Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2007

МЕТОДИКА. АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ


10 уроков общения,

или Формирование коммуникативных знаний и навыков

Данные планы-конспекты уроков рассчитаны на 40-минутные занятия.

Урок 1. Влияние физической культуры на настроение человека

Цель: показать, как физические упражнения, мимика могут влиять на настроение человека.

Вводная часть (5 мин.). Краткая беседа о роли мимических мышц в создании настроения. Дается установка на создание собственного положительного настроения с помощью мимики.

Разминка (7 мин.). Ходьба (следить за осанкой, «бодростью» шага), легкий бег (сохранять осанку как при ходьбе, голову держать высоко), переход на ходьбу с восстанавливающими дыхательными упражнениями.

ОРУ. Потягивание («Я спросонья»), поднимание плечей вверх («Я удивлен»), повороты туловища в стороны и наклоны («Я ищу что-то»).

Основная часть (22 мин.). Дети по выбору учителя или по собственному желанию выполняют следующие задания.

Статичные (поза, мимика, взгляд): вид бодрого человека, усталого, злого, веселого.

Движения: строевой шаг на параде, осторожная ходьба по льду, тяжелая ходьба по болоту.

Ролевые: кошка подкрадывается к мышке, медведь идет по лесу, пугливый зайчик на открытой поляне, бодрая лошадка движется по кругу, озорной петушок прогоняет кошку.

Игра «Отгадай».

Заключительная часть (6 мин.). Дети идут по кругу, выполняя глубокий вдох и медленный выдох, при этом поднимая и свободно опуская руки («Мы отдыхаем»).

Домашнее задание. Рассказать близким о том, как важно и полезно чаще улыбаться и находиться в бодрой позе.

Примечание. При выполнении ОРУ следует призывать детей стараться быть более выразительными, артистичными. В конце урока опросить детей, заметили ли они, как менялось их настроение в зависимости от позы и мимики.

Урок 2. Основные звенья человеческого тела

Цель: научить чувствовать собственное тело по его основным звеньям.

Вводная часть (4 мин.). Краткая беседа о роли основных звеньев человеческого тела, проводимая в виде вопросов и ответов.

Разминка (10 мин.). Ходьба. И.п.: руки на поясе, продвижение вперед прыжками на двух ногах; ходьба широким шагом; бег с руками, прижатыми к телу, с руками за спиной, с активными движениями руками, согнутыми в локтях.

ОРУ. И.п.: руки вперед, вращение кистями внутрь и наружу; и.п.: руки вверх, сгибание рук в локтях с одновременным сжатием пальцев в кулак («Я сильный»); и.п.: руки на поясе, наклоны вперед и назад; и.п.: руки на поясе, приседание – руки вперед; то же, руки за спиной; и.п.: руки на поясе, подъем на носки с одновременным подниманием рук через стороны вверх.

Основная часть (24 мин.). Дети по выбору учителя или по собственному желанию выполняют следующие задания.

Ведущий (учащийся) показывает упражнения для различных звеньев тела, остальные выполняют их. Поощряются оригинальные упражнения.

Подвижные игры: «Замри» (повторяется несколько раз); «Журавли и лягушки».

Заключительная часть (2 мин.). Спокойная ходьба со сменой направления движения.

Домашнее задание. Придумать или вспомнить упражнения для основных звеньев тела, которых не было на уроке.

Примечание. После беговых упражнений и приседаний спросить у детей, при каком положении рук легче выполнять упражнения.

Урок 3. «Схема» тела и базовые   двигательные стереотипы

Цель: развивать базовые двигательные стереотипы для ощущения «схемы тела».

Вводная часть (5 мин.). Краткая беседа начинается с того, как важно быть физически хорошо развитым, ловким. Показать, что ловкость – это слаженное взаимодействие всех частей, звеньев тела. Напомнить, в частности, о значении рук при ходьбе и беге.

Разминка (10 мин.). Ходьба (обратить внимание на перекрестную работу рук и ног). Предложить детям ходьбу с одноименными движениями рук и ног («ходьба верблюда»).

Бег (обратить внимание, как движения руками помогают в беге). Предложить бег с одноименными движениями рук и ног («бег иноходца»). Переход на ходьбу с восстанавливающими дыхательными упражнениями.

ОРУ:

1. И.п.: руки вперед. Вращение кистей наружу, внутрь, одновременно влево, вправо.

2. И.п.: то же. Медленное поднимая руки вверх, сгибание ладоней параллельно полу.

3. И.п.: руки перед грудью. Движения назад руками, согнутыми в локтях; то же, выпрямляя руки; то же, чередуя; 1–2 – руки, согнутые в локтях; 3–4 – руки прямые.

4. И.п.: руки на поясе. 1–4 – медленно присесть; 5–8 – медленно встать; 9–10 – медленно присесть; 11–12 – медленно встать.

5. И.п.: руки на поясе. 1 – прыжком руки в стороны, ноги врозь; 2 – прыжком в и.п.

6. И.п.: руки в стороны. 1 – прыжком ноги в стороны, руки вниз; 2 – и.п.

Основная часть (22 мин.)

1. Проверка домашнего задания. Вызванные учащиеся демонстрируют придуманные ими упражнения, остальные определяют, для каких частей (звеньев) тела эти упражнения полезны.

2. Подвижные игры: «Белые медведи», «Веретено» (6 мин.).

После игр дети строятся в одну шеренгу.

3. Дыхательные упражнения: 1–4 – глубокий вдох; 5–8 – медленный выдох («спущенный мяч»); 9–10 – резкий глубокий вдох; 11–14 – медленный глубокий выдох; 15–18 – глубокий вдох («всей грудью»); 19–20 – резкий выдох («животом»).

4. Глазодвигательные упражнения: посмотреть вправо, влево, вверх, вниз.

Заключительная часть (3 мин.). Учитель спрашивает, какие упражнения, проделанные за урок, были наиболее трудными.

Домашнее задание. Сделать эти упражнения дома по 10 раз (или в течение 5–10 мин. каждый день).

Урок 4. Элементарные навыки самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной активности

Цель: научить элементарным навыкам самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной активности

Вводная часть (4 мин.). Объяснить, как важно следить за своим состоянием («устал», «надоело») и как добиваться, чтобы этого не было (отдохнул, переключился).

Разминка (12 мин.). Ходьба (следить за осанкой); ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений (см. урок 3); бег со сменой направления за ведущим, бег спиной вперед; спокойная ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений.

После команды «Стой!» внимание детей обращается на то, что ходьба после бега способствует успокоению дыхания, при этом специальные дыхательные упражнения еще больше способствуют успокоению.

ОРУ:

1. Потягивание («Я спросонья»). И.п. – о.с. 1 – руки вперед; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – руки вниз; то же, но в обратной последовательности; то же, но на 2 счета; то же, но на 2 счета и в обратной последовательности.

2. И.п.: руки на поясе. Прыжки на двух ногах, на каждый 4-й такт прыгнуть как можно выше.

3. Ходьба по кругу, выполняя глубокий вдох и медленный выдох, при этом поднимая и свободно опуская руки («Мы отдыхаем»).

Основная часть (14 мин.). Подвижные игры «Смени руки», «Ловишки» (несколько раз).

Заключительная часть (10 мин.)

Оба раза по окончании игры «Ловишки», независимо от того, где оно застало детей, им предлагается положить правую руку в область сердца и обратить внимание на его ускоренный ритм.

Ходьба по кругу с глубоким вдохом и выдохом, при этом поднимая и свободно опуская руки. Через 1 мин. дети снова проверяют ритм сердца (самоконтроль пульса).

Бег по кругу. 1–2 – глубокий вдох; 3–4 – резкий выдох. Через 30 сек. по команде «Стой!» – самоконтроль пульса. Ходьба (см. выше). Через 1 мин. – самоконтроль пульса.

Домашнее задание. Детям предлагается послушать свое сердце, частоту дыхания после какой-либо игры; обратить внимание, как дыхательные упражнения помогают успокоиться, отдохнуть.

Примечание. Термин «самоконтроль пульса» не произносится, в разговоре с детьми можно употребить выражение «послушаем сердечко», «послушаем себя».

Урок 5. Овладение ритмом произвольных движений

Цель: научить овладевать ритмом произвольных движений.

Вводная часть (4 мин.). Учитель показывает хлопками различные ритмические узоры, которые дети должны воспроизвести, и объясняет, что такое ритм. Ритмические узоры постепенно усложняются.

Разминка (14 мин.)

1. Ходьба по кругу. Ходьба с изменением ритма движений: на счет 1 (один хлопок) – выполняется один медленный шаг, на 2 (два хлопка) – один быстрый шаг. При этом команды подаются в следующей последовательности: «1», «2», «1–1», «2–2», «1–2», «2–1» (например, «2–1» обозначает, что учитель выполняет два слитных хлопка и один хлопок, а учащиеся должны сделать слитно быстрый и медленный шаг.

2. Легкий бег, по хлопку учителя дети переходят на ходьбу, по двум хлопкам – на бег (хлопки подаются с произвольным изменением интервалов). Переход на спокойную ходьбу с контролем ЧСС.

ОРУ. См. предыдущий урок.

Основная часть (18 мин.). Подвижные игры (в среднем продолжительностью по 6 мин. каждая: «Запрещенное движение», «Замри», «Кто что сделал?».

Заключительная часть (4 мин.). Учащиеся, стоя в одну шеренгу, воспроизводят ритмические узоры, предлагаемые учителем.

Домашнее задание. Придумать упражнения на чередование быстрых и медленных движений.

Урок 6. Сопряженное развитие быстроты движений и реакций

Цель: развивать с помощью сопряженных упражнений физическое качество быстроты движений и интеллектуальное качество быстроты реакций.

Инвентарь: палка длиной 35–40 см, лист бумаги.

Вводная часть (5 мин.). В беседе учитель говорит о том, как важно не только быстро делать, но и быстро думать. Например, два водителя быстро среагировали на внезапно появившееся препятствие (пешеход перебегает дорогу в неразрешенном месте). Один из них объехал пешехода слева, выехал при этом на встречную полосу и врезался во встречную машину; другой объехал справа, где помехи не было. В игре «Пятнашки» можно стараться быстро бегать, а можно при этом быстро думать, обманывая догоняющего.

Разминка (11 мин.). Ходьба по кругу. По хлопку необходимо сразу остановиться, по двум хлопкам – повернуться и двигаться в противоположном направлении. Эти же задания выполняются во время бега. Учитель отмечает тех, кто выполняет упражнения быстро и правильно.

ОРУ. См. урок 2.

Основная часть (18 мин.). Подвижные игры «Вызови по имени», «Подхвати палку», «Пятнашки «С домом».

Заключительная часть (6 мин.). См. урок 2.

Домашнее задание. Упражнение на развитие реакции, например, ребенок держит двумя пальцами лист бумаги, отпускает его и ловит двумя пальцами другой руки. Расстояние между руками постепенно увеличивается.

Урок 7. Развитие внимания в процессе двигательной активности

Цель: развивать внимание в процессе двигательной активности.

Вводная часть (5 мин.). Учитель рассказывает, как важно быть внимательным. Приводятся примеры разных видов внимания: распределенное (при переходе улицы), устойчивое (на уроке), сосредоточенное (в игре).

Разминка (13 мин.). Этюд-имитация «Три медведя».

ОРУ: упражнения в парах, стоя лицом друг к другу. 1 – правая рука в сторону; 2 – левая рука в сторону; 3 – рука вверх; 4 – левая рука вверх; 5–7 – хлопки ладонями о ладони партнера; 8 – руки опустить. То же, но на счет 1–2 руки поочередно сгибаются в локтях. Затем учащимся в парах присваиваются номера «первый», «второй». На счет 1–4 «первый» выполняет движения, как в первом упражнении, а «второй» – как во втором. В следующем упражнении учащиеся меняются номерами. В последнем упражнении «первые» произвольно начинают упражнения (руки или в стороны, или сгибаются в локтях), «вторые» повторяют вместе с ними; затем учащиеся вновь меняются номерами.

Основная часть (18 мин.). Подвижные игры: «Волшебное слово», «Будь внимателен», «Зеваки».

Заключительная часть (4 мин.). Дается домашнее задание, описанное в Учебнике-тетради: игровые упражнения «Запомни движение», «Поймай листок», «Слушай и исполняй».

Примечание. В случае отсутствия Учебника-тетради учитель рассказывает содержание упражнения, которое ребенок должен сделать вместе с родителями дома.

Урок 8. Развитие двигательной памяти

Цель: развивать двигательную память.

Инвентарь: обручи.

Вводная часть (6 мин.). Учитель рассказывает о роли двигательной памяти в жизни человека, особенно для таких профессий, как водитель, машинистка, музыкант и все связанные с компьютером. Затем учащиеся показывают упражнения, которые были заданы на дом.

Разминка (7 мин.). Ходьба в колонне, легкий бег, ходьба со сменой ведущего.

ОРУ с обручем.

1. И.п.: ноги слегка расставлены, обруч внизу. 1–2 – поднять обруч вверх, потянуться за ним; 3–4 – опуститься вниз.

2. И.п.: ноги на ширине плеч, обруч впереди. 1–2 – наклониться, положить обруч на пол; 3–4 – выпрямиться; 5–6 – наклониться, взять обруч; 7–8 – вернуться в и.п.

3. И.п.: ноги на ширине плеч, обруч перед грудью. 1–2 – повернуться направо; 3–4 – вернуться в и.п.; 5–6 – повернуться налево; 7–8 – вернуться в и.п.

4. И.п.: ноги слегка расставлены, обруч вверху. 1–2 – положить обруч на плечи; 3–4 – вернуться в и.п.

Основная часть (24 мин.). Подвижные игры: «Вернись на место», «Движение по памяти», «Пятнашки – ноги от земли».

Заключительная часть (3 мин.). Ходьба со сменой ведущего.

Домашнее задание: выполнить упражнения, которые давались с обручем, при отсутствии обруча – имитировать его.

Урок 9. Двигательные и психологические портреты профессий

Цель: развивать телесные выразительные возможности учащихся.

Вводная часть (7 мин.). Учитель рассказывает, что профессиям соответствуют типовые позы, мимика, движения. Показываются движения милиционера на дороге, водителя, дворника; позы моряка за штурвалом, думающего над ходом шахматиста.

Разминка (10 мин.). Ходьба. Ходьба с имитацией движения лыжника; и.п.: руки за спину, продвижение шагами в сторону с имитацией движений конькобежца; то же – легкими прыжками. Ходьба с перестроением через центр в колонну по два.

ОРУ. По команде учителя дети встают лицом друг к другу.

Упражнения в парах:

1. И.п.: руки согнуты в локтях, взяться за руки; попеременные движения руками вперед и назад.

2. То же – с сопротивлением.

3. И.п.: руки внизу, взяться за руки; на 2 счета – поднимание рук, на 2 – опускание;

4. То же – с сопротивлением одного из партнеров.

5. То же – поменяться ролями;

6. И.п.: руки на плечах партнера, наклоны вперед.

Основная часть (20 мин.).

1. Этюды с выполнением движений «Штангист», «Теннисист», «Милиционер на дороге», «Машинистка», затем проводится конкурс, кто больше покажет движений, имитирующих работу повара.

2. Подвижные игры: «Пожалуйста», «Машины и пешеходы», «Хищник в море».

Заключительная часть (3 мин.). Дыхательные упражнения, как в уроке 1.

Домашнее задание: придумать двигательный этюд, в котором будут отображены профессии, не показанные на уроке.

Урок 10. Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния

Цель: научить пользоваться и распознавать жесты и мимические средства для выражения эмоционального состояния»

Вводная часть (4 мин.). Беседа о роли жестов и мимики в выражении эмоционального состояния при общении людей. Учитель показывает, как выражается доброжелательность, недовольство, удивление, радость.

Разминка (10 мин.). Ходьба с одновременным выполнением этюдов «Мы гордые» (прогнуться, голову высоко поднять), «Мы удивлены» (плечи подняты, голова поворачивается в стороны), «Мы рады» (руки в стороны, на лице радость). Легкий бег с переходом на этюды в движении: «Лиса на охоте» (бег мелкими шажками зигзагом с остановками), «Медведь пробирается сквозь лес» (ходьба широкими шагами вперед в стороны, руки полусогнуты в локтях), «Лягушка прыгает на берегу» (прыжки на двух ногах из глубокого приседа с изменением направления вперед в стороны), «Цапля летит над болотом» (бег с плавными движениями руками, как крыльями). Ходьба с успокаивающими дыхательными упражнениями.

ОРУ. «Спортсмены».

Основная часть (23 мин.).

1. Конкурс на определение и передачу эмоциональных состояний человека в форме игры «Назови и покажи».

2. Игры: «Близкие знакомые», «Кто это?», «Вот так позы»; подвижная игра «Круговые пятнашки».

Заключительная часть (3 мин.). Опросить детей, почему они, когда их догонял «пятнашка», называли то или иное конкретное имя.

Домашнее задание: выполнить этюды перед зеркалом «Я знакомлюсь со взрослым», «Я недоволен», «Я услышал смешную историю».

Станислав ГУМЕНЮК,
учитель физической культуры,
АНО Школа «Премьер»,
Москва