Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2007

МЕТОДИКА: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Республика БАШКОРТОСТАН

Особенности организации массовых выступлений

Для поддержания постоянного внимания зрителей к происходящему на поле стадиона необходимо умело сочетать отдельные части выступления, использовать контрастность при планировании расположения участников, а также фигуры массовых построений. Следует чередовать массовые выступления с сольными номерами, меняя характер и содержание движений. Опыт подтверждает, что важную роль в зрелищном отношении играет сильное начало выступления, которое сразу же вызывает у зрителя большой интерес, приковывает его внимание и подготавливает к следующему выступлению.

К организаторам – постановщикам таких мероприятий предъявляются следующие требования:

  • уметь управлять массой участников;

  • знать гимнастическую терминологию и умело пользоваться ею;

  • в совершенстве владеть современной методикой разучивания и совершенствования физических упражнений;

  • понимать культуру движений, которая наиболее четко представлена в гимнастике, и уметь обучать ей;

  • репетируя любой фрагмент мероприятия с массой участников, постоянно «держать» в голове общий замысел постановки, т.е. ясно «видеть» конечный результат и пути его достижения;

  • в совершенстве владеть пространством площадей проведения мероприятий;

  • тщательно готовиться к проведению каждой репетиции, обращая внимание на разработку таких методик и подходов, которые давали бы возможность выполнить поставленную задачу с наименьшими затратами времени и сил;

  • во время репетиций все указания и распоряжения участникам формулировать четко, понятно и лаконично;

  • быть настойчивым в реализации замысла, требовательным к себе и участникам, но, в то же время, во всех ситуациях сохранять спокойствие и выдержку, не повышая голос на участников, когда что-то не получается;

  • чувствовать настроение участников и уметь его поднять, если это необходимо;

  • уметь точно планировать репетиционный день, режим, своевременно делать перерывы и заканчивать репетиции;

  • своевременно инструктировать своих помощников перед каждой репетицией, чтобы в случае необходимости получить от них реальную помощь.

Массовые физкультурно-спортивные мероприятия позволяют решить целый комплекс различных задач: служат пропаганде физической культуры и спорта, способствуют выявлению желающих заниматься различными видами спорта и физическими упражнениями, дают возможность занимающимся определить свой уровень физической подготовленности, способствуют патриотическому воспитанию – особенно в процессе проведения мероприятий, посвященных памятным датам.

В основе проведения спортивно-оздоровительных мероприятий лежит принцип наглядности, заключающийся в четкости и красочности проведения, ритуале открытия и закрытия.

Спортивно-массовые мероприятия и праздники имеют еще одну важную особенность: исполняются впервые, а следовательно, и требуют высокого уровня подготовки.

Вначале определяется смысл праздника, его направление и то, чему он посвящается, а именно: памятные даты, великий праздник, чествование героев спорта, чемпионов города и даже школы, спортивный праздник школы – «Папа, мама, я – спортивная семья!», «Да здравствует оранжевый мяч!», «Здравствуй, спортивный май!» и т.д.

Далее составляется план-сценарий.

Для этого:

  • выбирается место проведения и его оформление;

  • определяется основная идея, тема постановки;

  • определяется количественный состав участников праздника.

  • Проводится описание эпизода спортивно-массового выступления по следующей композиционной схеме:

  • начало: выход участников, размещение, построение;

  • главные и второстепенные действия участников:

    – массовый номер;
    – вставной номер (выступление солистов);

  • финал (кульминация);

  • уход.

Помимо упражнений, в спортивно-массовом мероприятии обычно требуется разучить еще и перестроения. Чаще всего они осваиваются по ходу освоения всего массового упражнения. Иногда на отработку построений и перестроений отводится отдельное время – чаще следует начинать репетицию именно с разучивания построений и перестроений.

Методика разучивания упражнений в целом зависит от уровня подготовленности участников: координации движений и владения «гимнастической школой», музыкальности, чувства ритма и т.п., а также от их опыта участия в подобных мероприятиях. При работе со слабо подготовленными участниками главной проблемой становится качество выполнения и культура движений. Фактически перед организатором выступлений встает задача обучения участников гимнастической школе движений: классическим положениям рук, ног, всего тела, основным движениям, а также обозначающим их терминам. При обучении композиции нужно постоянно напоминать участникам требования к качеству выполнения как отдельных движений, так и упражнения в целом.

Многих специалистов, работающих в области физической культуры и спорта, интересует не только конечный результат творческой организаторской деятельности коллектива, но и технологии подготовки этих мероприятий. Пристальное внимание они уделяют самому процессу разработки и создания технологий в физкультурно-педагогической системе, в том числе и общеобразовательной, что отвечает задачам модернизации педагогического образования.

Римма ИМАМОВА,
БГПУ им. М.Акмуллы,
г. Уфа