Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2007

МЕТОДИКА. УРОК


Работа над собой

Уроки физической культуры во 2-м классе с применением упражнений, развивающих волю, самоконтроль, самокритичность, организованность, собранность, чувство долга, чувство ответственности

«Какой дорогой ты ни пойдешь в будущем,
предпосылки твоего поведения заложены в твоем характере».

Тельман

Урок 1. Упражнения, развивающие волю

Цель: учить преодолевать отрицательные свойства: лень, отсутствие воли, упрямство, драчливость, непрактичность; развивать желание и интерес к физическим упражнениям.

Вводная часть (3 мин.)

Игра «Секрет».

Краткая беседа о роли зрения в жизни человека. Упражнения для укрепления глазных мышц:

а) плотно закрывать и широко открывать глаза 5–6 раз подряд;
б) посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы;
в) вращать глазами по кругу: вниз, вправо, влево и в обратную сторону.

Разминка (5 мин.)

Игра на преодоление двигательного автоматизма: добавляя слово «пожалуйста», дети выполняют строевые упражнения.

  • Упражнения в движении: ходьба и бег с различными положениями рук.

  • Массаж для улучшения носового дыхания (особенно для тех, кто подвержен простудным заболеваниям):

1) легкое поглаживание носа снизу вверх, вокруг глаз и опять носа – сверху вниз;

2) похлопывание пальцами по всему носу справа и слева, затем по лбу и щекам около носа;

3) потереть под носом, по перегородке, приподнимая его кончик;

4) сморщив нос, собрать его складками вверх;

5) похлопывая средними пальцами по ноздрям – выдох, легкое поглаживание носа снизу вверх – вдох;

6) зажать левую ноздрю и сделать вдох и выдох правой, затем наоборот.

ОРУ (6 мин.)

1. Ходьба на месте, высоко поднимая колени, с движениями рук вверх, в стороны, назад (30–40 сек.).

2. «Петушок». И.п. – о.с.: руки в стороны. Выполнять быстрые движения руками вперед, в стороны, хлопая в ладоши. Повторить 3–5 раз.

3. «Пришей пуговицу». И.п.: ноги вместе, руки согнуты на уровне груди. Попеременно отводить руки в стороны, как бы пришивая пуговицу. Повторить 8–10 раз в каждую сторону.

4. «Вертушка». И.п.: ноги на ширине плеч. Правую руку положить на левое плечо, левую заложить за спину. Поворачивать туловище вправо и влево, меняя положение рук. Повторить 4–6 раз в каждую сторону.

5. «Журавль». И.п.: ноги вместе, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, выпрямить ее движением вперед, вернуться в и.п. Повторить 4–6 раз каждой ногой.

6. «Мельница». И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклонить туловище влево, одновременно поднять правую руку. Выпрямиться, опустив руку. Повторить 2–4 раза в каждую сторону.

7. «Воробушки» – прыжки с поворотами влево (вправо), ноги вместе, руки на поясе.

Дыхательные упражнения: левая рука на груди, правая на животе; вдох – наполняем воздухом живот, выдох – поднимается грудь.

Основная часть (28 мин.)

Воспитание выносливости. Закрепление.

1. Игра «Конькобежцы». Имитировать движения конькобежца, двигаясь в командах (у кого выполнение более правильно, те – победители).

2. Игра «Приветливое выражение» – надо сделать добрую, ласковую, милую улыбку и постараться держать ее во время прыжков.

3. Тренировка на скакалке:

  • выполнять различные прыжки через скакалку (30ґ4 раза);

  • выполнять прыжки в парах: один вращает скакалку, второй прыгает, стоя лицом к первому, затем смена позиций.

Дыхательные упражнения: вдох через нос, выдох через слегка полуоткрытый рот.

4. Игра «Видение других» (на внимательность друг к другу):

  • описать внешний вид одного ученика – костюм, прическу, обувь, и т.д.;

  • не называя кого-либо, восстанавливать его поведение, настроение, высказывания с самого начала урока до данного момента.

5. «Мини-футбол» маленьким ватным мячиком.

(Рекомендации: быть спокойным, уравновешенным и не поддаваться на уловки, выпады противника).

Заключительная часть (3 мин.)

Упражнения на дыхание – вдох и выдох через нос выполнять бесшумно, незаметно, без напряжения.

Игра «Секрет» – чему научился на уроке? (Учащиеся отвечают по одному.)

Домашнее задание: в движениях показать дружбу домашних животных и человека.

Урок 2. Упражнения, развивающие самоконтроль и самокритичность

Цель: осваивать упражнения на расслабление для регулирования эмоциональной сферы ребенка.

Вводная часть (5 мин.)

Выполнить домашнее задание – имитационные движения домашних животных, проявляющих любовь к человеку (работа в парах).

Краткая беседа о гимнастике. Слово «гимнастика» – старинное спортивное слово. Гимнастика – упражнения для приобретения физической силы, ловкости и красоты тела. Упражнения на расслабление:

  • Для рук: поднять руки в стороны и уронить их до раскачивания. Для шеи: уронить (расслабленно наклонить вперед) голову, затем назад, в сторону, слегка сгибая ноги.

  • Для спины: и.п. – стойка ноги врозь, туловище немного наклонено вперед, руки свисают. «Уронить» (наклон вперед) туловище, не напрягая рук и не препятствуя свободному движению их назад. При обратном движении рук вперед выпрямить туловище, не сгибая ног.

  • Общие: и.п. – стойка ноги врозь. «Уронить» туловище вперед и выполнить круговые движения расслабленно при некотором сгибании колен.

  • Разминка в движении (ходьба и бег по сигналу).

ОРУ со скакалкой (8 мин.)

1. «К солнышку». И.п. – о.с. Сложенная вчетверо скакалка внизу. 1 – натягивая скакалку, руки вверх; 2 – подняться на носки, прогнуться и потянуться, вдох; 3–4 – и.п., выдох. Повторить 6–8 раз.

2. «Круть-верть». И.п.: широкая стойка, сложенная вдвое скакалка внизу. 1 – поднимая руки вперед и в стороны, натягивая скакалку, поворот туловища вправо. 2 – и.п.; 3–4 – то же с поворотом влево. Дыхание произвольное, равномерное. Повторить 8–10 раз.

3. «Мельница». И.п.: стойка ноги врозь на скакалке, скакалку держать свободно за концы. 1 – наклон влево, сгибая левую руку, натянуть скакалку, выдох; 2 – выпрямляя левую руку вниз, вдох; 3–4 – то же в другую сторону. Повторить 10–12 раз.

4. «Штангист». И.п. – стойка ноги вместе, сложенная вчетверо скакалка за головой, руки к плечам. 1 – наклон вперед, сводя руки вперед и нажимая скакалкой на шею, выдох; 2 – выпрямиться, отводя плечи назад, вдох. Выполнить до 12 раз.

5. «Высота». И.п. – о.с. Сложенная вчетверо скакалка внизу. 1–2 – согнуть ногу вперед и перешагнуть через скакалку;
3–4 – и.п. Упражнение выполнять поочередно левой и правой ногой, стараясь поднимать колено повыше. При сгибании ноги – выдох; при выпрямлении – вдох. Повторить 8–10 раз каждой ногой.

6. «Котята». И.п.: упор с согнутыми ногами, скакалка на полу сбоку. 1–2 – поворачиваясь кругом, лицом к скакалке, встать на четвереньки и пересесть на другую сторону; 3–4 – тем же способом вернуться в и.п. Повторить 8–10 раз.

Основная часть (28 мин.)

Проверка умения прыгать со скакалкой (1 мин.) – прыжки на двух ногах, вращение вперед.

Упражнения для нормализации протекания нервно-динамических процессов и усиления положительных эмоций:

  • сидя, дышать особым образом: вдох начинаем с левой пятки до головы; выдох – по правой стороне до пятки;

  • затем дышать словно бы через точку между бровями.

Проведение групповых эстафет:

1. «Гусеница» – держась за локти, пройти в полном приседе до отметки и обратно. (Развивает гибкость суставов, силу ног, координацию.)

2. «Гонка мячей в колонне» – передать мяч сверху, снизу, слева, справа из рук в руки. (Развивает быстроту движений рук, гибкость, собранность.)

3. «Построить мост» – стоя в колонне по одному, каждый по очереди проползает между ног и останавливается впереди своей колонны. Надо построить мост до противоположной стороны как можно быстрее, не сталкивая участников с места. Обратно команда возвращается, взявшись за руки «ручейком». (Это упражнение развивает гибкость, быстроту.)

4. «Мяч в обруч» – игра двух команд через волейбольную сетку. На полу каждой половины площадки лежат по три обруча. Перебрасывая мяч через сетку, нужно попасть им в обруч. (Игра развивает ловкость, контроль и самоконтроль, поддержку во время игры, дружбу.)

Самостоятельно выполнить дыхательные упражнения, разученные раньше.

5. Игра «Мнение» – назвать лучшее качество одного из ребят (каждый говорит одному).

Заключительная часть (4 мин.)

Дыхательные упражнения: вдох и выдох через нос (4ґ4).

Игра «Секрет» – чего достиг?

Домашнее задание: Только при помощи рук показать противоположные состояния: гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость.

Урок 3. Игровые задания, способствующие формированию дружеских отношений

Цель: учить оценивать не личность, а ее деятельность и способы общения.

Вводная часть (5 мин.)

Продолжаем игру «Секрет». Выполнение домашнего задания. Разминка в движении.

Разучить танцевальные упражнения:

  • «Приглашение к танцу». И.п.: руки на поясе. 1–2 – два шага с продвижением вперед; 3 – шаг левой, левую руку вперед и в сторону, ладонь вверх, голову влево; 4 – правую ногу приставить, левую руку обратным движением в и.п.; 5–8 – то же, но с правой ноги.

  • «Поклон». И.п. – о.с. 1–2 – два шага начиная с правой, руки вперед и в стороны, ладони вверх, прогнуться, голову вперед-вверх, вдох; 3–4 – левую приставить, полунаклон, руки и голову вниз, выдох; 5–8 – то же, но с левой назад.

ОРУ в парах с гимнастической палочкой (8 мин.)

1. «Вертушка». Держа руками вдвоем гимнастическую палочку внизу, надо, не выпуская ее из рук, движением рук и туловища влево (вправо) повернуться одновременно кругом в и.п.

2. «Ласточка». И.п.: то же, расстояние друг от друга – один шаг. Выполнитъ «ласточку» на левой (правой) ноге, помогая друг другу удерживать равновесие.

3. «Силачи». Сидя спиной друг к другу, палку взять согнутыми руками. Упираясь спиной и стопами, медленно подняться; выпрямившись, снова сесть.

4. «Ну-ка, подними!» Сидя лицом друг к другу и упираясь подошвами ног, взяться за гимнастическую палку. По сигналу потянуть на себя соперника, пытаясь его приподнять.

5. «Толкание шеста». Стоя в кругу и взявшись за концы гимнастической палки, упираясь ногами в пол, попытаться вытолкнуть противника из круга.

6. «Эквилибрист». Поставить палку на ладонь вертикально и, уравновешивая ее, сосредоточенно смотреть на ее верхний конец; теперь переступать влево и вправо; и, наконец, попробовать поворачиваться влево и вправо, двигаясь так же (это упражнение особенно полезно для тех, кто страдает рассеянностью).

Основная часть (28 мин.)

1. Игровое упражнение на согласованность, «созвучие» мыслей, от которых зависит синхронность движений:

  • выходят два ученика: их задача – медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться, остановиться, идти и опять оглянуться, и так три раза;

  • снова выходят двое.

Первый ученик стоит в 2–3 м от второго спиной к нему так, что второй глядит ему в затылок.

Задача второго ученика – глядя пристально на первого, в неизвестное для всех время дать мысленный приказ оглянуться. Первый знает о задаче второго, но не знает, когда последует мысленный приказ.

Задача второго – быть свободным и готовым всем существом почувствовать своего партнера. Вариант для всех: второй шевелит пальцами.

2. Игры для выведения чрезмерной эмоциональной активности:

  • «Куобах» – якутская национальная игра (рассказ о том, как один охотник, бродя по лесу, наступил внезапно на зайца, который, выскочив из-под его ног, умчался прыжками, и охотник так и не смог его поймать. Тогда охотник решил попробовать прыгать так же, как это делал заяц, но у него ничего не получилось).

Задание: «Сейчас каждый из вас попробует выполнить
12 прыжков на двух ногах, стараясь их держать вместе. Я буду отмечать мелом ваш двенадцатый прыжок, и кто окажется дальше всех, тот будет победителем».

  • «Кентавры»: игроки одной команды располагаются за линией игрового поля – они кентавры. Игроки другой команды бегают по площадке игрового поля.

Задание: «Вожак кентавров посылает одного на поле, где тот прыжками на одной ноге старается догнать и осалить любого игрока. Как только водящий устанет, его заменяют другим кентавром».
Игра продолжается до ловли последнего игрока или до истечения 10 мин.
Нельзя: «кентавру» вставать на обе ноги, находиться двум «кентаврам» на поле.

  • Упражнение на преобразование энергии отрицательных эмоций. Тренировка волевого внимания.

Задание:

а) мысленно представить, что мы идем на прогулку в лес;
б) мысленно стараться увидеть восход солнца;
в) представить себя здоровым, жизнерадостным, уверенным, спокойным, доброжелательным.

Заключительная часть (4 мин.)

Каждый открывает свой «Секрет» – что изменил в себе.

Домашнее задание: сделать на альбомном листе рисунки или наклеить 2–3 вырезки, изображающие танцы; подписать названия танцев.

Нина ТЕСЛЕНОК,
МОУ Тевризская СОШ № 1,
Омская обл.