Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №14/2007

МЕТОДИКА. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ


Работа с младшими школьниками – особый вид педагогического искусства. Учитель, не придумывающий что-то новое на каждый урок, рискует очень быстро стать неинтересным для детей. Слишком требовательный педагог может напугать малышей и навсегда отбить желание заниматься. Слишком «мягкий» учитель часто обнаруживает, что он ничему не научил своих учеников.

Итак, вы держите в руках номер, посвященный работе учителя физической культуры в начальной школе. Разговор о том, как найти для себя, для учителя, золотую середину, мы продолжим в следующих номерах. А сегодня предлагаем вам познакомиться с разработками оригинальных уроков (все – в игровой форме), авторскими программами, методиками безотметочного оценивания, способами планирования.

Каждый материал интересен сам по себе. Все вместе они показывают, как, следуя за ребенком, поддерживая в каждом индивидуальность, развивая умение общаться и любовь к физическим упражнениям, можно проводить уроки физкультуры.

Мы с удовольствием примем от наших читателей замечания и предложения по этому номеру, потому что выпуск тематических номеров, посвященных младшей школе, мы предполагаем продолжить. Так же приглашаем вас поделиться с коллегами своим опытом работы на страницах нашей газеты: статьи можно присылать на адрес издательского дома «Первое сентября» с пометкой «Газета “Спорт в школе”» или на наш электронный адрес.

Оценивать? Ценить!

Нельзя забывать, что младшие школьники с повышенным интересом относятся к оценке своих действий. Учителю следует помнить, что оценка должна стимулировать детей к дальнейшей работе, к самосовершенствованию, а также способствовать развитию интереса к физической культуре, стимулировать желание заниматься ею.
Поэтому первоклассников надо чаще поощрять, отмечать положительные сдвиги в освоении упражнений, подбадривать, если у них что-то не получилось. Оценка действий младших школьников должна быть обязательно объективной, содержательной и дифференцированной, отражать индивидуальные успехи и возможности ребят.

Составные части педагогического контроля

«Надо воспитывать человека, пока он лежит поперек лавки». Эта древняя мудрость как нельзя лучше подходит при формировании физических качеств человека с самого юного возраста. Чем старше становится человек, тем сложнее прививать ему заботу о собственном здоровье. В младенчестве основные физические качества формируются довольно легко и быстро. Потребность заниматься физическими упражнениями так же естественна, как потребность в сне, еде. Необходимость двигательной активности проявляется в сильном стремлении младших школьников к различным движениям, подвижным играм.

Двигательный аппарат детей 6–10 лет приспособлен в основном к динамическим нагрузкам. Статические нагрузки, даже небольшие, – поддержание позы сидения – переносятся хуже.

Поэтому младшие школьники с таким удовольствием посещают уроки физкультуры, на которых у детей формируется определенный двигательный опыт, развиваются физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость. Ребята учатся правильно ходить, бегать, прыгать, метать и пр.

В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником, и тестирование двигательной подготовленности учащихся.

Каждодневный контроль или работа на интерес?

Мною успешно используются такие действенные приемы самовоспитания, как «задание самому себе» или самообязательства. Например, принимая тест по подтягиванию, детям, особенно мальчикам, которые не подтягиваются ни одного раза, даю задание: «С помощью специальных упражнений ты должен к концу четверти научиться подтягиваться хотя бы один раз, тогда получишь за этот тест отметку “4”». Задания на дом могут быть общими и индивидуальными. Общее задание по отжиманию, например, дается на 2 недели. Дети записывают исходный результат в первый день, ежедневно фиксируя увеличение или уменьшение. Через две недели приносят записи, и мы вместе проводим контрольные отжимания. Девочки контролируют мальчиков и наоборот, учитывая не только количество раз, но и, в первую очередь, технику исполнения.

Такие задания стимулируют детей к улучшению результата: школьники знают, что могут повысить свою отметку на один или два балла.

Иногда учитель спрашивает одноклассников: «Какую отметку поставить такому-то ученику за выполнение упражнения? Какие он допустил ошибки?» Учащиеся достаточно объективно оценивают своих товарищей. Однако надо напоминать детям о доброжелательном отношении друг к другу.

Постоянно используются на уроках и словесные оценочные выражения: «Как считаешь, ты справился с заданием?» И если наше определение совпадает с мнением ученика, что он справился с заданием, то какой восторг можно увидеть в его глазах! А когда ученик начинает справляться с ранее очень трудными для него физическими упражнениями, то подбадриваем его: «Вот видишь, успех есть! Ты молодец, достиг хороших результатов! Главное – никогда ничего не бойся!»

Не менее важна оценка урока в целом в конце занятия. Дети часто спрашивают, почему не играли. Начинаем анализировать: что получилось, что не получилось на уроке, почему. Дети сами выставляют оценку за урок. Думаем все вместе, над чем работать в будущем, чтобы уроки были еще интереснее и насыщеннее, чтобы успеть сделать еще больше.

Для повышения заинтересованности учащихся в улучшении результатов организуем соревнования между классами. В начальной школе учрежден титул чемпионов, например: «чемпион по бегу на 30 м, 60 м», «чемпион по прыжкам в длину с места», с разбега», «лучший(-ая) по метанию мяча, в подтягивании, отжимании» и др. Титул присваивается по результатам проведенных зачетов и соревнований в конце полугодия или учебного года.

Итоговая отметка

Тестирование проводится каждую четверть, его результаты учитель оформляет в таблицу и включает в «страничку здоровья» во вкладыше дневника. После проведения тестов дети на уроках всегда делятся впечатлениями с учащимися из другого класса в параллели и стремятся или повторить полученный результат, или улучшить его. С помощью тестов и учитель, и сами учащиеся могут проследить, какие успехи в физической подготовленности достигнуты за определенный период по основным видам движений. Это позволяет увидеть динамику результатов от класса к классу.

Отметку дети получают по результатам работы на уроках в конце четверти. Они знают, что оценивается и готовность к уроку (форма, отсутствие опозданий на урок), и ответы на теоретические вопросы, результаты тестов, и личные достижения.

В результате учащиеся к окончанию 4-го класса, помимо необходимых знаний, умений и навыков, приобретают уверенность в своих силах, «разумную смелость» в освоении новых, более сложных упражнений. Им проще дается и переход на балльную оценку как текущих, так и итоговых достижений.

Зоя БЕЛЯЕВА,
учитель физкультуры,
гимназия № 33,
г. Кострома