Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

МЕТОДИКА: УРОК

Республика БАШКОРТОСТАН

Использование информационных технологий на уроке физической культуры

В наш век информационных технологий у учителя появилась возможность проводить теоретические уроки по физической культуре, используя новые технологии и мультимедийные средства.

Наш проект теоретического урока создан при использовании учебников:

  • «Физическая культура» для учащихся 1–11-х классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.И. Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мейксона;

  • «Физическая культура» – учебное пособие для учащихся 1–11-х классов общеобразовательных учреждений под редакцией Р.Х. Яруллина, Р.А. Абзалова.

Содержание учебников было переложено на блок-слайды, адресованные учителю (для организации и проведения уроков теории по физической культуре) и учащимся (для самостоятельного изучения данных тем, для выполнения домашнего задания и подготовки к экзаменам, олимпиадам по физической культуре).

В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное (практическое) и наглядно-образное мышление. Теоретическое мышление в данном возрасте развито слабо, поэтому теоретические уроки проводятся больше в игровой форме. Ученики рассматривают рисунки, отвечают на вопросы, отгадывают загадки, выполняют физические упражнения, которые изображены на блок-слайдах. В ходе игры они приобщаются к миру движений, познают себя, тем самым начинают понимать суть здорового образа жизни. Использование в работе иллюстрированных цветных юмористических рисунков помогает узнать о своем организме, о значении физических упражнений, о современных Олимпийских играх и т.д. В школьной учебной программе для 1–4-х классов нами уделяется большое внимания темам: «Личная гигиена» и «Твой организм».

В среднем возрасте очень важны такие вопросы, как значение физической культуры для всестороннего развития человека, история развития физической культуры и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. В 8–9-х классах мы акцентируем внимание на морфофизиологических особенностях организма, тем самым прослеживаются межпредметные связи с анатомией и химией. Изменение строения мышечной ткани и опорно-двигательного аппарата под влиянием физических упражнений отражено в слайдах с учетом возрастных и половых особенностей учащихся. Большое внимание в блок-слайдах уделяется описанию упражнений для развития силы, выносливости, ловкости и скорости движений с учетом индивидуальных возможностей организма.

В старшем возрасте работа направлена в основном на выбор профессии, подготовку к будущей трудовой деятельности, организацию и проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также на успешную сдачу экзаменов по предмету «физическая культура». Программно-методический комплекс имеется на CD-диске и используется учащимися для самостоятельного изучения некоторых тем с использованием компьютера дома.

Наши разработки содержат материал разного уровня сложности, так как они адресованы учащимся с 1-го по 11-й класс с учетом возраста и степени подготовленности. После каждой темы приведены контрольные вопросы и электронный вариант тестирования. Основной акцент делается на осознанный подход к применению индивидуальных методик самосовершенствования и укрепления собственного здоровья за счет знаний, умений и навыков, полученных на теоретических уроках с использованием слайдов.

Данный проект теоретического урока по физической культуре апробирован на районном и республиканском конкурсах.

А.И. ЗИЯТДИНОВА, Л.Г. ЕРЕМИНА,  А. АСХАТОВ,
ТГГПУ,
г. Казань