Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

МЕТОДИКА: ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Республика БАШКОРТОСТАН

Урок физической культуры глазами художника

Работая в школе, я столкнулся с проблемой неготовности учащихся выполнять упражнения на гимнастических снарядах ввиду слабой силовой подготовки. На основе бодибилдинга мной создана система занятий на тренажерах для учащихся школы и написана книга «Силовая подготовка и коррекция осанки учащихся старшего школьного возраста на уроках физкультуры».

В настоящее время я пишу книгу «Сильные мира» – о чемпионах Республики Башкортостан в силовых видах спорта.

Свою главную задачу я вижу в том, чтобы привить любовь к физкультуре. Со временем часть учебного материала забудется учащимися, а любовь к физкультуре и спорту останется навсегда.

Очень важно, чтобы учащийся провел время занятий на высоком эмоциональном уровне.

В своей практике я столкнулся с некоторыми перегибами в преподавательской деятельности, например, в качестве дисциплинарного наказания учителя лишали учащихся двигательной активности, записывая замечания в дневники.

Когда в школе проводили социологическое исследование, на вопрос, что важнее: профессионализм или доброе отношение учителя, учащиеся выбрали второе. Над этим стоит задуматься.

Работая в школе № 107, я превратил урок в игру. Учащиеся начинали урок во время перемены, и заканчивался он во время следующей перемены. Они осваивали программу, даже не задумываясь об этом. Когда спортивный зал был закрыт на ремонт, а лыжная база отсутствовала, мы играли в раздевалке в шахматы и в настольный теннис. Я никогда не думал, что учащиеся настолько могут этим увлечься. Я не боялся им проигрывать, и это правильно.

Придя работать в другую школу, заметил, что здесь отсутствовала олимпийская атрибутика (флаги, музыка и т.д.). Прежде всего я нарисовал олимпийский флаг, включал гимн и проводил мероприятия. Это было очень эффектно.

Особое значение для нашей работы имеет оборудование спортивного зала и оснащение тренерской комнаты. Вся наглядность должна быть яркой, красочной и привлекать к себе внимание. А тренерская комната – чистой, светлой, без нагромождений и запаха табака. Учащиеся, входя в зал, попадают в храм здоровья, а мы должны пропагандировать здоровье.

Проводя уроки в младшей школе, я столкнулся со стандартностью мышления преподавателей. Мне говорили, что проводить уроки, как проводил я, – нельзя. Во время разминки я использую имитацию движения таких животных, как страус, медведь, лягушка, заяц и т.д. Эти задания вызывают у детей массу эмоций, что особенно важно для нашего предмета. Что касается разминки, которая выполняется под счет, проводить ее традиционно мне скучно, поэтому я выполняю ее, имитируя движения спортсменов в различных видах спорта, таких, как плавание, танцы, штанга, каратэ, бокс. Разминку я всегда стараюсь проводить под музыку. Не каждый преподаватель имеет смелость показать эти движения. Не надо бояться быть смешным: если ученики смеются, они смеются не над вами, а потому что им весело.

Очень важно знать психологию отношений между учителем и учащимся, особенно в старших классах. Здесь не должно быть подкалывания, сарказма и направленных анекдотов. Ребята достаточно взрослые и обижаются на это.

Однажды на тренировке ученица сказала, что мне надо было быть клоуном. Сначала я это воспринял с обидой, но впоследствии понял, что это высшая оценка наших с ними отношений.

Учителя стараются взять максимальное количество часов, что приводит к собственному выхолащиванию. Приходя на урок, учитель должен обладать достаточной энергией, чтобы отдавать ее детям.

Работа в течение многих лет на одном месте и в одной должности приводит к тому, что учитель перестает быть активным, творческим и с трудом меняет свое отношение к происходящему.

Только тот учитель, который может интересно организовать процесс обучения и воспитания, творчески подходит к своей работе, может требовать от учащихся высоких показателей. Очень полезно посмотреть на себя со стороны. Тогда вы увидите возможности для воплощения инновационных идей.

Александр КАЗИН,
СОШ № 18,
г. Уфа