Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

МЕТОДИКА: ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Республика БАШКОРТОСТАН

О самом наболевшем,

или Чего не хватает учителю физкультуры

Рифад ВАЛИАХМЕТОВПочти половина всех присутствовавших в зале – бывшие ученики и студенты Рифада Миниахметовича ВАЛИАХМЕТОВА: многие годы он был деканом факультета физической культуры БГПУ.
Его доклад слушали, затаив дыхание. Может, потому, что речь была интересной, правдивой, увлекающей за собой каждого слушателя. А может, потому, что докладчик одновременно демонстрировал фильм о школе и об уроках физической культуры – без звука, но оторваться было невозможно, нельзя было и начать заниматься какими-нибудь посторонними делами.
Все смотрели, слушали, думали.

Ежедневно в связи с временной нетрудоспособностью не выходят на работу примерно 4 млн. человек. Около 60% учащихся болеют респираторными заболеваниями, примерно 20% имеют избыточный вес, 43% учеников страдают различными хроническими заболеваниями. Количество здоровых детей за годы обучения в школе сокращается в 4 раза.

Ребенок в школе обучается 11 лет – на эти годы приходятся самые благоприятные периоды жизни для того, чтобы человека из больного сделать здоровым, из физически неподготовленного – крепким. История знает немало случаев, когда ребенок, имевший значительные отклонения в состоянии здоровья, впоследствии становился чемпионом, победителем Олимпийских игр.

Как известно, работа по физическому воспитанию в школе идет по двум направлениям: это уроки физической культуры и внеклассная работа. Из этих форм самой заметной является внеклассная работа: как правило, в подавляющем большинстве внеклассных мероприятий участвуют дети здоровые, шумные, живые. В этой работе и кубки, и грамоты, иногда информация о ней попадает в печать. Речь идет о спортивных секциях, болельщиках и, естественно, здоровых детях.

Что значит иметь много грамот, кубков, дипломов в условиях городской школы? Для этого достаточно пустить в нее для тренировок одну-две детские спортивные школы. Причем есть такие спортивные школы, где учащиеся могут с успехом закрыть 50% видов спорта, представленных в спартакиаде города. Никто не сомневается: если создать элементарные условия в общеобразовательной школе для спортивной школы по гребле, то успех в спартакиаде обеспечен.

Мне довольно часто приходится бывать в школах Уфы, городах и селах республики. И почему-то всегда, когда речь заходит о физической культуре в школе, учителя и особенно директор школы демонстрируют гостям добытые в соревнованиях грамоты и кубки. И никогда никто еще не сказал: «У нас в школе почти нет детей специальной группы, а количество учеников подготовительной группы сократилось по сравнению с предыдущими годами в 2–3 раза. Ежемесячно мы проводим соревнования, в которых участвуют абсолютно все дети школы, а освобожденные на данный момент школьники обслуживают соревнования. В школе введен третий урок физкультуры, и мы сейчас думаем уже о четвертом уроке» и т.д.

Почему-то никто не ведет разговор о качестве преподавания. А когда разговариваешь со студентами-заочниками на семинарских занятиях, они тоже ни разу не сказали, что у них в школе кто-то проводит урок оригинально. Несмотря на то, что в газете «Спорт в школе» неоднократно поднимался этот вопрос, к сожалению, все-таки до сих пор не продумана система оценивания работы учителя физической культуры.

Все прекрасно знают, что успех школьной физической культуры во многом зависит от связки: ГУНО – директор школы – учитель физической культуры. И, если где-то рвется цепочка, кто-то кого-то не уважает или недопонимает, страдают дети. Для нас, работников физической культуры, была бы идеальной связка, когда директором оказался бы учитель физкультуры. Такая связка образовалась в школе г. Мелеуза. И до этого момента школа была на хорошем счету, но с приходом туда в качестве директора нашего выпускника она должна сделать новый качественный шаг.

В настоящее время ситуация в уфимских школах с посещаемостью уроков физической культуры просто катастрофическая. Можно зайти в любую школу, на любой урок и в любой класс. Там будет присутствовать максимум 75% учеников от общего списка (речь идет об учащихся 7–11-х классов). Причем многие ребята отсутствуют без уважительной причины. Факт остается фактом: как не было ученика на уроке, так и нет, в результате он не получит той мышечной радости, которую может дать только работающая мышца. Кстати, уже давно учеными выделен ген, отвечающий за желание заниматься физической работой. Чем больше тренируешься, тем больше хочется это делать, и стоит только по каким-либо причинам прекратить заниматься физической культурой, как автоматически пропадает и желание заниматься спортом.

Что же предпринять нам, работникам физической культуры, чтобы учащиеся посещали уроки, любили наш предмет?

У детей должна быть мотивация – желание идти на урок. Создание мотивации – процесс длительный, в котором должны участвовать семья, родители, детские сады. В условиях школы с первых дней нужна активная работа в этом направлении. Ученики должны понять, что их здоровье – в их руках.

Необходимо организовывать встречи родителей и детей с лучшими спортсменами региона, города, села, а также с врачами. Уроки физкультуры должны проводиться в приспособленных помещениях. Учащимся начальных классов нужно предоставлять самый лучший спортивный зал школы, лучшее время и т.д. Учителя физической культуры должны рекомендовать им интересные телепередачи для просмотра.

И главное: уроки физкультуры должны быть интересными. Дети должны с нетерпением ждать следующего урока. И вот здесь – парадокс: вместо того, чтобы начальные классы обеспечить самыми лучшими специалистами, зачастую именно там уроки ведут учителя, не имеющие специального образования, люди, которым не нашлось места для работы в старших классах.

И опять одной из причин, наверное, является то, что труд учителя физической культуры в начальных классах не замечают. Среди детей этого возраста не проводятся соревнования. Даже завуч школы в лучшем случае заглянет в спортивный зал один раз в год, не говоря о директоре. Поэтому, что бы ни делал учитель физкультуры – правильно, неправильно, – все это остается за закрытыми дверями спортивного зала.

Я столкнулся с такой картиной. Прекрасная школа, имеющая несколько спортивных залов, в том числе и зал для занятий детей начальных классов. Но в этом спортивном зале не было ни одного гимнастического мата, а пол представлял собой каток, на котором не только бегать – ходить очень опасно. Какой уж здесь разговор о самых любимых детьми эстафетах? Баскетбольные же кольца в этом спортивном зале были на высоте 3 м 05 см – как для взрослых. А ведь в программе начальной школы есть раздел «Изучение и совершенствование техники игры в баскетбол».

Говорят, что учитель физической культуры должен быть артистом. Я с этим согласен: очень много тонкостей должно быть в арсенале учителя физической культуры для того, чтобы урок превратился в спектакль, чтобы всем было весело. Но артисты же ежедневно не выступают по 5–6 часов подряд. У артиста есть выходные дни – у учителя физкультуры, особенно сельского, таких дней нет.

Поэтому было бы целесообразно поставить вопрос так, чтобы учитель физкультуры вел, к примеру, 14–16 часов уроков, а остальное время занимался бы вопросами организации спортивно-массовой работы, и тогда... Может быть, он нашел бы время, чтобы организовать зарядку до занятий, обучить преподавателя начальных классов методике проведения физкультминутки, организовать с участием старшеклассников большие перемены с элементами спорта и т.д. Ведь мы все знаем, что, к сожалению, большая часть советов гигиенистов, ученых, передовых педагогов не выполняется.

Как-то лет 15 тому назад мне пришлось поехать в Санкт-Петербург в Институт физической культуры имени Лесгафта. Со мной поехал учитель физкультуры одной из школ Уфы Валентин Николаевич Семенов. Он отличался не только высокой работоспособностью, умением увлечь ребят и разговаривать с вышестоящим начальством, но и умением добывать средства для расширения материальной базы школы. Только благодаря ему была построена прекрасная ледовая площадка в школе № 96, работавшая в зимнее время 24 часа в сутки. Он же помог построить в школе прекрасный стадион. В институте физкультуры, который он окончил, было много его одноклассников. И вот вместе с ним мы знакомились с работой института. Когда мы заходили в очередной кабинет, он протягивал руку: «Учитель физкультуры Семенов». Эти слова невозможно забыть, с такой гордостью он их произносил.

Наверное, учителя физической культуры столкнулись еще с одной проблемой – проталкиванием в учебный процесс восточных единоборств. Что они дают для здоровья? Я долгие годы работал деканом факультета физической культуры, мои студенты занимались самыми разными видами спорта, и на их примере я знаю, какую «пользу» приносят единоборства для здоровья подрастающего поколения. В них вырабатывается жестокость, ненависть, стремление добиться победы любой ценой. Тем временем в школах начинается распространение этих видов спорта, и забываются такие традиционные виды, как легкая атлетика, лыжный спорт и т.д.

Наш университет является одним из вузов страны, который ввел в учебный процесс русскую лапту. Изучив эту игру, мы пришли к мнению, что трудно найти что-то более оригинальное, интересное, чтобы дети испытывали радость при занятиях и долго обсуждали после каждого урока перипетии игры и игровые ситуации. Когда мы рекомендуем русскую лапту, исходим еще и из того, что для игры в нее практически ничего не нужно: только теннисный мяч, который стоит 5 рублей и есть в каждом магазине, и бита. Когда у нас еще не было опыта, мы для биты использовали третью часть лыжи.
20–25 мячей и 5–6 бит – вот и все, что нужно для проведения урока по лапте.

В Республике Башкортостан о лапте говорится много: проводятся семинары, конференции. Но как-то в беседе со студентами-заочниками 5-го курса я попросил их честно сказать, кто из них ввел бы в учебный процесс русскую лапту. Из пятидесяти присутствующих подняли руки шесть человек. Шесть человек в республике, где русская лапта уже введена и в спартакиаду школьников, и в спартакиаду высших учебных заведений! Почему? Не знаю.

Правда, некоторые в свое оправдание сказали, что русская лапта не упоминается в федеральной учебной программе, но с тех пор, как рекомендована федеральная программа, уже вышли сотни авторских программ, и они тоже после утверждения имеют право на жизнь. Некоторые педагоги объясняют свою позицию еще и тем, что им не хватает времени на решение других проблем, например, на прохождение программы и на развитие таких качеств, как сила, ловкость, быстрота.

Кто из ученых сказал, что развивать скорость можно, только пробегая 20–30 раз отрезки по 15–20 м2 А разве нельзя, играя в лапту, развивать физические качества? Разве, пробегая 25 раз по 50 м, падая, вставая, меняя скорость и направление, мы не развиваем скорость? А разве для того, чтобы пробить мяч, не нужны сила, точность, ловкость?

В последнее время в научных журналах, в материалах газет неоднократно мелькала мысль о том, что что-то необходимо делать с той системой уроков физкультуры, которая сейчас используется. Рекомендуется начать преподавание физической культуры по интересам, т.е. чтобы ребенок мог сам выбрать тот вид спорта, которым бы он хотел заниматься.

Автор этой идеи преследует, как мне кажется, благую цель: занятия по интересам будут привлекательнее для школьников. Посещаемость занятий, а вследствие этого и физическая подготовка, значительно улучшатся. Два года назад я тоже ухватился за эту мысль, но, когда попытался реализовать ее в одной из школ Уфы, понял, что этот вопрос пока нерешаем или, во всяком случае, его можно решить только в школах, где есть идеальные условия для занятий: рядом лесной массив, школьный стадион, 2–3 спортивных зала и количество школьников до 500 человек. В настоящее время по непонятным причинам среди преподавателей физкультуры в одной школе могут работать несколько человек с одинаковой специализацией, например баскетбол или волейбол, и никто из них не захочет вести секции легкой атлетики или лыжного спорта.

И последнее, что мне хотелось бы отметить, – это ситуация, которая сейчас наблюдается со школьной физкультурой Уфы. Как известно, население города составляет примерно треть населения республики. В городе более 160 школ, в них работают около 500 учителей физкультуры. И вот эта масса детей и преподавателей, как мне кажется, не совсем организована.

В ГУНО нет людей, которые бы отвечали за этот крупный раздел работы. В течение года Министерством образования проводится большое количество соревнований. Такие города, как Стерлитамак, Салават, Октябрьский, несмотря на свои меньшие возможности, считают необходимым участвовать во всех соревнованиях. А учителя физкультуры Уфы (вероятно, во многом вследствие своей неорганизованности) считают возможным некоторые соревнования игнорировать. Например, не участвуют в конкурсе «Учитель года по физкультуре», в олимпиадах по предмету «физическая культура», многие районы Уфы не предоставляют отчеты о проделанной работе, а проводимые соревнования организованы плохо, с большими нареканиями участников соревнований. Ежегодно проводимые августовские совещания, как правило, проходят без участия работников ГУНО. Учителя физической культуры жалуются, что среди них очень мало отмеченных премиями, званиями, грамотами. Среди семи учителей физкультуры Республики Башкортостан, награжденных премией в 100 тысяч рублей, нет ни одного учителя физкультуры из Уфы.

Рифад ВАЛИАХМЕТОВ,
зав. кафедрой теории и методики физической культуры БПГУ,
к.п.н.,
г. Уфа