Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

МЕТОДИКА: ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Республика БАШКОРТОСТАН

Физическая культура, а не двигательная активность

Многие люди: педагоги, директора школ, ученые – считают, что уроки физической культуры должны быть направлены на развитие двигательной подготовленности. Сторонники этой идеи убеждены: на уроках физкультуры нужно организовывать бесконечную беготню с целью удовлетворения естественных двигательных потребностей детей. Некоторые даже предлагают увеличить количество уроков физической культуры до 3–4 в недельном цикле занятий.

На мой взгляд, это неверно, более того, противоречит основной цели уроков физической культуры. Эти уроки носят образовательный характер и дают образование детям наравне с другими общеобразовательными дисциплинами – такими, как математика или русский язык. Что же касается удовлетворения двигательных потребностей детей, для этого существуют различные формы дополнительного образования по физической культуре, так называемая внеклассная форма занятий.

Скажу еще более жестко. Увеличение количества уроков физической культуры в недельном цикле занятий будет противоречить международному стандарту образования по физической культуре. Количество уроков по всем предметам строго регламентировано. Поэтому увеличение уроков по физической культуре звучит абсурдно, ибо за счет какого-то предмета уроки физической культуры увеличивать нельзя.

Уверен, что сегодня главное – сохранить ценз уроков физической культуры, ибо это единственный общеобразовательный предмет, который служит формированию образованности по физической культуре.

На протяжении многих лет возникают постоянные противоречия между учителем физической культуры и учащимися, обучающимися, как правило, на «отлично». Эти дети по уровню физической подготовленности слабее, чем остальные, поэтому им сдавать конкретные учебные нормы порой не по силам. Чтобы разрешить эту ситуацию, сотрудниками Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета было предложено оценивать не выполнение абсолютных учебных норм, а успехи детей в течение учебного года. На основе этого принципа была разработана программа по физической культуре.

Согласно этой программе педагог несколько раз в учебном году принимает нормативы и по их изменению определяет оценку. Этот способ оценки двигательной подготовленности учащихся является справедливым и, как правило, полностью исключает конфликтные ситуации между учащимися, учителем и детьми, а также между преподавателем физической культуры и родителями. Данная программа позволила разрубить гордиев узел, сложившийся за долгие годы в нашей школьной практике.

Кроме того, в новой программе предусматривается увеличение объема теоретических сведений, что позволяет значительно поднять физкультурную грамотность учащихся, повысить их осведомленность по различным аспектам формирования физической культуры личности. В сетке часов этой программы предусматриваются специальные теоретические уроки по основам физической культуры. Количество этих уроков из класса в класс увеличивается, а в старших классах доходит до 10 уроков по теории физической культуры в год.

Ринат АБЗАЛОВ, д.б.н.,
декан факультета физической культуры ТГПУ,
г. Казань,  Республика Татарстан