Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Велосипедный спорт. Техника

Посадка

Выработка правильной посадки – одна из главных задач при обучении гонщика технике и ее совершенствовании.

Есть два основных положения велосипедиста, отличающихся по характеру позы и движений: сидя в седле и стоя на педалях (положение «танцовщица»). У каждого положения есть свои особенности, которые проявляются при старте с места, рывке, финишировании, во время работы на подъеме. В зависимости от угла наклона туловища, степени сгибания рук и их положения на руле различают высокую, среднюю и низкую посадку.

При низкой посадке велосипедист, сидя в седле, согнутыми в локтях руками держится за нижнюю часть руля, сильно наклонив туловище, голова приподнята. Так как туловище при такой посадке сгибается в тазобедренных суставах, позвоночник велосипедиста сохраняет почти прямое положение. Низкая посадка применяется чаще всего во время езды против ветра, при длительных ускорениях, в большинстве гонок на треке.

При средней посадке гонщик сидит в седле, туловище наклонено меньше, чем при низкой посадке, руки в меру согнуты. Как правило, спортсмен держится руками за основание тормозных ручек или за рукоятки. Позвоночник занимает среднее положение между горизонталью и вертикалью, голова находится в привычном положении, и спортсмен имеет возможность свободно следить за дорогой. Средняя посадка – наиболее характерное положение гонщика во время тренировок, а также в соревнованиях на шоссе и в кроссе.

При высокой посадке гонщик сидит в седле, туловище занимает почти такое же положение, как при ходьбе, руки немного согнуты и держат руль за верхнюю часть. Такая посадка применяется во время езды в спокойном темпе во всех видах велосипедных гонок.

Положение гонщика при педалировании стоя на педалях также может быть низким, средним и высоким – в зависимости от угла наклона туловища и положения рук на руле. Применяется обычно во время старта, рывков, а также на подъемах. Для амортизации руки должны быть немного согнуты в локтях и располагаться на руле на ширине плеч.

При выборе посадки нельзя забывать о сопротивлении воздушной среды. Чем ниже посадка, тем меньше сопротивление воздуха и тем легче ехать при сильном встречном ветре. Однако при очень низкой посадке быстрее наступает утомление. Поэтому на крутых подъемах, где скорость заметно снижается и сопротивление воздуха сравнительно невелико, средняя или высокая посадка выгоднее низкой.

Во время езды не следует делать лишних движений, например, раскачивать туловище из стороны в сторону – незачем зря расходовать силы.

Установка руля. Кисти рук на руле должны находиться как бы над осью колеса. Такое положение обеспечит необходимый наклон туловища. Руль надо держать легко, всеми пальцами. Опора на руль приходится на основание большого пальца. Во время езды надо чаще менять положение рук на руле, чтобы дать отдых уставшим мышцам.

Фото Валентина Белянчева

Фото Валентина Белянчева

Педалирование

Чтобы преодолеть по шоссе 100 км, надо сделать примерно 15 000 оборотов педалями. Следовательно, умению правильно педалировать принадлежит первостепенная роль.

На педали нужно нажимать подушкой стопы, но ни в коем случае не пальцами, сводом или пяткой.

Современная техника требует, чтобы велосипедист не ограничивался лишь нажимом на педаль сверху вниз, но и как бы подтягивал ее, подгребал под себя. Но если нажим на педаль близок привычному нам отталкиванию при ходьбе, то подтягивание не напоминает ни одно из повседневных движений и требует специального разучивания. Подтянуть педаль можно только в том случае, если стопа на педали удерживается туклипсом или закреплена специальным ремешком.

Основная структура движения за время одного оборота шатуна следующая: одна нога давит на педаль, другая подтягивает ее. Но так как ноги в работе тесно взаимодействуют между собой, сильный нажим одной ногой облегчает другой ноге подтягивание педали, а подтягивание, в свою очередь, облегчает работу ноги при нажиме.

На протяжении всего оборота носок ступни немного опущен вниз. Угол наклона ступни по отношению к голени меняется: чем больше оборотов совершается за 1 мин., тем больше угол, образуемый голенью и стопой, и тем меньше амплитуда движения.

Основное усилие при вращении педалей выполняется мышцами ног. Слабее других часто оказываются мышцы задней поверхности бедра, в основном подтягивающие педаль. Их важно укрепить специальными физическими упражнениями. Очень важно также чередовать напряжение и расслабление мышц при интенсивной работе ног.

Колени должны двигаться строго в вертикальных параллельных плоскостях, не отклоняясь ни внутрь, ни наружу. Если есть привычка педалировать, разбрасывая колени в стороны, то попробуйте какое-то время педалировать, развернув пятки в стороны и прижав колени к верхней трубе рамы. Главное в педалировании – легкость, плавность, свобода движений. И если на первых порах в работу включаются мышцы, которые только тормозят, а не способствуют улучшению движения, то по мере совершенствования «ненужные» мышцы выключаются и движения приобретают легкость и свободу. Появляется «чувство педали», когда велосипедист начинает тонко ощущать любое движение педали при нажиме и подтягивании. На педаль необходимо воздействовать не только силой мышц ноги, но и ее весом, который в среднем равен 12–15 кг. Но лучше всего это удается после того, как набрана соответствующая скорость вращения педалей, когда велосипедисты идут по ровному шоссе, или во время езды в группе с использованием едущего впереди лидера, а также при езде на спусках и при попутном ветре.

По ровному шоссе

На ровных участках трассы надо избегать резких замедлений и ускорений. При равномерном педалировании с нагрузкой справиться легче, чем при «рваном» темпе. Резкие ускорения, рывки неизбежно влекут за собой замедление темпа движения. Сначала стоит овладеть техникой езды по ровному шоссе, дальше можно совершенствовать мастерство в езде против ветра и по ветру.

На подъемах

Короткие крутые подъемы следует преодолевать с ходу после предварительного разгона. Для облегчения прохождения вершины подъема лучше прибегнуть к способу «танцовщица».

На пологих затяжных подъемах надо сначала плотно сидеть в седле, а когда скорость начнет падать, перед концом подъема, встать с седла и с помощью способа «танцовщица» пройти верхний его участок. Затем еще 40–50 м следует поддерживать набранную скорость. Только после этого можно позволить себе кратковременный отдых и перейти на равномерное педалирование. Если подъем слишком длинный, то езду в седле лучше чередовать с ездой способом «танцовщица». При этом способе туловище движется почти по прямой линии. Когда происходит давление на педаль правой ногой, левая рука нажимает на руль вниз, а правая тянет его вверх.

На пологом подъеме важно сохранять ритмичное дыхание, не задерживать его. На более крутом подъеме частота дыхания, как правило, соответствует ритму движения ног: выдох делается при нажиме на педаль, вдох – в период переноса веса тела на другую педаль.

На спусках

Условия педалирования во время прохождения спусков значительно облегчаются, и вы можете просто катиться по инерции и какое-то время отдохнуть, не снижая скорости. Скорость на спусках бывает очень высокой, поэтому техника преодоления спуска должна быть безукоризненной, так как ошибка при торможении или выборе направления движения может привести к падению. При подходе к спуску надо мысленно представить себе путь прохождения этого участка. Затем – согнуть руки, наклонить туловище к рулю и внимательно следить за дорогой.

Если на дороге много спусков, в том числе длинных, надо использовать их для отдыха ног: выпрямлять то левую, то правую ногу, чтобы мышцы могли расслабиться. Важно знать, что на высокой скорости встречный воздух охлаждает мышцы и суставы ног, теряется их эластичность и снижается работоспособность.

Разворот

Этот прием лучше разучить заранее, так как он всегда отнимает много времени, если техника его выполнения недостаточно освоена. Подъезжая к развороту на высокой скорости, в 10–15 м от него надо плавно притормозить и начать разворот, не заезжая на обочину. На узком шоссе разворот будет более крутым. Чтобы выполнить его правильно, следует снять с педали левую ногу и, касаясь ею дороги, резко развернуться на 180°.

На поворотах

Угол наклона велосипеда в сторону поворота зависит от скорости: чем выше скорость, тем больше угол наклона. Но слишком большой наклон может привести к падению. При наклоне туловища надо выставлять колено в сторону поворота и крепко держать руль. Чтобы загрузить заднее колесо и предотвратить его соскальзывание с дороги, нужно сдвинуться по седлу немного назад. При приближении к повороту педаль должна быть поставлена в верхнюю точку с той стороны, в какую делается поворот.

Если поворот открытый, т. е. с хорошим обзором дороги, то в начале поворота надо держаться ближе к внешнему радиусу, а в конце – перемещаться к противоположной бровке шоссе.

Использование этого технического приема позволит увеличить радиус поворота и пройти его с прежней скоростью.

Однако следует помнить, что такой способ ни в коем случае нельзя применять при закрытых поворотах, когда вы не видите продолжения дороги и можете столкнуться с встречным транспортом. Закрытый поворот нужно проходить строго по бровке, не подвергая себя риску. Тормозить во время прохождения поворота нельзя, так как это может привести к падению.

Приближаясь к повороту, важно рассчитать, можно ли на данной скорости пройти поворот или ее следует снизить. К торможению следует прибегать в случае прямолинейного движения велосипеда, сдвигаясь по седлу назад, чтобы загрузить заднее колесо. К моменту наклона велосипеда торможение должно быть закончено.

Прыжок на велосипеде

Этот технический прием применяют при появлении на пути какого-либо препятствия (выбоины на асфальте, ямы и пр.). Длина прыжка зависит от скорости движения велосипеда. При скорости 35–40 км/ч можно прыгнуть на 1,5–2 м при высоте прыжка 25–30 см.

Техника прыжка заключается в следующем. Расположив педали горизонтально, велосипедист резко приподнимается с седла, как бы прыгая вверх, отталкиваясь ногами от педалей. При этом он подтягивает велосипед вверх руками за руль и ногами за закрепленные туклипсами педали. Чем энергичнее действия, тем выше прыжок. Стопы должны быть хорошо закреплены на педалях, чтобы во время прыжка они не выскочили из ремешков или туклипсов. Руль следует держать крепко и строго прямо, тогда во время приземления колесо не повернется и вы не упадете.

Учиться прыгать следует на небольшой скорости (5–8 км/ч) и не очень высоко. При этом колеса должны отрываться от земли одновременно. Овладев техникой приема, можно переходить к разучиванию прыжков на более высокой скорости – сначала через «препятствие», начерченное на земле, а затем через выбоины, камни и т.д.

 Езда в группе

Очень важно научиться смело ездить в группе, не боясь задеть едущих рядом велосипедистов. Не менее важно научиться быстро восстанавливать равновесие.

Даже опытный велосипедист не всегда может удержать равновесие в сложной обстановке. Следовательно, главная задача состоит в том, чтобы заранее предотвратить падение. В группе нужно ехать, взявшись за ручки руля и немного развернув локти в стороны. Это даст всем участникам возможность маневрировать даже в очень тесной группе. Колени тоже можно немного развести в стороны.

Хорошо чувствует себя на велосипеде только тот, кто смел и не боится падений. Но без уверенного владения техникой езды очень сложно решать встающие на пути задачи быстро и правильно.