Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2007

МЕТОДИКА. УРОК


Скакалочка-выручалочка

Урок для 1-го класса

Тип урока: учебно-тренировочный.

Цель урока: развивать интерес к урокам физической культуры посредством совместных игровых упражнений.

Задачи урока:

1. Ознакомить учащихся с общеразвивающими упражнениями, выполняемыми с короткой скакалкой под музыкальное сопровождение.
2. Обучать прыжкам через короткую скакалку; развивать ловкость, закреплять навыки мягкого приземления.
3. Воспитывать чувство коллективизма.

Оснащение урока: короткие скакалки.

Часть урока, время

Основные методы и приемы, ключевые слова, формы организации

Содержание и дозировка упражнений

Вводная часть (15 мин.)

Учитель: Постарайтесь-ка, ребятишки, отгадать мою загадку:

«Я в руках ее кручу
И скачу, скачу, скачу!»

Ребята! Сегодня мы будем учиться прыгать через скакалку. Некоторые мальчики считают, что скакалка – развлечение для девочек, и поэтому прыгают неохотно. Прыжки через скакалку – это не только детская забава, но и полезное упражнение для укрепления сердца и легких. Прыжки развивают мышцы ног, ловкость, прыгучесть. Наши лучшие спортсмены включают в свои тренировки упражнения с короткой скакалкой. Упражнения со скакалкой используются при подготовке летчиков и космонавтов.

Сегодня вас ждут сложные и очень интересные упражнения.

Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку влияет на повышение функциональных процессов организма, содействуя его общему оздоровлению и формированию правильной осанки, воспитывает художественный вкус, любовь к движению, вызывает у детей положительный эмоциональный настрой.

Форма организации – фронтальная.

Показ упражнений учителем (10 мин.). В конце комплекса ОРУ со скакалкой дать возможность попрыгать произвольно, затем приступить к обучению. Скакалку надо вращать круговыми движениями кистей, слегка сгибая руки в локтях, прыгать на носках, слегка сгибать колени.

1. Стоя на месте, вращать сложенную вдвое скакалку одной рукой сбоку; то же другой рукой. Следить, чтобы рука со скакалкой все время была свободно опущена и вращение производилось только кистью.

2. Каждому ученику определить длину скакалки (по росту). Взять скакалку за концы, встать на нее (ноги врозь) и натянуть так, чтобы кисти были на уровне пояса. Остаток скакалки намотать на кисти.

3. Вращая скакалку, прыгать с одной ноги на другую. После 10–15 прыжков – пауза. Во время остановки детям даются рекомендации.

4. Научить детей складывать скакалку и завязывать узлом.

Построение, рапорт, сообщение задач урока (30 сек.)

Беседа

Ходьба в заданном направлении с принятием игровой роли (солдаты, стрелки часов и др.) (1 мин.). Бег в разных направлениях и с меняющимся темпом (1 мин.).

Комплекс ОРУ со скакалкой под музыку

  • И.п.: стоя, ноги вместе, руки в стороны, сложенная вчетверо скакалка находится в правой руке. 1–2 – встать на носки, руки опустить вниз, сводя лопатки, передать скакалку за спиной в левую руку; 3–4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону. И.п.: стоя, ноги вместе, сложенную вчетверо скакалку держать сзади внизу хватом двумя руками. 1–2 – полуприсед, натянутую скакалку назад; 3–4 – и.п.

  • И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, сложенную вдвое скакалку держать внизу хватом двумя руками. 1–2 – скакалку поднять вверх; 3–4 – скакалку отвести назад вниз; 5–6 – скакалку поднять вверх; 7–8 – и.п.

  • И.п.: ноги на ширине плеч, сложенная вчетверо скакалка натянута сзади на лопатках. 1–3 – 3 пружинящих наклона вправо; 4 – и.п.; 5–8 – то же влево.

  • И.п.: ноги на ширине плеч, стоя на скакалке, скакалку держать хватом за два конца, руки впереди. 1–2 – отводя руки в стороны, наклон вперед прогнувшись; 3–4 – и.п.

  • И.п.: ноги на ширине плеч, сложенную вчетверо скакалку держать вверху хватом двумя руками. 1 – наклон вперед, скакалку опустить вниз; 2–3 – приподнимая сначала носки, а затем пятки, продеть скакалку под ногами; 4 – выпрямиться, скакалка находится сзади внизу; 5–8 – то же в обратном порядке.

  • И.п.: сидя, скакалка, сложенная вчетверо, натянута на коленях хватом двумя руками за концы. 1–4 – сгибая ноги, выполнить перемах через скакалку, вернуться в сед (скакалка под ногами); 5–8 – перемах в и.п.

  • И.п.: лежа на спине, сложенную вчетверо скакалку держать вверху хватом двумя руками. 1–2 – сесть, наклон вперед, скакалку вперед, коснуться натянутой скакалкой носков ног; 3–4 – держать; 5–8 – и.п.

  • И.п. – лежа на животе, сложенная вчетверо скакалка находится вверху. 1 – натягивая скакалку, руки поднять вверх, прогнуться назад, правую ногу отвести назад; 2–3 – держать; 4 – и.п.; 5–8 – то же с левой ноги.

  • И.п. – стоя ноги вместе, скакалку держать впереди хватом за два конца. 1 – перепрыгнуть вперед через скакалку; 2 – то же назад.

Основная часть (20 мин.)

Салки – это лучшая профилактика сердечно-сосудистых заболеваний у ребенка. Игра на развитие быстроты и ловкости. Совершенствование двигательной реакции детей.

Учитель. Становитесь все вокруг, «Сыграем в прыгающий круг». Вот беда, у нас нет круга! А вы знаете, как с помощью скакалки можно нарисовать круг? (Учитель показывает, как можно нарисовать с помощью скакалки и мела ровный круг без чертежных принадлежностей). Обратить внимание на мах руками с одновременным отталкиванием двумя ногами и мягкое приземление.

Например, прыгнуть и взмахнуть руками, как птички.

 

 

 

 

 

 

Методические указания. Мышцы лица должны быть расслаблены. Звук «р-р» произносится на полуулыбке, при слегка разжатых челюстях, язык мягкий. Звук должен быть негромким, непрерывным, нужно придерживаться низкого звучания.

 

 

 

 

 

Цель упражнения: укрепление дыхательных мышц; обучение полноценному продолжительному равномерному выдоху; стимулирование различных обменных процессов в организме. Развитие согласованности движений отдельных частей тела; развитие ловкости, быстроты в игровых условиях.

«Салки – скакалки». Пара водящих держится за концы скакалки. Когда водящим удается осалить (поймать) кого-то из остальных игроков, то он замедляет одного из водящих – того, кто дольше водил (1–1,5 мин.).

Подвижная игра «Кто быстрее».

В середине – центральная линия, на расстоянии 10 м по обе стороны от центральной обозначаются две финишные линии. На центральной линии с интервалом в 1 м раскладываются скакалки, которых вдвое меньше количества детей (оно должно быть четным). Играющие встают по двое у концов скакалок спиной друг к другу. Напротив каждого из них на финишной линии отмечены ориентиры, дети обегают их и, вернувшись, стараются выдернуть скакалку в свою сторону, опередив товарища. Побеждают те, кому удалось сделать это. Игра повторяется 3–4 раза (5 мин.).

Игра «Прыгающий круг». Дети стоят по кругу, в центре круга – учитель, который двумя руками держит прыгалки с привязанным на конце мешочком с песком. Учитель вращает веревку над полом, а дети перепрыгивают через нее, стараясь не задеть (3 мин.).

«Собака рычит».

Упражнение дыхательной гимнастики.

Загадка

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!

И.п. – о.с. 1-я фаза – выдох через рот со звуком «р-р»; 2-я фаза – пауза; 3-я фаза – вдох. Повторить 4 раза (2 мин.).

«Забегалы»

Составляются две команды по 5–7 человек. Двое крутят длинную скакалку. По сигналу игроки одной команды, затем второй поочередно пробегают под вращающейся скакалкой и выстраиваются на противоположной стороне площадки. Выигрывает команда, выполнившая задание 2–3 раза с наименьшим количеством ошибок (5 мин.).

Заключительная часть (5 мин.)

Развитие слухового внимания, сообразительности.

Ну что ж, пора нам
Прощаться со скакалкой,
Но думаю, что всем вам
С ней расставаться жалко.
Поэтому, ребята,
О ней не забывайте!
И в ваши игры чаще
Скакалку приглашайте!

«Три, тринадцать, тридцать»

Играющие встают по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Выбирают водящего, который встает в центр круга, по сигналу водящего «Три!» дети отводят руки в стороны, по сигналу «Тринадцать!» – поднимают руки вверх, по сигналу «Тридцать!» – ставят руки на пояс. Игрок, допустивший ошибку, отходит к стене и принимает положение правильной осанки. После того как 5–6 игроков выйдут из игры, выбирают нового водящего, и игра повторяется (3–5 мин.).

Задание на дом: придумать игры со скакалкой. Индивидуальное задание каждому на дом: прыгать на ходу, на правой ноге, на левой ноге, прыгать вдвоем, стоя друг к другу лицом, и т.д.

Юлия ФИЛИМОНОВА,
МОУ СОШ № 8 им. А.С. Пушкина,
Иркутская область, г. Черемхово