Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2007

МЕТОДИКА: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Старшая школа

Самое главное изменение по сравнению со средней школой заключается в изменении характера выполнения упражнений: качество выполнения технических элементов теперь важно не само по себе, а в сочетании с основными характеристиками – скоростью, силой, быстротой реакции.

Основными задачами на этом этапе являются:

– дальнейшее совершенствование индивидуальной техники;
– освоение тактики командных действий в защите и нападении.

В этом возрасте формируется осознанный интерес к волейболу у тех, кто занимается не первый год. Для ребят становится важным сыграть красиво, грамотно, точно, даже «на публику». Как только игроки определяют для себя эти моменты в качестве цели, заметно меняется их отношение к тренировкам: на занятиях ребята стремятся не только отточить отдельные элементы, но и разучить больше связок и комбинаций, чтобы на их основе отработать тактические решения игры.

Снова увеличивается время тренировки – до 2 ч 30 мин. Занятия приносят удовлетворение, поэтому старший школьный возраст – лучший (в плане удовлетворения амбиций) для совершенствования. Какие бы способности при этом у ребят ни были, желание чему-то научиться, пусть даже невысказанное, присутствует всегда.

Элементы тренировок можно успешно использовать и при проведении уроков по волейболу в старших классах.

ЗАНЯТИЕ 1

Разминка (10 мин.)

Три круга свободного бега. Малый круг с игровыми мячами приставным шагом. Броски набивным мячом перед собой с ловлей в открытые кисти на вытянутые руки.

На лицевой линии в зонах 5 и 1 – две группы. Из зоны 5 – быстрый бег на скакалках по диагонали в зону 2. Из зоны 1 – то же (после того, как игрок зоны 5 пересечет середину площадки) в зону 4. Возвращение по боковым линиям шагом до полной смены команд в зонах.

Два упражнения для мышц спины, рук, ног.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача (по 5 подач каждому по ходу всего занятия через равные интервалы времени):

– 1-я (после разминки) – в ситуации «начало игры»;

– 2-я – на отработку техники с правом на ошибку;

– 3-я – целевая;

– 4-я – без права на ошибку (при счете 18:16);

– 5-я – на технику;

– 6-я – с приемом в парах и тройках.

Быстрота – сила (20 мин.)

1. В парах. Игроки с мячами – на одной боковой линии лицом к сетке, партнеры – напротив, на другой боковой. По сигналу тренера игроки с мячом выполняют броски вверх, вдоль сетки, к которым бегут партнеры. Каждый делает по 3 ускорения.

2. В тройках. На одной стороне площадки в зонах 4–3–2 – по нападающему с тремя мячами. На другой стороне в тех же зонах – по одному блокирующему. Игроки в зонах 1–6–5 лежат за лицевой линией с набивными мячами. Нападающие делают разбег, прыгают, бросают мяч в своего блокирующего, который после блока разворачивается и ловит бросок набивного мяча от игрока из-за лицевой, возвращает ему мяч и вновь переключается на блок. Смена в тройках – через 3 повторения в трех зонах.

Сила

1. В парах. Броски набивного мяча: от игрока, лежащего на спине, – игроку, стоящему напротив. (10 повторений).

2. Бедренный бег: на каждую ногу по 25 выпадов.

3. Для мышц спины: со скамейки – наклоны назад с закреплением ног при помощи партнера (5 повторений): лежа на животе, руки на затылке – подъем плеч вверх.

Передача (30 мин.)

1. В парах. 100 разных передач на технику движения, из них 30 – малым набивным мячом.

2. Передачи сверху вдоль сетки в секторе передней линии: игрок из зоны 2 бросает мяч в зону 4 и бежит за ним; № 4 эту передачу возвращает в зону 2 и вдоль скамеек, которые остаются от него слева, бежит в зону 2 (8–10 передач с каждой стороны).

3. В парах. Первые игроки с мячами – в зонах передней линии за скамейками. Вторые – на лицевой линии. После броска от сетки вторые делают подбор мяча в зоне №6, доводят мяч снизу до партнера у сетки; быстро, в три шага, возвращаются к лицевой линии, касаются ее рукой и вновь бегут на подбор мяча. (После 5 повторений – отдых 15 сек. и смена зон).

4. В тройках. Первый игрок в зоне 2 за скамейкой у сетки, другие – в зонах 4 и 5. № 4 делает наброс в середину площадки на выход № 5, который, принимая мяч, обязательно разворачивается в сторону игрока зоны 2; делает ему передачу, бежит в зону лицевой линии, касается ее и вновь выходит на подбор мяча от № 4, получившего мяч от № 2.

Смена через 5 повторений. Задача – качество доводки.

Нападение (30 мин.)

1. Прыжковые упражнения: напрыгивание ногами на «козла» (со страховкой); прыжки со cменой ног на двойных (по высоте) скамейках с круговыми движениями рук; прыжки через двойные скамейки с рывком от лицевой линии и обратно (3-4 серии по 3 повторения с отдыхом 15 сек.).

2. Техника нападающего прыжка (5 мин.).

В парах:

– броски игрового мяча от сетки к лицевой линии и обратно – до 10 раз;

– от сетки ударное движение по мячу прямой рукой в партнера (для меньшей паузы между ударами использовать несколько мячей); партнер ловит или принимает мяч снизу и быстро возвращает обратно – до 15 ударов;

– нападение по неподвижному мячу (в роли партнера – тренер, стоящий на скамейке с мячом на вытянутой руке) – до 5 повторений.

3. На левой стороне из зоны 5 – наброс в зону 3 (здесь стоит тренер). Он делает наброс через сетку игроку в зону 4 через блок одного из разводящих. Разводящий после блока принимает наброс от игрока зоны 4 и возвращает ему мяч для удара. Второй разводящий выходит из зоны 1, получает наброс от второго игрока зоны 4 и делает ему передачу для атаки.

Групповое нападение (10 мин.)

В игре – несколько мячей. На правой стороне – двое нападающих выполняют броски в зонах 4 и 2. Здесь же – игрок на подаче. На левой – игроки в зонах 4 и 2 соответственно ставят блок и быстро отходят в глубину на прием подачи. После приема подачи доводят ее до одного из разводящих, который и атакует. После 2–3 повторений – смена.

Тактика (30 мин.)

На левой стороне – 3 игрока на лицевой линии, на правой – вдоль сетки. По сигналу подающего c правой стороны игроки на лицевой быстро касаются ее и выходят на прием подачи. Доводка идет к сетке, где стоит разводящий. После атаки тройка игроков занимает места у сетки, ставит блок игрокам правой стороны и отходит в глубину на прием подачи. При блоке разводящий уходит в защиту, при повторном розыгрыше – вновь на передачу мяча. Вторая и третья подачи нацелены в зоны двух других игроков из тройки.

ЗАНЯТИЕ 2

Разминка (10 мин.)

Свободный бег по кругу. Легкий бег в парах по кругу с мячом на вытянутых руках. Бег по боковым линиям с прыжками через скакалку.

В разминку можно включить игру «Переброс» как дополнение к беговым упражнениям, к заданиям на отработку качества бросков и приема мяча или как их полную замену. Для тренировки внимания можно использовать два мяча, что особенно эффективно при игре неполными составами. При этом очень важно ставить конкретные задачи и добиваться их выполнения. Например:

– мяч ловить только в кисти прямых рук;

– мяч бросать прямыми руками без замаха и заноса его за голову;

– после каждого броска – быстрая смена номера, независимо от того, кто из игроков играл мяч;

– два раза подряд в одного игрока бросать нельзя.

По мере повышения техники исполнения можно усложнять задачи:

– игроки из глубины площадки выполняют броски только в прыжке с места;

– больше укороченных мячей в первой линии и бросков в свободные места.

По ходу игры – обязательные паузы для отдыха на 3–5 мин.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача (отрабатывается по ходу всей тренировки через каждые 5 мин.; первая серия – после разминки):

– 1-я – 5 бросков в стену двумя руками с расстояния 8 м; 5 подач без права на ошибку (начало игры); подачи из одной зоны.

– 2–3–4-я – по 3 подачи на технику с одной стороны; на другой – индивидуальный прием и отброс мяча партнеру под сеткой.

 5-я – подача выполняется после прыжков через скамейку сразу двумя игроками из зон 1 и 5. Через каждые две подачи без ошибки – прыжок через скамейку.

– 6-я – до конца тренировки – подачи на технику, в том числе на технику приема в тройках.

Ловкость (25 мин.)

1. На лицевой линии – скамейки. На каждой скамейке – по двое игроков. По сигналу тренера каждый участник выполняет соскок на пол не дальше 0,5 м от скамейки, прыжок в длину и ускорение к сетке. Возвращение шагом по боковой линии. Выполнить 5 раз.

2. В парах. Игрок стоит внутри обруча. Передачи снизу, сверху на технику движений. Контроль качества выполнения передач.

3. В тройках. Двое игроков лежат на спине у лицевой линии с набивными мячами в 1 м друг от друга, третий из зоны 2 обегает стул с внешней стороны (в зоне 3), выходит в зону 4, выполняет блок, разворачивается, ловит брошенный одним игроком набивной мяч, точно возвращает его обратно. Затем из зоны 4 в зону 2 выполняет те же действия. В каждую сторону – по 3 серии движений.

4. Переключение на передачи. В парах:

1) один делает набросы набивного мяча, второй – передачи сверху. (Ноги прямые, работают пятки, пальцы рук; смена через 10 передач);

2) набросы мяча поочередно в каждую сторону на расстояние 1–2 шагов от исходной позиции; игрок принимает мяч снизу, находится в низкой стойке, не опуская руки под колени (смена – через 10 передач).

5. Прыжки в «чехарду», с напрыгиванием на «козла». По 5 раз.

Блокирование (40 мин.)

1. Отработка техники элемента (имитация движения у сетки) – 15 мин.:

– вынос рук от центра корпуса вверх с быстрым закреплением в плечах;

– перемещение в стороны на всей ступне (ноги согнуты);

– единое движение: толчок с места вверх с выносом рук вверх и в стороны.

2. На левой стороне игроки стоят на скамейках у сетки и держат мяч над сеткой. На противоположной стороне игроки продвигаются вдоль сетки приставными шагами (не на носках, а на всей ступне), останавливаясь перед каждым мячом и выполняя прыжок. Смена после 10 прыжков.

3. Три игрока стоят спиной к стене (близко), руки вытянуты вверх, как при блоке. Лицом к ним, в 1–1,5 м, – игроки с мячами. Первый игрок с мячом стоит напротив последнего игрока первой тройки. Он и начинает движение: сначала бросает мяч в руки – кисти, затем подбирает отскочивший мяч, продвигается поочередно к следующим «блокирующим», повторяя то же движение. Задача «блокирующих» – закрепить плечи и не дать кистям рук почувствовать боль от касания со стеной.

4. В тройках:

1) игроки стоят лицом к площадке, недалеко от боковой линии, в 2 м друг от друга. Игрок, стоящий у сетки, делает передачу сверху ближнему партнеру, который перед перелетом мяча вытягивает руки вверх, разворачивается в сторону третьего игрока, который играет снизу и тоже через высокие руки. Каждый делает по 5 передач;

2) постоянные упражнения на быстроту перемещений блокирующего игрока зоны 3:

– разводящий стоит произвольно в любой зоне. На своей стороне он делает передачи вперед любой высоты с места или в прыжке с собственных набросов;

– передачи доводятся из глубины;

3) нападающие удары через разводящего, который получает передачи, в том числе и от игроков из глубины площадки, и организует атаку в различных направлениях.

Передачи (40 мин.)

1. Индивидуальные передачи у стены снизу: удобная широкая стойка, ноги – параллельно, постоянно в движении, с отрывом от пола (словно на горячей сковородке).

2. В парах у стены в движении: две передачи – отход в сторону, каждый – по 50 передач.

3. На одной стороне в зонах 4–3–2 в 3–4 м от сетки – игроки с мячами. На другой – три стула в зонах: 4, 1 (в 5 м от сетки), 6 (в 7 м от сетки). За боковой линией в зоне 4 – группа игроков.

Игроки из этой группы поочередно, выполнив забегание за стул, выходят на прием мяча. Игроки зон 2 и 4 делают набросы выходящим игрокам (в зонах 4 и 1) сверху и получают такие же обратные передачи. Игрок зоны 6 принимает наброс в нижней стойке из зоны 3 и так же доводит мяч обратно. Каждый игрок повторяет передачи в трех зонах со сменой сторон через 3 повторения (с одной и с другой стороны).

4. В парах. В зонах 5–6–1 за лицевой линией стоят игроки (рядом с каждым – 5 игровых мячей). Напротив них в центре площадки (на произвольном расстоянии) лежат партнеры с набивными мячами. Каждая из 5 подач игроками за лицевой линией выполняется сразу после приема-передачи набивного мяча от партнера.

Задачи для подающего:

а) счет партий 20:20;

б) подача должна быть самой надежной по исполнению и не связана с игровой тактикой.

Все подачи надо подать. Смена в парах после прохождения каждой зоны.

ЗАНЯТИЕ 3

Разминка (10 мин.)

Два круга свободного бега. Из зоны 5, перепрыгивая через скакалки, в зону 2. Вдоль сетки – многоскоки до зоны 4. Переход за сеткой вновь в зону 2, на скакалках – в зону 5. По лицевой линии шагом – в зону 1. Повторить с другой стороны.

Ходьба (отдых) по малому кругу, 5 любых ускорений.

В зоне 1 (с одной стороны) – игроки с мячами. Первый делает бросок двумя руками через сетку и ускорение к сетке на бросок мяча от тренера из зоны 3.

Игроки в зонах 1 (с двух сторон). По сигналу тренера первые игроки бросают мячи через сетку в сектор зоны 5 (как можно выше и дальше к лицевой линии) и делают рывок в эту зону на прием мяча от партнера. То же – из зоны 5.

На лицевой линии сидят 3–4 игрока (пятки на линии), в центре площадки – одиночные скамейки. По сигналу тренера подъем, бег с перепрыгиванием, касание средней линии. Два повторения.

Упражнения для мышц спины, рук, ног – 5 мин.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Передача (30 мин.)

С этого занятия перед каждым очередным элементом будут выполняться 2–3 упражнения для развития быстроты, ловкости и силы применительно к данному элементу.

1. Бедренный бег (широкий шаг, высокий подъем бедра) от лицевой линии до сетки, по 25 толчков с каждой ноги.

2. В парах: лежа на спине – по 10 бросков набивным мячом.

3. По 5 ускорений на подбор набросов тренера и броски через сетку.

4. 100 различных передач:

– передачи в пол, стоя на месте (корпус наклонить, руки низко опустить, кисти открыты и «смотрят» в пол; отскок мяча не выше 30 см);

– 20–30 передач над собой, чередуя игровой и набивной (1 кг) мячи (не больше 5 серий).

В парах.

5. Игроки у сетки в зонах 2–3–4. Партнеры – в поле с мячами. Доводка мяча снизу до сетки, обратная передача сверху, разворот к сетке и прыжок на блок, разворот и очередной прием-передача мяча – по 5 повторений.

6. То же упражнение, но игрок в поле после доводки мяча делает рывок к лицевой линии, касается ее, а затем выходит на 2–3 шага вперед для подбора мяча – по 5 повторений.

Нападение (40 мин.)

1. Прыжки в длину (на дальность) чередуются с ускорениями к сетке (быстрый старт) – 5 повторений.

2. Передачи набивными мячами в тройках: двое (поочередно) лежа на спине, передают мяч третьему, который принимает мяч в движении. Смена через 10 бросков.

3. В зоне 6 игрок в прыжке выполняет бросок через сетку и следом (в зоне 1) – напрыгивание на «козла». Страховка тренера обязательна. Не меньше 5 повторений.

В парах.

4. Друг напротив друга – повторение техники всех составляющих движений прыжка: от отведения рук назад до завершающего напрыгивания и приземления (3–5 мин.). Выполнить напрыгивание перед партнером с мячом на высоте руки.

5. В парах. Удары прямой рукой по мячу в партнера с постоянным увеличением силы удара. Из зоны 4 один из партнеров наносит по 5 ударов в зоны 5–6–1, в которых другой партнер, передвигаясь от зоны к зоне, их принимает. Отрабатывается удар прямой рукой и прием сильных ударов.

6. Удары по неподвижному мячу; с другой стороны сетки – блок нападающему броску.

7. Игрок у сетки выполняет передачу для нападения в зону 3 или 2 и сразу переключается на удар по неподвижному мячу. Количество – по времени.

Групповые действия (30 мин.)

1. Левая сторона отрабатывает только технику приема мяча без дальнейшего розыгрыша. Сначала – прием подачи. Затем – прием нападающего удара, на который выходит подававший мяч игрок. Удар выполняется после наброса тренера (в роли разводящего), которому один из игроков подает мячи.

2. С правой стороны из зон 1–6–5 игроки выполняют подачи (мячи после подач убирает «дежурный»). В 3 м от лицевой линии перед подающими (в зонах 1 и 5) стоят игроки, через которых подающие, выполнив подачу, должны перепрыгнуть (как в «чехарду»). После прыжков номер № 1 убегает на другую сторону в зону 4, № 5 – в зону 2. Игрок зоны 6 (он же разводящий) бежит на левую сторону к сетке, принимает два наброса мяча от тренера: одна передача следует партнеру в зону 4, вторая – за голову в зону 2. Затем игроки меняются позициями.

3. Закрепление элементов, кроме подач, в игре с одним мячом:

– простое набрасывание мяча;

– все перемещения идут за полетом своего мяча;

– нападающие выполняют перебросы двумя руками в прыжке.

ЗАНЯТИЕ 4

Разминка (10 мин.)

Свободный бег без предметов на 3 круга с переходом на приставной шаг и многоскоки на боковых линиях.

В парах от лицевой линии до сетки набросы мяча, движения в стороны.

Броски мяча из-за спины прямыми руками вверх – вперед (корпус наклонен).

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача (через каждые 10 мин. в течение всей тренировки):

– 1-я (после разминки) – 5 бросков в стену двумя руками с высокой ловлей мяча в кисти, 5 подач на технику, 5 – без права на ошибку (начало игры);

– 2-я – 5 подач на технику, 5 – для отработки приема в парах;

– 3-я – 5 подач – отработка приема двумя рядом стоящими игроками;

– 4-я – 5 подач после прыжков через палки (двое подают, третий держит палку в центре лицевой линии);

– 5-я – 5 целевых подач с приемом снизу (по 3 серии).

Остальные подачи, если позволяет время, подавать, как при критическом счете в партии, т. е., без ошибок.

Быстрота (15 мин.)

1. В парах. Первые номера – с мячами вдоль сетки, вторые – к ним спиной на лицевой линии. По сигналу тренера игрок у сетки делает наброс средней высоты. Игрок на лицевой выполняет разворот и быстро идет на подбор мяча (по 2 повторения).

2. В тройках. Один игрок у лицевой линии слева, двое его партнеров с мячами – в зонах 2 и 4 справа. По сигналу тренера № 2 бросает мяч на средней высоте через сетку не дальше 1 м на выход партнеру от лицевой линии; делает рывок в зону 4 на ответный наброс мяча от партнера слева. После наброса игрок слева делает ускорение к лицевой, а затем – к сетке на прием мяча от второго партнера справа. Смена – через 2 повторения.

3.Упражнения для укрепления мышц спины, рук, ног.

Прыжковые и силовые упражнения (20 мин.)

1. Имитация подборов: два свободных, три с набивным мячом (две серии).

2. В тройках. Броски набивных мячей. Двое – на боковых линиях с мячами, третий – между ними, лежа на спине, лицом к одному из партнеров. Приняв мяч и вернув его партнеру из положения лежа, игрок садится, разворачивается в сторону другого партнера, ложится на спину и выполняет прием-передачу мяча в другую сторону (по 5 – в каждую).

3. Слева два игрока, №№ 2 и 4, выполняют блокирующие прыжки трем игрокам справа в зонах 2–3–4, которые стоят на скамейках с поднятыми мячами. После блока в своих зонах № 2 перемещается вдоль сетки в зону 3, а № 4 за него забегает, выходя на блок в зоне 2. Затем № 2 уходит на блок в зону 4, а № 4 – в зону 3. Повтор – в обратном направлении. Смена блокирующих пар – после 2 повторов в каждую сторону.

Блокирование (25 мин.)

1. На трехметровой линии – двойные скамейки. Игрок выполняет разбег, перепрыгивание, блок в зоне 4, переключается на наброс мяча от тренера и выполняет обратную передачу (сверху или снизу – зависит от тренера). 3–5 повторений.

2. Один игрок, лежа на спине лицом к сетке, – на лицевой; второй с трехметровой линии набрасывает ему набивной мяч и принимает обратную передачу. После этого игрок на линии поднимается, принимает наброс игрового мяча через сетку от третьего партнера, возвращает ему мяч, занимает исходное положение (3–5 повторений).

3. На одной стороне – блокирующий в зоне 3, на другой – разводящие в зонах 2 и 4. Быстрые перемещения № 3 в края с учетом передач разводящих. В одном метре от боковых линий стоят стулья. Задача: остановка за 0,5 м до стула. Смена – через 10–15 ускорений.

Техника блока (10–15 мин.)

1. Прыжки на месте с быстрым движением рук (работают плечи, кисти).

2. В парах. Игрок, стоя на скамейке, держит мяч над сеткой; блокирующий при каждом прыжке касается мяча.

3. В тройках. То же упражнение, но мяч держат двое на вытянутых руках лицом друг к другу. Смена после 5–10 прыжков.

4. В тройках. Блок у стены: блокирующий спиной к стене принимает сначала игровой мяч, затем – набивной, стараясь не отводить руки назад. Смена – через 10 бросков.

5. На одной стороне в зонах 2–4 по 2 игрока для блока на скамейках. Их задача – контролировать высоту своих рук. На другой стороне остальные игроки в тех же зонах организуют нападение бросками в блок: высоко, быстро, разнообразно. После 3 бросков каждым нападающим – смена блокирующих.

6. На одной стороне – трое блокирующих. На другой – один разводящий выходит к сетке, двое других игроков – в зонах 1–5. Тот, кто с мячом, набрасывает мяч игроку № 3, который несколько раз подбрасывает его над собой, ставя задачу перед игроком № 3 соперников: когда и куда ему бежать? В такой же неопределенности будут находиться нападающие. Сразу после того, как будет сделана передача для атаки, разводящему (с противоположной от атаки боковой линии) набрасывают другой мяч для передачи любому нападающему для повторной атаки. Задача блокирующих – быстро перемещаться на мяч в разных зонах нападения.

Передача (40 мин.)

1. 50 передач у стены сверху в прыжке. Расстояние – 1,5–2 м, высота мяча – на высоте рук. Отработка прыжкового ритма передачи, единого движения ног и рук.

2. В парах. Один делает наброс, второй – прием и передачу снизу. Контроль движения рук и низкой стойки при подборе мяча после наброса чуть в сторону. 3 серии по 10 приемов.

3. На обеих сторонах – одинаковое число игроков на лицевых линиях и вдоль сетки. С одной стороны – нападающие броски, переключение на бег к лицевой линии и прием мяча от партнера. С другой – индивидуальный блок и подбор мяча. Смена позиций через каждые две атаки.

4. Тренер в зоне 5, в зоне 4 – стул. Игроки (у каждого – два мяча) – в зоне подачи. Сначала следует подача по заданию тренера. Затем – наброс мяча тренеру, рывок в любую зону, прием мяча снизу или сверху в зависимости от высоты и дальности подбрасывания, максимально точная передача в стул, подбор и возвращение за лицевую. 5 повторений.

5. Передачи в прыжке у стены со своих набросов. Наброс с расстояния, как при разбеге для удара, но переброс следует выполнять высокими руками (для пробросов в глубину площадки).

6. В течение 30–40 сек. 3 игрока на одной стороне принимают быстрые броски тренера с другой стороны и точно доводят мяч до разводящего, который стоит, например, между стульями и не выходит за границы выбранной зоны. Главное – готовность принять любой мяч и качество его доводки.

ЗАНЯТИЕ 5

Разминка (10 мин.)

Два круга свободного бега. На первом круге – бег на средней скорости в 3 м друг от друга. По ходу бега все рассчитываются на первый-второй. По сигналу тренера вторые рывком обходят первых. Вновь переход на средний темп до ускорения по сигналу тренера теперь уже первых номеров. Каждый выполняет по 5–8 ускорений.

В парах. Первые номера – с мячами в 6 м от стены, вторые – за ними, у сетки. По сигналу тренера первый партнер бросает мяч в стену, быстро забегает влево, а отскок принимает второй игрок. По 3–5 повторений.

В тройках. Двое – у лицевой линии (один – стоит, другой – лежит с набивным мячом в руках лицом к сетке). У сетки – третий партнер. Первый игрок после броска мяча игроку у сетки, поднимается и бежит на его место. Место первого занимает второй, который ловит мяч от игрока у сетки. Игрок у сетки делает рывок к лицевой линии на место игрока, принявшего от него мяч. Упражнение требует быстроты и четкости взаимодействий. По 3–5 повторений.

Упражнения для спины и ног.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача (в течение тренировки – 10 выходов на подачу через каждые 5 минут занятий другими упражнениями. В каждом выходе – по 5 подач):

– 1-я и 3-я – на технику;

– 4-я – без права на ошибку (начало игры);

– 5-я – целевая (укороченная) на технику;

– 6-я – целевая в парах (игрок на приеме предварительно делает дополнительные движения: блок, прыжки, касание лицевой линии и только после этого выбирает место для приема);

– 7-я и 8-я – после прыжков в «чехарду», через двойные скамейки;

– 9-я и 10-я – психологические подачи (по одному удару с объяснением тренера при счете: 20:20, 21:23 и т.д.).

Быстрота – ловкость (30 мин.)

1. В тройках. Один лежит за лицевой (пятки на линии), двое с палками в площадке в 3 м друг за другом лицом к лицевой. Палки – в вытянутой руке (в одну сторону) на средней высоте. По сигналу тренера игрок у линии поднимается. Чередуя быстрый бег и прыжки через палки, добегает до сетки. Смена через 4 повторения.

2. В тройках. Один сидит на лицевой линии, второй лежит на полу в 3 м от лицевой линии, в 3 м за ним – партнер с палкой. По сигналу тренера игрок на линии поднимается, бежит, пролезает под «мостиком» второго партнера, прыгает через палку, касается линии у сетки. По 3 повторения.

Передача (40 мин.)

1. 100 передач на технику движения, в том числе до 20 передач в стену в прыжке и до 20 передач – набивным мячом.

2. Игра «Переброс» (3x3). Броски в игрока в любых зонах. Смена – независимо от броска игрока. Смена троек в первой серии – через 30 сек. Вторая серия – 1 мин. Те, кто не занят в игре, отрабатывают передачи приемом снизу.

3. Подборы мячей за блоком из глубины площадки: сброс делает игрок у сетки через блок игрока рядом с ним. Смена – через 5 подборов.

4. № 5 отвечает за подбор; № 4 ставит блок с места, показывая высокие руки; № 2 – сброс за блок; вместе с ним в зоне 2 – разводящий ставит блок нападающему зоны 4; № 5 доводит мяч до № 4, который после блока быстро отбегает назад для разбега. По 3–4 повторения (остальное время – отработка сбросов за блок и в свободные зоны).

5. Подача и блок. Одна сторона выполняет прием, разыгрывает и атакует, ставит ответный тройной блок. Другая при атаке обеспечивает блок и защиту. Если мяч остается в игре, розыгрыш и атака повторяются. Если мяч не принят, выполняется новая подача.

Командные действия (50 мин.)

Левая сторона: из зоны 1 – подача целевая, из зоны 5 – укороченная. Правая сторона: перед приемом подач – трое игроков у сетки имитируют блок (5 повторений), тройка у лицевой линии выполняет прыжки на «козла» (5 раз). Для подающей стороны каждая подача – психологическая (счет: 21:23, 23:24, 24:25).

ЗАНЯТИЕ 6

Разминка (10 мин.)

Cвободный бег с предметами (игровой мяч, набивной, скакалки, обручи). По 5 ускорений от бросков тренера.

Упражнения для спины, рук, ног.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача (первые 5 подач – после разминки. Последующие серии – через каждые 5 мин.):

– 1-я и 2-я – на технику выполнения;

– 3-я и 4-я (с одной стороны) – как начало игры – без потери;

– 5-я и 6-я – техника укороченной подачи;

– 7-я – психологическая подача с предварительным выполнением скоростно-прыжковых упражнений (перед подачей каждый игрок знает счет, понимает свою ответственность за результат).

Если позволяет время, остальные подачи могут быть выполнены после прыжков через скамейки, нападения из глубины, задание определяет тренер.

Быстрота – сила (20 мин.)

1. В парах. Первые партнеры с игровыми мячами лежат за лицевой линией, вторые стоят у сетки к ним лицом. По сигналу игроки бросают мячи к сетке, быстро встают, делают ускорение на ответный наброс, возвращаются на исходную позицию. Смена – через 3 повторения.

2. В парах. Игроки – в зоне центра площадки, в зонах 5 и 2 лежат мячи (набивные, теннисные). По сигналу тренера игроки делают ускорения (каждый – в оговоренную зону), берут по мячу и бегут по боковым линиям: № 5 – в зону 4, № 2 – в зону 1. Повторение – со сменой зон в другом направлении.

3. На обеих сторонах площадки игроки в зонах 5–6–1 – за лицевой линией, игроки 4–3–2 – у сетки. Игроки слева ставят блок атакующим справа, быстро выполняют разворот и ускорение на подброс мяча от партнера на лицевой линии. Игроки атаковавшей стороны делают ускорение только после нападающего броска. Смена – через 2 повторения.

Развитие силы (15 мин.)

1. По 10 бросков набивным мячом с паузой: лежа; снизу из положения стоя; сверху – на технику движений.

2. По 10 прыжков на скамейках со сменой ног и круговыми движениями рук.

3. Бедренный бег (25 толчков с каждой ноги). 2 серии. Пауза – 10 передач у стены в ритме прыжка.

4. Передвижение «лягушкой» на расстояние до 9 м от лицевой линии.

Передачи (25 мин.)

1. Передачи для отработки кистевых движений в пол и над собой: одна-две передачи над собой, следующая – на шаг впереди – с быстрым выходом под мяч. Контролировать широкие кисти, движение ног.

2. Отработка передачи над собой в прыжке (30–40 повторений).

3. В парах. Первый игрок стоит в 3 м от стены, второй – в 1 м от него, за спиной, и через голову первого бросает мяч в стену. Первый принимает отскочивший мяч с тем усилием, которое обеспечивает точную доводку мяча до партнера и быстро отходит на шаг в сторону. Как только мяч пролетел назад, вновь занимает свою позицию, а партнер за спиной повторяет бросок. (10 подач – по 5 в каждую сторону отхода.)

4. В зоне 5 игрок отрабатывает доводку снизу, выполняя предварительно самые разные движения: касание боковых линий, отходы назад, выходы вперед, забегания за стул, подборы. Все движения должны заканчиваться качественной доводкой до разводящего. Вторая передача идет за голову вперед и обязательно в прыжке. Из глубины делают по 15 передач и проводят смену с диагональным игроком. Разводящие только на второй передаче.

Нападение – блок (30 мин.)

1. Техника нападающего прыжка: разбег, замах руками, напрыгивание. Некоторые движения делать раздельно: только замах, или высота руки, или только последний шаг прыжка, после чего следует бросок мяча в стену. 3–4 мин.

2. В парах. Удары высокой рукой в партнера – 10–12 повторений.

3. В парах. Игрок с мячом стоит в центре площадки, делает себе невысокий наброс и резко бьет. Мяч должен перелететь на другую сторону, где его играет партнер, – 5–8 ударов.

4. Две группы отрабатывают удар по неподвижному мячу с тренером. Тренер – на скамейке, мяч – над сеткой. № 2 с одной стороны ставит блок игроку зоны 4 на другой стороне, приземляется и переключается на подачу № 1. Вернув мяч на площадку соперников, вновь идет на блок № 4. Смена – через 3 блока-приема.

Групповые действия (30 мин.)

1. Перебрасывание одного мяча. Левая сторона: броски мяча в прыжке с любого расстояния после передач от разводящего. Правая сторона: броски мяча одним касанием прямыми руками в любую зону c быстрой сменой позиций.

2. Перебрасывание двух мячей. Тренировка скоростной выносливости и быстроты переключения. Смена позиций после каждого броска.

3. Психологическая подача при групповой расстановке. Отработка качества приема. Подача при критическом счете для подающей команды.

4. Тренировка в атмосфере «напряженной игры»: перед приемом первая линия выполняет блок или нападающие прыжки, прыжки в «чехарду»; вторая линия – перекаты, подборы, ускорения к лицевой линии и на свои позиции. Умение не выключиться из игры особенно важно для тех, кто выходит на подачу. Этот игрок может сделать блок у сетки, ускорение к лицевой линии на подброс тренера и возврат мяча. Разновидность и число упражнений определяет тренер.

ЗАНЯТИЕ 7

Разминка (10 мин.)

По одному кругу: скакалки, обручи, игровой и набивной мячи, выброс вперед одной рукой, ловля двумя.

5 мин. – на упражнения для спины, рук и ног.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача (в течение тренировки надо подавать не менее 60 подач (наличие мячей – не менее 20). Вид подачи определяет тренер.

Командные действия с переключениями на технику движений (40 мин.)

1. Игра «Переброс» по правилам одним мячом.

После 10 мин. – остановка. 100 передач: у стены в прыжке, сверху и снизу; движением мяча в пол (особенно важно для разводящих). Разводящие делают по 20–30 передач на месте в прыжке (откидка).

2. Вторая игра «переброс», но с двумя мячами (10 мин.).

После игры в парах – один игрок у сетки, второй в поле – передачи двумя мячами. Чередование двух-трех передач снизу, сверху от сетки и из глубины. Через 20 передач игроки меняются местами.

3. С обеих сторон идет переброс мяча после приема и передач своего разводящего нападающему. На каждой стороне идет смена всех игроков, кроме разводящих.

Нападение (40 мин.)

1. Техника нападающего прыжка (5 мин.). Обратить особое внимание на замах руками назад и напрыгивание.

2. Игроки у сетки выполняют ударное движение прямой рукой в игрока в глубине площадки. Два игрока у сетки согласуют свои удары друг с другом (любым сигналом), чтобы не допускать двух ударов одновременно в одного игрока. Защитники принимают удары по диагоналям и по линии. Смена через 10 ударов в двух зонах.

3. Подача, разбег к сетке, удар по неподвижному мячу с руки тренера, выход на передачу от № 4, обратный пас ему для атакующего удара.

4. Игроки делают себе наброс вперед, разбег, прыжок и сброс двумя руками в стену. Это очень сложное движение для координации корпуса.

5. Выходы разводящих из различных зон для вторых передач нападающим.

6. Для всех игроков, кроме разводящих. Правая сторона принимает подачу, доводит до разводящего, организует атаку только из зоны 2 и только в зону 5. После подачи игрок, который подавал, быстро выходит в поле и сразу выполняет удар из глубины. Передачу ему делает разводящий, которому набрасывает тренер, или сам тренер делает наброс нападающему. По 3–5 повторений.

Игровые командные действия (30 мин.)

1. На левой стороне игроки зон 5–6–1 на лицевой линии прыгают на скакалках, игроки первой линии выполняют индивидуальные блокирующие прыжки в своих зонах. На правой стороне игрок зоны 2 бежит на бросок тренера в зону 1, ловит мяч и должен подать. Игроки слева внимательно контролируют этого игрока, и, как только он ловит мяч, разворачивается, делает подброс, все должны быть на приеме. Все действия команды заканчиваются нападающим ударом.

2. На левой стороне № 1 подает, вся команда играет в обороне: блок, страховка, прием мяча. На правой – работают разводящие. Тренер дает задание, кому делать передачу, кому куда выходить, как выполнять передачи из глубины. Разводящие получают набросы от тренера. От четкости действий разводящих во многом зависит качество атакующих ударов.

ЗАНЯТИЕ 8

Разминка (10 мин.)

Свободный бег на 4 круга. По 5 ускорений с набросов тренера; упражнений для спины, рук, ног.

Беговые упражнения: быстрый бег с подъемом бедра, заброс голени, руки на боках корпуса. Нападающий прыжок с подъемом двух ног (бедра) до 5–8 повторений (до 5 мин.).

Бедренный бег с задержкой поднятого бедра и широким шагом (25 толчков – с каждой ноги).

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача

– 1-я серия подач – после разминки – на технику;

– 2-я серия – подача после любых силовых упражнений;

– 3-я серия – психологическая с индивидуальным заданием для каждого игрока.

Повторить все серии.

Быстрота – сила (15 мин.)

1. В парах. Партнеры на лицевой линии прыгают на скакалках. Вторые в центре площадки держат на произвольной (удобной для партнера) высоте палку. По сигналу тренера игроки на лицевой линии оставляют скакалки, делают рывок, прыжок через палку, добегают до сетки, касаются линии и возвращаются обратно (по 3 повторения).

2. В тройках. Ускорения по треугольнику 1–4–5. По сигналу игрока № 1 каждый делает прямой выброс мяча над собой и сразу переключается на бросок товарища. (3 повторения).

3. В парах. Игроки за лицевой линией принимают мяч снизу от стены. По команде тренера они переключаются на подбор мяча от партнеров у сетки (по 2–3 повторения).

Силовые упражнения (15 мин.)

1. В парах (один из игроков – лежа на спине). Броски набивного мяча со сменой 7–10 бросков.

2. «Лягушка»: не больше четырех прыжков от лицевой линии до сетки (если больше, прыжки слабые).

3. 10 отжиманий (как ориентир). Обязательное условие: голова поднята, смотреть на 1 м вперед. Зачетным является число отжиманий, выполненных правильно.

Передачи (30 мин.)

1. 100 передач на технику движения (со сменой видов передач через 10 повторений, с выполнением разводящими до 30–40 откидок).

2. В парах. В 3 м от лицевой линии стоят скамейки. Игрок с мячом у сетки чередует высокую и низкую передачи на выход из глубины второму игроку. Второй партнер, выполнив прием снизу, перепрыгивает через скамейку на прием верхней передачи. Правильно занять свою позицию он может при одном условии: если партнер делает высокую передачу. Смена через 10 передач.

3. В парах. Игрок зоны 5 доводит передачу только справа. Забегание влево, как простая имитация. Игрок в зоне 1 принимает мяч только слева. Смена через 10 приемов.

4. На одной стороне: три игрока на приеме подачи, четвертый – за лицевой на подборе отскочивших мячей. На другой стороне: три игрока стоят за лицевой линией (на продолжении зон 1–6–5), рядом лежат мячи. Шесть игроков – в игровых зонах. Зоны передач: 5–3, 6–2, 1–4. (В эти пары включаются игроки, которые стоят за лицевой линией). После пяти передач игроки в зоне за линией подают свои подачи и быстро меняют игроков в своих же зонах в пределах площадки. После очередных пяти передач игроки за лицевой, выполнив подачу, меняют игроков на передней линии, которые выходят на подачу. После возвращения игроков передней линии на исходную позицию происходит замена одной тройки игроков левой стороны тройкой, принимавшей подачи на правой стороне. На приеме должна отработать каждая тройка.

Нападение (40 мин.)

1. Техника нападающих движений (5 мин.): замах руками назад, напрыгивание с двух ног в длину и в высоту. Внимание – на положение рук. Эти движения можно выполнять в парах: один из партнеров держит мяч, второй – имитирует прыжок с выносом руки вверх.

2. Тренировка ударного движения. Игрок стоит в 3–5 м от стены и выполняет удар в пол и в стену. Вообще это движение не игровое. Правильно, когда мяч направляется в сетку. Но в силу того, что от подобных ударов сетка быстро рвется, стали использовать это тренировочное движение (до 20 ударов).

3. Техника нападения с переключениями. На одной стороне площадки. Тренер стоит на скамейке у сетки. Игроки одной колонны, выполнив подачу, сразу идут на нападающий удар по неподвижному мячу. После удара возвращаются на подачу. Игроки второй колонны делают забегание за стул, прыжок и переключение на удар. Каждый игрок перед своим ударом подает тренеру свой мяч. Каждое упражнение – по 5 раз.

4. Групповые действия. На одной стороне двое разводящих по очереди выходят к сетке из различных зон на броски тренера из глубины площадки, принимают мячи и отрабатывают передачи игрокам нападения в зонах 2–4. Если наброс тренера точный, передачи выполняются в прыжке. Правая сторона в полном составе отрабатывает взаимодействие на блоке, при страховке, прием и доводку передач до разводящих и проводит ответную атаку.

Тактика (30 мин.)

На одной стороне в зоне 2–4 тренер стоит на тумбе. На другой – игроки в шести зонах. Сбросы за блок, подборы. Ответственных за страховку назначает тренер. Розыгрыш мяча должен завершаться нападением.

После трех розыгрышей мяча после сбросов тренера выполняется подача слева. Игрок с подачи организует нападение из глубины после передачи разводящего (в этой роли может быть тренер).

ЗАНЯТИЕ 9

Разминка (10 мин.)

Свободный бег на 3 круга.

В парах.

1. По боковым линиям – движение приставными шагами, мяч на вытянутых руках (меду рук игроков); на лицевых линиях – быстрый отход друг от друга на 3 м и продвижение с ударами мяча в пол (отскок до 0,5 м).

2. Игроки первой линии с мячами, их партнеры – за лицевой линией – тоже с мячами. В центре площадки стоят скамейки. По команде тренера игрок у сетки бросает мяч вверх, к нему бежит первый игрок от линии, и в этот же момент следует бросок второго игрока на линии, к которому бежит игрок от сетки. В этом упражнении должна быть строгая дисциплина, чтобы избежать столкновений): мяч выбрасывается строго вверх, в направлении игрока. Движения к мячу идут только справа.

3. Передача игрового мяча в стороны, над головой, между ног – игроки стоят спиной друг к другу на расстоянии 1 м.

4. Один из партнеров, сидя на скамейке, выполняет наклоны вперед, прогибы назад; второй – удерживает носки его ног прижатыми к полу.

5. Держась кистями рук (руки прямые), выполнять приседания на всей ступне, одновременно отклоняя корпус назад.

6. Броски набивного мяча лежа на спине.

7. Имитация комбинации: «блок – нападение» у сетки.

8. Блок с забеганием за стулья.

Все упражнения повторить по 8 раз. Завершить разминку бедренным бегом.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача (первая – после разминки, остальные – через каждые 10 минут):

– 1-я – 5 подач в стену для контроля подброса и высоты руки;

– 2-я – 5 подач на технику движения;

– 3-я – 10 передач в стену снизу, затем 5 подач в стену на технику движения;

– 4-я – подача в сочетании с упражнениями (в парах): в двух шагах от лицевой линии – первый партнер с палкой; второй, перепрыгнув через нее туда – обратно, выходит на подачу. После трех повторений – две укороченные подачи и смена в паре.

– 5-я – подача в сочетании с упражнениями (в парах): один лежит, другой стоит напротив; партнер в положении лежа, сделав бросок, выполняет перекат, прием мяча, второй бросок и перекат. После 10 бросков – 5 подач на технику. Какая подача отрабатывается, решает тренер;

– 6-я – подача без права на ошибку (все подают друг за другом);

– 7-я – чередование бросков набивного мяча с психологической подачей и подачей на технику.

Ловкость (25 мин.)

1. В парах. Игроки на лицевой линии сидят, игроки у сетки держат по два мяча. По сигналу тренера игроки быстро встают, им набрасывают один мяч для приема снизу; выполнив первый прием, сразу бегут на подбор второго мяча. Время переключения после приема первого мяча на второй минимальное. Смена через два повторения в трех зонах.

2. В тройках. Слева игрок подает (бросает), быстро переключается на прыжок через двойные скамейки и делает подбор от наброса тренера у сетки. Игрок справа по сигналу товарища поднимается и принимает его бросок, смена через два повторения.

3. Прыжки на шведской стенке со сменой ног. Одна нога – на третьей рейке (если игрок высокий, ее можно ставить на четвертую). Другая нога опущена вниз. Руки – на третьей-четвертой рейке. После резкого выталкивания вверх до выпрямления ноги и рук в паузе «зависания» следует смена ноги и опускание туловища вниз. То же – с другой ноги. Все упражнения выполняются в быстром ритме и обязательно с полным выпрямлением ног и рук.

4. Наклоны с набивными мячами в широкой стойке на месте.

5. Смена ног на одиночной или двойной скамейке (с помощью движений рук).

6. Из положения лежа на полу: подъем корпуса с последующим подъемом ног под прямым углом; быстрое возвращение в и.п. на счет 1–2–3–4.

7. Выброс набивного мяча из положений стоя и сидя.

8. Блокирующие прыжки с забеганием за стул или за два.

Комплекс силовых упражнений можно изменять, исходя как из количества, так и из видов движений. На выполнение упражнений можно отводить не только определенное количество повторений, но и временные отрезки, делая в обоих случаях обязательную паузу для отдыха.

Передача (30 мин.)

1. 100 различных движений на отработку техники передач, включая до 20–30 передач набивным мячом (для укрепления пальцев). Последние 10–12 упражнений – на глазомер и точность усилия. С расстояния 6–8 м игрок делает высокий наброс мяча в сторону стены, чтобы он опустился в 0,5–1 м, не долетев до стены.

2. В парах. Передачи двумя мячами снизу (от лицевой) и сверху (от сетки) на развитие быстроты переключений. Смена через 20 повторений в трех зонах.

3. С обеих сторон – броски через сетку в зону 5–7 м с быстрым переключением на прием. Каждая сторона выполняет по 5 бросков со сменой в трех зонах.

4. Передачи одним мячом на одной стороне площадки. Игрок в зоне 1 начинает наброс в зону 4, игрок № 4 – в зону 2, № 2 – в зону 5, № 5 – вновь в зону 2, № 2 – в зону 4, № 4 – в зону 1, и все повторяется. Все игроки бегут за своим мячом и каждую передачу выполняют в другой зоне. Количество – по времени.

Блок-нападение (30 мин.)

1. Техника блокирующих движений:

– прыжки на месте перед стеной;

– шаг-два приставными шагами, согнув колени, на всей ступне, прыжки с выносом рук вверх;

– в парах: броски игрового и набивного мячей в кисти для укрепления мышц плечевого пояса (у стены) – до 10–15 бросков;

– имитация забегания за стулья с выпрыгиванием; с постановкой блока на бросок партнера.

2. Переключение на подборы в зонах 4–2: на одной стороне на скамейках стоят игроки с высоко поднятыми руками; игроки с другой стороны делают себе наброс и высокой рукой выполняют переброс мяча через руки блокирующего. Смена – после 5 подборов.

Внимание! Сброс должен быть всегда выше блока, чтобы блокирующий не мог вернуть мяч обратно.

3. Игрок зоны 2 со своего подброса дает передачу игроку в зоне 4, который стоит у сетки, ловит эту передачу, делает для себя наброс и высокой рукой сброс мяча за блок игрока зоны 2 на противоположной стороне (этим игроком становится игрок зоны 3, который предугадывает полет мяча от разводящего противоположной стороны и занимает позицию перед стулом (заранее поставленным в зоне). Подбор мяч после сброса за блок отрабатывает игрок зоны 1.

4. Блок нападающему удару игроков с передач от разводящих и набросов тренера.

Групповые действия (30 мин.)

1. Атака с различных передач разводящего:

– из зоны 3 в зону 4 или за голову в зону 2;

– из зоны 2 в зону 4 или 3;

– когда игрок делает выходы из глубины.

Главные задачи атакующей стороны – организация страховки своего нападающего при его атаке и правильный выбор позиции при перебросах соперником. Игроки должны знать, где стоять, куда делать сдвижки, кого страховать. Перед тем как стать атакующей стороной, «левые» принимают подачу соперника. От качества приема зависит, каким будет нападение. Для этого игроки должны знать два правила приема: принимать мяч только справа; определить позицию игрока зоны 6. Позиций две: игрок или подтянут в зону страховки первой линии, или стоит в глубине. Грубейшая ошибка, если он занимает позицию на одной линии с игроками боковых зон 5 и 1.

2. Отработка взаимодействий при постановке блока, страховке без приема мяча. Левая сторона делает имитацию нападения без переброса мяча.

3. На одной стороне тренер выполняет наброс мяча разводящему, вторая передача следует в любую зону для атаки. Игроки противоположной стороны отрабатывают защитные действия.

ЗАНЯТИЕ 10

Разминка (10 мин.)

Свободный бег на 2 круга.

Четыре ускорения от наброса тренера: игрок сидит спиной к тренеру, тренер набрасывает мяч вперед через голову игрока; после перелета мяча игрок делает рывок и ловит мяч после первого отскока.

Бег за мячом на скакалках.

Обороты на 360° с забеганием за отскок мяча.

Игрок лежит на спине в середине площадки, ближе к лицевой линии. Тренер – в 1 м от него – бросает мяч ему в руки. Игрок из положения лежа бросает мяч к сетке, поднимается и догоняет его.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача (через 5 мин. после разминки – серии подач на результативность в любой игровой ситуации):

– 1-я – стартовая подача;

– 2-я – подача игрока, вышедшего на замену;

– 3-я – подача в игрока соперника, вышедшего на замену;

– 4-я – подача в игрока соперника со слабым приемом или неопытного;

– 5-я – подача после перерыва, взятого соперником для срыва стабильной подачи подающей команды;

– 6-я – подача при своем преимуществе;

– 7-я – подача при счете в пользу соперника;

– 8-я – подача при лидерстве в концовке игры;

– 9-я – подача при концовке игры в пользу соперника.

Ловкость – быстрота (25 мин.)

1. Игроки на одной стороне выполняют подачу, ускорение к сетке на бросок тренера; на другой – подачу, разбег, нападающий удар по неподвижному мячу, ускорение к набросу мяча от игрока у сетки. Один из игроков выполняет прием подачи. По 2–3 повторения.

2. В тройках. На одной боковой лежат два обруча на расстоянии 3–4 м друг от друга. У сетки стоит игрок. Два других игрока находятся у другой боковой линии. По сигналу игрока у боковой линии партнер у сетки бежит в первый круг. Ему сразу идет наброс мяча для приема (играются только точные набросы, не выходя из круга). После ответной передачи – быстрый вход во второй обруч и прием наброса от другого партнера у боковой.

Второе повторение упражнения – с игровым и набивным мячами. Игрок с набивным мячом стоит ближе. Третье повторение – с двумя набивными мячами. После трех повторений – смена. Выполнить 4 серии.

3. В парах. По 20 передач снизу и сверху.

4. Несколько игроков в колонне на расстоянии до 1 м друг от друга держат палки на вытянутой в одну сторону руке на средней высоте. Остальные выполняют прыжки через палки с высоким подъемом бедра. Предварительного подскока не делать: только один взлет вверх. Каждому – по 10–15 прыжков.

5. В тройках. Броски из положения лежа: двое набрасывают из положения стоя, увеличивая темп; третий принимает мячи и возвращает обратно. Смена – через 10 бросков.

6. В тройках. Двое игроков стоят на боковых линиях, третий – лежит в центре между ними. Приняв лежа мяч от одного из партнеров, игрок в центре поднимается, сидя выполняет поворот в сторону другого партнера, ложится, принимает от него мяч, возвращает обратно. Выполнить по 10 бросков.

7. В парах. Прыжки в «чехарду» и сразу напрыгивание на «козла». В сумме 10 прыжков.

Передача – защита (40 мин.)

В парах.

1. 100 передач на технику движений. Разводящим – до 30 откидок.

2. Первый партнер у сетки стоит между сеткой и скамейкой («коридор» – 1 м); второй партнер выполняет касание лицевой линии и быстрый выход в площадку на 2–3 м от линии, выполняет прием мяча снизу от партнера у сетки, возвращает ему передачу, делает рывок к лицевой линии и касается ее. Смена – через 5 повторений (пройти 3 зоны).

3. Первые игроки стоят у сетки с мячами. В 6–7 м от них в зонах 5–6–1 – стоят стулья; на них – спиной к сетке – сидят вторые партнеры. По команде игрока зоны 4 игроки на стульях быстро поднимаются, разворачиваются и делают одновременно движение вправо на получение мяча от партнеров у сетки. Сделав обратную передачу, занимают свои места на стульях. По 5 выходов в трех зонах.

4. Удары по диагоналям для приема в глубине площадки – больше вправо. По 10 движений. Вторая задача – удар прямой рукой.

В тройках.

5. Прием бросков из глубины через сетку. Игрок зоны 6 всегда находится в 1 м сзади игроков зон 5 и 1.

6. Двое – у сетки в зонах 2–4 с одной стороны, третий – в зоне 1 (5) – с другой. Нападающие броски двух игроков: один по диагонали, другой – по линии, каждый – по 5 бросков в трех зонах.

Блокирование (20 мин.)

1. Техника индивидуальных действий:

– быстрые перемещения приставными шагами вдоль сетки в зонах 4–2 (на всей ступне, с согнутыми руками);

– броски мяча в кисти у стены, броски друг в друга с 2-х шагов);

– набивной мяч – на прямых руках, движение в стороны, контролировать упругость плеч;

– бросок мяча партнеру в вытянутые руки для последующего сброса мяча в сторону;

– рывки в края игрока зоны 3 в зависимости от направления полета мяча, направляемого разводящим с другой стороны.

Игровые взаимодействия (30 мин.)

1. На одной стороне в зонах 4–3–2 стоят блокирующие. На другой – два игрока в зоне 4. У всех рядом – мячи. По сигналу игрока зоны 2 справа следуют нападающие броски. Игроки левой стороны ставят блок – каждый своему нападающему. После своего блока игрок зоны 3 быстро переходит в зону 2 и вместе с крайним игроком ставят блок второму нападающему в зоне 4. Смена – через 5 ударов.

2. Разводящий играет над собой и в любой момент готов выполнить пас игрокам в зоны 3 и 4 за голову. От нападающих и блокирующих требуется внимательность. Через 5 движений – смена с разводящим.

3. Разводящий выходит к сетке после «чехарды», подачи и прыжков. Передачи ему следуют из глубины площадки. В это время блокирующий на другой стороне определяет нападающего, которого разводящий будет выводить на атаку, и ставит ему блок.

4. На одной стороне – взаимодействие игроков во всех линиях. Другая сторона – нападающая от двух разводящих, которые получают набросы от тренера из глубины площадки и организуют атаки через разные зоны.

ЗАНЯТИЕ 11

Разминка (10 мин.)

Свободный бег на 3 круга. Чередование бега и отдыха по временным отрезкам: 20 сек., 30 сек., 1 мин.

Ускорения: у стены – несколько игроков (первый – с мячом), у сетки – тренер с мячом. Первый бросает мяч в стену, отдает второму, а сам быстро переключается на наброс от тренера, возвращает ему мяч, переходит в конец шеренги. Упражнение повторяет второй игрок, за ним третий и т.д. Каждый делает 2 повторения.

Броски через сетку: игроки одной стороны бросают и выходят к сетке на бросок тренера; игроки другой стороны – принимают мячи.

Упражнения в парах с набивным мячом: для спины, рук, ног (выпады, приседания, прыжки, бедренный бег).

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача (первая серия – после разминки, каждая последующая – через 10 мин.):

– 1-я – подача на технику;

– 2-я – подача в начале игры;

– 3-я – подача при счете 23:23.

Эти три серии чередовать в течение всей тренировки.

Быстрота – сила (25 мин.)

1. На правой стороне игроки с мячами – в зонах первой линии и за лицевой (всего 6 чел.) Слева – трое игроков у сетки. После нападения игроки первой линии справа переключаются на броски партнеров от лицевой линии, ловят мяч и сразу

бросают в «своих» номеров на другой стороне, которые после блока уже должны занять место на приеме. Смена – через 2 повторения.

2. На одной стороне – игроки на подаче в зоне 1. После подачи делают прыжок через двойные скамейки (между 1-й и 5-й зонами), в зоне 5 ловят мяч от тренера, возвращают и переключаются на подачу с противоположной стороны.

3. В парах:

– броски мяча лежа;

– прыжки на двойных скамейках (со страховкой);

– наклоны со скамеек, прыжки «лягушка» на отрезке 18 м.

Передачи (30 мин.)

1. 100 движений на технику передач. До 50 передач у стены (в прыжке, с приемом сверху и снизу).

2. На одной стороне игроки у сетки по команде тренера прыгают в длину, делают ускорение к лицевой, разворот и прием бросков с через сетку с другой стороны. Смена – через 5 приемов.

3. В парах: передачи на точность сверху через сетку. За линией нападения стоят скамейки. Точность определяется постоянным положением мяча в коридорах. Игрок должен знать, что за спиной – ограничение, за которое заходить нельзя. Выполнить по 10–15 передач в трех зонах.

4. В парах: набросы мяча партнеру сверху от сетки, обратная передача – снизу (зона игрока у сетки ограничена скамейкой в 1 м от сетки, у игрока – два мяча).

Защитные действия (20 мин.)

В тройках.

1. Игроки зон 5–6–1 с 6–7 м – по 5 повторений – имитация подборов: 2 шага без мяча, 3 шага с набивным мячом в руках.

2. Игроки 4–2–3 стоят на стульях с высоко поднятыми руками. Игрок у сетки делает себе наброс и сброс за блок. Другие игроки в глубине отрабатывают подбор: в трех зонах по 5 подборов.

3. Упражнение на быстроту переключений. Один лежит на лицевой линии, второй – стоит на блоке, третий – за сеткой в роли нападающего. Игрок у линии бросает набивной мяч игроку у сетки, который ловит мяч, возвращает обратно и сразу ставит блок нападающему. Затем разворачивается и получает новую передачу от партнера у лицевой. Повторить по 5 раз в трех зонах.

Нападение (30 мин.)

1. В руках тренера – «неподвижный» мяч:

– комплекс движений нападающего прыжка (10 повторений);

– в парах: наброс мяча двумя руками в стену для нападающего прыжка партнера;

– в парах: прыжки перед мячом на руке партнера без удара.

2. Отработка игровых элементов по тренерскому плану.

Игра (15 мин.)

На левой стороне – двое на подаче, двое – в поле: один – в зоне 3 – на блоке. Игроки в зонах 5–1 выполняют подачи, по 4 прыжка через скамейки (в зоне лицевой линии). В это время правая сторона выполняет прием, доводку и организует атаку.