательного действия.

IV – представляет действия, связанные с обучением умениям оценивать действия III серии в пространстве, времени и по степени мышечных усилий.

V – подводящие упражнения или части изучаемого двигательного действия.

Последним изучается действие в целом в облегченных условиях, с помощью учителя или при взаимопомощи учеников.

1-й класс

Группировка (3 урока)

Техника выполнения

Группировка – это положение тела, максимально согнутого вперед во всех суставах, при котором слегка разведенные (на ширину ладони) колени, а также подбородок плотно прижаты к груди; правая рука согнута и удерживает правую голень за середину, локоть – у боковой поверхности бедра. Левая рука согнута и удерживает левую голень за середину, левый локоть – к боковой поверхности бедра.

Серии учебных заданий

I. 1.  И.п. – о.с. Наклоны головы вперед до касания подбородком груди.

2. И.п. – о.с. Приседания на всей стопе до упора присев.

II–III–IV. 1. И.п. – о.с. Контроль за правильной осанкой.

2. И.п. – о.с. Присед и группировка.

3. И.п. – упор присев.

4. И.п. – упор присев. Группировка.

5. И.п. – сед согнув ноги.

6. И.п. – сед согнув ноги. Группировка.

7. И.п. – лежа на спине.

8. И.п. – лежа на спине. Группировка.

9. Контрольное упражнение. Группировка из положения лежа на спине в резиновой петле определенное время.

10. Контрольное упражнение. И.п. – лежа на спине. Сгруппироваться в седе, согнув ноги.

V. Научиться выполнять группировки из разных и.п. и за определенное время по заданию преподавателя.

Перекаты в группировке (4 урока)

Техника выполнения

Перекат назад может выполняться из седа в группировке (или упора присев). Необходимо мягко, плавно, без ударов о мат, удерживая плотную группировку, перекатиться («как мячик») назад до опоры о мат лопатками, шеей, затылком. Возвратиться в и.п., подтянув ноги пятками к бедрам, и энергично подать голову и плечи вперед – перекат вперед.

Серии учебных заданий

I. 1. Группировки из разных и.п. по заданию учителя за определенное время.

II. 1. И.п. – лежа в плотной группировке на лопатках, касаясь шеей и затылком мата, упираться тазом в гимнастическую стенку:

а) с помощью;
б) самостоятельно.

2. То же в резиновой петле.

3. И.п. – сед в группировке.

4. И.п. – упор присев с группировкой.

III. 1. И.п. – лежа в плотной группировке на горке из нескольких матов (4–5). Перекат вперед на мат, лежащий около горки, в упор присев:

а) с помощью;
б) самостоятельно.

2. И.п. – сед в группировке. Перекат назад, перекат вперед в и.п.

3. И.п. – упор присев с группировкой. Перекат назад, перекат вперед в и.п.

IV. Перекаты в группировке за определенное время по заданию учителя, ориентируясь при этом на мате.

V. 1. И.п. – упор стоя на коленях. Перекат вправо; сгибая правую руку и ставя ее на предплечье, лечь на правый бок. Опираясь на левое предплечье, возвратиться в и.п.

2. То же влево.

3. И.п. – лежа на спине, руки вверх. Перекат влево. Перекат вправо.

4. И.п. – лежа на животе. Перекат влево. Перекат вправо.

5. Контрольное упражнение. Выполнение переката (с ориентировкой на мате) на отметку за определенное время по заданию учителя.

2-й класс

Кувырок вперед (4 урока)

Техника выполнения

Из упора присев поставить руки ладонями на мат вперед на 50 см. Передавая тяжесть тела на руки, согнуть их, одновременно выпрямляя ноги. Подбородок прижать к груди. Коснуться затылком мата, удерживая массу тела на согнутых руках. Переворачиваясь через голову, нужно мягко коснуться мата шеей, а затем лопатками. В момент касания мата лопатками быстро принять положение группировки и выполнить перекат вперед до и.п.

Серии учебных заданий

I. 1. И.п. – о.с. Присед руки вперед.

2. И.п. – упор стоя (согнувшись) лицом к гимнастической стенке на расстоянии 1–1,5 шагов от нее, руками взявшись за рейку. Сгибание и разгибание рук, подбородок прижат к груди.

3. И.п. – широкая стойка, ноги врозь. Наклоны вперед, касание ладонями пола.

4. Контрольное упражнение. И.п. – упор стоя согнувшись. Сгибая руки, коснуться затылком мата.

II. И.п. – упор присев, руки ладонями упираются о мат впереди на расстоянии 50 см.

III. 1. И.п. – группировка лежа на спине.

2. И.п. – группировка лежа на спине. Перекаты назад и вперед.

3.  Контрольное упражнение. И.п. – группировка в приседе. Перекаты назад и вперед в группировке.

IV. Научиться выполнять группировку в различных и.п. за указанное время по заданию преподавателя.

V. 1. И.п. – широкая стойка, ноги врозь. Наклоняясь вперед и упираясь ладонями о мат, согнуть руки и выполнить кувырок вперед в сед, ноги врозь.

2. И.п. – то же, но выполнить в сед, согнув ноги.

3. И.п. – то же, но выполнить в упор присев.

4. И.п. – упор присев на наклонной плоскости. Кувырок вперед в упор присев:

а) с помощью;
б) самостоятельно.

5. И.п. – упор присев. Кувырок вперед в сед в группировке.

6. Контрольное упражнение. И.п. – упор присев. Кувырок вперед в упор присев.

IV. 1. Выполнить кувырок вперед из упора присев за 6, 4, 2 сек., сохраняя при этом правильную технику и ориентируясь на мате.

2. Контрольное упражнение. И.п. – упор присев. Кувырок вперед на оценку.

Стойка на лопатках (4 урока)

Техника выполнения

В крайней точке переката назад согнуть руки и опереться ладонями в поясницу (большие пальцы вперед); разгибаясь, выпрямить тело, чтобы туловище и сомкнутые ноги составляли одну прямую линию.

Серии учебных заданий

I. 1. И.п. – голова прямо. Круги головой.

2. И.п. – то же. Наклоны головой вперед-назад.

3. И.п. – вис стоя сзади спиной к гимнастической стенке. Вис присев сзади.

4. И.п. – лежа на спине согнувшись. Касание носками ног пола за головой.

5. Контрольное упражнение. И.п. – лежа на спине головой к гимнастической стенке, держась за нижнюю рейку. Перекатиться на лопатки и коснуться стенки как можно выше:

а) согнутыми ногами;
б) прямыми ногами.

II. 1. И.п. – руки назад. Согнуть руки и упереться ладонями в поясницу. Большие пальцы вперед, локти стараться в стороны не разводить.

2. И.п. – упор лежа сзади, подбородок прижать к груди.

39.gif (3801 bytes)

3. И.п. – упор сзади на локтях на мате; упираться ладонями в поясницу (большие пальцы вперед).

III. 1. И.п. – сед. Перекат назад в положение лежа согнувшись, руки на полу; удерживать таз возможно выше, упираясь ладонями в поясницу (большие пальцы вперед).

IV. Научиться удерживать в положении лежа согнувшись на лопатках туловище вертикально, упираясь ладонями в поясницу. Ноги в различных положениях.

V. 1. Выполнение стойки на лопатках из положения лежа согнувшись с помощью учителя.

2. И.п. – упор присев. Перекатом назад стойка на лопатках:

а) с помощью;
б) самостоятельно.

VI. 1. Стойка на лопатках. Держать 3 сек., ориентируясь на мате.

2. Контрольное упражнение. Стойка на лопатках на отметку.

Валерий ШЛЫКОВ,
УГТУ–УПИ,
г. Екатеринбург