Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2007

МЕТОДИКА: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Средняя школа

(для детей 13-14 лет)

Принцип построения тренировочных занятий тот же, что и в младшей школе: сочетание разных по целевой направленности частей занятия. Однако изменяется содержание занятий: начиная с этого возраста, предполагается постепенный переход к пониманию и освоению волейбола на основе организации игры через нападение и защитные действия.

Задачи:

– освоение индивидуальной техники волейбола;
– обучение игровым взаимодействиям на площадке;
– совершенствование физической подготовки;
– знакомство с тактикой игры через простейшие групповые упражнения.

Первый и основной элемент игры – подача – занимает свое постоянное место в тренировочном плане каждого занятия: от небольших объемов в средней школе до максимальных – в старшей. Методика включения в тренировку элемента «подача» дается в одноименном разделе каждого занятия, сразу за разминкой.

Появляется такой термин, как тактика игры. Разучиванием определенных тактических действий завершается большинство тренировочных занятий. Тренер по своему усмотрению в заключительную часть занятия может включить игровой отрезок на закрепление отработанной тактической задачи.

Включение новых аспектов освоения волейбола не исключает индивидуальной работы над техникой и совершенствованием физической подготовки. Такие упражнения включены в самые разные разделы занятия. В этом возрасте дети прекрасно понимают, что, повышая свое индивидуальное мастерство, они работают на будущие успехи команды.

Тренировочное занятие рассчитано на 2 часа: сократить время занятия или оставить этот объем – зависит тренера. Часто определяющим моментом является возраст занимающихся. Лучший вариант, когда в одной группе возрастная разница – 1–2 года. Именно этот критерий позволяет не только обеспечить более целенаправленный подбор упражнений, но и повысить эффективность занятий.

ЗАНЯТИЕ 1

Разминка (10 мин.)

Свободный бег на 3 больших круга. На малом круге: броски набивного мяча (до 2 кг) вперед на 1 м двумя руками снизу, затем одной рукой и ловлей до падения.

1. На скакалках: движение приставным шагом, переходящим на многоскок.

2. С игровым мячом: продвигаясь приставным шагом, броски мяча в стену и ловля его прямыми руками в раскрытые кисти, далее по боковым линиям – ведение мяча со сменой сторон.

3. Упражнения для спины, плеч, ног.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача (первая подача начинается сразу после разминки, каждая последующая – через каждые 5 мин. тренировки)

За 10 сек. до окончания очередного упражнения тренер с секундомером в руках подает команду «Внимание!» Все заканчивают свои упражнения, выходят на линию подачи и по сигналу «Подача!» выполняют ее. Каждый должен сделать по 5 подач в каждой серии:

– 1-я, 2-я и 4-я подачи –на технику;

– 3-я и 5-я – подачи без права на ошибку;

Начиная с элемента «передача», выполнить две серии подач по конкретному заданию: в определенную зону или в игрока с объявлением счета, при котором нельзя терять подачу.

В заключительной части тренировки – задания на выполнение психологической подачи (на конкретный счет).

Быстрота, сила (15 мин.)

1. Ускорение от броска тренера – 5 повторений.

2. Передача сверху и снизу, над собой и у стены – по 10 повторений.

3. Бедренный бег.

4. Передача в парах с забеганием за стул – по 10 раз.

5. Бросок набивного мяча в кисти партнеру: игрок в стойке набрасывает мяч игроку, лежащему на спине с вытянутыми за голову руками, и получает от него мяч обратно (бросок без подъема с пола) – по 10 раз.

6. Прыжки в длину «лягушка» на отрезках 9 м и 18 м.

Передача (25 мин.)

Выполнение передачи как отдельного элемента во всех вариантах является переходом к последующим упражнениям.

1. 100 передач сверху и прием снизу. Контроль за техникой движения ног, рук, игровой стойкой.

2. В парах. Первый игрок – с мячом у сетки, второй – без мяча у лицевой линии. В 3 м от лицевой линии (между партнерами) стоят скамейки. Первый делает наброс игрового мяча за скамейку. Второй, коснувшись рукой линии, быстро выходит к скамейке для приема мяча снизу. Перед сменой в парах выполнить упражнение 5 раз. Повторить в трех зонах.

3. В парах. Из глубины площадки выполняются передачи снизу. Перепрыгивание через скамейку, передача сверху. Смена через 10 передач в трех зонах.

4. В 1 м от сетки (можно чуть дальше) параллельно сетке стоят скамейки. В этом «коридоре» (здесь находятся по одному игроку в зонах 2 и 4, один из которых с мячом) совершенствуется передача сверху из зоны 2 в зону 4 и обратно. Остальные игроки занимают место в двух колоннах перпендикулярно скамейкам, напротив зон 2 и 4. Игрок из зоны 4, сделав передачу в зону 2, сразу бежит за мячом. На его место через скамейку перепрыгивает другой из колонны напротив и принимает передачу от игрока из зоны 2. Игрок 2, сделав передачу в зону 4, перепрыгивает через скамейку и встает последним в свою колонну.

5. В тройках. Из глубины правой стороны бросок через сетку. Игрок зоны 5 на левой стороне, приняв мяч, делает доводку до партнера в зоне 2–3, который стоит за скамейкой (1,5 м от сетки). Этот момент – основной в упражнении. Если доводки нет (игрок зоны 2–3 не имеет права выходить за скамейку), комбинация начинается снова.

Нападение (20 мин.)

1. Техника движения нападающего удара: напрыгивание в два шага, быстрое движение рук назад, не допуская никаких движений вперед (5 мин.).

2. С боковых линий разбег нападающего. Второй игрок в трех шагах делает вертикальный наброс мяча.

3. Нападающий игрок стоит на лицевой линии, в 3 м друг от друга стоят три игрока. Двое держат на вытянутых руках мяч, третий делает наброс для удара через сетку. Перед первыми двумя мячами нападающий отрабатывает прыжок, подъем руки, а третий мяч перебивает.

4. Нападающий удар по неподвижному мячу. Тренер стоит на стуле, держит мяч на любой высоте, четко фиксируя ошибки игроков.

5. Слева наброс делает тренер. Справа – передачи от разводящих.

Тактика (15 мин.)

Двое на подаче: из зоны 5 подача в зону 5, из зоны 1 в зону 6. Все приемы – в зоны 2–3, где играет разводящий. Задача: игрок зоны 4 играет на игроков в зонах 4 и 6. Быстрое забегание в зону 2, передача за голову. Основной элемент – быстрое переключение с нападения на прием. Смена через 5 подач. (Игра на всей площадке через сетку.)

ЗАНЯТИЕ 2

Разминка (10 мин.)

Два круга свободным бегом.

1. В парах. Два игрока держат на вытянутых руках между ладонями мяч и продвигаются в сторону приставными шагами, останавливаясь после пяти шагов, делая обороты вокруг себя и вновь продолжая движение.

2. В парах. У одного из игроков в руках палка. Он быстро забегает вперед после того, как второй через нее перепрыгнет. И так весь круг, после чего происходит смена.

3. Упражнения для спины, рук, ног, с мячами на полу, «мостики».

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача

1. После разминки игроки делают до 10–12 подач в свободном режиме.

Еще через 5 мин. – по 5 подач на технику, через 10 мин. – по 5 подач, имитирующих начало игры (т.е. без права на ошибку).

2. Все стоят на одной стороне. Каждый знает, что именно он начинает игру, и рядом обязательно находится тренер, который является некоторым раздражителем для игрока. Все это не должно повлиять на качество подачи. На другой стороне тройка игроков отрабатывает прием.

Ловкость, сила (20–25 мин.)

1. Прыжки в длину с ускорением до сетки – 5 повторений.

2. Передача снизу и сверху в центре круга – по 10 передач.

3. Бег с забеганием за стулья в зонах 4, 3, 2 с блокирующими прыжками.

4. Броски набивного мяча в парах, лежа на спине, прямыми руками – по 5 раз.

5. Прыжки на «козла» после различных движений (многоскоки, «чехарда», скакалки).

6. Различные упражнения с лентами для художественной гимнастики – до 5 мин.

Передача (30 мин.)

1. 100 передач сверху и снизу:

а) в обручи сверху и снизу – опускать руки до уровня пола;

б) снизу у стены, делая быстрые движения на месте и в стороны, разводящие включают броски в прыжке.

2. В парах. Передачи снизу.

Техника передачи: широкая стойка, ноги согнуты, руки вытянуты вперед-вниз. Высота передачи – не выше головы. Руки перед передачей мяча под колено не опускать. Положение ног – широкие и согнутые – не менять.

После каждых двух передач партнеру – быстрые движения в сторону (по 20 передач).

3. В тройках. Один стоит с мячом в 1 м от стены, второй – в центре, третий – с мячом у сетки. Игрок у стены прямыми руками над головой делает бросок мяча в стену. Игрок в центре принимает отскочивший от стены мяч и делает передачу бросавшему игроку; быстро разворачивается и принимает второй мяч от игрока у сетки. Выполнить 3 серии упражнений, каждая – по 10 приемов.

4. В тройках. В каждой тройке один разводящий. В зоне 4 стоят два игрока: у боковой линии нападающий, рядом с ним разводящий. Третий – в зоне 1. Игрок в зоне 1 принимает броски от номера 4, доводит передачу в зону 2–3, к ней выходит разводящий, делает передачу за голову и быстро возвращается в зону 4. Разводящий должен выходить на все неточные передачи.

Задания для разводящих (20 мин.)

1. Передачи над собой на месте сверху.

2. Передачи после движений: игрок делает одну передачу над собой, вторую – вперед на 1–3 м, на такую высоту, чтобы выйти под мяч и сыграть его сверху. Всего – 10 повторений каждой передачи.

3. Расстановка: игроки в зонах 4–2 – не разводящие, двое разводящих в зоне 6. Первый делает выход в зону 3, передача в зону 4. Игрок зоны 4 делает длинную передачу в зону 2, игрок зоны 2 – в зону 3. На передачу выходит второй разводящий и выполняет передачу за голову. Игрок зоны 2 выполняет передачу в зону 4. Каждый разводящий делает по 5 передач. Смена во всех зонах по 3 раза.

Блокирование (25 мин.)

1. Техника индивидуального блока. Перемещение приставными шагами с опорой при движении на всю ступню – это главное.

2. Широкое положение ног. Руки согнуты, кисти вытянуты и чуть отведены назад с широким разведением пальцев. Перед выпрыгиванием ноги занимают удобное положение, и двумя действиями: приседанием и выталкиванием – руки выносятся вверх.

3. Два игрока стоят напротив друг друга через сетку и на вытянутых вверх руках держат мяч. Одновременные движения в сторону приставными шагами, удерживая мяч над сеткой.

4. В парах. Один игрок стоит к стене спиной, руки вытянуты вверх с твердым закреплением в плечах. Второй – в 2 м от него и резко бросает мяч в кисти первому. Тренер перед броском объясняет, для чего надо плечи с руками держать жесткими: если плечи будут расслаблены, то при встрече мяча с руками он отведет кисти рук в стену и вызовет болевое ощущение. Вытянутые руки и кисти в этом упражнении должны находиться близко к стене, что поможет отработке положения рук и плеч. Главное условие – они должны быть высокие и прямые.

Тактика (30 мин.)

Слева в зонах 4, 3, 2 игроки ставят блок, каждый своему нападающему, и убегают в зону середины площадки для приема подачи. Нападающие делают сильные броски обязательно через своего блокирующего. Игроки на подаче делают ускорение из зоны 5 в зону 1 и то же из другой зоны и сразу подают. Все повторяется по 5 раз.

ЗАНЯТИЕ 3

Разминка (10 мин.)

Свободный бег на два круга. Два других круга начинаются из зоны 5 с набросов мяча тренером для выполнения ускорений. Упражнения со скакалками, игровыми и набивными мячами. Прыжки через палки в парах (каждое упражнение выполняется на одном малом круге).

Упражнения для спины, рук, включая упражнения на полу, «мостики», броски мяча в парах, лежа на спине. Упражнения для ног: приседания у стены, выпады с мячами, прыжки на стенке, сменяя ноги в высокой точке прыжка. Имитация нападающего и блокирующего прыжков.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Подача

Первая серия подач после разминки – на технику. Игрокам разрешается допускать ошибки, если они не вызваны поспешным выполнением. Вторая и третья серии относятся к началу игры, и всякие ошибки исключены. Рядом тренер. Игрок, выходящий на подачу, знает задание и понимает ответственность. Подача выполняется каждым игроком. Предварительно игроки выполняют следующие упражнения: блок у стены, подъем бедра на месте, прыжки через скакалку, «чехарда» в парах и другие.

По ходу выполнения общефизических упражнений (ОФП) – с повышенной нагрузкой, большим числом беговых и прыжковых упражнений – появляется усталость, и, как следствие, не всегда качественно выполняются элементы. Этот период тренировки сравним с игровым временем, когда идет борьба за лидерство.

Первые две серии по 5 подач в этом периоде – на совершенствование техники, игроки могут допускать технические ошибки. На вторые две серии каждый игрок выходит, зная, с каким счетом выигрывает или проигрывает его команда (установку на счет дает тренер).

Далее каждый игрок выполняет по 2–3 подачи подряд с разными заданиями тренера. В этот период требования к качеству подачи усложняются. На одной стороне площадка делится на три «коридора», которые можно разделить скамейками. Цель – отработка целевой подачи в сложные моменты игры.

На первое место должна выходить психологическая установка игрока самому себе: «Подам». Эту уверенность надо развивать через включение различных игровых заданий и элементов:

а) игроки выходят на подачу при различном счете в партиях:

– в пятой, решающей, партии команда завоевывает 18-е очко, и надо забить еще одно, чтобы выиграть матч;

– 18-е очко получает соперник, и надо сравнять счет;

– подача при счете 20:20; подача при счете 23:20; подача, которая определяет выигрыш или проигрыш сета;

б) подача после выполнения физических упражнений в последние 10 мин. тренировки. Два игрока из середины площадки делают быстрые перекаты и выходят на подачу. Тренер говорит им, при каком счете они будут подавать. Игроки подают и быстро делают разбег через двойные скамейки в центре лицевой линии, перепрыгивая через скамейки справа, и вновь выполняют подачу. В центре лицевой линии в парах – прыжки в «чехарду». И сразу конкретная подача. Другой участник выполняет прыжок, и вновь подача. Во всех случаях внимание – только на качество подачи, быстрый выход на площадку, передачу от разводящего или наброс тренера и нападающий удар из глубины. Этот элемент выполняется без пауз всеми игроками: все мячи на одной стороне, очередной игрок прыгает на скакалке, следующий подает ему мяч. Тренеру, если он делает наброс мяча, подает мяч игрок, разводящему набрасывает мяч другой игрок.

Игровые и прыжковые перемещения (20 мин.)

1. В центре площадки стоят двойные скамейки (одна на другой). Первая группа игроков стоит на лицевой линии. По команде тренера – быстрый бег, смелый высокий прыжок, добегание до сетки, касание средней линии и быстрое возвращение обратно. То же делает другая группа.

Перед тем как делать это упражнение по группам, надо проверить смелость, прыгучесть и ритм разбега каждого игрока. 5 повторений. Отдых – 20 сек.

2. Передача снизу или сверху на технику движений. По команде тренера – броски в стену: руки прямые, ловить в кисти (упражнение для подготовки плеч к подаче). 5–8 бросков.

3. Подборы укороченных мячей:

а) техника подбора в 3 шага;

б) в парах: игрок от сетки делает наброс мяча вверх-вперед, игрок из зоны 6 выходит на подбор мяча.

4. В тройках. Игрок с мячом стоит у сетки; в шаге от него стоит игрок – блокирующий, который держит руки высоко. От сетки делают переброс за блок. Третий игрок из глубины делает подбор. Качество подбора – возвращение мяча игроку у сетки. В трех зонах по 5 повторений.

5. Броски набивного мяча в парах. Дальность постепенно увеличивать, в зависимости от силовых усилий игрока, который делает бросок лежа. Смена через 5–8 повторений по две серии.

6. Блок с забеганием за стулья. Вдоль сетки в зонах 4, 3, 2 стоят стулья от сетки в 1 м. Чередовать забегание из зон 2 и 4. Главное – забегать, развернув корпус в сторону бега, а не делать приставные шаги рядом со стулом. Забежав за стул к сетке, быстро выполнить блокирующий прыжок и приземление, и вновь забегание. Пауза – 10 сек. Из каждой зоны (4 или 2) – по два повторения.

7. Бедренный прыжок на каждую ногу. Это упражнение – как элемент развития силы ног, в отличие от бедренного бега, когда подъемы бедра с одной и другой ноги чередуются. В этом упражнении идет нагрузка только на одну, опорную, ногу.

Передача (30 мин.)

100 движений на технику индивидуальных передач:

а) сверху над собой и в прыжке;

б) в парах: расстояние 1,5 м, один набрасывает, второй делает точную обратную передачу, через 10–15 передач – смена;

в) снизу: у стены, движение ногами в широкой стойке, главное – не опускать руки под колени и контролировать усилия предплечий;

г) игровая расстановка: в зонах 5, 6, 1 стоят стулья, передача после забегания за стулья: 5–3, 6–2, 1–4, передачи снизу, смена через 10 передач;

д) в тройках: подача (если подача не отработана, ее заменяют на бросок), игрок № 4 делает нападающий бросок, такое же движение – в зонах 5, 1, 2, в зонах 6 и 3. Нападать на расстоянии не ближе 2 м от сетки. Игрок № 6 выполняет бросок из глубины; смена в тройках после 10 приемов. Если бросок не попал в принимающего, его не считать.

Тактика (30 мин.)

Последние 30 мин. групповые игровые действия проходят в различных расстановках: 3x3 – подача четвертого, 3x3 – двух подающих, 2x4 – с выходом разводящего. В парах можно принимать и атаковать. Можно сразу делать переброс мяча после приема для тренировки внимания игроков в четверке с организацией атаки.

ЗАНЯТИЕ 4

Разминка (10 мин.)

Четыре круга свободного бега, на последнем круге – ускорения на лицевых линиях. Малые круги – со скакалками, многоскоки в парах, с приставными шагами, с бросками набивного и игрового мячей. По два повторения. Обязательные упражнения для плеч, спины, рук. Броски набивного мяча в парах, «мостики» на скамейках. Упражнения для ног: приседания у стенки в парах, выпады с мячами, имитация подборов. Беговые: подъем бедра, заброс голени, бедренный бег.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Быстрота, сила (20 мин.)

Начиная с этого занятия, все последующие упражнения для развития быстроты, ловкости, силы ног и игровой выносливости будут выполняться перед конкретными элементами. Например, развитие быстроты: бег через скакалки, ускорение на различные набросы мяча, броски набивного мяча для развития силы рук и плеч.

Передача (30 мин.)

1. Беговые упражнения. Все стоят в углу зоны 5. Каждый должен сделать 5 ускорений на различные броски тренера, предварительно выполнив упражнения:

а) два оборота – ускорение;

б) игрок сидит, ноги вытянуты; подъем – ускорение;

в) прыжки на скакалках, по сигналу тренера – ускорение;

г) игрок делает «мостик», мяч от другого игрока прокатывается под ним; надо опуститься и догнать мяч;

– прыжок через палку с последующим ускорением.

2. Броски набивного мяча в парах, лежа на спине, по 7–10 бросков. 100 передач – на каждого, из них 30 – набивным мячом до 1 кг – для тренировки пальцев.

3. В парах: передача двух мячей от сетки сверху в зонах площадки, чередовать снизу, сверху в третьей зоне по 10 передач.

4. Три игрока – в зонах 4, 3, 2. Игроки из колонны зоны 5 поочередно выходят и принимают мяч: от игрока зоны 4 – подбор укороченного мяча, быстрый уход в глубину зоны 6; от игрока зоны 3 – передача снизу, рывок в зону 1; от игрока зоны 2 – передача сверху и возвращение в колонну. Игроки у сетки стоят в «коридоре», который образует сетка и скамейки на расстоянии 1,5 м от нее. Игроки у сетки не имеют права выходить из «коридора» и не играют не доведенные до них мячи. Для продолжения упражнения игрок у сетки набрасывает имеющийся у него запасной мяч. Упражнение показывает, насколько точно и качественно освоен элемент, какие причины ошибок.

Защитные действия – блок (30 мин.)

1. Прыжки в длину с последующим ускорением: по сигналу тренера от лицевой линии группа игроков выполняет прыжок в длину с быстрым переходом на бег к сетке. Возвращение шагом. По 5 повторений.

2. Кувырки через голову. Обратный кувырок с переходом на «мостик». Тренер должен знать, кто умеет выполнять эти элементы, а кто – нет. Спина, шея, плечи должны хорошо быть подготовлены. Учить делать кувырок на матах, обратив внимание на положение головы и выталкивание ногами.

3. Броски набивного мяча в тройках: двое лежат на полу в 3 м друг от друга, третий стоит в 3–5 м от них. Сделать бросок одному, рывок – к другому, прием-передачу мяча и очередной рывок. Каждый бросает одну серию по 5 раз.

4. Игроки правой стороны подают. Игроки на левой стороне принимают мяч с конкретным заданием и сразу переключаются на прыжок через «козла». Тренер обязательно стоит на страховке: руки всегда готовы удержать спину. По 5 повторений.

5. Имитация подбора с трех шагов. В зоне 5 движение начинает левая нога, в зоне 1 – правая. Имитация подбора: в руках набивной мяч – по 5 повторений в трех зонах. В зоне 6 чередовать левую и правую ногу в момент выхода.

6. В парах: игрок в 1 м от сетки делает себе наброс вверх, перебрасывает мяч через блок второго игрока, который стоит в 0,5 м от него, вытянув высоко руки. Переброс должен быть таким, чтобы не задеть кисти рук. Третий игрок из глубины отрабатывает подбор этих сбросов. Смена через 5 повторений.

7. В тройках: игроки в зонах 5, 6, 1 из-за лицевой линии подают, и в ритме их подачи идет сброс за блок (как было в парах). Подающие отрабатывают скорость переключения от своего элемента к другому. Все подборы во всех упражнениях должны доводиться до игрока у сетки через блокирующего.

«Переброс» (15 мин.)

Это игровое упражнение не требует каких-то сложных действий, и его вполне можно использовать как в младших, так и в средних (на начальном этапе обучения) группах. Но интересным это упражнение будет в том случае, если помнить, что учащиеся, начинающие играть в волейбол:

– во-первых, не умеют ловить мяч кистями, а прижимать его к груди нельзя;

– во-вторых, быстро устают от длительных перемещений;

– в-третьих, что самое главное, – игра с одним мячом не вызывает у детей этого возраста эмоций.

Почему? Играть одним мячом, а тренироваться сразу несколькими – разные вещи. Отрабатывая технику элементов путем многократных повторений, игроки вырабатывают определенный ритм движений и рассуждений. Словом, в тренировке у игроков все предсказуемо. Большая работа на тренировке дает свои результаты как в физическом совершенствовании, так и в техническом освоении элементов. Но начинается игра, и все меняется. Ошибки на подаче, провалы на приеме, появление растерянности. Причина – в том, что игроки попали в другую игровую ситуацию, где царствует один мяч. А когда он прилетит, сколько его ждать и хватит ли терпения? И в любой момент надо быть готовым к возникновению на площадке любой ситуации. Младшие дети (или начинающие среднего возраста) справляться с этим еще не готовы, что и приводит к ошибкам или неправильным решениям.

С одной стороны, принцип обучения путем многократного повторения является основным в освоении техники и улучшении физической подготовки. С другой, – обучение тесно связано с использованием на площадке одного мяча. Разорвать эти два момента нельзя. Как быть?

Первое решение – больше играть, хотя как «больше» – тоже вопрос. Сама по себе игра, например, не учит технике или тактике. Игра – это экзамен на проверку знаний и умений. Но при этом ребенок не должен забывать: кто не умеет тренироваться, тот никогда не будет хорошо играть. Какой же выход? Тренировочные занятия, сочетающие игру с одним и многими мячами: такие упражнения приближают учащихся к ритму игры.

Упражнения на освоение перемещений (15 мин.)

В колоннах каждой стороны в зонах 5, 4 стоят игроки. В зонах 2, 3 – по одному игроку, слева игрок № 5 делает наброс игрокам зон 2, 3 и сразу бежит за своим мячом в зону 2, 3. Игрок № 3 делает наброс в зону 4 и бежит в колонну зоны 4. Первый игрок зоны 4 перебрасывает мяч через сетку в зону 5 правой стороны и бежит за мячом (под сеткой) в колонну зоны 5. Справа следуют такие же набросы.

Набросы мяча делают для практического усвоения полученных теоретических знаний и для тренировки перемещений. После двух-трех смен можно переходить к передачам. Можно оставить разводящих без перемещений. Для отработки перемещений на большей скорости и для тренировки внимательности используют два мяча. В зонах 5 и 1 стоят колонны, в зонах 4 и 2 – по одному игроку. Начинает игрок зоны 5. Он делает наброс в зону 2, убегает в зону 4. Игрок зоны 2 делает наброс в зону 4, убегает в зону 1. Игрок из зоны 4, который еще не бросал, делает наброс в зону 1 и убегает в зону 2. Игрок из зоны 1 возвращает мяч в зону 4 и бежит в зону 2.

Набросы для проверки четкости движений потом заменяются передачами. Перемещение в зонах можно менять. Главное – сохранить ритм одного мяча.

Игровая расстановка. Игроки первой линии стоят в «коридоре» между скамейками и сеткой (1 м). Три игрока у лицевой линии. Их задача – доводить мяч только в «коридоры».