Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

МЕТОДИКА: УРОК

Республика БАШКОРТОСТАН

Модульно-рейтинговая система оценивания

Опыт педагогов гимназии близок и понятен тем учителям физической культуры, которые оказались на этой «дороге» с большим количеством учеников, разных по способностям и интересам, в том числе и тех, у кого интерес к предмету еще не сформировался вообще. Как сделать так, чтобы в течение 45 минут все учащиеся работали одновременно, чтобы урок не только вооружал детей знаниями, умениями и навыками, но и проходил в атмосфере, способствующей тому, чтобы все происходящее на занятии вызывало у воспитанников искренний интерес, формировало увлеченность, развивало их творческое сознание? На наш взгляд, это возможно при условии внедрения в процесс обучения модульно-рейтинговой системы оценивания деятельности учащихся.

Цели

На протяжении 10 лет учителями физической культуры гимназии № 1 внедряется модульно-рейтинговая система оценивания деятельности учащихся с целью повышения интереса гимназистов к занятиям физической культурой. Благодаря этому удается реализовать следующие актуальные задачи:

  • повышение стимулирующего воздействия школьной оценки;

  • создание более благоприятного эмоционального фона оценивания;

  • дифференцирование школьной оценки;

  • разработка критериев оценивания умений и навыков учащихся по предмету «физическая культура» по десятибалльной шкале;

  • повышение объективности в оценивании деятельности учащихся на уроках физической культуры;

  • привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Методы

Модульно-рейтинговая система применяется в гимназии с 5-го по 11-й классы. В основе ее – индивидуальный подход к каждому учащемуся: учет возрастных особенностей, морфофункциональных качеств, физического развития.

В процессе урока ведется поминутный контроль за деятельностью учащегося. Оцениваются по десятибалльной шкале 5 основных позиций:

  • внешний вид;

  • дисциплина;

  • активность;

  • выполнение учебной нагрузки;

  • сдача контрольных нормативов.

Учебным модулем является каждый раздел программы: спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка – или учебная четверть в 5–9-х классах и полугодие в 10–11-х классах.

Если учащийся имеет соответствующую спортивную форму, на уроке активен, справляется с учебной нагрузкой, контрольные нормативы выполнены им на оценку «отлично», то его рейтинг за урок составляет 10 баллов.

В разработанном нами варианте предусмотрены как поощрительные, так и штрафные баллы.

Поощрительные баллы (+5 баллов) даются учащемуся за:

  • помощь учителю;

  • подготовку и уборку спортивного инвентаря;

  • выполнение большего объема учебного задания;

  • активность в течение урока;

  • хорошую дисциплину.

Гимназисты также могут получить дополнительные рейтинговые баллы за участие в спортивной жизни школы, выступая на соревнованиях, турнирах, конкурсах, участвуя в предметной олимпиаде.

Штрафные баллы назначаются за:

  • несоответствие спортивной формы (– 2 балла);

  • пропуск урока без уважительной причины (– 3 балла);

  • нарушение дисциплины (– 3 балла);

  • сдачу контрольного норматива на оценку «хорошо» (– 1 балл);

  • сдачу контрольного норматива на оценку «удовлетворительно» (– 2 балла);

  • сдачу контрольного норматива на оценку «неудовлетворительно» (– 5 баллов).

  • В итоге за урок учащийся может получить следующие оценки:

  • «5» («отлично») – за 90% набранных баллов (от максимума);

  • «4» («хорошо») – за 70% набранных баллов;

  • «3» («удовлетворительно») – за 50% набранных баллов.

Итоговая оценка за модуль выставляется учащемуся по аналогичной шкале. Итоговая оценка за год выставляется по сумме баллов за четверти или полугодия (модули). Недостающие баллы учащиеся могут набрать на дополнительных занятиях по физической культуре.

Результаты

Практика оценивания знаний учащихся по 10-балльной рейтинговой системе в нашей гимназии показывает, что данная система способствует успешной социальной адаптации учеников в социуме класса и гимназии. Результаты опроса гимназистов показывают нормализацию психологического климата на уроках физкультуры, где дети чувствуют себя более комфортно, так как требования соответствуют их физическим возможностям. Стало меньше пропусков уроков по неуважительной причине. Повысилась дисциплина, самоорганизация учащихся, возросла степень уверенности учащихся в своих силах, особенно у детей с низким уровнем физического развития, появилась потребность в самостоятельных занятиях. Возрос интерес к занятиям в спортивных секциях, в которых стали заниматься более 50% учащихся по сравнению с 32% до введения данной системы оценивания.

Применение модульно-рейтинговой системы оценивания при дифференцированном подходе к уровню физического развития учащихся позволяет повысить их интерес к занятиям физической культурой, что особенно важно для формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения. Полученные результаты показывают улучшение отношения учащихся и их родителей к ситуации оценивания знаний и умений школьников, обычно достаточно болезненной для многих. Деятельность каждого учащегося оценивается объективно, происходит стабильный рост качества знаний учащихся при стопроцентной успеваемости.

Сергей АНДРЮШИН,
МОУ «Гимназия № 1»
Городского округа,
г. Кумертау,
Республика Башкортостан