Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

МЕТОДИКА: УРОК

Республика БАШКОРТОСТАН

Физкультура и спорт – основа здорового образа жизни

Без чего нельзя жить, нельзя любить, нельзя быть красивым? Правильно – без здоровья. Ведь еще Сократ говорил, что здоровье, конечно, еще не все, но без здоровья все остальное – ничто. Трудно с этим не согласиться. Действительно, нет врага, равного болезни, нет друга, равного здоровью. Кому нужен больной отличник, впоследствии – работник с огромным багажом знаний, но обивающий пороги больниц, проводящий время на больничной койке, который не в состоянии применить свои знания на благо людей? Здоровье – бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить. В школе большую помощь в этом можем оказать именно мы, учителя физкультуры.
Слабое развитие физических качеств детей, снижение показателей их здоровья, а также стремление работать по-новому заставили меня пересмотреть свои взгляды на работу. Изучив методическую литературу, я начал использовать комплексный подход к развитию физических качеств и двигательных навыков учащихся. Основное внимание на уроках уделяю разностороннему развитию координационных и кондиционных способностей (скорости, силы, выносливости и гибкости).

Чтобы было полезно

На уроках используется комплексный подход к развитию физических качеств и двигательных навыков учащихся. Основное отличие комплексных уроков заключается в том, что в процессе одного занятия учащиеся одновременно выполняют упражнения из различных разделов программы. При разработке уроков планируется использование комплексов скоростных, скоростно-силовых, силовых упражнений, а также упражнений для развития специальной выносливости в беге с учетом учебного материала и раздела программы. Это позволяет избежать «сезонных колебаний» уровня развития физических качеств, обеспечивает их равномерное повышение от начала к концу учебного года и способствует повышению моторной плотности и интенсивности нагрузки на уроке.

В подготовительную часть урока включаются ходьба, бег, прыжки и упражнения, направленные на развитие статокинетической устойчивости, подвижности в суставах, силы мышц брюшного пресса и плечевого пояса.

Начало основной части урока отводится на обучение новому упражнению или совершенствование техники изученного. Вторая половина посвящается развитию физических качеств, где учащиеся сначала выполняют скоростно-силовые упражнения скоростной направленности и упражнения для развития специальной выносливости в беге, а затем собственно силовые упражнения.

Специальная разметка в спортивном зале и наличие достаточного количества инвентаря обеспечивают повышение моторной плотности урока. Разметка в спортивном зале для челночного бега позволяет выполнять беговые и прыжковые упражнения, разнообразные упражнения на технику перемещений в волейболе и баскетболе, проводить беговую подготовку на дистанциях 150–1500 м. На уроках используются специальные перекладины со ступеньками для улучшения силовых качеств слабо подготовленных детей.

Для систематического контроля физической подготовленности в каждом классе заведена рабочая тетрадь многолетнего учета. Данная методика позволяет осуществлять целенаправленное развитие физических качеств на всех уроках в течение учебного года, что способствует повышению эффективности учебного процесса.

Чтобы было интересно

Но знание различных методов и приемов еще не залог успешного проведения урока. Важно поддерживать интерес ребят к занятиям. Для этого нередко приходится импровизировать, отклоняться от намеченного плана. Часто уроки проводятся в игровой форме, особенно в младших классах, ведь известно, что все дети любят играть. В начале урока перед тренировочной работой объявляю, что, как только выполним это задание, будем играть в футбол, волейбол или во что-то другое. Так в ожидании игры ребята выполняют основательную тренировочную нагрузку.

Чтобы поддержать слабо подготовленных, имеющих различные отклонения в развитии учащихся, нельзя оставлять без внимания их даже малейшие успехи. Это помогает им поверить в свои возможности. Поэтому с каждым работаю индивидуально. Например, юношу, имеющего лишний вес, не заставляю подтягиваться перед всем классом (он и так чувствует себя неловко, стесняется своей полноты), а предлагаю ему выполнить задание с гирями, с которыми он на «ты», а потом даю индивидуальное задание на дом. Иначе можно надолго отбить охоту от посещения уроков физкультуры.

Поощряю систематичность и регулярность занятий физической культурой и спортом, умение самостоятельно заниматься. Помогаю строить самостоятельные занятия по избранному виду спорта, даю советы по подбору определенных упражнений для устранения отклонений в здоровье, недостатков телосложения, для развития силы. Знакомлю с нетрадиционными системами оздоровления Порфирия Иванова, Геннадия Малахова.

Чтобы спорт + физкультура = ...

Учебная работа находит свое продолжение во внеурочной деятельности. В спортивных секциях по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, теннису, лыжам, гиревому спорту занимаются 54% всех учащихся нашей школы. Для этого у нас имеются 4 площадки для мини-футбола,
2 баскетбольные и 2 волейбольные площадки, гимнастический городок, 2 спортзала, 4 теннисных стола. И вообще любой пустырь я стараюсь превратить в игровую площадку.

Для занятий силовыми упражнениями мной разработаны специальные комплексы упражнений с гирями на каждую учебную четверть с методическими указаниями, по которым ребята занимаются в секциях, дома и даже во время подвижных перемен. Для этого у нас имеются более 20 гирь.

Известно, что спорт и физкультура решают разные задачи. Нужен ли детский спорт? Конечно! Нужны соревнования, победы, медали. Это хорошая пропаганда и агитация для вовлечения в мир движения и здоровья. Нужны чемпионы, кумиры, чтобы было, на кого равняться, с кого брать пример. Учащихся, особенно младшего и среднего возраста, только простыми речами о здоровом образе жизни и призывами заниматься физическими упражнениями ради здоровья не убедить. Поэтому нужно проводить больше внеклассных мероприятий игровой направленности, где царит дух соперничества, сопереживания, взаимовыручки, дружбы. И уже во взрослой жизни приятные воспоминания, эмоции, пережитые в детстве, будут вновь тянуть их в спортзал поиграть в волейбол, потягать гири и др.

Но очень хотелось бы, чтобы у учителей физкультуры стремление во что бы то ни стало завоевать больше грамот, побед на соревнованиях, блеск медалей не затмили главного. Основное для нас не подготовка чемпионов, а здоровье наших детей, особенно слабых. А победы придут сами собой. Как говорится, где массовость, там и мастерство.

Особой популярностью в нашей школе пользуются соревнования по волейболу, баскетболу, теннису. Например, соревнования по волейболу проводятся в разных вариантах: среди смешанных команд классов (4 мальчика + 4 девочки), команд по параллелям (6-й «А» и 6-й «Б», 7-й «А» и 7-й «Б» и т. д.) и команд, в состав которых входят классные руководители. Такие соревнования сплачивают классный коллектив, сближают классного руководителя с ребятами. А классные руководители, испытав азарт спортивной борьбы, становятся лучшими помощниками учителя физкультуры.

Проводим также чемпионаты по футболу. У нас в школе есть своя высшая лига (старшие классы), первая лига (младшие классы). Команды младших классов могут перейти в высшую лигу, если обыграют своих соперников, а проигравшие вылетают в первую лигу. Ребята сами придумали названия команд, есть у нас свои «Локомотив», «Спартак», «Олимпик», «Реал», «ЦСКА» и др. Эти соревнования стараюсь проводить в несколько кругов: если проиграл в одном круге, то можно отыграться в другом. Ребята увлекаются, царит дух борьбы, азарт. Но главное на этих соревнованиях не чемпионские звания, а возможность вовлечь как можно больше детей в мир спорта, движения и здоровья, чтобы у ребят горели глаза при виде мяча.

Стало традиционным проведение Дней здоровья, самого веселого праздника «Масленицы» с блинами и спортивными играми, который не позволяет забывать народные традиции и обычаи.

В обычные дни зал работает допоздна: действуют спортивные секции, ведется подготовка к соревнованиям. В вечернее время спортзал посещают бывшие выпускники, проводятся товарищеские встречи и соревнования по различным видам спорта.

И тогда...

Эта повседневная работа дает свои результаты. По итогам комплексной спартакиады среди школьников команда учащихся школы является пятикратным чемпионом района. В течение ряда лет команда школы становится абсолютным победителем районных кроссов и соревнований по легкой атлетике. Наши легкоатлеты – участники и призеры республиканских соревнований.

Есть у меня и преемники. В настоящее время в спортивных вузах республики обучаются 4 выпускника нашей школы.

Особое внимание стараюсь уделять детям из неблагополучных семей. Они не имеют возможности купить спортивный инвентарь и спортивную форму, поэтому именно таким детям я в первую очередь стараюсь выдать лыжи, футбольные мячи, теннисные ракетки и многое другое. Такие дети, почувствовав доброе отношение, отеческое тепло, сопереживание, готовы часами проводить время в спортзале. Они приходят задолго до начала секции и уходят поздно вечером со мной, к сожалению, опять в тот же дом, где пьянство и брань. И все-таки, если удается оторвать от улицы хотя бы одного ребенка, у которого появится радость в глазах, ради этого стоит работать учителем. Ведь цена этому – целая человеческая жизнь.

Габдулла АХМАДУЛЛИН,
МОУ СОШ
с. Ангасяк,
Дюртюлинский р-н,
Республика Башкортостан