Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2007

МЕТОДИКА. УРОК


Совершенствование прыжковых упражнений в игровой форме

Урок по физической культуре в 3-м классе

Цель урока: выявить степень усвоения навыков отталкивания и приземления при прыжках.

Задачи урока:

1. Совершенствование техники отталкивания и приземления при выполнении прыжковых упражнений.
2. Развитие скоростно-силовых качеств.
3. Воспитание дисциплинированности, умения работать в группах.

Место проведения: спортзал (на стенах наклеены карточки с названиями станций).

Инвентарь: 10–12 обручей, 2 скакалки, 8 набивных мячей, 4 гантели, 3 карточки (красного, желтого, зеленого цветов), магнитофон.

Вступление

Учитель. Сегодня, ребята, вы войдете в зал в необычной позе. Согните руки в локтях, расправьте плечи, спина прямая, представьте, что каждый из вас – вагончик, а вместе вы – поезд.

Сегодня мы совершим путешествие по железной дороге. Поезд ведет машинист. Давайте выберем машиниста, он должен быть очень внимательным, дисциплинированным, ответственным, уметь быстро перестраиваться с одного вида деятельности на другой. Машинистом у нас будет ______ , контролером буду я, у меня билеты. Машинист, подходи, отрывай билет.

Подготовительная часть урока

Станция «Строевая»

Упражнения в ходьбе:

1. На носочках, руки вверх.

2. На пятках, руки за голову.

3. Перекатом с пятки на носок, круговые движения рук вперед.

4. На внутреннем своде стопы.

5. На внешнем своде стопы.

Беговые упражнения:

1. Приставными шагами, правым боком, затем левым боком.

2. С захлестыванием голени, руки назад – пяткой касаться ладони.

3. С высоким подниманием бедра.

4. На прямых ногах: ноги выпрямлять назад, затем вперед.

5. «Змейкой» – большой и малой.

Учащиеся переходят на ходьбу и восстанавливают дыхание после беговых упражнений. Затем в движении перестраиваются в две колонны и переходят к следующей станции.

Станция «Музыкальная»

Учащиеся построены в две шеренги с интервалом и дистанцией 1,5 м. ОРУ на месте под музыку:

1. И.п. – шаги на месте. 1–2 – руки на пояс; 3–4 – руки на плечи; 5–6 – руки вверх; 7–8 – хлопок над головой. То же назад.

2. И.п. – о.с. 1 – шаг левой вперед, правую руку в сторону; 2 – приставить правую, левую руку в сторону; 3–4 – полуприсед, наклон головы вниз, руки за голову; 5–8 – то же назад.

3. И.п. – правая нога на носок, руки в замок перед грудью. 1 – левая нога на носок, руки вперед; 2 – правая нога на носок, руки вверх; 3 – левая нога на носок, руки вправо; 4 – правая нога на носок, руки влево.

4. И.п. – о.с. 1–4 – шаги буквой «V», руки через стороны вверх – вниз.

5. И.п. руки в стороны. 1 – шаг левой в сторону, руки в стороны; 2 – приставить правую к левой; 3 – наклон туловищем вперед, руки за голову, правую вперед на пятку; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.

6. И.п. – о.с. 1 – шаг правой в сторону, левую на носок; 2 – наклон туловища в сторону; 3 – выпрямиться; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.

7. И.п. – о.с. 1–3 – пружинящие наклоны туловищем налево, вперед, направо, рука вытянута вперед; 4 – и.п.

8. И.п. – ноги на ширине плеч полусогнуты в коленях, руки на пояс. 1–2 – поворот кругом через левое плечо, два полуприседа руки в стороны; 3–4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.

9. И.п. – о.с. 1 – выпад правой в сторону; 2–3 – круговые движения руками перед грудью; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону.

10. И.п. – о.с. 1–2 – выпад правой вперед, левая рука вверх, правая рука в сторону; 3–4 – и.п.; 5–8 – то же другой ногой.

11. И.п. – руки на пояс, левая нога на пятку, правая нога на носок. Прыжки с пятки на носок на месте, с продвижением в левую и правую стороны.

12. И.п. – о.с. 1–2 – прыжки – левая нога вперед, правая нога назад; 3–4 – правая нога вперед, левая нога назад; 5–6 – ноги врозь, руки вверх; 7–8 – ноги скрестно, руки вниз.

13. И.п. – о.с. 1 – шаг правой вперед, руки через стороны вверх – вдох; 2 – и.п. – выдох; 3–4 – то же.

Организационно-методические указания: упражнения выполняются строго в заданном темпе, четко и до конца.

Учитель. Молодцы! Разминка закончилась. Но не забываем, что поезд идет строго по расписанию и нам нельзя опаздывать ни на минуту. Машинист подходи, отрывай билет.

Основная часть урока

Станция «Цирковая»

Учащиеся стоят в две шеренги, одной из них выдаются обручи.

1. Ученики, которые стоят с обручами, держат их горизонтально на высоте 30 см. Учащиеся свободной колонны выстраиваются друг за другом на дистанции 1 м и выполняют прыжки на двух ногах в обручи Повторить 2 раза.

2. Ученики, которые стоят с обручами, держат их вертикально на высоте 30 см. Учащиеся свободной колонны выстраиваются друг за другом на дистанции 1 м и выполняют прыжки с ноги на ногу через обручи. Повторить 2 раза.

Организационно-методические указания: после выполнения заданий учащиеся отдают обручи детям стоящим в колонне напротив, и они по команде учителя начинают выполнять те же задания с такой же дозировкой. Следить за соблюдением дистанции и четким выполнением прыжков.

Учитель. Молодцы! Упражнения на этой станции закончились.

Станция «Рыбацкая»

На этой станции учащиеся образуют два круга в разных концах зала, в каждом выбирается капитан, который следит за выполнением упражнений. Капитану дается скакалка, он встает в середину круга и начинает крутить скакалку, ребята должны в это время через нее перепрыгивать. Тот, кто задевает скакалку ногой, выходит из круга (игра «Удочка»).

Организационно-методические указания: следить за правильным выполнением отталкивания и приземления во время прыжка и за движением скакалки.

Учитель. Отлично! С заданием справились без задержки и можем следовать дальше согласно расписанию.

Станция «Олимпийская»

Учащиеся опять перестраиваются в две колонны, встают за капитанами у своих фишек.

Учитель объясняет, что здесь ученики будут выполнять прыжки в длину с гантелями в руках.

Учитель. Почему прыжки в длину с гантелями в руках? А потому, что когда-то давным-давно на Олимпиаде прыгали в длину с отягощениями. И мы попробуем выполнить прыжок с небольшим грузом.

Задание: первый учащийся прыгает, за ним второй – от места приземления пяток первого, и так до последнего участника команды.

Побеждает команда, которая прыгнет дальше всех.

Организационно-методические указания: следить за правильным движением рук, четко выполнять отталкивание и приземление при выполнении прыжка.

Станция «Спортивная»

На этой станции учащиеся перестраиваются в движении в одну колонну и выполняют прыжки через набивные мячи, которые лежат на полу с интервалом в 1 м.

1. Прыжки вперед на левой ноге, правая согнута, отведена назад, рука захватывает стопу. То же – с другой ноги.

2. Прыжки вперед на двух ногах.

3. Прыжки правым боком на двух ногах. То же – левым боком.

4. Прыжки левым боком на двух ногах.

5. Прыжки с ноги на ногу спиной вперед.

Организационно-методические указания: отталкиваться повыше, чтобы не задеть мячи ногами. Выполняя упражнения, следить за дистанцией. Каждому участнику выполнять задание строго по команде учителя.

Учитель. Все молодцы! Вот мы почти и приехали.

Заключительная часть

Станция «Семафор»

Здесь учащиеся в движении в колонну по одному выполняют упражнения по карточкам, которые показывает учитель. Это задание на внимание и на восстановление дыхания после прыжковых упражнений.

  • На красный цвет – идут на пяточках, руки на пояс.

  • На желтый цвет – идут шагом.

  • На зеленый цвет – идут на носках, руки вверх.

Организационно-методические указания: упражнение выполняется в медленном темпе, точно по заданиям, кто из детей ошибается, идет в конец колонны.

Учитель подводит итог выполненным заданиям и оценивает работу учащихся.

Елена МАЛЮГИНА,
учитель физкультуры,
гимназия № 1,
г. Мурманск