Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2007

МЕТОДИКА: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

30.jpg (6331 bytes)

Тренировочные занятия на отработку техники элементов

Тренировки на отработку техники в форме отдельных занятий целесообразно включать в тренировочную программу для учеников средней и старшей школы, начиная с 13–14 лет. Эти тренировки – только для тех, кто занимается волейболом регулярно.

Почему их нельзя начинать раньше и проводить для всех?

Во-первых, потому что раньше костно-мышечная система к освоению скоростно-силовых элементов волейбола не готова. А во-вторых, только регулярность занятий обеспечивает надежную подготовку организма к постепенно увеличивающимся нагрузкам.

При чередовании тренировок на технику с занятиями основной программы можно добиться большей эффективности занятий.

Элементы даны в классическом порядке и в том объеме, с которым может справиться учащийся, регулярно занимающийся волейболом в любительской школьной секции.

Упражнения подобраны таким образом, чтобы учащиеся имели возможность отработать технику в игровых ситуациях. При этом игроки научатся определять свою роль и собственные игровые возможности на площадке, в зависимости от занимаемой позиции.

Включение тренировок на отработку техники элементов – это возможность сделать занятия более разнообразными и интересными. Кроме того, у наших учеников появится шанс самим стать немного профессионалами в любимом деле.

В заключительной части каждого занятия на отработку техники – игра по заданию тренера (на отработку одного элемента).

В качестве дополнения даны несколько занятий на отработку техники элементов параллельно с силовыми и скоростными упражнениями.

ЗАНЯТИЕ 1

Техника подачи

Из четырех видов волейбольной подачи: нижняя боковая, верхняя боковая, нижняя прямая и верхняя прямая – преимущество сегодня остается за прямой сверху.

Во-первых, подающий видит площадку, а значит, и расстановку соперника.

Во-вторых, владея хорошей техникой подачи, подающий может подать мяч на конкретного игрока и способствовать срыву задуманного соперником.

В-третьих, прямая подача сверху может быть также и силовой, что еще больше затрудняет прием.

Для большинства девочек и особенно мальчиков положение руки при верхней прямой подаче близко к естественному движению: броски любых предметов совершаются, как правило, вытянутой рукой, кисть сбрасывает при сгибах мелкие предметы. Особенно важно, что при бросках с руками четко координируют ноги.

Тренеры, которые остановили свой выбор на верхней прямой подаче, тоже будут иметь разные взгляды на то, как подавать:

а) согнутой рукой, с высоким набросом мяча;

б) с отведением плеча и руки в сторону;

в) с забросом мяча за голову.

Самая эффективная и грамотная подача – удар прямой рукой, поэтому все объяснения будут строиться для этого движения. Главный принцип обучения – постоянство. На каждом занятии в любых упражнениях контролируется прямая рука.

Обучение начинается с объяснения и показа всех моментов элемента, начиная от стойки игрока до удара по мячу. Стойка игрока: левая нога стоит на всей ступне, правая – на носке, на уровне пятки левой ноги. Игрок держит мяч на согнутой левой руке на уровне нижней части лица. Правая рука вытянута вверх. Движение начинает правая нога: свободным шагом, касаясь пола пяткой. После перехода на всю ступню сразу идет шаг левой ногой и обязательно с пятки. Перед тем, как она сделает шаг на опору, следует подброс мяча на высоту 30–40 см от пальцев вытянутой руки. Шаг ноги и удар должны быть единым движением. Этой подаче в течение многих лет обучалось не одно поколение девочек, и никаких волнений она не вызывала.

Первые шаги обучения подаче: игроки начинают у стены. Почему? Во-первых, не каждая школа может дать каждому игроку по мячу. Во-вторых, игрок стоит в 3–4 м от стены и делает имитацию движений без мяча. В-третьих, игрок выполняет бросок одной рукой и ловит отскочивший мяч двумя руками в открытые кисти. Кроме того, подача у стены позволяет повысить плотность исполнения элемента, а не бегать за мячом по залу. Подача у стены дает возможность тренеру быть рядом с игроками, следить за их движениями и исправлять ошибки.

Тренировочные упражнения

1. Стойка на прямых ногах, руки вытянуты вверх и держат набивной мяч (до 1 кг) в «широких» ладонях. Не сгибая ног, выполнить быстрое движение пятками от пола и руками выбросить мяч вверх. И так же на прямые руки мяч поймать.

2. Броски в парах: игровым и малым набивным мячами.

3. Это же упражнение – в тройках двумя мячами (двое на месте, третий в движении).

4. Один из пары лежит на спине, руки вытянуты за головой. Партнер стоит перед ним на расстоянии 2–3 м и набрасывает набивной мяч точно в кисти. Поймав мяч, лежащий на полу игрок, не поднимая высоко корпуса, возвращает его обратно прямыми руками.

Это очень эффективное упражнение, которое в дальнейшем может быть использовано для всех групп занимающихся, однако оно требует дисциплины от игроков, которые бросают мячи. Любая небрежность – и мяч может попасть партнеру в лицо. Какие мячи бросать? На начальном этапе для закрепления навыка используется игровой мяч. Постепенно чередуются: для младшей группы – игровой и малый набивной мячи; для средней и старшей – набивные весом 1 кг и 2 кг. Для развития силы рук и плеч главное – увеличивать не количество бросков (5 – для младшей группы и 10 – для старших), а только количество серий: две, три, четыре. Повторение серий должно происходить в течение всей тренировки. Через месяц или два при регулярной отработке этого движения вы сможете убедиться в том, что ваши подопечные заметно укрепили руки и плечи: дальность бросков увеличится.

5. Двое лежат на спине, боком друг к другу, на расстоянии 3–4 м. Третий, стоящий лицом к ним впереди, ловит мячи.

6. Двое стоят с мячами: один – у сетки, второй – у лицевой линии, между ними лежит третий игрок – лицом к игроку у сетки. Игрок у сетки делает наброс лежащему; он ловит мяч, возвращает обратно, сидя делает поворот к лицевой линии, быстро ложится, и ему идет наброс от второго игрока.

7. Один стоит с мячом, второй лежит к нему лицом, третий стоит за ним на расстоянии примерно 2 м. Поймав мяч от впереди стоящего и, закрепив его между ступнями, лежащий прямыми ногами быстро выбрасывает мяч третьему партнеру, который возвращает мяч в руки лежащему, а тот – впереди стоящему партнеру.

8. Один партнер лежит на лицевой линии, второй стоит у него за головой с игровыми мячами. Выполняется набрасывание мяча в кисти прямых рук и сразу – бросок на дальность. Важна неразрывность цепочки: передача – прием – бросок. Контроль силы плеч: с какого по счету броска уменьшается их дальность (начинают уставать плечи)?

9. Трое стоят друг от друга на расстоянии 1–1,5 м. Третий игрок делает перекаты всем корпусом, получает мяч после набрасывания, выбрасывает мяч и вновь выполняет перекат.

ЗАНЯТИЕ 2

Подача через сетку

Какой бы подача ни была по качеству исполнения, желание подать через сетку всегда есть у игрока. Не лишайте его этого желания, но сделайте так, чтобы игрок был на таком расстоянии от сетки, которое бы позволило ему перебить мяч через сетку и почувствовать от этого эмоциональный подъем. Первый шаг подачи через сетку у многих вызовет больше огорчения, чем радости. Кто будет быстрее перебивать через сетку? Игроки среднего роста. Они более подвижны и координированы. Что касается игроков выше ростом, то их время еще впереди. Они требуют иного подхода в обучении. В группе может быть один или несколько игроков, которые по своим физическим данным способны сразу подать подачу. Но это как исключение, которое не должно влиять на обучение всей группы.

Обучение подаче на первых этапах освоения должно быть интересным, эмоциональным, включать соревновательные элементы.

Тренировочные упражнения

В тройках.

1. По три игрока стоят на каждой стороне площадки, расстояние определяет тренер. У каждого игрока – мяч. Техника подачи определяется по пятибалльной системе: шаг, подброс мяча, удар через сетку прямой рукой. Оценивает подачу тренер, объясняя свое решение. Три игрока набирают общую сумму очков, и по их количеству определяется победитель среди всех троек.

2. На лицевой линии трое прыгают на скакалках, по сигналу тренера все бегут к месту подачи и поочередно подают.

3. В центре площадки стоят скамейки. Бег от лицевой линии до места подачи.

4. На месте подачи трое вращают обручи, по команде тренера – остановка и подача.

5. На лицевой линии трое делают «мостики», по команде тренера опускаются и бегут к месту подачи.

6. В центре площадки у каждого игрока лежит мат. По команде тренера все делают перекаты (если они умеют это делать) и подают.

Эти и другие упражнения имеют одну цель – в разнообразных движениях отрабатывать технику подачи, не стремясь увеличить расстояние игрока от сетки. Только после хорошего закрепления техники всех движений подачи можно постепенно увеличивать дальность расстояния игрока.

ЗАНЯТИЕ 3

Временная подача

По мере улучшения качества подачи требования к игрокам усложняются. Подача должна быть не только простым элементом – перебиванием мяча через сетку. Игроки обязаны уметь применять не менее двух видов подач, и притом успешно.

Подача включает в себя две составляющих. Первое – вид подачи, движения и их разнообразие (то, что зависит от игрока); второе – психологический фактор (обстановка в зале).

Для того чтобы совершенствовать подачу в течение всей тренировки, надо выбрать такой метод, чтобы он способствовал качеству обучения и был главным элементом в общей тренировке других элементов. Именно таким элементом является временная подача. Ее основное отличие заключается в том, что при ее выполнении четко определяется время подачи, задание игрокам, контроль тренера (или назначенных «дежурных») за временем подачи.

1. Перед началом тренировки вся группа рассчитывается по порядку номеров. Тренер устанавливает, по какому временному плану будет выполняться подача. Например, через 5 мин. Тот, кто стоял первым при расчете, становится дежурным. Подача начинается после окончания разминки. Как только тренер объявляет: «Подача», дежурный с часами засекает время и по окончании своих пяти минут объявляет: «Подача». Все прекращают свои упражнения и только подают. После последней подачи, которую выполнил первый дежурный, следующий дежурный берет под контроль свое время, а остальные игроки продолжают свои упражнения. Контролируют свои пять минут все игроки, которые в упражнениях не участвуют, а только следят за временем. Сколько можно выполнить подач при таком режиме за два часа? 50–60, если на занятиях не меньше 40 мячей.

2. Подача через 10 мин. Первые 5 подач – на технику движения, вторые 5 подач – прием в парах. При таком отрезке времени дежурные участвуют в упражнении, но постоянно контролируют свое время.

3. Подача через 5 мин. без права на ошибку: при каком счете допущена ошибка, ее причины, следующие 5 подач – на исправление ошибки.

4. Перед началом подач все игроки получают от тренера задание – различные упражнения: отжимание, подъем бедра, прыжки, многоскок на скакалках и т.д. Каждый игрок, выходя на свою подачу, объясняет всем свое упражнение. Оно может быть выполнено сразу или по частям: 5 подач – 5 отжиманий.

5. Через каждые 5 мин. очередной дежурный выходит на подачу со своим упражнением. При этом игроки предлагают интересные упражнения, оригинальные задания, а если что-то не так, тренер может подсказать.

6. На одной половине площадки три игрока стоят за лицевой линией, в зонах 5–6–1 три игрока стоят на приеме. Такое же положение на другой стороне площадки. Каждая сторона после трех подач меняет свои позиции, а в это время другая сторона тоже подает для прыжка другой стороны. В какую зону подавать – определяет тренер.

7. Подача через 5 мин. Все игроки делают различные игровые и прыжковые движения в течение 5 мин.

Тренировочные упражнения

1. В парах. Игрок у сетки делает укороченный наброс мяча на трехметровую линию, второй от лицевой линии идет на подбор и убегает к лицевой линии. Непрерывно 3–4 повтора.

2. В парах. Передачи снизу у стены: после второго касания – отход в сторону на два шага.

3. В тройках. Один стоит с мячом на расстоянии, второй – в центре площадки, третий – у сетки с мячом. Упражнение на развитие быстроты переключения, а также на тренировку передачи для игрока в центре. Игрок у стены держит мяч на вытянутых руках и резко бросает мяч через голову в стену. Игрок в центре определяет отскок мяча, делает прием до этого игрока и разворачивается к сетке на передачу от игрока у сетки. Смена через 10 приемов.

4. В парах. У игрока у сетки – 5 мячей, второй игрок стоит на другой стороне. Игрок в зоне 4 делает нападающий прыжок с высоким броском в игрока зоны 5, быстро отходит на 4 м от сетки и повторяет упражнение.

ЗАНЯТИЕ 4

Прием подачи

Для того, чтобы прием подачи не был слабым местом в игре команды, необходимо включать в занятия упражнения, которые позволяют игрокам быть быстрыми, ловкими, развивают координацию. Эффективны упражнения на групповое взаимодействие.

Тренировочные упражнения

1. Игроки в зонах 5–1 делают кувырки и сразу выполняют прием от своего подающего. После приема третий быстро подает на любого. Мяч разыгрывается для контрудара.

2. Трое на правой половине площадки сидят на полу – спиной к сетке. По сигналу одного из подающих быстро встают, разворачиваются и принимают свою (каждый от своего падающего) подачу. Сразу подает четвертый, тройка принимает, разыгрывает и атакует.

3. Двое (трое) прыгают за лицевой линией со скакалками. По сигналу бросают скакалки, выбегают в зоны приема и принимают свои подачи.

4. Двое (трое) сидят на стульях спиной к сетке. По сигналу одного подающего быстро встают, забегают за свой стул и выполняют прием своей подачи. Четвертый подает для приема и организации атаки.

5. Двое (трое) прыгают на своих скакалках, по сигналу их бросают, перепрыгивают через скамейки и выполняют прием своих передач.

6. Двое на правой стороне, двое – на левой. По сигналу одного с левой стороны пары делают прыжок в «чехарду». Кто прыгал на левой стороне – сразу подает (около приземления мяча), кто прыгал на правой стороне – принимает. Смена движений.

7. На левой стороне добавляется третий. Те же движения, только на правой стороне тот, кто прыгал, убегает в сторону и делает прием от третьего подающего.

8. Игроки №№ 4 и 2 ставят блок, бегут в глубину на 6–7 м, разворачиваются и принимают подачу каждого подающего. В этом элементе добавляется после приемов выходящий, вторая подача на одного из принимающих доводится до выходящего, и организуется атака.

9. На левой стороне площадке – подающие в зонах 5–1. На правой – № 5 делает прием-пас в зону 2–3, куда выбегает игрок из зоны 1, делает передачу игроку в зону 4 и убегает на прием в зону 1. № 4 остается у сетки. № 1 принимает – доводка до 4–3, № 4 делает передачу в зону 2, куда вновь выбегает игрок зоны 1. Количество – по указанию тренера.

10. На правой стороне игроки в зонах 1–6–5 принимают контрудары через сетку от №№ 4–3–2, и сразу тройка игроков из зон 1–6–5 поочередно подает мяч в своих игроков в те же зоны на противоположной стороне. После приема организуется атака.

ЗАНЯТИЕ 5

Прием мяча снизу

От чего же зависит качество приема снизу? От стойки игрока: положения ног, корпуса и рук.

1. Ноги должны находиться в удобной широкой стойке в согнутом положении. Уровень этого положения зависит от физических возможностей каждого игрока, но среднее положение должно быть у всех. Ноги стоят параллельно.

2. Корпус прямой. Очень важно, чтобы в момент обучения приему снизу тренер обратил внимание на изогнутую спину ученика и быстро это исправил. Поскольку корпус чуть направлен вперед, в этот момент спина как бы выгибается, и может со временем развиться какая-то сутулость. Надо спину и плечи прогнуть вовнутрь (к животу). Положение головы должно быть таким, чтобы взгляд был горизонтальным. Полет мяча, его уровень, изменение направления определяет только взгляд. Выбор позиции для встречи с мячом – основа точной передачи. Занимать позицию для приема мяча надо после того, как мяч пролетит половину или треть пути. Когда мяч рядом с игроком или, еще хуже, над головой, – ошибка неминуема.

3. Кисти в «замке», прямые руки вытянуты и опущены вниз. Прием идет на предплечья. Положения корпуса и рук максимально взаимосвязаны, и разделить их движения нельзя. Все зависит от положения полета мяча, его силы и от того, куда надо сделать передачу. Важно одно – руки под ноги не опускаются.

Тренировочные упражнения

1. Для выработки низкой стойки удары надо делать как можно ниже к ногам принимающего игрока. Этим добиваются опускания быстро на одно из колен, а корпус оставляют прямым. Ошибка: прием идет почти на прямых ногах, но за счет сгибания спины и смещения предплечий к ногам.

2. Для разворота предплечий вправо или влево бросок мяча идет прямо в грудь. При этом полете мяча корпус переносят на одну ногу, например на правую, а предплечья занимают место корпуса. Это движение часто применяется при низких ударах в корпус, когда возможности отхода нет.

3. Перемещение в низкой стойке без движения рук в стороны. Качество передач всегда выше, если руки делают движения по мячу перед корпусом. Для этого надо вначале сделать 2–3 шага в сторону, а затем прием мяча (если, конечно, мяч не летит резко).

4. Упражнение с несколькими мячами.

Принимающий совершенствует сразу 2–3 различных вида доводок: прием подачи, удар, подборы укороченных бросков.

5. Упражнение на точность в доигровках, когда со стороны соперника не может быть сильного нападения и он просто делает переброс мяча. Главное в этом приеме – внимательность и правильный выбор позиции.

ЗАНЯТИЕ 6

Передача разводящего

Разводящий – это игрок, определяющий все действия остальных игроков в команде. Сколько разводящих должно быть в команде?

Два разводящих обязательно нужны команде младшего и среднего возраста. Почему? В младшей и средней командах разводящий в своей линии видит только своего ближнего игрока и может сделать передачу только ему. На этом уровне команды еще не овладели нападением, и вся игра сводится к перебросу мяча через сетку.

Вся качественная работа разводящего состоит в том, чтобы сделать точную передачу не только технически, но и на такое расстояние, где состоится нападение. Глазомерная подготовка разводящих – это ежедневное занятие. Он должен прекрасно видеть волейбольную площадку, особенно соперника, перемещение и действия его игроков, а также знать манеру игры игроков и предугадывать эти действия, быстро производя перестроения в своей команде. Постоянство глазомера зависит от систематических занятий и длительных тренировок. Если разводящий (или другой игрок) пропустил занятия больше недели, то глазомер будет восстановлен лишь через две недели, и то только к первоначальному уровню.

Тренировочные упражнения

1. Высокие передачи из любых зон первой линии вперед.

2. Высокие передачи вперед и за голову.

3. Высокие передачи вперед, не доведенные до сетки (на расстоянии 3–4 м).

4. Высокие передачи вперед из глубины площадки.

С повышением уровня умений игроков и разводящего повышаются требования к разнообразию и качеству передач. Простая игра с выполнением только высоких передач почти только вперед уже не может быть высокого качества. Разнообразить и усложнить передачу можно, например, так:

– короткая передача в центре сетки для взлета игрока № 3;

– та же короткая передача за голову игроку № 2;

– разводящий из зон 2, 3 делает быструю заниженную передачу (прострел) в зону № 4;

– разводящий «завязывает» комбинированную игру с нападающими первой линии и высокие передачи для игроков зон 1 и 6.

Каковы комбинированные действия игроков первой линии?

– № 3 – взлет перед разводящим;

– передача «вдогонку» номеру 3, взлет, № 2 забегает за № 3 и догоняет длинный пас;

– № 3 – взлет перед разводящим, пас высоко (можно заниженный) номеру 4.

В игровых эпизодах часто можно встретить передачу снизу, адресованную в края сетки, игроками, не владеющими хорошей передачей сверху. Эти игроки решают простую задачу: выполнить передачу для простой игры и при этом не сделать ошибки.

Вторая передача в прыжке

Для того, чтобы делать такую передачу, разводящий (и только он имеет право на это) очень много отрабатывает движения в прыжке. Для чего нужен пас в прыжке и когда? Есть ли отличия от передачи с места и в прыжке?

Передача в прыжке делается только для взлета игроков зон 2 и 3.

В момент прыжка разводящий поднимает высоту передачи быстрее, чем если бы он делал это, стоя на ногах, а потому обработку мяча на взлете игрок делает почти на предельной высоте в «готовом» виде.

ЗАНЯТИЕ 7–8

Игра на блоке

С этим элементом в школьной программе (и школьная секция не является исключением) учащиеся знакомятся поверхностно. Для того, чтобы играть в волейбол не на профессиональном уровне, даже через сетку, вполне можно обойтись без блока. Но если вам повезло и в вашей секции оказались прыгучие девочки и мальчики, которые хотят освоить этот элемент, дайте им такую возможность.

В первую очередь, обратите внимание на ростовые данные. Это важно потому, что именно рост является решающим фактором при обучении данному элементу. На практике тренер может столкнуться со следующими тревожными моментами.

Во-первых, методика обучения, направленного на совершенствование блокирующих действий игроков высокого и среднего роста, различается.

Во-вторых, самое неприятное – в том, что высокорослые игроки в детских командах точно копируют движения взрослых игроков.

В-третьих, серьезные ошибки при обучении игре на блоке могут возникать по двум причинам: тренеры не хотят глубоко вникать в процесс обучения, надеясь на рост игрока, или просто не знают, как игру конкретного игрока на блоке можно улучшить.

Независимо от роста игроков, блок выполняется двумя движениями: приседание и толчок всей ступней. При этом руки согнуты в локтях и опускаются одновременно с приседанием ног, затем с быстрым выталкиванием выносятся вверх, быстро и сильно закрепляясь в плечах. Закрепление в плечах должно быть сильным в той же степени, как и при бросках мяча в кисти вытянутых рук (в непосредственной близости от стены).

Ошибки, которые возникают чаще всего:

– игрок вытягивает руки вверх, стоя на прямых ногах;

– без опускания рук идет наскок на месте, и повторным наскоком носками идет выталкивание вверх.

При такой работе ног и рук высокорослые игроки не имеют преимущества в высоте блока перед другими игроками.

Движения основного блокирующего из зоны 3 в края выполняются двумя видами перемещения: приставными шагами и скрестными.

Ошибки:

– перемещения в края идут на носках с вытянутыми вверх руками;

– при скрестных движениях, которые выполняются быстрее приставных, перед последним шагом руки отводятся далеко назад, как при замахе нападающего с прыжка, что тем самым отводит корпус игрока от сетки, создавая свободный коридор для успешного удара сопернику

Тренировочные упражнения

1. Техника нападающего прыжка –5 мин.:

– прыжок вперед, толкаясь сразу двумя ногами, – 5–8 повторений;

– левая нога стоит на носке сзади правой, она начинает первый шаг, за ней сразу идет напрыгивание (эти движения выполняются без помощи рук);

– для рук: резкие движения от центра корпуса глубоко назад;

– единый прыжок: разбег, напрыгивание, движение рук назад (единое движение) и взлет;

– в парах: один игрок держит мяч на вытянутой руке, нападающий совершает прыжки, имитируя удар.

2. Упражнения по принципу круговой тренировки – 10 мин.:

– каждый выполняет наброс мяча высоко вперед, разбег, прыжок;

– в затяжном положении поднять две руки вперед и сделать бросок в стену;

– нападение по неподвижному мячу, который держит тренер, стоя на стуле;

– в тройках: один – нападающий, в трех шагах от него игрок держит мяч на вытянутой руке, третий делает наброс для удара через сетку.

3. Нападение – 15 мин.:

– с набросов тренера;

– с подач разводящих, которым делает передачу как сам нападающий, так и другие игроки.

4. Переключение на блок – 10 мин.: перемещение вдоль сетки приставными шагами (два шага, остановка, прыжок, шаг, прыжок; в 1 м от боковых линий стоят стулья).

Задание: как можно быстрее прибежать в три приставных шага, остановиться перед стулом и выпрыгнуть вверх.

Требования: движение в 1,5 м от сетки в средней стойке, на всей ступне (это главное!) с согнутыми руками.

5. Игроки в парах стоят у стены. Блокирующий выполняет прыжок перед стеной: приседание с руками, выталкивание всей ступней, вынос прямых рук вверх и быстрое приземление с разворотом спиной к стене. В это же мгновение следует бросок мяча в кисти вытянутых рук. Помнить, что произойдет с кистями, если плечи будут слабые. По 5 повторений в смене по две серии.

6. В парах, тройках. Игрок зоны 4 делает разбег и нападающий бросок в игрока зоны 6. Сразу подача (бросок). Смена через 10 приемов.

7. Два игрока стоят в зонах 4, 3 (2, 3). У каждого по два-три мяча. Они лежат рядом в точке разбега. На другой стороне, в 1 м от боковой линии, стоят стулья. Блок отрабатывается после забегания за стул, с контролем толчка и положения рук. Смена после 6 повторений.

8. В парах:

а) блокирующий игрок стоит спиной близко к сетке, в 1 м от него – второй игрок, рядом с которым несколько мячей (упражнение на совершенствование сброса мяча в стороны широкими кистями);

б) блокирующий игрок стоит на скамейке или стуле (в зависимости от роста), такой же наброс мяча и сброс в стороны выше сетки; если игроки стоят рядом с боковыми линиями, то сбросы выполняются только в сторону площадки (упражнение требует большего старания от игрока, который будет делать наброс).

9. На одной стороне стоят двое блокирующих, на другой – три нападающих с мячами. Блокирующие стоят в двух шагах один от другого. Двое нападающих выполняют броски: один – в игрока зоны 2 (4), второй – в зону 3. Поставив блок, игрок № 3 быстро перемещается в край и вместе с игроками зоны 4 (2) ставит групповой блок второму нападающему зоны 4 (2). Трое нападающих с мячами на одной стороне, на другой двое блокирующих стоят друг от друга в двух шагах. Игрок зоны 4 делает одиночный блок, забегает за партнера, и вдвоем они ставят блок игроку зоны 3. После блока игрок зоны 4 делает новое забегание за партнера в край, и они вновь ставят двойной блок второму нападающему.

ЗАНЯТИЕ 9–10

Совершенствование передач и развитие основных двигательных качеств

Тренировочные упражнения

Быстрота

Для разводящего быстрота в перемещениях и принятии решений – одно из слагаемых успеха. Эти движения самые разнообразные как по длине отрезка, так и по направлению.

1. Бег до 5 минут в парах с выполнением передач.

2. Челночный бег (одна серия), передача по заданию.

3. В зоне 1 – прием подачи или нападающего удара, быстрое движение к сетке и передачи от набросов.

Скоростная выносливость

1. Челночный бег с касанием линии нападения, средней линии, бег за сетку к линии нападения (объем определяет тренер).

2. Пять передач после набросов тренера из зон 2–3–4 (число серий определяет тренер).

3. Передача после выходов из зон 1, 5 (количество – по заданию тренера), блок в зонах 3, 4, вновь в зону 1, выход, передачи по заданию.

Ловкость

1. Кувырки, перекаты, передача мяча.

2. Прыжки через скакалку приставным шагом с последующими передачами. Один делает передачу, второй – нападающий удар.

3. Оборот на 360°, блок, передача.

4. Выходы. Остановки, передачи из середины площадки в зоны 4 или 2.

5. Игроки зон 4–3–2 одновременно делают блок, отход примерно на седьмой метр площадки, прием бросков.

ЗАНЯТИЕ 11–12

Защитные действия

Освоить специфику движений в волейболе без акробатики нельзя. Кувырки, перекаты в различных видах движения, обороты на 360° и умение сразу видеть площадку – эти и другие виды акробатики должны быть в тренировочных занятиях. Защитные действия начинаются с сигнала «начало игры» и заканчиваются с окончанием игры. Это может занимать от одного часа до более двух. Все это время игроки в напряжении контролируют действия соперника, направление полета мяча.

Прежде, чем переходить к сложным защитным действиям, особенно к различным падениям, надо отработать перекаты и кувырки на матах с последующими упражнениями на координацию.

Игроки под наблюдением тренера совершают начальные кувырки: низкое приседание на носках, колени на ширине плеч, кисти рук на опоре мата. Движение начинают ноги, по мере их выпрямления голова опускается к ногам и касание идет почти на спину. В этот момент согнутые ноги подтягиваются к животу, а голова – ближе к телу. Нельзя, чтобы голова касалась затылком мата. Для хорошего освоения кувырков около мата на подстраховке все время находится тренер.

Обучение перекатам

Тренировочные упражнения

1. Кувырки в течение 10 мин. и готовность на броски тренера сделать несколько передач.

2. Кувырки в течение 10 мин. и сразу нападающие удары или определить блок при атаке товарища.

3. Кувырки в течение 10 мин. игроки задней линии делают одновременно: сразу один – прием подачи, второй – нападающий удар, разводящий – вторую передачу. Тренер может определить длительность кувырков и усложнить упражнения. Например:

–  кувырок, встать, следующий кувырок – на другом мате;

–  прием мяча от товарища или тренера – кувырок, встать, вновь бросок – вновь кувырок.

Сами по себе кувырки не являются игровыми движениями, они представляют собой начальную азбуку, без которой невозможно освоить акробатические падения. Игровым падением является перекат. Начальное движение надо выполнять обязательно на матах. Тренер, объясняя суть переката, сравнивает его с движением бочонка. Игрок делает боковую стойку перед матом, низко приседает, корпус опущен, руки согнуты и вынесены вперед, крайняя нога делает толчок, и игрок касается мата серединой спины, которая, как у бочонка, чуть прогнута, плечи мата не касаются, голова ближе к корпусу (не допускать касания мата затылком). Особый разговор – о положении и движении рук.

Ошибки: при перекате игроки вместо первого касания спиной делают вначале упор руками, а только потом перекат. Еще большая ошибка, когда они сдерживают перекат локтями. Это приведет к травме, и тренер должен это запретить. Нужно только выполнить одно касание серединой спины и быстро встать на одно из колен.

Тренировочные упражнения

1. Игрок стоит перед матом с мячом в руке. Он делает бросок вверх, и сразу идет перекат.

2. Игрок отходит на 2–3 шага от мата, делает приставные движения перед матом, бросок и сразу перекат.

3. Игрок стоит с мячом в одном-двух шагах от мата, делает бросок тренеру, и тренер в момент переката делает наброс игроку, который подбивает мяч и делает перекат.

4. Тренер отходит на 2–3 шага от мата, игрок идет на разрыв в одном-трех шагах и получает наброс мяча на расстоянии около 80 см–1 м от начала мата, игрок подбивает мяч и делает перекат.