Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ШКОЛА

Республика БАШКОРТОСТАН

Путешествие по Республике Башкортостан

Остановка первая: г. Мелеуз, МОУ СОШ № 1,

или Замкнутый круг круговой тренировки

Николай Иванович Антошкин уверенно вошел в небольшой спортивный зал. Небольшой? Скорее – маленький: в зале размером 8?18 м занимались 13 мальчиков и 12 девочек из 7-го класса. Все рослые, хорошо развиты физически. Трудно представить, как на таком пространстве могут заниматься физической культурой столько людей одновременно. Но ни учеников, ни учителя это не смущало.

Динамичная семиминутная разминка: построение – объявление задач урока – ходьба – бег – ходьба – наклоны – приседания – чередование упора присев и упора лежа – прыжки со сменой положения ног – наклоны... Все в хорошем темпе, видно, что работа привычна для ребят.

Одно «но». Лица у детей напряженные. Радости от движения не получают? Еще бы: на маленьком пространстве еще и несколько гостей расположились, смотрят за их уроком. Быть гостем на любом занятии трудно, а на уроке физкультуры в небольшом спортзале – особенно. Кому приятно, что кто-то наблюдает за движениями твоего тела, осанкой, прыжками с близкого расстояния, что-то записывая и переговариваясь?

Тем временем педагог разделил класс на группы по 3–4 человека, объяснил, что должна делать каждая группа на этапах круговой тренировки:

  • прыжки в длину с места (8–10 прыжков каждый, обратить внимание на приземление);

  • лазание по канату (2–3 раза каждый, в три приема, спуск медленно);

  • прыжки боком через скамейку (3х10 прыжков, ноги вместе; после 10 прыжков – отдых);

  • наклоны вперед на индивидуальную гибкость (ИГ) (по 2 подхода, можно помогать друг другу легким давлением на спину);

  • подтягивание (мальчики), отжимание (девочки), можно помогать друг другу;

  • поднимание туловища лежа на спине (30–40 раз, ноги согнуты, руки в «замок» за голову);

  • прыжки со скакалкой (150 раз, средний темп).

Группы начали работу. Уже через 5 минут дети начали оживать, появились на лицах улыбки. Еще 20 минут спустя все были разгоряченные и довольные. Может, про нас забыли? Или адекватная нагрузка прибавила хорошего настроения?

По команде учителя быстро убрали инвентарь. Мальчики бегут по кругу с ускорением (три круга), девочки внутри круга делают упражнения на растяжку. Потом – наоборот. Эта работа заняла еще 10 минут.

В конце урока мальчикам дана команда: взять баскетбольные мячи, 2 минуты – броски в кольцо (благо, их в этом небольшом спортзале четыре). Девочки в это время разговаривают с учителем: «Обратите внимание на свои сегодняшние результаты. Скоро – «Президентские тесты», от школы, скорее всего, ваш класс будет выступать. Так что постарайтесь добиться максимальных результатов, для этого нужно будет основательно и дома позаниматься. Кому нужна моя консультация, подходите».

Через 2 минуты девочки начали бросать мячи в корзины, мальчики – слушать советы и наставления учителя.

Упражнения на расслабление... Урок окончен.

Ребята ушли с урока радостные. Нагрузка была такая, какая нужна. Не маленькая, не чересчур большая.

Мы зашли в тренерскую. На полках – коньки: «Нам недавно купили! Ребята берут напрокат, когда хотят в хоккей поиграть». На стенах – фотографии учеников: «А это наши чемпионы. Мы каждый год в школе проводим конкурс «лучших лыжников» и десятку победителей фотографируем. Они все здесь, мои чемпионы, а вот их результаты, с первого класса», – Николай Иванович открывает пожелтевшие тетради. Там ровными рядами записаны фамилии учеников и их достижения. Около 40 лет он работает в школе и сохранил все тетради с результатами, все фотографии лучших учеников – на стене.

Спрашиваю, есть ли у него свои, особенные методы. «Да нет, пожалуй. Просто надо быть поближе к ребятам».

Идем по школе. В ней есть еще один спортзал – кабинет начальной школы переделан в место для спортивных занятий. Все оборудовано аккуратно, с любовью: каждый сантиметр имеющегося пространства используется с максимальной выгодой. Рядом – небольшой кабинет с двумя тренажерами. «Их нам тоже подарили. Здесь занимаются учителя школы, заранее записываются по четыре человека. Двое разминаются в зале, двое – на тренажерах, потом наоборот».

Многие сегодняшние учителя – бывшие ученики Николая Ивановича. Это он приучил всех заниматься физической культурой. Завуч школы рассказала, что даже на встречах выпускников ребята чествуют своего учителя физкультуры больше, чем других.

Обсуждаем последнюю тему: результаты работы.

Спортивные кубки, которые гордо расположены в вестибюле, были заметны сразу. «А вот победить в республиканских соревнованиях по «Президентским тестам» никак не можем. Не обойти нам стерлитамакскую школу № 32 и салаватский лицей № 8, никак не обойти. Ну да ладно, главное – дети у нас какие хорошие!»

Дети – они везде хорошие. Что же за школы такие, которые никак не могут обогнать ученики Николая Ивановича?

Остановка вторая: г. Салават, лицей № 8,

или Неспортивная школа

Довольно скоро выяснилось, что после Мелеуза мы отправляемся именно в лицей № 8 г. Салавата. Оказалось, что там очень плохая экологическая обстановка: нефтехимкомбинат выделяет много вредных веществ в атмосферу, а из прибыли, которую он дает, лишь малая доля достается самому городу.

Да, в таком месте здоровью детей нужно уделять особое внимание.

Школа встретила гостей радушно, искренне гордясь и спортивной базой, и условиями, которые там созданы, чтобы все ученики могли заниматься физической культурой и спортом.

Школа была открыта в 1964 г. Для начала построили хорошую спортплощадку, потом организовали регулярное посещение всеми классами только что построенного в городе бассейна... Довольно скоро в эту школу стали приходить дети, чьи родители особенно ценили созданную в школе возможность заниматься спортом – в свое удовольствие! В школе начали открывать спортивные классы.

В 1994 г. Министерство народного образования утвердило школу № 8, возглавляемую Галиной Андреевной Ивановой, как экспериментальную площадку новой модели спортивного лицея.

Уроки физкультуры там даются в таком же объеме, как и в других общеобразовательных школах, но кроме них прямо в здании лицея работает такое количество спортивных секций (за счет системы дополнительного образования), что кажется, будто ты находишься в образовательном учреждении с углубленным изучением этого предмета.

В лицее работают два прекрасных спортивных зала, один из них введен в эксплуатацию в 1999 г. На республиканском конкурсе «В спортивный зал – за здоровьем» спортзал лицея занял 1-е место.

В 10-м и 11-м классах открыт профиль: физическая культура. Ученики этих классов могут свободно поступать в вузы и средние специальные учебные заведения, которые готовят учителей и тренеров.

В настоящее время главной направленностью лицея является непрерывная подготовка специалистов по физической культуре: 223 выпускника школы закончили физкультурный техникум или учатся в нем.

Среди лицеистов есть замечательные спортсмены. Это Антон Есин – мастер спорта международного класса; Семен Евграфов, Алик Фаткуллин, Евгения Григорьева – мастера спорта по акробатике; Анна Моргунова, Динара Галиева – мастера спорта по полиатлону; Илья Шмаков – член сборной России по дзюдо. Имена выпускников лицея: Жанны Нигматуллиной, Владимира Ибряева, Галины Салынской и многих других – знают не только в городе, но и в республике.

Вот как описывает работу школы учитель физической культуры, куратор лицея № 8 по физической культуре и спорту Н.С. Рогожина:

– Главная направленность лицея – спортивная, оздоровительная. Педагогический коллектив лицея понял, что физическое воспитание – это не только один из предметов учебного плана, это особенная дисциплина, потому что ее средства (физические упражнения) одновременно воздействуют и на тело, и на мышление, и на сознание человека.

Мы стремились поставить дело так, чтобы родители и сами школьники проявили участие в укреплении здоровья, чтобы здоровый образ жизни стал внутренней потребностью каждого лицеиста.

В начальной школе введен курс «Я и мой мир» как обобщение предметов учебного цикла (автор – Н.И. Элиасберг, г. Санкт-Петербург, государственный университет). Есть кружки по общей физической подготовке; с учащимися первых классов ведутся аутотренинговые занятия; регулярно проводятся родительские собрания по проблеме «Физическое и нравственное развитие ребенка»; организуются многочисленные спортивно-оздоровительные мероприятия: «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья», классные часы, где используется постановка ситуационных задач, затрагивающих интересы ребенка, с последующим выбором альтернативных решений.

В 5–9-х классах мы обращаем особое внимание на развитие выявленных способностей. Ориентируем ребят на саморазвитие и саморегуляцию через систему самостоятельного воспитания потребности и умения заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Здесь внедрен курс «Валеология подростков» (5–6-е классы), который включает в себя:

  • обучение способам спортивной деятельности;

  • развитие личностных качеств;

  • содействие спортивных знаний умственным;

  • посещение спортивных секций (это забота о своем здоровье);

  • организацию спортивных секций по избранному виду спорта: плавание, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, лыжная подготовка;

  • спортивно-оздоровительные соревнования в рамках программы «Президентские состязания».

10–11-е классы – это этап духовного и физического совершенства: особое внимание уделяется систематическим упражнениям, созданию своего творческого стиля жизни, своей системы оздоровления. Введены новые предметы, сопровождающие валеологическое и специальное образование: «Анатомо-физиологические основы», «Психология», «Педагогика», «Теория и методика физического воспитания», «Повышение спортивного мастерства» по легкой атлетике, спортивным играм, гимнастике, плаванию.

Наши учителя физической культуры помнят высказывание В.А.Сухомлинского, что «спорт становится средством воспитания тогда, когда он любимое занятие каждого ученика», поэтому через уроки физкультуры дают детям физкультурное образование (приобретение знаний, умений, навыков, развитие физического потенциала, овладение основными движениями, улучшающими здоровье).

Проверка физической подготовленности осуществляется через спортивные секции, спортивные соревнования. Девиз лицея: «Быть здоровым – это модно!»

В лицее 13 классов, которые полностью занимаются избранным видом спорта – плаванием, легкой атлетикой. Особенно мы гордимся результатами по «Президентским состязаниям» учителя физической культуры, заслуженного тренера России М.П. Огородниковой. Она своим огромным трудолюбием, используя принцип непрерывности процесса обучения, принцип системного чередования нагрузок и отдыха, достигает превосходных результатов.

В 2000 г. в г. Адлере проводился II Всероссийский спортивно-оздоровительный фестиваль «Президентские состязания». На нем учащиеся 7-го «Б» класса стали абсолютными чемпионами России. Им был вручен кубок «Абсолютные чемпионы»: привезли 8 золотых медалей в эстафетном беге 4?100 м, в легкоатлетическом кроссе, в плавании, в прыжках в длину с места.

В 2005 г. на II Всероссийском физкультурно-образовательном фестивале «Дети России образованы и здоровы» учащиеся нашего лицея заняли 2-е место, в 2006 г. на Всероссийском фестивале «Президентские состязания» – 3-е место.

«Юридически наш лицей не имеет спортивного уклона. Ну и что, если почти все ученики школы занимаются в спортивных секциях? К этому стремились 40 лет, об этом мечтали и, наконец, – добились. Так что же теперь этого стесняться? Этим только гордиться нужно: и созданной материально-технической базой, и достигнутыми результатами!» – нельзя не согласиться с этими доводами директора школы, доказавшей, что она имеет полное право участвовать в «Президентских состязаниях» наравне с другими. Юридически. Такое же право имеет мастер спорта по плаванию, тренирующийся каждый день в прекрасном бассейне, соревноваться с ребятами, только что научившимися плавать в своей речке. И побеждать.

Честь и хвала коллективу этой школы. Только показателем чьей работы являются их результаты? Органов местной власти? Директора? Тренеров? Учителей? А кто подумает о тех детях, которым не посчастливилось родиться в этом месте, в этом микрорайоне, для чьей школы не нашлось денег на строительство нового спортивного зала?

Остановка третья: г. Стерлитамак, школа № 32,

или Директор всему голова

В этой школе больше 1700 учеников, 69 класс-комплектов. В параллелях 5-х, 6-х, 7-х, 10-х и 11-х классов есть спортивные классы.

Школа – республиканская экспериментальная площадка по теме «Организация предпрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов», там отрабатывается система так называемого мультипрофильного образования. Руководство города финансирует на школу дополнительно 72 часа внеклассной работы в неделю. Школа заключила договор о научно-методическом сотрудничестве со Стерлитамакским техникумом физической культуры и Стерлитамакским институтом физической культуры: перворазрядники без экзаменов поступают в техникум, кандидаты в мастера и мастера спорта – в институт (если отметки по всем предметам хорошие).

Вот что рассказал о своей школе учитель физической культуры А.Н. Суздаль:

– Спортивная база школы отличная: два стандартных спортивных зала и зал ритмики; два плавательных бассейна – основной с тремя дорожками и более мелкий – для малышей; стрелковый тир, тренажерный зал, лыжная база. Пришкольная спортивная площадка включает круговую беговую дорожку, сектора для прыжков и метаний, гимнастический городок, военизированную полосу препятствий, площадки для игры в футбол, волейбол, баскетбол.

Учебно-воспитательную работу в школе проводят 8 учителей физической культуры, 15 тренеров-преподавателей и тренеров-общественников. В школе работает 30 спортивных секций по 16 видам спорта, в которых систематически занимаются 775 учащихся. Педагогический коллектив школы тесно сотрудничает со многими организациями, учащиеся школы посещают спортивные кружки и секции СДЮСШОР, ЦВР «Надежда», Станции юных техников, городские спорткомплексы.

В школе стараются привлечь как можно больше детей к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью. Одним из направлений этой работы является работа в профильных спортивных классах. Цель создания таких классов – способствовать физкультурно-педагогической направленности учащихся, сознательному выбору профессии учителя физической культуры, тренера по видам спорта и подготовке для поступления в физкультурные учебные заведения, а также помочь учащимся в достижении высокого спортивного мастерства по избранному виду спорта.

Учителями физической культуры активно ведется работа по реализации целевой спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания». Школьный оргкомитет разработал план физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на массовое привлечение школьников к занятиям физической культурой и спортом. По итогам тестирования, проведенного в начале учебного года, на уроках физической культуры организуется индивидуальная работа с каждым учащимся, направленная на совершенствование физической подготовленности. При организации индивидуальной работы с учащимися по программе «Президентские состязания» даже отнесенные к подготовительной и специальной медицинским группам используют приемлемые тестовые упражнения для двигательной и спортивно-состязательной активности. На последних уроках четверти организуются контрольные проверки развития физических качеств учащихся. Целенаправленный самоконтроль заставляет учащихся сознательно усваивать учебный материал на уроках и при выполнении домашних заданий.

«Президентские состязания» являются обязательным видом школьной спартакиады. В них принимают участие учащиеся 1–11-х классов.

В школе проводится большая работа по пропаганде целевой спортивно-оздоровительной программы «Президентские состязания». Создан уголок, где размещены таблицы возрастных оценочных нормативов для школьников, оценки физической подготовленности учащихся 1–11-х классов, лучшие спортсмены года в классах.

В работе по программе «Президентские состязания» участвует весь педагогический коллектив школы. В планах классных мероприятий «Президентским состязаниям» отводится особый раздел. Классные руководители помогают учащимся и учителям физкультуры в оформлении таблицы результатов тестирования в классных уголках, в организации проведения состязаний, оформлении соответствующей документации. Работа по программе обсуждается на классных собраниях, статьи на эту тему появляются в классных стенных газетах.

Летняя спортивная оздоровительная работа – надежная гарантия будущих успехов в спорте учащихся школы. Ежегодно организуется работа в профильном спортивно-оздоровительном лагере «Олимпийский резерв» и военно-спортивном лагере «Допризывник». Основным направлением деятельности этих лагерей является организация спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной и учебно-тренировочной работы. В настоящее время готовится документация совместно с РОСТО (ДОСААФ) о создании в школе военно-патриотического клуба «Снайпер».

Основное развитие спортивная база школы получила недавно – после прихода нового директора, Михаила Васильевича Григорьева, в прошлом – учителя физической культуры. До него в школе был один бассейн, да и тот в нерабочем состоянии. При нем – два, и оба функционируют, да еще как! В них проходят не только занятия для учеников школы, но и общегородские мероприятия: в маленьком – для дошколят и начальной школы, в большом – для остальных. В подготовке и проведении мероприятий активное участие принимают учителя и ученики школы.

Например, соревнования для детских садов «Дельфиненок» (оригинальные «Веселые старты» в воде для самых маленьких спортсменов), на которых я побывала, проводились по всем правилам: с построением команд, торжественным выходом. А еще – с обязательной разминкой (до стартов!) в воде. Разминку провела ученица 32-й школы.

Школа огромная, забот у директора – хоть отбавляй. А он по вечерам сам ведет секцию волейбола. Туда ребята приходят не только за спортивными успехами. «А после секции мы с директором вместе в футбол играем! Это классно!» – объясняют они родителям с гордостью. После этих тренировок и вечерних игр у многих повышается самооценка, ребята обретают уверенность в себе.

Директор волнуется о тех, кому труднее, постоянно: «Самые сложные наши ребята, те, у кого с учебой не вполне ладно, после школы идут учиться в училища, если у них спортивный разряд есть. Для них это порой единственный шанс получить профессию»,– поясняет Михаил Васильевич.

С его приходом школа закружилась-завертелась в пространстве спортивных и спортивно-массовых мероприятий. «В нашем городе традиционно 9 мая проходит эстафета, где участвуют и наши ребята, – рассказывают учителя школы. – Так Михаил Васильевич, как только стал директором, приказал и администрации школы, и учителям дежурить на всех этапах эстафеты. Раньше туда ходили один-два взрослых, не больше: отвести и привести учеников. Первый год мы расстроились: нас заставили работать в свой выходной. А потом поняли, как это было важно – и для ребят, и для нас. Они разгоряченные прибегают, мы за ними ухаживаем. Мы – одна команда. Теперь на эстафету ходят почти все учителя, даже если их не отправляют туда приказом».

Эта школа, как и лицей № 8 г. Салавата, не считается спортивной. Она периодически побеждает на республиканских «Президентских состязаниях», обгоняя многочисленные школы Башкортостана. По сути, 32-я школа г. Стерлитамака и лицей № 8 г. Салавата соревнуются только между собой. Они находятся на одном (приблизительно) уровне финансирования, у них похожая материально-техническая база. Может быть, в России следует проводить два Всероссийских фестиваля «Президентские состязания»: для школ, у которых есть все возможности для занятий физической культурой и спортом, и для школ, у которых таких возможностей (кроме чистого воздуха за дверью школы) нет и в ближайшем будущем не предвидится?

Остановка четвертая: СОШ № 27, г. Уфа,

или Веселые старты для серьезных учителей

В эту школу мы ехать не собирались, но, как говорится, жизнь заставила: директор школы, которую мы хотели навестить, сказал, что утром будет занят, так как выступает за команду директоров школ в «Веселых стартах». За компанию с ним мы и отправились в 27-ю школу, чтобы посмотреть, что это за «Веселые старты» такие.

Новые коридоры, спортзалы, радостное возбуждение. Каникулы, учеников нет, зато вокруг – множество педагогов, и все как один в спортивной форме. «Проходите сюда, переодевайтесь!» – и нас попытались приобщить к общему спортивно-стартовому веселью.

Красивый спортзал (школа новая, только-только обживается), в нем учителя с обручами, мячиками – с оборудованием для «Веселых стартов» – переживают, смеются. Команды школ вызываются на старт поочередно, парами, а в это время нам объясняют, что это за соревнования: «Спартакиада учителей нашего района, мы ее ежегодно проводим, в школьные каникулы. Обязательно выставляется и сборная команда директоров, которая соревнуется с лучшей командой педагогов. А «Веселые старты» у нас всегда закрывают ежегодную спартакиаду». Все очень просто, почти как и везде. С той лишь разницей, что учителя отчего-то соревнуются с большим удовольствием. Участие в соревнованиях – дело добровольное, любая школа может и отказаться. Но большинство не пользуется этим правом. Финансовые расходы по проведению спартакиады и по награждению призеров между собой разделили отдел образования и районная организация профсоюзов: забота о здоровье учителей – главная цель этих соревнований, за него несут ответственность все.

Когда началось награждение, в зале появился мальчишка старшего школьного возраста. Он стоял в проеме между залами и удивленно и вопросительно смотрел на веселящихся взрослых. Интересно, о чем он думал? Может, пожалел, что не пришел раньше и не смог поболеть за своих учителей?

Остановка пятая: ОСОШ № 134, г. Уфа,

или Кому нужны самые трудные дети?

Во время «Веселых стартов» мы познакомились с Оскаром Фаритовичем Латыповым, директором открытой (сменной) общеобразовательной школы для детей с девиантным поведением. Так эти школы называются, потому что они открыты для всех учеников, даже для тех, чье поведение настолько отклоняется от нормы, что доводит их и до преступлений, и до наркотиков. В эти школы приходят ребята, отбывшие сроки в детских колониях. Туда направляют тех, с кем обычная школа никак справиться не может.

В этой школе 95% учеников из неблагополучных семей. Когда Оскар Фаритович рассказывал мне о некоторых из них, я его остановила: не смогла слушать, слезы надвигались на глаза. Столько горя перенесли эти мальчишки и девчонки, столько проблем на их детские головы свалили взрослые…

Оскар Фаритович по образованию – учитель физической культуры, мастер спорта. Когда стал директором этой школы, с удивлением понял, что в ней нет даже спортзала (здание очень старое, раньше это была вечерняя школа, а там спортзал никому нужен не был), зато рядом со школой – пивной ларек и казино. Потребовалось много времени и сил, чтобы добиться их закрытия.

Что же делать? Спортзал его ученикам нужнее всего: там можно и энергию выплеснуть, и мышцы подкачать, и с друзьями хорошо время провести. И тогда было принято решение: переоборудовать актовый зал в актово-спортивный. Полы сняли, углубили на полтора метра пол (в спортивном зале потолки низкие никому не нужны), а сцену сделали разборной: когда нужно – тренажеры убирают за занавеску и собирают сцену. В остальное время это – обычный спортивный зал.

Многие ученики этой школы никогда ни в какую другую школу не ходили и не могут даже отличить одну букву от другой. А уж о правилах поведения на уроках им если и рассказывали, то давно и не очень подробно. Соблюдать они их точно не собираются.

Что может сделать директор такой школы, чтобы привлечь своих учеников к занятиям спортом в только что «выкопанном», не слишком хорошо оборудованном спортзале? Во-первых, он всегда приглашает ребят на соревнования, в которых участвует. Представляете, приходят они на стадион, а там их директор бежит и побеждает! Во-вторых, во всех городских спортивных мероприятиях директор участвует вместе со своими учениками: они – одна команда. В-третьих, регулярно организует встречи со своими многочисленными друзьями – спортсменами самого высокого уровня. Друзья никогда не отказывают: этим ребятам нужны такие беседы. А те задают массу вопросов, начиная с провокационно-подростково-детских: «А вы курили? Пили? Принимали наркотики?» – до вопросов с надеждой: «А я могу этому научиться?»

А еще эта школа вступила в организацию скаутов. Точнее, попыталась вступить: директор уговорил педагогов открыть несколько отрядов скаутов, ребята загорелись новым делом... Но потом им сказали, что таких, как они, в скауты не принимают: скауты – это те, кто самый лучший, самый-самый, а ученики школы открытого типа как раз самые плохие, то бишь недостойные.

Что-то мне напомнила эта ситуация... А, да, знаменитую фразу: «Ребята, пионеры наших бьют!» Но Оскар Фаритович не унывает: «Ничего, что-нибудь придумаем! Ребятам понравилось к чему-то стремиться, это – главное».

Конечно, директор и учителя что-нибудь придумают. Тем более что другого им и не остается: надеяться они могут только на самих себя, ведь финансируется школа по остаточному принципу. Такова ситуация во всей России: для тех, кому труднее всего, выделяется меньше всего средств. Это потом, когда эти дети вырастут и озлобятся (на несправедливую жизнь, на мир, который их так неприветливо принял), мы будем их бояться и платить куда как дороже, чем за строительство нового спортзала или оборудование компьютерного класса.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
Республика Башкортостан – Москва