Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2007

МЕТОДИКА. УРОК С КОММЕНТАРИЕМ


Подвижные игры в физическом воспитании

Одна из основных педагогических задач – научить детей играть не только на уроке под руководством учителя, но и уметь организовать и провести игру самостоятельно во дворе, на отдыхе и т.п.
На уроке физической культуры подбор упражнений и подвижных игр осуществляется с учетом задач урока, содержания основного учебного материала, возможностей школы и интересов учащихся. В содержании урока подвижные игры следует включать в различные его части. В основном они должны применяться в основной части урока. Подбирая игры для урока, учитель должен учитывать его задачи, учебный материал, намеченный планом, физическую нагрузку в игре, условия работы.
Все упражнения по обучению двигательным навыкам, которые предлагает учащимся учитель, могут быть использованы для развития двигательных качеств. Это еще раз подтверждает мысль о том, что при обучении двигательным навыкам может быть использован метод сопряженного обучения: можно одновременно обучать двигательным навыкам и развивать определенные физические качества. Здесь все зависит от количества повторений и использования метода обучения.
Несомненно, подвижные игры больше используются на уроках физической культуры в начальной школе. Однако следует отметить, что подвижные игры и различные эстафеты вызывают огромный интерес и с успехом используются учителями в работе со школьниками средних и старших классов. В них могут играть все школьники, независимо от имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

В подвижной игре «Штандр» могут участвовать много детей. Выбирается считалками один водящий, который в руках держит мяч. Все играющие смотрят на водящего – он подбрасывает мяч (лучше волейбольный, но можно и резиновый) сильно вверх. В этот момент все играющие разбегаются. Как только водящий ловит мяч, он кричит: «Штандр!». Все должны остановиться на месте, где их застала команда. Водящий старается мячом осалить кого-либо из играющих. Осаленный становится водящим, а водящий пополняет команду играющих, и игра продолжается.

Игра может идти до тех пор, пока она вызывает интерес. На уроке физической культуры эта игра проводится на спортивной площадке и длится до 3–5 минут. Разбегающихся игроков можно ограничить размером площадки.

Очень хорошо развивает внимание и реакцию на команду школьников игра «Вороны и воробьи». В эту игру с удовольствием играют учащиеся старших классов.

На ограниченной площадке проводится линия – 10–15 м. Все играющие делятся на две команды и встают спиной друг к другу на расстоянии 1 м. Одни становятся «воронами», а другие – «воробьями». Учитель или руководитель произносит: «вороНЫ» или «вороБЬИ», выделяя последние слоги. Если называют «ворон», то убегают те, кто является «воронами», а «воробьи» догоняют и салят «ворон». Руководитель считает осаленных.

Игру можно проводить на уроке физической культуры в подготовительной части или в начале основной. Кроме этого, ее можно использовать и в группе продленного дня.

В подвижной игре «Обгони соперника» играющие делятся на две команды, равные по количеству. Все игроки выстраиваются на одной линии и рассчитываются по порядку. Перед играющими проводится стартовая линия. Между командами с мячом в руках размещается учитель.

Называя тот или иной номер, учитель бросает вперед баскетбольный мяч. Учащиеся под названными номерами быстро начинают бег со старта за мячом. Тот, кто первым коснется мяча, получает очко. Играют установленное время. Команда, получившая большее количество очков, становится победителем.

Правила:

1. Начинать бег можно с любого старта.
2. Если оба игрока одновременно касаются мяча, то оба получают по очку для своей команды.
3. Вырывать мяч у соперника нельзя, только касаться мяча.

Эту игру можно использовать в основной части урока для отработки стартов и развития быстроты. Кроме того, игра может быть использована и на уроках по спортивным играм (баскетболу) для учащихся средних и старших классов.

«Гонка с выбыванием». С помощью флажков или кеглей размечается круг диаметром
10–15 м и на нем проводится линия старта – финиша.

По сигналу все участники одновременно начинают бег по внешней стороне круга против часовой стрелки. После каждого круга (или двух) из игры выбывает тот, кто последним пересекает контрольную линию старта – финиша. Постепенно игроки, выносливость которых развита не очень хорошо, отсеиваются. Победителем является тот, кто остается лидером, т.е. самый выносливый и быстрый игрок.

Варианты: по решению учителя или руководителя игры участники могут бежать с набивными мячами, с рюкзаками весом 5–6 кг или надеть пояс с отягощением. Игра может быть дана в конце основной части урока для развития выносливости.

Для развития выносливости и быстроты следует использовать игру «Догони». Все играющие (15–20 человек) располагаются на беговой дорожке стадиона или школьной площадки на расстоянии 5–7 м друг от друга.

По сигналу игроки одновременно начинают бег. Задача – не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время самому коснуться рукой бегущего впереди. Осаленные игроки выбывают. Остальные продолжают гонку. Игра заканчивается, когда бегущих останется 2–3 человека. Можно проводить игру до единоличного победителя. Если игра проводится в зале, то надо установить поворотные стойки, которые должны обегаться с внешней стороны. В этом случае число участников в забеге не должно превышать 10 человек. Забеги мальчиков и девочек следует проводить отдельно.

Проведение мониторинга требует умения хорошо выполнять прыжки в длину с места. Для этого можно предложить игру «Прыгуны».

Участники игры делятся на две команды и встают на противоположных сторонах площадки в шеренгу. Между командами проводится линия старта, а можно использовать центральную линию спортивного зала. Все игроки выполняют прыжок с места толчком двух ног. После прыжка первого игрока по пяткам отмечается результат его прыжка. Второй участник выходит к линии, оставленной первым игроком, и так же выполняет прыжок с места с отметкой приземления, затем прыгает третий и т.д. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть через среднюю линию, его команда побеждает в этой игре-эстафете.

Следует придерживаться правила выполнения прыжков. Если учащиеся владеют техникой тройного прыжка с места, то игру можно проводить, совершая тройной прыжок. Чтобы увеличить количество прыжков для каждого участника, следует организовать 4–5 команд (можно отдельно из мальчиков и девочек – по усмотрению учителя). Игру можно проводить в конце подготовительной или в начале основной части урока.

Физическую нагрузку прыжкового характера учитель также может дать учащимся, предложив им игру «Смена мест».

Игроки двух команд располагаются в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки или спортивного зала (за линиями своих «домов»), приседают и кладут руки на колени.

По сигналу все игроки прыгают из глубокого приседа, двигаясь вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией. Затем следуют прыжки в обратную сторону, но в игре не участвует тот, кто последним пересек линию. Или игра может продолжаться до тех пор, пока на площадке не останется по 2–3 самых выносливых прыгуна. Побеждает команда, сохранившая большее число прыгунов. Если соревнование продолжить дальше, то можно определить лучшего прыгуна.

Данная игра служит для развития прыгучести и прыжковой выносливости и используется в основной части урока или при проведении различных спортивно-массовых мероприятий. Команды могут быть смешанными, а могут состоять только из мальчиков или из девочек (если хватает участников).

Достаточна интересной для учащихся может быть игра «Опереди соперников». Эта игра проводится в основной части урока и дает учащимся достаточно большую физическую нагрузку.

Класс делится на две команды. Каждая команда рассаживается верхом на две-три гимнастические скамейки (в зависимости от количества учащихся) друг за другом.

Учитель предлагает ученикам различные общеразвивающие упражнения, которые выполняют все играющие. По оговоренному сигналу учителя все участники бегут в левую сторону, обегая скамейки два раза, и садятся, как сидели до этого. Команда, которая первой заняла исходное положение, получает очко. Игра длится до тех пор, пока одна из команд не наберет на 2 очка больше другой. Однако игра может продолжаться и дольше, если учащиеся могут еще выдерживать нагрузку. После бега вокруг скамеек учащимся следует давать отдых.

Наиболее сложным для учащихся является метание. Для совершенствования метания можно рекомендовать игру «Кто дальше?».

Класс делится на две команды. Игроки команды по очереди метают мяч в баскетбольный щит от центральной линии на дальность отскока. Учитель каждый раз мелом отмечает место падения мяча. Побеждает та команда, игроки которой сильнее бросают мяч в щит, посте чего он отскакивает.

Вариант: учитель подбрасывает баскетбольный мяч, а ученики по очереди метают теннисный мяч в баскетбольный.

Для развития силовых и скоростно-силовых качеств можно предложить учащимся игру «Попади в мишень».

От линии старта на расстоянии 5–6 м чертится круг диаметром 1 м (попадание в него –
3 очка), за ним – второй круг (6 очков) и третий (12 очков).

Команды по очереди метают набивной мяч весом 1 кг. Чем дальше находится круг, в который попадает набивной мяч, тем больше очков получает метатель. Команда-победитель определяется по сумме набранных очков.

Падение мяча за круг не оценивается. Игра проводится в основной части урока.

Игру «Мяч через сетку» можно использовать с целью совершенствования техники передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди и его ловли, а также для развития скоростно-силовых качеств.

Для игры в спортивном зале на высоте 2 м натягивается волейбольная сетка. Играющие делятся на две команды, каждая из которых делится еще на две равные группы, и все выстраиваются по обе стороны от сетки.

По сигналу учителя игроки, толкнув набивной мяч или передав двумя руками от груди баскетбольный мяч через сетку, отходят назад и встают в конце своей колонны. Партнер, стоящий за сеткой, ловит мяч и тем же способом передает его своей команде на другую сторону площадки.

Как только игрок, начавший игру, снова получает мяч, игра заканчивается. Побеждает команда, которая первой закончит переброску.

Подвижные игры для развития двигательных качеств очень интересны учащимся всех возрастных групп. Участвуя в них, можно проверить свою силу, развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. Не обойтись в играх и без смекалки, умения организоваться на площадке, быстро выбрать правильное решение.

Польза подвижных игр – и в том, что они дают возможность лучше узнать друг друга, научиться проявлять терпение и взаимовыручку, правильно относиться к победам и поражениям.

Надо знать, что интересно знакомиться и с новыми играми, которые раньше не были известны.

Выбор игры зависит также от наличия подходящего места и инвентаря, а также от количества ребят, которые желают принять участие в игре. Если игроков не более 10 человек, то лучше не делить их на команды, а играть вместе с водящим.

Водящего выбирают разными способами:

– его назначает учитель, который проводит игру;
– выбирают сами играющие;
– игроки используют жребий (например, считалку).

В играх, где нет водящего, соревнование проходит обычно между двумя или несколькими командами. Играть интереснее и честнее, когда участники команд равны по силам.

Подбирая игру или эстафету, учитель должен учитывать подготовку играющих и не допускать, чтобы ученики отказывались принимать в команду школьника со слабой физической подготовкой.

Необходимо учить детей, что в играх надо заботиться о тех, кто менее подготовлен, и не укорять таких играющих, если они в чем-то уступили своим соперникам.

Большое значение имеют игры-эстафеты, которые интересны даже учащимся старших классов, особенно при закреплении упражнений, разученных при прохождении того или иного раздела учебной программы, и для закрепления навыков, приобретенных на уроках физической культуры. Использование и многократное повторение подводящих и подготовительных упражнений вызывает у школьников утомление и потерю интереса к выполнению двигательного действия.

Включение в уроки легкой атлетики и спортивных игр подвижных игр, использование игрового метода повторения изучаемого двигательного действия активизирует внимание учащихся, улучшает их эмоциональное состояние.

Овладевая техникой изучаемого вида легкой атлетики, школьники в играх совершенствуют свои двигательные способности. В данных условиях подвижные игры выступают как вспомогательный, дополнительный метод.

Последовательность применения игр на уроках должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит от тех педагогических задач, которые ставятся на уроке.

Игровой материал необходимо планировать с учетом положительного переноса навыков. Поэтому при изучении элементов, например, легкоатлетических видов подбирать игры следует по степени их трудности для учащихся и в определенной последовательности.

«Встречная эстафета». Команды делятся на две группы, которые располагаются друг напротив друга на расстоянии 30 м. Участники эстафеты стоят в колонну по одному. По команде учителя первый номер бежит к своей второй группе и передает эстафетную палочку стоящему впереди, а сам встает в конец колонны. Получивший палочку ученик бежит к своей первой группе и передает палочку второму номеру и т.д., пока обе группы одной команды не поменяются местами. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее других.

Эту эстафету целесообразно проводить на школьном стадионе или на спортивной площадке на свежем воздухе. Она развивает скоростные качества.

Игра «Обыграй соперника». Чертятся две линии длиной 15 м и шириной 8 м. Играют группы по 5 человек. По сигналу учителя первая пятерка прыгает на одной ноге (по договоренности) от линии старта к финишу. Участник, пришедший последним, выбывает. А в это время другая пятерка выполняет задание.

Первые четыре игрока снова выходят на старт, и опять последний выбывает и т.д. Среди играющих пятерок определится победитель, и они могут провести между собой финал.

В эстафете «Перепрыгни и обгони» принимают участие 2–3 команды. Они выстраиваются в колонну по одному в трех-четырех шагах друг от друга. В 15–18 м перед каждой командой ставят стойку, кеглю или кладут большой набивной мяч. Первые номера в командах получают гимнастическую палку.

По сигналу учителя первый игрок с палкой бежит до стойки, обегает ее и, вернувшись к команде, передает один из концов палки второму. Держась за концы палки, оба игрока проводят ее под ногами своей команды, двигаясь к концу колонны.

Все играющие должны перепрыгнуть через палку, толкаясь двумя ногами. После этого первый игрок остается в конце своей команды, а второй бежит к стойке, обегает ее и снова проносит палку вместе с третьим игроком под ногами играющих и т.д.

Игра заканчивается, когда все участники пробегут с палкой. Побеждает команда, которая раньше выполнит задание.

Правила: когда участник проносит палку под ногами, запрещается опускать один из ее концов, ронять палку на пол, наступать на нее.

В целях развития скоростно-силовых качеств и техники метания можно использовать игру «За чужими мячами».

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются в колонну по одному. К линии старта вызывается по одному игроку от каждой команды. В руках у них по мячу (лучше разного цвета). По сигналу каждый игрок бросает свой мяч как можно дальше и бежит за чужим мячом. Та команда, игрок которой первым принес мяч к линии старта, получает очко. Затем вызывается следующий игрок и т. д. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Игра «Кто больше?». Каждый из играющих по очереди подбрасывает мяч вверх и бежит, собирая по пути предметы, расставленные в 1 м друг от друга (шашки, городки, флажки, кубики). Выигрывает тот, кто соберет больше предметов до падения мяча на землю.

Игра «Перестрелка» проводится на волейбольной площадке без натянутой сетки. В этом случае имеется средняя линия и лицевые (короткие) границы площадки. Отступив на 1 м от лицевой линии внутри зала, проводят параллельно ей другую линию, чтобы образовался «коридор» («плен»). Такой «коридор» чертится с двух сторон. Играющие делятся на две равные команды, каждая из которых произвольно располагается на своем квадрате на одной половине площадки (от средней линии до «коридора»).

Учитель подбрасывает волейбольный мяч в центре между капитанами, и те стараются отбить его своим игрокам. Задача каждой команды: получив мяч, метким броском выбить игрока другой команды, не заходя за среднюю линию.

Противник уворачивается от мяча и пытается его поймать с лета, чтобы осалить игрока противоположной команды. Тот, в кого попали мячом, идет за линию «плена» на противоположную сторону.

«Пленный» находится там дам до тех пор, пока его не «выручат» свои игроки. Для этого они должны перебросить ему мяч с воздуха. Если мяч попал к «пленному» после удара о пол, стену или игрока, то «пленный» не «выручается», а лишь перебрасывает мяч товарищам по команде. «Вырученный» же «пленник» вместе с мячом возвращается на свою половину поля.

Игра длится 15–20 мин., после чего подсчитывают «пленных» в каждой команде. Игра заканчивается досрочно, если все игроки одной из команд оказались в «плену». При повторении игры команды меняются сторонами площадки.

Правила: нельзя бросать мячом в голову игрока; игрок, не сумевший поймать брошенный в него мяч, считается «пленным». Нельзя бегать с мячом в руках и заступать за среднюю линию – за эти нарушения мяч передается противнику.

«Точно в цель» – эстафета для учащихся 8–11-х классов. Играют две команды (отдельно юноши и девушки), которые стоят на противоположных сторонах площадки. По команде учителя первые номера ведут баскетбольный мяч к противоположному кольцу, выполняют два шага после ведения и бросают мяч по кольцу. Мяч необязательно должен попасть в кольцо с первого раза (бросок до попадания). Игра длится до того, как все участники выполнят свое задание. За каждое попадание с первого раза участник получает очко. Побеждает команда, набравшая больше очков. Если в классе много учащихся, то можно организовать несколько команд и провести мини-турнир.

В игре-эстафете «Дальний бросок» участвуют две команды, которые располагаются на противоположных лицевых линиях, лицом к кольцу.

По команде учителя первые номера начинают ведение баскетбольного мяча, обводя стойки, которые располагаются в 3 м одна от другой (4–5 стоек). Доведя мяч до 6-метровой линии, выполняют бросок по кольцу (до попадания). После точного броска, поймав мяч и ведя его по прямой, игрок должен вернуться к своей команде и передать мяч следующему и т.д. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Упражнения выполняются по правилам баскетбола. За точное попадание – 3 очка, за все остальные попадания – по 1 очку.

«Попади в цель». На площадке длиной 15–18 м проводят стартовую линию. В середине площадке на расстоянии 1 м друг от друга чертятся 2–3 круга диаметром 40–50 см.

Игроки делятся на две команды поровну и строятся в колонны у стартовой линии. От линии старта до первого круга – 10–12 м. Команды по очереди метают теннисный мяч в круги. За попадания в первый круг – 1 очко, во второй – 2 очка и в третий – 3. По сигналу игроки одной команды по очереди метают по одному мячу (у каждого игрока – три мяча). После того, как одна команда заканчивает метание, судьи подсчитывают очки. Затем начинает метать вторая команда, и опять после окончания метания подсчитываются очки. Побеждает команда, набравшая больше количество очков.

В эту игру могут играть учащиеся 4–6-х классов, и проводится она в основной части урока. Игру можно проводить на время. В этом случае побеждает команда, в течение определенного времени набравшая большее количество очков.

В игре-эстафете «Посадка картошки» могут играть учащиеся 4–6-х классов. Организуются две команды и выстраиваются в колонну по одному. В обручи помещают по три набивных мяча весом 1 кг. На площадке на расстоянии 3 м друг от друга перед каждой командой лежат два обруча. До первого обруча 6–7 м. В 5 м от второго обруча помещается стойка или кегля.

По сигналу учителя первые игроки переносят мячи во второй обруч (брать можно по 1–2–3 мяча сразу) – обегают стойку и бегут к своей команде; второй игрок из второго обруча переносит мячи в первый обруч – обегает стойку и бежит к своей команде и т. д.

Побеждает команда, первой закончившая эстафету. Если мяч выкатился из круга, участник должен положить его в круг.

Игра «Передай мяч» может использоваться для учащихся 3–5-х классов.

Все играющие делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга на расстоянии 5–7 м (в зависимости от класса). Крайний (любой) игрок передает мяч стоящему напротив игроку, который ловит мяч и передает его следующему, стоящему напротив и т. д. Если игрок не поймал мяч, то он переходит в «плен» на противоположную сторону. И так до конца шеренги. Затем мяч передают в обратном порядке.

Правила: выигравшей считается та группа, в которую перешло больше игроков. Передавать мяч следует в строго определенном порядке.

Игра проводится в основной части урока с целью закрепления передачи и ловли баскетбольного мяча.

В игре «Борьба за флажки» участвуют две команды. Количество участников может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры – завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком и т.д.

Правила игры: начинать игру надо по сигналу учителя; в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.

Игра «Мяч». Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость – квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе, чем на 5 шагов. В руках у одного из нападающих – мяч. Он бросает его в защитника крепости. Тот, в кого попали, поднимает мяч и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мяч в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры.

Правила игры: наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они могут уворачиваться от мяча защитников только в пределах поля, а защитники – в пределах крепости.

Игра «Выгони мяч». На противоположных сторонах площадки отмечают две «коновые» линии, расстояние между ними – 10–12 м.

Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из команд начинает игру. Учащиеся поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту «кона», отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии «кона», то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию «кона». Игрок, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

Правила игры: встречая мяч, играющий может выйти за «коновую» линию только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до «кона», играющий также штрафуется.

Эта игра помогает отрабатывать удары в футболе, играть могут и девочки. Игра предназначена для учащихся 5–7-х классов, и проводить ее следует в основной части урока.

«Блуждающий мяч». Все играющие, кроме водящего, выстраиваются в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу баскетбольный мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг и становится водящим. Игра повторяется.

Правила игры: передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя передавать мяч через одного: можно – только рядом стоящему игроку. Техника передачи мяча оговаривается перед игрой. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

Игра используется для учащихся 6–8-х классов в разделе спортивных игр (баскетбол) в основной части урока.

«Выкати мяч». В игре используется футбольный мяч. Играющие встают в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Правила игры: играющие не берут мяч в руки в течение всей игры, они передают его только ногами.

Игра «Поймай мяч». Игроки встают по кругу в 3–4 шагах от водящего, который придерживает рукой поставленную вертикально на пол гимнастическую палку (накрыв ее сверху ладонью).

Все игроки имеют порядковые номера. В том числе и водящий, который выкрикивает какой-либо номер и отбегает в сторону. Вызванный игрок должен успеть схватить палку, не давая упасть. Если он не сумел этого сделать, то идет на место водящего, а тот занимает его место в кругу. А если успел, то водящий остается прежний. Игроки могут располагаться лицом, спиной или боком к центру круга. Побеждает после двух-трех минут игры тот, кто ни разу не был в роли водящего.

Варианты: участники передвигаются по кругу ходьбой, легким бегом, прыжками на двух, одной ноге, в приседе и т.д.

Игра направлена на развитие скорости реакции.

Игра «Кто быстрее возьмет теннисный мяч» (или другой какой-то предмет).

Игроки двух команд сидят на полу лицом (или спиной) к мячам, друг напротив друга. Расстояние между игроками – 1–1,5 м. По команде учителя начинают выполнять различные упражнения для рук, по команде «хоп» (которая звучит неожиданно для школьников) игроки противоположных команд пытаются первыми взять мяч.

Игра предназначена для учащихся 7–9-х классов.

Игра «День и ночь». Две команды стоят на середине площадке спиной друг к другу на расстоянии 1–2 м. Одна команда – «День», другая – «Ночь». У каждой команды на своей стороне площадки – «дом» на расстоянии 10–20 м от середины площадки. Учитель, стоя сбоку, называет одну из команд – ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию «дома», игроки другой команды их догоняют. Сколько игроков они сумеют осалить до черты «дома», столько и получат очков. Затем все встают на прежние места, и игра повторяется.

Можно изменять исходные положения в игре (например, сидя, лежа и т.п.).

Игра предназначена для учащихся 7–8-х классов и проводится в конце подготовительной или в начале основной части урока.

Встречная эстафета». Эта игра проводится для учащихся 8–9-х классов.

Две команды делятся на подгруппы, которые выстраиваются в колонны по одному, лицом друг к другу на расстоянии 15–30 м. В руках у направляющих – эстафетные палочки. По сигналу учителя первые номера бегут на противоположную сторону, обегают вторую подгруппу и передают эстафету ее направляющему, который для удобства приема палочки смещается на 1 м вправо от подгруппы. После этого передавший встает в конец колонны. То же повторяет второй участник, огибая первую подгруппу и вставая у нее на левом фланге и т.д. При выбегании очередных игроков следующие занимают их места, вся команда продвигается вперед на один шаг ближе к месту начала бега. Эстафета считается законченной, когда последний участник пересек финишную линию.

Игра проводится в конце основной части урока.

Эстафета «Кузнечики». Команды строятся в шеренгу по одному перед стартовой линией, рассчитываются по порядку. По сигналу первые номера прыжками с места толчком двух ног преодолевают установленную дистанцию – 10–15 м туда и обратно, обязательно заступая за черту на противоположной стороне площадки. Как только первый игрок, приземлившись за стартовой чертой, коснется рукой следующего участника, тот начинает прыжки и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Эстафета может включать следующие задания:

– прыжки на двух ногах;
– прыжки на правой ноге;
– прыжки на левой ноге;
– туда на правой – обратно на левой или наоборот.

Вариант: каждый участник старается преодолеть дистанцию за меньшее число прыжков. Победитель определяется по наименьшей сумме прыжков, затраченных всеми участниками.

Эстафета проводится в основной части урока для учащихся 8–11-х классов.

«Двенадцать палочек». На камень кладется доска длиной 60–70 см, на один ее конец укладываются 12 палочек длиной 12–14 см. Выбирается водящий. По сигналу учителя или руководителя игры водящий ударяет ногой по поднятому свободному концу доски. Палочки разлетаются, и водящий начинает их собирать. За это время все играющие прячутся.

Уложив все 12 палочек так, как они были, водящий идет на поиски спрятавщихся игроков. Тот, кого водящий находит, выбывает из игры. Если кто-то из спрятавших сумеет добежать до доски и со словами: «Двенадцать палочек летят» ударить по ней ногой, то водящий снова начинает собирать их, а все игроки – пойманные и непойманные – опять прячутся.

Игрок, найденный последним, становится водящим. Эта игра предназначена для школьников 3–6-х классов, и играть в нее можно в группах продленного дня во время прогулки, а также на отдыхе, в походах и на туристских слетах.

В заключение перечислим игры, которые можно использовать при прохождении различных разделов учебной программы по физической культуре:

1. Игры для совершенствования реакции учащихся: «Вороны и воробьи», «Кто быстрее возьмет теннисный мяч», «Поймай палку».

2. Игры для совершенствования техники легкой атлетики и развития двигательных качеств: «Обгони соперника», «Штандр», «Гонка с выбыванием», «Догони», «Прыгуны», «Смена мест», «Опереди соперника», «Кто дальше», «Встречная эстафета», «Перепрыгни и обгони», «Кто больше», «Перестрелка», «Попади в цель», «Посадка картошки», «Борьба за флажки», «Мяч», «День и ночь», «Кузнечики».

3. Игры для повторения элементов спортивных игр: «Мяч через сетку», «Точно в цель», «Дальний бросок», «Передай мяч», «Выгони мяч», «Блуждающий мяч», «Выкати мяч», «Поймай мяч».

Евгений ЛИТВИНОВ