Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2007

МЕТОДИКА: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Младшая школа

(для детей 9-10 лет)

Задачи:

– развитие основных двигательных качеств;
– укрепление мышечной силы;
– формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Тренировочные занятия строятся по общему принципу. Каждое, естественно, начинается с разминки. После нее чередуются упражнения на развитие основных двигательных качеств и освоение простейших приемов техники волейбола. Каждая тренировка завершается игрой с элементами волейбола.

Оптимальное время занятий – 1 ч. 30 мин. Плотность работы – высокая. Часто дети не могут выполнить все задания учителя, особенно на начальном этапе. Стоит запастись терпением. Главное – привить детям вкус к игре, помочь им проявить свои двигательные способности. Надо дать ученикам возможность «сказать первое слово», например, предоставить весь инвентарь, который имеется, и посмотреть, что они будут делать под тренерским присмотром, но без тренерского руководства. Если процесс им понравится, они придут и завтра, и послезавтра…

Последовательность предлагаемых ученикам упражнений и величину нагрузки следует определять в зависимости от их желания и физического состояния. Чтобы дети лучше адаптировались к занятиям, нужно оставить им время для импровизации. Детская импровизация, особенно в начальной школе, будет радостным дополнением к тренировочной программе.

Поскольку упражнения построены с учетом использования различного инвентаря, то они подойдут для любого программного урока физической культуры и детям понравятся.

Сколько тренировок в неделю проводить? Дети младшего школьного возраста, когда им интересно, готовы играть каждый день. Именно «играть». Но даже если и преподаватель к этому готов, лучше все-таки встречаться через два-три дня: дети уже успеют соскучиться по «игре». Кроме того, в сознании отложится, что занятие в секции – не обязательное для всех, а выбранное самим ребенком.

ЗАНЯТИЕ 1

Разминка (10 мин.)

Свободный бег без предметов по малому кругу с игровыми мячами; прямой бег с выполнением игровых движений мячом левой и правой рукой; бег приставными шагами в левую (правую) сторону с параллельным ведением мяча правой (левой) рукой (важно разноименное движение рук и ног). Завершить разминку общеразвивающими упражнениями.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Быстрота (20 мин.)

1. На лицевой линии три-четыре игрока стоят спиной к сетке. По сигналу тренера разворачиваются через левое плечо и бегут к сетке, касаются средней линии. Возвращаются шагом.

2. На лицевой линии три-четыре игрока прыгают на скакалках. По сигналу тренера бросают скакалки и бегут к сетке, касаются средней линии.

3. В парах: один стоит на лицевой линии, второй – в центре площадки и одной рукой сбоку от себя на высоте 40–50 см держит гимнастическую палку. По сигналу тренера игрок от лицевой линии бежит, перепрыгивает через палку, добегает до средней линии, касается ее и быстро таким же способом возвращается обратно и касается лицевой линии.

Все упражнения повторяются 2–3 раза.

Передача (20 мин.)

Знакомство с техникой передачи мяча сверху. Каждый – с мячом.

Тренер показывает положение игрока:

– до передачи (cтойка: прямые ноги параллельно, на ширине плеч; руки почти прямые, кисти широко раскрыты, большие пальцы развернуты на лицо, образуя воронку, мяч в кистях);

– в момент передачи (движение начинает правая нога: касание пола сначала пяткой, затем – всей ступней; в том же порядке к ней приставляется левая. Одновременно с обеих ног, не сгибая коленей, при невысоком толчке пятками от пола выполняются передачи вверх.

Для тренировки – броски мяча в стену (игроки стоят в 1–2 м от стены): сделать легкий бросок в стену и поймать в широкие кисти, соблюдая положение рук и ног. При выполнении бросков толкаться одними пятками.

При передачах в парах на первых занятиях – больше разъяснений и контроля за правильностью положений и движений рук и ног.

Подача (15 мин.)

Техника подачи сверху: положение ног, корпуса, мяча; подброс мяча прямой рукой, движение ног, удар по мячу. Все эти движения показывает тренер. На начальном этапе обучения подаче трудно выделить какое-либо из них. Главное – не спешить подавать через сетку: чем увереннее технические навыки, тем больше вероятность качественного и стабильного выполнения элемента. Стена на начальном этапе – главный «партнер». В стену подавать надо как можно больше: во-первых, все ошибки налицо, и тренер может поправить; а, во-вторых, собственный плохой удар игрок может поймать. В парах, особенно в период начального обучения, ловить мяч удается реже, а в результате теряется много времени.

Игра (25 мин.)

Этого момента всегда ждут занимающиеся, независимо от того, хорошо или плохо они играют. Обязательно дать возможность поиграть всем, причем по несколько раз (сократить время микроматчей по времени или набору очков).

Игры с одним мячом через сетку:

1) 3х3 – простое перебрасывание мяча;

2) с выбыванием тройки после 3–4–5 очков;

3) все игроки тройки с мячами. Каждый игрок бросает мяч только «своему» сопернику (игроку, стоящему напротив). Побеждает тройка, которая больше наберет общих очков. Тренер определяет размеры площадки, направление перемещений. Когда все пройдут круг, тренер подводит итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 2

Разминка (10 мин.)

Свободный бег по большому и малому кругу; два малых круга в парах с перебрасыванием игрового мяча из разных положений. Разминочные упражнения для спины, рук и ног.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Ловкость (20 мин.)

1. В парах. На лицевой линии стоят 3–4 человека. В середине площадки лежа на полу – их партнеры. По сигналу тренера одновременно одни начинают бег от лицевой линии, а другие – делают «мостики». Те, кто бежит, пролезают под «мостиками», добегают до средней линии, касаются ее рукой, возвращаются тем же способом.

2. Тренер и игрок вращают скакалку, остальные поочередно прыгают. Задача: выйти в центр, сделать два подскока на носках прямых ног, на счет «три» выбежать вперед из-под скакалки.

3. Две-три пары со скакалками, не мешая друг другу, не поднимая скакалку высоко, выполняют «качалки». Остальные перепрыгивают через них, стараясь не задеть.

Передача (20 мин.)

1. Игроки с мячами располагаются в 2–4 м от стены. Броски мяча в стену с одновременным движением ног. Ловить обязательно в широкие кисти.

2. Броски мяча в стену (на каждом втором шаге) с продвижением приставным шагом в одну и в другую стороны.

3. Кисти широко раскрыты, мяч – в прямых руках. Выполнение глубоких наклонов вниз с передачей мяча в пол и ловлей с одновременным продвижением мелкими шагами вперед. Отскок мяча от пола – не выше 20–30 см.

4. В парах на месте. Контроль стойки, положения рук, высоты передачи.

5. Два мяча на тройку (можно расположиться в «треугольнике»). Игрок, передавший мяч игроку без мяча, перемещается навстречу мячу от другого партнера.

6. Два мяча на тройку. Двое с мячами – в 5–6 м друг от друга, третий – в центре между ними. Выполнив прием-передачу с одной стороны, центровой выполняет то же самое, повернувшись к другому партнеру.

Подача (15 мин.)

1. Броски двумя руками в стену. Внимание – не на сам бросок, а на руки: прямые, без заноса за голову. Поймать мяч в кисти до 15–20 раз.

2. Чередовать бросок и удар прямой рукой. Ловить в широкие кисти.

3. Отрабатывать связку движений: шаг – подброс – удар.

4. Броски мяча небольших размеров.

Игра (25 мин.)

1. Выявление победителя среди пар.

2. 3х3 с двумя мячами.

3. Игра в тройках в пределах трехметровой зоны. Задание: при всех бросках мяч к груди не прижимать. Площадку определяет тренер.

ЗАНЯТИЕ 3

Разминка (10 мин.)

Два круга свободного бега с использованием больших и малых мячей, скакалок, игрового мяча.

1. В парах:

а) при движении от лицевой линии до сетки броски мяча друг другу и ловля его на высоте поднятых рук в открытые кисти;

б) находясь спиной друг к другу (примерно на расстоянии двух вытянутых рук), выполнять передачу и прием мяча через стороны прямыми руками;

в) находясь на произвольном расстоянии лицом друг к другу, выполнять передачу мяча снизу с приемом над головой;

г) cидя на полу: одна нога вытянута, вторая согнута, бедро лежит под прямым углом, а голень отведена назад (как при барьерном беге), выполнять верхние передачи прямыми руками.

2. Упражнения для ног:

а) держась обеими руками за рейку гимнастической стенки (ноги близко к стойке), выполнить приседания, отклоняя корпус до расстояния вытянутых рук;

б) выпады широким шагом от одной боковой линии к другой, возвращение шагом;

в) в парах: один из пары держит гимнастическую палку в вытянутой в сторону от себя руке на такой высоте, чтобы партнер с двух шагов смог через нее перепрыгнуть (туда и обратно); количество прыжков определяет тренер.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Быстрота, ловкость (20 мин.)

1. В парах: один стоит на лицевой линии, второй – на средней, держа в руке, сбоку от себя, обруч. По сигналу быстро добежать до партнера, наклониться вниз (в обруч), коснуться линии и быстро вернуться назад. Через 2–3 повторения упражнения поменяться с партнером местами.

2. В парах: один стоит на лицевой линии с мячом, второй лежит в центре площадки и по сигналу учителя делает «мостик». Игрок от лицевой линии быстро катит мяч, бежит за ним, прокатывает его под «мостиком», пролезает за ним, добегает до противоположной лицевой линии, разворачивается и повторяет упражнение в обратную сторону. Затем меняется местами с партнером.

3. В тройках: двое раскачивают скакалку невысоко над полом. Третий бросает мяч вперед ударом в пол за скакалку, перепрыгивает через нее за мячом, ловит мяч от первого отскока и повторяет упражнение с другой стороны. После двух повторений с каждой стороны – смена по кругу.

4. Обучение перекатам на матах: с места, с шага, с двух шагов с последующим ускорением.

5. Эстафеты: скакалка, перекат, обручи, прыжки через скамейки.

Передача (15 мин.)

1. Броски игрового мяча в стену:

а) выполнить 25 бросков прямыми руками сверху с ловлей в кисти (после 10 бросков с места следует бросок с шагом в сторону);

б) бросок мяча в пол с отскоком от стены – 20 раз;

в) в парах: первый партнер после одного-двух бросков мяча в стену отходит быстро в сторону, другой партнер ловит мяч, выполняет свои броски и вновь уступает место партнеру.

2. Передача в парах: игрок у сетки аккуратно, со средней высоты делает наброс мяча игроку, выходящему на верхнюю передачу, который ее и отрабатывает. Для закрепления положения пальцев и движения ног можно ловить мяч и выбрасывать его над собой без передачи.

3. В тройках: двое с мячами; третий, поочередно принимая мяч от партнеров, выполняет обратную передачу (возможны броски вверх). Обратить внимание на работу ног.

Подача (15 мин.)

1. Броски в стену двумя руками сверху.

2. Отработка подачи с подбросом мяча (контроль высоты руки).

Игра (30 мин.)

Броски с быстрой сменой зон (предварительно определить зоны направления бросков).

ЗАНЯТИЕ 4

Разминка (10 мин.)

Несколько кругов свободного бега без предметов. Бег в парах с предметами. Ускорение на броски тренера:

а) бег от лицевой линии к сетке;

б) сидя на полу, ноги вытянуты, бросок тренера – быстро встать и поймать мяч от первого отскока;

в) обороты на 360°, ускорение за мячом, упражнение для спины и плеч; упражнение для ног: 10–12 приседаний у гимнастической стенки; выпады вперед с мячами на вытянутых руках.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Быстрота (15 мин.)

Упражнения в парах.

1. В центре площадки лежит набивной мяч; один игрок – в углу зоны 5, второй – около мяча. По сигналу тренера первый игрок бежит к мячу, касается его и возвращается в зону 5. Второй одновременно с первым бежит в угол зоны 1, касается линии и возвращается к мячу. С каждой позиции упражнение повторить дважды и поменяться местами.

2. Один партнер – у лицевой со скакалкой, другой – у сетки. Бег через скакалку до сетки, передача скакалки партнеру, выполнение упражнения вторым партнером к лицевой линии. (2–3 повторения).

3. Двое сидят на полу у лицевой линии, в зонах 1 и 5 (пятки на линии). Тренер делает бросок через сетку не дальше трехметровой линии. Игроки быстро встают; игрок из зоны 5 бежит к мячу, ловит его и делает наброс в зону 3 своему партнеру, набегающему из зоны 1, который ловит мяч и перебрасывает через сетку (2–4 повторения).

Передача (20 мин.)

1. Закрепление техники передач сверху (10 мин.):

а) передача над собой с движением ног. Сделать выброс мяча вверх и только поймать его (передачи не делать) в широко раскрытые кисти – 10–15 раз;

б) то же упражнение с набивным мячом до 1 кг – 10 раз;

в) с расстояния 3 м – передача сверху в стену, ловить в открытые кисти – 10–15 раз;

г) с 1 м передача мяча в стену сверху: следить за движением ступней, руки выше лица, кисти открыты. Если на первых порах большие пальцы плохо разворачиваются в сторону лица и кисть раскрывается недостаточно широко, надо выполнять удар всей ладонью, не обращая внимания на шлепок. Как только пальцы привыкнут к требуемому положению, движение кисти при выполнении передачи станет правильным.

2. Закрепление техники передач двумя руками снизу (15 мин.):

а) стойка и положение корпуса, рук, кистей (корпус подается чуть вперед с выносом рук, соединенных вместе путем соединения пальцами кистей; взгляд на уровне глаз, в обзоре – полет мяча к сетке и движения игроков);

б) техника движения к мячу (ноги в широкой стойке параллельно, согнуты в удобном положении, позволяющем делать движения к мячу в разных направлениях).

Обучение начинается у стенки. Тренер стоит перед игроками, показывает и объясняет все тонкости движений. Вначале все выполняют стойку с мячом без движения, затем переходят к броскам мяча в стену и приему двумя руками снизу. Главная ошибка допускается при приеме мяча: игроки опускают руки низко к ногам;

в) в парах: игрок, стоящий у сетки, делает набросы мяча точно в руки партнеру в пределах трехметровой зоны. Через каждые пять передач игроки меняются местами;

г) чередовать передачи снизу – сверху, обращая внимание на хороший наброс для приема.

Подача (15 мин.)

1. Броски мяча в стену двумя руками – 10–15 раз.

2. Броски через сетку в парах. Если есть возможность заменить волейбольный мяч на детский (меньших размеров), качество бросков и особенно ловли мяча будет лучше.

3. Техника удара:

а) стоя на месте, подбросить мяч одной рукой так, чтобы он опускался на левую ногу;

б) подбросить мяч с шагом правой ноги, постановки левой, с высокой рукой без удара.

4. Отработка единого движения при подачи мяча в стену.

Игра (30 мин.)

Игроки у сетки – 2x2 – делают перебросы в пределах линии нападения, меняя высоту и зоны бросков. Игроки в зонах 5 и 1 делают далекие броски, но ловить обязательно в кисти. Смена через 5 минут. Если занимающихся много, нужно менять пары, например, при счете 10:5, 5:4, оставляя на площадке победителей и меняя побежденных.

ЗАНЯТИЕ 5

Разминка (10 мин.)

Свободный бег с предметами. Упражнения с обручами и скакалками. Для спины и плеч – наклоны на полу. Барьерные движения. «Мостики» из положения лежа (держать стойку на раз-два-три, потом опуститься). Для ног: приседания у гимнастической стойки, выпады с мячами, выпрыгивание из низкой стойки (прямые руки держат мяч между ног, и в момент выпрыгивания руки остаются прямыми).

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Ловкость, акробатика (20 мин.)

Упражнения проводятся на одной половине площадки.

1. Три игрока сидят на лицевой линии, ноги на линии. Три стула – недалеко от сетки в 3 м друг от друга. По сигналу тренера каждый бежит к своему стулу; забежав за него, касается средней линии, обегает стул по ходу движения и возвращается обратно в исходное положение. (Повторить 3 раза).

2. На лицевой линии лежат три мата. (Перед тем, как делать упражнение, надо повторить перекаты с одного шага). Один стоит со стороны стены в шаге перед матом, второй – примерно в центре площадки держит гимнастическую палку сбоку от себя на удобной для партнера высоте. По сигналу тренера игроки у матов быстро выполняют перекаты, встают, бегут вперед, перепрыгивают через палку, добегают до сетки и «чистым» рывком возвращаются обратно. (Через три повторения – смена).

3. В парах: по одному игроку из пары стоят вдоль лицевой линии со скакалками примерно в 2 м друг от друга. Вторые игроки – напротив них у сетки с обручами. По первому сигналу тренера одновременно одни начинают прыгать, другие – вращать обручи. По второму сигналу – оставляют свои предметы и быстро меняются местами. При встречном беге партнеры обегают друг друга только справа. Если пар много, они могут располагаться на боковых линиях. Побеждает пара, быстрее других начинавшая выполнение каждого упражнения.

Передача (20 мин.)

1. Каждый игрок с мячом. Игроки, продвигаясь приставными шагами друг за другом вдоль стены вправо, выполняют броски в стену и ловят мяч на высоте вытянутых вверх рук (кисти широкие). Пройдя до конца стены вправо, повторяют движение в левую сторону.

2. В парах: передача снизу. Каждый выполняет по 25 передач. Тренер объясняет ошибки каждой пары.

3. Все игроки в поле с мячами:

а) имитация передачи сверху (движение ног, высота рук, широкие кисти);

б) имитация передачи снизу (низкая широкая стойка, положение рук);

в) движения в низкой стойке приставными шагами в сторону (два шага – в одну, два – в другую).

4. Отработка начального момента передачи. Выполнить 5 передач сверху в пол всей кистью; корпус низко. Тренер контролирует технику движения.

5. Отработка передачи снизу над собой. Качество передачи зависит от положения рук перед приемом мяча. Для того, чтобы мяч всегда был перед корпусом игрока, руки в момент удара должны находиться на горизонтальном уровне. Даже при самом незначительном завышении положения рук мяч всегда будет за головой.

6. Совершенствование передач сверху и снизу в парах, тройках и в группах.

Подача (15 мин.)

1. Броски в стену двумя руками:

– постоянный контроль высоты рук;

– продвижение мяча, остановка в момент броска с постановкой левой ноги;

– для укрепления плеч и развития силы первые серии бросков желательно выполнить игровым мячом, а затем – набивным (до 1 кг).

2. В парах на полу: один игрок сидит с мячом на площадке, второй лежит к нему лицом в 3–4 м, руки вытянуты за голову. Игрок с мячом делает передачу мяча в кисти рук партнера, не поднимая мяч высоко. Лежащий игрок, поймав мяч, не поднимая корпуса, бросает мяч обратно партнеру. При выполнении этого элемента необходимо обязательно соблюдать дисциплину броска, особенно при работе с набивным мячом, чтобы избежать попадания мячом в лицо. Количество бросков – от 5 до 10 со сменой игрового мяча на набивной.

Игра (25 мин.)

Правая сторона только подает (по 2–3 броска) и принимает. Если игроки левой стороны выполнят прием, перебросят мяч, то идет переброс до сетки. Нельзя: прижимать мяч к корпусу, бросать одной рукой и убегать к сетке для броска. После счета «10» подает левая сторона. Правая выполняет прием и броски. По ходу игры – знакомство с правилами подачи, переходов.

ЗАНЯТИЕ 6

Разминка (10 мин.)

Три круга свободного бега, после чего по 30 сек. – произвольные разминочные упражнения с предметами:

– cкакалки: с приставного шага переход на многоскоки;

– набивной мяч: броски двумя руками и одной снизу и сверху на 1,5 м вперед, не давая мячу падать;

– движения с игровым мячом; заканчиваются набросами и бросками для ускорений;

– упражнения для спины и рук: перекаты на матах, движения в парах с передачей набивных мячей в стороны;

– упражнения для ног: приседания у гимнастической стенки, выпады с мячом со сменой ног;

– знакомство с беговыми элементами: забрасывание назад голени; бедренный бег; подъем бедра во время бега; напрыгивание на две ноги с толчка двумя ногами.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Быстрота, ловкость (20 мин.)

Упражнения в парах на обеих сторонах площадки.

1. Двое со скакалками стоят на одной стороне площадки по центру сетки. По сигналу тренера один бежит в зону 5, второй – в зону 2 (не прыгая). Отсюда, уже на скакалках, быстро бегут из зоны 5 в зону 4, из зоны 2 в зону 1. Для увеличения плотности упражнений одновременно могут стартовать по две пары на каждой половине: от центра сетки и от лицевой линии. Во время бега надо быть очень внимательными, чтобы не столкнуться с другими участниками. Как только очередные пары убежали из центральных точек, другие тут же занимают их места. (Повторить 2–4 раза каждой паре).

2. Упражнение на ловкость из занятия 3.

3. Трое с обручами стоят на лицевой линии. По первому сигналу начинают их вращать на поясе. По второму сигналу останавливают вращение, берут обруч за середину и, перепрыгивая через обруч (как через скакалку), добегают до средней линии; коснувшись ее, возвращаются обратно – обруч катят перед собой (2–4 повторения).

4. Вдоль лицевой линии располагаются 3–4 игрока. По сигналу выполняют прыжок в длину, быстро садятся на пол, ноги вытягивают вперед; по второму сигналу быстро встают и делают рывок к сетке. Возвращаются шагом вдоль боковых линий, чтобы не мешать следующей группе, начавшей упражнение (2–4 повторения).

Передача (20 мин.)

1. Каждый с мячом. Техника передачи сверху: в пол, над собой. Сначала выполнить 10 передач игровым мячом, затем 5 – малым набивным, потом 50 передач у стены. Броски в стену до 20 раз, ловить широкой кистью. Передача снизу: контроль стойки и движений предплечий к мячу – 50 раз.

2. В парах. В центре площадки стоят скамейки. Игрок у сетки – с двумя мячами. Игрок в поле, за скамейкой, принимает наброс первого мяча, делает передачу (выброс), разворачивается, перепрыгивает через скамейку, принимает снизу наброс второго мяча. Упражнение можно упростить, поставив у сетки двух игроков с мячом, которые будут делать набросы поочередно. Выполнить 3 серии по 10 передач.

3. Это упражнение можно выполнять двумя способами:

а) в тройках. На левой стороне игрок стоит в центре площадки для приема бросков. Первый занимает место в центре площадки для приема бросков. На правой – двое с мячами (по три – у каждого). Один делает бросок через сетку от линии нападения, второй – из глубины. Смена в тройках после шести приемов;

б) на левой стороне – игроки в шеренге лицом к сетке. Первый игрок после одного приема мяча быстро убегает в конец шеренги, второй бросок принимает уже второй игрок. Это упражнение на быстроту переключений, внимательность и качество передач. Его можно выполнять как на количество бросков, так и на время.

ЗАНЯТИЕ 7

Разминка (10 мин.)

Свободный бег на два круга без предметов. Один малый – с предметами; начиная со второго, по сигналу тренера – движение с игровым мячом, выполнение остановки и свободные наклоны (4–6 раз) и снова бег.

На скакалках: приставные шаги, многоскоки вдоль сетки в быстром темпе.

С набивным мячом от лицевой линии – выпады (вдоль боковых линий) с двумя остановками для приседаний и выпрыгиванием из низкой стойки.

Вдоль сетки бег приставными шагами, мяч – на вытянутых руках.

Беговые движения: заброс голени, подъем бедра; бедренный бег с широким шагом.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Быстрота. Прыжки (15 мин.)

Все упражнения – в парах.

1. Один игрок стоит в зоне 2 лицом к сетке, второй – на лицевой линии, в зоне 1, с мячом. Тренер – в зоне 5. По сигналу тренера игрок из зоны 1 делает бросок вверх, игрок в зоне 2 разворачивается, бежит к мячу и ловит его. Игрок 1 после броска бежит на бросок тренера. (По 2–4 повторения).

2. Первые номера на лицевой линии делают передачи или броски в стену. Вторые стоят напротив них с мячами у сетки. По сигналу тренера первые останавливают броски, оставляют мяч на линии и бегут к сетке, к набросу мяча от партнера (по 3 раза).

3. Первые номера стоят с мячами на лицевой линии. Вторые сидят напротив у средней линии. По сигналу от лицевой линии первые бегут с мячом к сетке и передают его партнеру. Тот встает, бежит к лицевой линии, а передавший мяч садится на его место (каждое повторение – через 15 сек.).

4. Игроки находятся в зонах 1 – каждый на своей стороне, один из них – с мячом. Он двумя руками перебрасывает мяч через сетку в любую зону от игрока напротив и переключается на мяч, который катится по полу от тренера. Через две передачи игроки меняются действиями.

Передача (20 мин.)

1. Различные движения на отработку передач (5 мин.):

а) имитация движений при передаче мяча – от стойки до движения рук;

б) броски мяча у стены для работы широкой кистью;

в) передача снизу на месте и в стороны.

2. Работа в парах и тройках (10 мин.):

а) разминка на технику броска и укрепление пальцев: серии по 10 передач игровым и набивным мячом (до 1 кг);

б) групповые действия. Стоящие в колонне в зоне 6 игроки поочередно выходят к сетке, в зону 3, и, сделав передачу в зону 4, бегут в зону 4. Из зоны 6 в зону 3 выходит другой игрок. Ему наброс делает игрок из зоны 2. Игрок из зоны 3 выполняет передачу в зону 2 и бежит вслед за мячом.

Упражнение можно выполнять в различных вариантах:

а) игроки в зонах 4 и 2 делают смену после 5 передач;

б) меняются только игроки зоны 6, сделав передачу из зоны 3, они бегут вновь в зону 6;

в) игроки зон 4 и 2, сделав свои передачи, тоже убегают в зону 6.

3. Совершенствование передач снизу:

а) у стены индивидуально;

б) в парах;

в) в тройках.

Наброс мяча от сетки точно в руки принимающему. Броски через сетку несколько сложнее: у каждого из подающих по 3–5 мячей, которые отправить надо быстро.

Подача (20 мин.)

1. Броски двумя руками в стену (руки высокие, мяч ловить в кисти) – 10 раз.

2. Подброс мяча: выход в шаге с высокой рукой, удар в стену; главное внимание – не силе, а точности удара.

3. Подачи с площадки через сетку облегченными мячами.

Игра (25 мин.)

Два раза в одного игрока не бросать. Броски с линии подачи с двух сторон сразу после ошибки стороны, владевшей мячом.

ЗАНЯТИЕ 8

Разминка (10 мин.)

Свободный бег без предметов.

Бег в парах по кругу, взявшись за руки, приставными шагами. По сигналу тренера все останавливаются и, не расцепляя рук, делают быстрые вращения, переступая мелкими шагами. По сигналу продолжается бег приставными шагами еще на один круг. Следующий круг первые и вторые номера пар пробегают рядом. По сигналу тренера они останавливаются, берут друг друга за руки и повторяют вращение. По следующему сигналу заканчивают вращение и беговым шагом рядом друг с другом пробегают еще один круг.

На малом круге – бег со скакалками приставным шагом, многоскоки; броски игровым мячом в стену, продвигаясь по боковым линиям приставным шагом.

Продвигаясь вдоль сетки приставными шагами, подкидывать и ловить мяч одной высоко поднятой рукой.

Упражнения для укрепления мышц спины, плеч и рук: передачи набивным мячом в парах, барьерные наклоны на полу, наклоны у гимнастической стенки. Для ног: приседания, выпады, прыжки через скамейки, беговые.

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Ловкость (20 мин.)

1. В тройках. Один сидит на лицевой линии (пятки на линии), в 3 м от него по направлению к средней зоне лежит на спине второй (он будет делать «мостик»). В 3 м от второго (еще ближе к центру) стоит третий игрок и держит палку на средней высоте. По сигналу тренера первый быстро поднимается, бежит, пролезает под «мостиком» второго, прыгает через палку, добегает до сетки, касается средней линии и таким же образом возвращается обратно (2 повторения).

2. В парах. За лицевой линией лежат маты. Перед ними лицом к площадке – по одному игроку из пары с мячом в руках. Напротив них, в центре площадки, – вторые игроки с обручами. По сигналу тренера первые игроки делают перекаты, встают, катят мячи через обручи, пролезают за ними, задерживают мяч перед сеткой и таким же образом возвращаются назад. Смена – через 2 повторения.

3. Все стоят за линиями. В центре площадки тренер вращает вокруг себя скакалку. По его сигналу все вбегают в круг вращения скакалки и, стараясь не задеть ее, выполняют прыжки на заданной тренером высоте.

Разнообразить упражнение можно следующим образом:

а) игроки стоят спиной;

б) играют мячом о пол или над собой, а по сигналу с мячом входят в круг;

в) прыгают на скакалках, по сигналу оставляют их на полу и входят в круг;

г) сидят спиной к площадке, быстро встают, разворачиваются и входят в круг.

4. В парах: пары лежат в середине площадки (ступни ног одного партнера касаются ступней другого). Игрок, лежащий головой к лицевой линии, держит мяч на вытянутых руках. По сигналу тренера оба игрока быстро поднимают корпус, и первый передает мяч в руки второму. Затем оба встают и бегут без мяча к лицевой линии, а на обратном пути – к сетке – один из партнеров забирает мяч. Добежав до сетки, этот игрок разворачивается и бросает (катом) мяч партнеру, который должен немного отстать. Если мяч попал к другому, победа снимается или назначается штрафное очко.

5. Все участники занятия делятся на три группы. Каждая работает с одной из трех пар, вращающих скакалку:

а) быстро пробегает под скакалкой;

б) делает выход из-под скакалки после одного прыжка;

в) делает выход после второго прыжка с мячом в руках.

Передача (20 мин.)

1. Индивидуальные действия с мячами по заданию тренера (5 мин.).

2. Броски в стену (руки и кисти прямые, ладони раскрыты).

3. Передачи снизу: на месте, у стены, над собой, в поле. Усвоить горизонтальное положение рук в момент передачи мяча.

4. Передачи в пол (широкие кисти, мелкий шаг вперед, низкое положение мяча); передача сверху (чередование игрового и малого набивного мячей).

5. Упражнение выполняется на одной половине площадки. Двое стоят на одной боковой линии, двое в «коридорах» – на другой стороне – все с мячами. Остальные продвигаются колонне от центра лицевой линии по направлению к сетке. Передачи им идут от боковых игроков поочередно. Игрок идет на мяч приставными шагами. Смена – после 10 передач от стоящих на боковых линиях. Если передачи от игроков на линии плохие (это определяет тренер), они заменяются хорошими набросами.

6. Игроки располагаются в центре площадки:

а) делают передачи снизу к сетке, разворачиваются и вновь выполняют передачу снизу, но обязательно за лицевую линию, которая определяет качество доводки и высоту мяча (2–3 м). Смена среднего игрока через 10 передач;

б) эту расстановку применять для передачи только сверху, условия: оба крайних игрока делают только качественный наброс без своих передач;

в) в этой же расстановке чередовать передачу сверху игроку у сетки с приемом мяча снизу после наброса игроком от лицевой линии.

Выполнить по 10 передач в каждой из трех зон.

Подача (15 мин.)

1. Каждый с мячом выполняет броски в стену с расстояния 4–5 м. Контроль за техникой движения шага и броском прямыми руками.

2. Техника ударного движения в стену. Постановка левой ноги. Удар. Контролировать высоту руки и не увлекаться силой удара.

3. Удары через сетку с близкой позиции облегченным мячом. На другой стороне партнер ловит мяч и перебрасывает его через сетку.

Игра (25 мин.)

Игра 3х4 с бросками через сетку.

ЗАНЯТИЕ 9

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Быстрота, ловкость (15 мин.)

1. Бег на два круга с предметами. Движение индивидуально и в парах с мячами, скакалками, обручами на каждой боковой линии.

2. Упражнение выполняется в двух группах – каждая на своей половине площадки. На одной боковой линии – 4 игрока с палками, остальные в зоне 1. Бег с перепрыгиванием через палки (как барьерный бег). Лицевую линию проходить шагом. За это время игроки с палками перебегают на другую сторону и продолжается бег с прыжками.

3. Упражнения для спины: перекаты на матах в парах. Броски игрового мяча лежа, прямыми руками.

4. Упражнение для ног: приседания, выпады, многоскоки на скакалках.

Беговые упражнения с мячами на развитие ловкости (15 мин.)

1. Перед перекатом каждый отдает мяч тренеру. Сделав перекат, встает, выполняет ускорение на бросок, ловит первый отскок от пола (по 3 повторения).

2. В линию стоят: тренер с обручем в отведенной в сторону руке; двое вращающих скакалку; остальные – в колонне на прыжки. Каждый из колонны (друг за другом) сначала прыгает через скакалку, а затем через обруч (число прыжков – от одного до трех).

В это упражнение можно включить также прыжки через палку, перекаты.

3. В парах. Первый партнер с мячом у сетки, второй – в глубине площадки, между ними – скамейки. В течение 10 сек. второй игрок выполняет прием и броски, перепрыгивая через скамейку вперед и назад (по 3 серии).

Передача (15 мин.)

1. Отработка индивидуальных движений с мячом: проверяется правильность выполнения всех движений к мячу (5 мин.). Количество повторений не устанавливается. Главное – техника использования элемента.

2. В парах. Игрок у сетки делает по 5 набросов игроку в поле для приема сверху и снизу (в трех зонах по 10 передач).

3. Трое стоят у сетки с мячами, остальные – в колонне в зоне 5. Каждый игрок из колонны принимает мяч (и возвращает обратно) поочередно от каждого игрока у сетки в зонах 5, 6, 1 и возвращается в колонну. Количество передач от сетки определяет тренер.

Подача (15 мин.)

Броски в стену двумя руками. Ударные движения в стену для закрепления техники высокой руки и шага.

Игра (30 мин.)

1. Игра 3х3. Броски до первой потери с постоянным ускорением темпа. Потерявшие мячи – выбывают. Встает другая тройка.

Выполнение: тройка на левой стороне по лицевой линии делает перекаты и выходит в середину на поле; тройка с мячами на правой стороне сидит на лицевой линии, затем бежит к середине и делает броски. Упражнение выполняется по сигналу тренера. Победитель определяется после трех попыток. Затем – смена троек (все тройки могут сыграть между собой).

2. Игра 4x4. Расстановка игроков в зонах: 6, 4, 3, 2 – на каждой стороне. В зону соперника броски идут только в игрока зоны 6. Он делает бросок только в зону 3; игрок третьей зоны – в зону 4 (или 2, если игрок зоны 3 повернется к нему лицом). После каждого броска игроки быстро меняют зоны. Если игроки бросили мяч не в зону 6, а в игрока другой зоны, – это считается ошибкой.

ЗАНЯТИЕ 10

Разминка (10 мин.)

1. Два круга свободного бега; cкакалки, обручи, игровой и набивной мячи для движения по малому кругу.

2. Ускорения (построение в колонну):

а) из зоны 4 после выполнения оборота на 360° C ускорение к набросу тренера, который стоит у сетки (2–3 повторения);

б) первый выполняет бросок через сетку двумя руками и бежит к сетке на наброс мяча тренером; ловит мяч, отдает обратно и возвращается в колонну (2 повторения);

в) колонна – в зоне 1 лицом к стене; первый участник в 4 м от стены выполняет бросок в стену ударом средней силы, разворачивается и бежит на наброс мяча тренером, ловит его, отдает обратно и возвращается в колонну (2 повторения). При выполнении броска в стену стоящий сзади партнер находится на расстоянии не меньше 1 м.

3. Все игроки – с мячами в «цепочке». Напротив – тренер без мяча. Первый отдает мяч тренеру и получает ответную передачу. Одновременно с передачей тренера первому игроку второй делает тренеру свою передачу, а сам переключается на передачу от первого игрока. Тренер вновь возвращает мяч первому, сам получает передачу от третьего, третий – от второго, второй – вновь от первого. Таким образом, в игру включается вся «цепочка» игроков. Упражнение на внимательность, быстроту и качество броска.

4. Разминочные упражнения для спины, плеч, рук:

а) передача игрового мяча в парах в стойке;

б) броски игрового мяча, лежа на спине;

в) наклоны у гимнастической стенки.

5. Упражнения для ног: различные приседания у гимнастической стенки (на двух ногах, на одной, держась за рейки; напрыгивание на одну (поочередно на правую – левую) и соскок (3–4 повторения).

6. Выпады. Выпрыгивание с игровым мячом (до 8 раз). Прыжки в длину. Ускорение к сетке (до 4 раз). Прыжок с высоким подъемом бедра и приземлением на одну ногу.

7. В парах. Разбег с 2 м, прыжок через палку, разворот, вновь прыжок. Прыжок с высоким подъемом бедра и приземлением на одну ногу (без перерыва по 2 серии из двух-трех повторений).

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Быстрота (20 мин.)

1. Расстановка: игрок в зоне 1 без мяча, в зоне 5 – с мячом, в зоне 4 (тренер) – с мячом. По сигналу тренера № 5 делает наброс вверх и сразу бежит на прием мяча от тренера. Игрок № 1 по сигналу бежит на прием мяча из зоны 5. Смена зон – через 3 повторения.

2. По сигналу тренера № 5 бежит в зону 4, касается средней линии и бежит в центр к набивному мячу. Второй игрок от центра бежит в зону 1, касается лицевой линии, бежит к сетке, касается средней линии.

3. Три игрока сидят в центре площадки спиной друг к другу. По сигналу тренера быстро поднимаются и бегут в свои зоны, которые надо определить до начала упражнения (3 повторения).

Передача (20 мин.)

1. Индивидуальные задания на совершенствование техники передач: внимание – на движение ног, положение корпуса (5 мин.).

2. В парах: броски игрового и набивного мяча, лежа на спине (по 5 раз). Упражнение выполнять через каждые 7 мин. в элементе «передача».

3. В тройках: один игрок у сетки с несколькими мячами; двое других игроков – в глубине площадки. От сетки один наброс – высокий для игрока, который будет делать передачи сверху. Он стоит ближе к сетке. Второй наброс – низкий для приема снизу. Каждый, кто сделал передачу, отходит в сторону на шаг-два и быстро выходит на прием в свой момент. Игроки у сетки делают по 10 набросов. Происходит смена в тройках. (Выполнить по 10 приемов.)

4. В тройках: один стоит на левой стороне в поле, у него несколько мячей. Двое – на правой: один – у сетки с мячом, второй – в центре площадки. Слева идет бросок через сетку игроку справа для приема снизу. Если он это делает плохо, то лучше ловить мяч и сразу перебрасывать через сетку, а самому быстро переключаться на передачу сверху от игрока у сетки. Смена через 10 приемов игрока правой стороны.

Надо помнить: передачу снизу больше отрабатывать индивидуально у стены. Как элемент прием мяча снизу у начинающих волейболистов любовью не пользуется. И если при обучении не добавить эмоциональных моментов, оно будет скучным и неинтересным.

1. На расстоянии 3 м от стены лежат обручи. В них стоят игроки в широкой стойке, насколько позволяет обруч. На прямых вытянутых руках в широких ладонях лежит мяч. Движением ног руки бросают мяч с такой силой, чтобы он вернулся в кисти прямых рук. Высота броска в стену не выше головы бросающего мяч игрока. Делать столько бросков, пока не будет хорошего качества исполнения.

2. В парах. После двух бросков в стену игрок выходит из круга в сторону, а для приема мяча быстро входит в обруч его партнер. Мяч при отскоке от стены должен быть удобным для приема.

3. Три игрока стоят в центре обруча (у каждого – свой). № 1 выполняет передачи сверху, № 2 – передачи снизу над собой, № 3 – передачи (броски) снизу в стену. Смена – через 10 повторений.

Основные ошибки:

1. При передаче сверху руки или намного выносятся вперед, или остаются далеко за головой; во всех случаях передача игроком мяча идет по фалангам пальцев.

2. При передаче снизу руки ставятся выше горизонтального уровня, в результате чего мяч будет все время улетать за голову. При работе над передачей у стены броски мяча не должны быть как слишком сильными, так и очень слабыми, иначе правильной игры руками не получится.

Подача (15 мин.)

1. Броски мяча в стену двумя руками.

2. Удар в стену с шагом высокой рукой. Силу удара определять расстоянием.

3. В парах: игрок у сетки отрабатывает подачу в сторону стены, где стоит партнер. Смысл упражнения заключается в том, чтобы меньше бегать за мячом. Удар выполнять в партнера, который должен поймать мяч и сразу возвратить подающему. Смена через 5 подач.

То же движение через сетку: мяч возвращать партнеру только под сеткой. Смена через 5 подач.

Игра (25 мин.)

1. Три игрока на одной стороне, три – на другой. № 1 справа выполняет бросок через сетку в зону 5; № 5 – бросок через сетку в зону 6; № 6 – бросок в зону 1; № 1 – бросок в зону 5:

– прием броска идет только в кисти;

– каждый очередной игрок бросает в другую зону;

– игрок, не поймавший мяч, выбывает;

– игроки, оставшиеся в поле (один-два), продолжают бросать в разные зоны.

Побеждает тот, кто выбил всех.

2. Броски из глубины, подачи из укороченных зон: через два броска происходит смена.

ЗАНЯТИЕ 11

Разминка (10 мин.)

1. Два круга – свободный бег со скакалками, с большим мячом. Броски одной и двумя руками на 1 м вперед. На малом круге – движение с игровым мячом приставными шагами по лицевым линиям. Ускорение от своих набросов за мячом по большому кругу.

2. Упражнения для спины, плеч, рук:

а) броски мячей в парах: один – набрасывает, второй, лежа на спине, принимает;

б) наклоны: сидя на скамейках, руки сложены на затылке, локти разведены в стороны и не выходят вперед в момент наклона (в этом смысл упражнения);

в) на полу: «барьерные» движения ногами, можно добавить мяч;

г) у гимнастической стенки: одна нога – опорная, бедро другой лежит на рейке; выполнить по 2 наклона вперед с быстрой сменой ног и по 2 приседания (по 5 серий с каждой ноги).

Для ног: выпады с мячом, прыжки в парах через гимнастические палки, упражнения на растягивание со сменой ног на гимнастической стенке (уровень высокой эффективности упражнения – смена ног на третьей рейке).

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Ловкость, акробатика (15 мин.)

1. Индивидуальные перекаты на матах. Перекаты с двух сторон. Игроки стоят в шаге от мата.

2. Игроки делают 2 приставных шага, опускаются в низкую стойку и выполняют перекат.

3. Игроки стоят в 3 м от мата с мячом. Начинается разбег перед матом. Игрок бросает мяч вперед на средней высоте и сразу делает перекат.

4. В парах. Один игрок стоит перед матом с мячом, второй делает разбег, подбегает к мату, ловит низкий мяч от партнера, сразу бросает его и делает перекат.

5. В парах (3 пары одновременно). На лицевой линии 3 мата, перед ними – игроки; в центре площадки другая тройка лежит на спине. По сигналу тренера первые номера на лицевой линии делают перекаты, бегут к центру, пролезают под «мостики» своих партнеров, бегут к сетке, касаются средней линии, возвращаются обратно (по 2 повторения).

Передача (20 мин.)

1. Техника передач сверху и снизу; все передачи выполняются с установкой не на количество, а на качество движения (5 мин.).

2. В парах: игрок у сетки делает набросы на шаг-два в стороны на средней высоте; выход к мячу – приставным шагом. Смена через
10 передач с повтором в трех зонах (5 мин.).

3. В тройках: двое с мячами вдоль сетки, третий – в глубине площадки, между ними – скамейка. Игрок из глубины, приняв мяч от одного из игроков, делает обратную передачу снизу, перепрыгивает через скамейку, принимает другой мяч и выполняет передачу сверху. Смена через 10 передач (по 2 серии).

Подача (15 мин.)

1. 20–30 движений в стену:

а) бросок двумя руками с шагом; контроль высоты броска, ловля в открытые кисти;

б) ударные движения прямой рукой; внимание – на подброс мяча, высоту руки и четкое взаимодействие «шаг – удар».

2. В парах. Игроки у сетки в зонах 4, 3, 2 имеют по 3 мяча; в глубине площадки или около лицевой линии стоят партнеры.

Упражнение направлено на решение двух задач:

а) качественный прием снизу первого мяча и переключение на подачу, как только игрок у сетки сделает наброс этого мяча;

б) игрок сразу делает стойку для подачи, подает и переключается на второе наброс. После трех подач – смена.

Игра (30 мин.)

1. На левой стороне игроки располагаются в 6–7 м от лицевой линии, за спиной – скамейки, заходить за них нельзя. На правой стороне игроки стоят за скамейками в 3 м от лицевой линии. Игроки правой стороны касаются лицевой линии, выходят к скамейкам, ловят мяч и делают броски через сетку. Сразу вновь возвращаются к лицевой линии, касаются ее, выходят на второй прием броска. По 3–4 переключения. Смена в парах. (Если мяч не перелетает скамейку, его не играть.)

2. Варианты игры на усмотрение тренера.

ЗАНЯТИЕ 12

Отработка двигательных качеств и технических элементов

Быстрота, ловкость (20 мин.)

1. От лицевой линии три вида ускорения в парах:

а) сидя на линии, быстро встать, сделать рывок, прыжки через палку, рывок к сетке;

б) прыжки на скакалке, бег без нее, прыжки через палку, бег к сетке;

в) игроки лежат на животе, руки вытянуты на лицевую линию (все дальнейшие движения выполняются по сигналу тренера).

По сигналу тренера одновременно руки и ноги подобрать под корпус, быстро подняться на две ноги (обязательно), бег вперед, прыжок через палку к сетке.

2. В парах. Игроки встают внутри обруча. Задача: игрок № 2 должен точно подбросить мяч не выше 1 м в центре обруча и сразу выйти из него. Игрок № 1 быстро по сигналу тренера должен вбежать в обруч и поймать мяч. Качество выполнения определяется тем, как мяч подброшен игроком.

Это упражнение можно проводить также в тройках, четверках.

3. Вдоль одной боковой (ближе к центру) – двое с мячами, вдоль другой – двое с гимнастическими палками. В центре лицевой – свободный игрок. Свободный игрок делает рывок, перепрыгивает через палку, выполняет прием-передачу снизу от первого партнера, перепрыгивает через вторую палку, выполняет прием-передачу снизу от второго партнера (смена – через три серии). После выполнения этого упражнения – комплекс движений для спины и ног.

4. В парах. Один стоит с мячом, второй в 3–4 м от него лежит на спине, руки вытянуты за голову. Следует бросок мяча в руки, обратный бросок и переворот на полу. Стороны при перекатах чередовать. По 10 бросков: по 5 – игровым и набивным мячами.

5. Выпады с мячами от одной боковой линии к другой, возвращение трусцой (по 2 повторения).

6. Гимнастическая скамейка: смена ног на опоре с круговыми движениями рук.

7. В парах: один – с мячом, другой стоит без мяча в двух-трех шагах от мата. Рывок, перекат, подъем и быстрый выбор позиции на бросок товарища (по 2 повторения).

Передача (20 мин.)

1. Индивидуальная отработка техники передач (исправление ошибок по замечаниям тренера) – 5 мин.

В 1 м от сетки – игроки без мяча; напротив них, в глубине, игрок с мячом. Из глубины площадки он делает свободный наброс мяча с высокой траекторией точно туда, где стоит один из игроков. Перед броском игрок говорит, кому он бросает мяч, и этот партнер готовится поймать мяч. Сделав наброс, игрок меняет положение. Таким образом, каждый новый бросок выполняется им с другой позиции. Через 5 бросков происходит смена (по 2 повторения).

2. В тройках: один – в центре зоны 5, второй – в зоне 2, третий – в зоне 4. № 5 делает наброс в зону 3, к нему выбегает игрок из зоны 2 и делает передачу сверху игроку № 4. Этот игрок ловит мяч и делает наброс в зону 5. Игрок № 3, сделав передачу, быстро отходит в зону 2.

3. В четверках: после передачи из глубины в зону 3 игрок выполняет перемещение вслед за мячом. Если игроки освоили ловлю мяча открытыми кистями, можно делать броски через сетку с передачами в зоны 3 и 4, откуда идет переброс.

Подача (15 мин.)

Совершенствование ударного движения:

а) бросков двумя руками в стену;

б) удара бьющей рукой в стену;

в) подачи через сетку с укороченного поля.

Игра (35 мин.)

После каждого месяца обучения проверяются различные технические действия и уровень их исполнения. По различным заданиям тренера проводится двусторонняя игра.