Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2007

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ


Удивительный мир спорта

Бильярд

Русский бильярд

После создания в конце 80-х годов Федерации бильярдного спорта возникла необходимость унифицировать правила игры, выработать единую систему проведения турниров. Были обобщены сами правила ведения игры, как общие, характризующие свойственные всем видам русского бильярда игровые моменты, так и относящиеся к каждому из трех традиционных видов – «русской» и «московской» пирамидам, «американке».
Правила игр и проведения соревнований по русскому бильярду были официально утверждены Национальной федерацией бильярдного спорта в 1994 г.

Общие правила

Удар по битку должен производиться наклейкой кия в направлении его продольной оси, при этом по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола. За выполнение удара каким-либо иным способом игрок штрафуется. В момент удара все шары должны быть неподвижны. При выполнении одного удара наклейка кия не должна касаться битка дважды. Запрещается производить удар «пропихом» или «нажимом». «Пропих» – это удар, при котором игрок затягивает время контакта наклейки кия с битком и проталкивает одновременно биток и прицельный шар. «Нажим» – это удар, при котором близко стоящие друг от друга или соприкасающиеся шары под нажимом кия вдавливаются в лузу либо перемещаются в другую позицию.
Право на первый удар во встрече определяется в результате розыгрыша. Расположившись по разные стороны от продольной линии стола и взяв по одному шару, игроки по команде судьи производят удары с руки из «дома», направляя свои битки к заднему борту. Право на первый удар получает игрок, чей шар, отразившись от заднего борта, останавливается ближе к переднему борту. В случае, если игроки не приходят к согласию, кому с какой стороны от продольной линии располагаться при розыгрыше, то это определяется жребием.
Розыгрыш считается проигранным, если биток не коснулся заднего борта, зашел на половину соперника, упал в лузу или выскочил за борт, коснулся длинного борта. Если правила нарушили оба соперника или оба битка остановились на одинаковом расстоянии от борта, то розыгрыш повторяется. Победитель розыгрыша имеет право либо сам произвести начальный удар, либо уступить его сопернику. В последующих партиях соблюдается очередность. Перед последней решающей партией розыгрыш повторяется заново.

Выскочившие шары

Выскочившими считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на борту, на полу и т.д.). Выскочившими считаются также шары, которые, ударившись за пределами стола о какой-либо объект – кий, мел, руку, одежду и т.п., вновь возвращаются на игровое поле стола. Не считается нарушением, если выскочивший шар задевает что-либо у игрока или соперника за пределами стола. Однако, если выскакивающий шар задевает что-либо у играющего или его соперника (кий, мел, одежду и т.п.) в пределах стола, то это считается нарушением и налагается штраф. Шар остается в игре, если он, ударившись о какой-либо объект в пределах стола – верхнюю часть борта, скобу лузы, кий и т.д., самостоятельно возвращается на игровое поле стола.
Выскочившие прицельные шары выставляются на стол после завершения удара в соответствии с правилами каждой конкретной игры, при этом штраф не налагается, а правильно забитые шары засчитываются и последующий удар за игроком сохраняется.
Если за борт выскакивает биток, то игрок штрафуется, забитые при этом ударе шары не засчитываются.

Выставление шаров

Все неправильно забитые и выскочившие шары выставляются в соответствии с правилами каждой конкретной игры. Все выставленные шары считаются прицельными.

«Американка»

Цель игры

Первым забить восемь шаров.

Используемые шары

Игра ведется шестнадцатью шарами, каждый из которых может быть битком или прицельным шаром.

Расстановка шаров

Пятнадцать прицельных шаров расставляются в форме пирамиды с вершиной на задней отметке без учета их номеров.

Начальный удар

Начальный удар производится с руки из «дома». Пирамидка разбивается по жребию, который необходим потому, что опытный игрок может с «разбоя» закончить всю партию.
Если разбивающий пирамидку положил «свой» шар с «разбоя», то он может продолжать игру, играя любым шаром любой шар, и после каждого положенного шара получает право на следующий удар.
Если после удара шар в лузу не попал, в игру вступает партнер.

Ведение игры

Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Заказывать лузу и назначать шары нет необходимости. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.
При игре в «американку» особое значение имеет первый удар, так как в случае покладки шаров ударом «с рук» и при удачном расположении остальных шаров опытный игрок может с «разбоя» сыграть подряд несколько шаров или даже закончить партию.
Соревнование в «американку» может завершиться с тремя результатами: выигрыш, проигрыш и ничья.

Ничья

Ничья может быть при условии, если оба спортсмена положили по 7 шаров, а по предварительной договоренности последний шар не играется, так как он почти всегда подставляется благодаря неудачному удару.
Опытные игроки поэтому обычно соглашаются в этом случае на ничью.
Если по условиям соревнования игра должна быть обязательно результативной, то ничья переигрывается.

Предоставление форы

Если играют различные по классу соперники, более слабый может попросить фору.
Есть несколько способов предоставления форы: игрок, дающий фору, имеет право разбить пирамиду и после окончания удара снимает со стола оговоренное количество шаров. При таком раскладе игрок по своему усмотрению выбирает, какие шары снимать. Игроки договариваются, сколько шаров играть каждому, например сильному игроку – десять шаров, а слабому – шесть и т.д.

Отыгрыш

Отыгрыш считается правильным в следующих случаях:

  • если один из шаров, перейдя через центральную линию, коснулся противоположного короткого борта или довел до него какой-либо другой шар;

  • если центральную линию пересекли два шара (биток и прицельный шар);

  • если один из шаров, отразившись от одного борта, коснулся второго или довел до него какой-либо другой шар.

Выполнение отыгрыша какими-либо другими способами штрафуется.

Выставление шаров

Все неправильно забитые, выскочившие, а также выставляемые штрафные шары ставятся вплотную к середине заднего борта. Если же это место занято, то шар выставляется вплотную к короткому борту как можно ближе к мешающему шару.

Штрафы за нарушения

За каждое нарушение правил с игрока взимается штраф в размере одного шара. Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.

Терминология

Абриколь – удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

Биток – шар, по которому наносят удары кием в процессе игры.

В лоб – удар битком в центр прицельного шара.

Винт – децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.

Вразрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.

Выскочивший шар – шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.

Выход – удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.

Дом – часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.

Дуплет – удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую (см. также боковик и винт).

Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Зайцы – два стушеванных шара.

Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в  которую он намерен его сыграть.

Заказная луза – объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.

Заказной шар – объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.

Игра с руки из дома – удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади дома.

Игровая поверхность стола – покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.

Карамболь – удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Катрбан – отражение шара от четырех бортов.

Кий – бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.

Кикс – неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.

Кладка – падение в лузу прицельного шара.

Клапштос – удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.

Контртуш – обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.

Краузе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также оборотный.

Мазик – предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.

Мазка – позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.

Машинка – бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.

Накат – удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.

Оттяжка – удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.

От шара – удар, при котором прицельный шар или биток падает в лузу, коснувшись другого шара.

Отыгрыш – позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.

Передняя линяя – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Прицельный шар – любой шар на столе, кроме битка.

Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Серия (с кия) – последовательность результативных ударов одного из участников.

Триплет – отражение шара от двух бортов.

Труабан – отражение шара от трех бортов

Туш – прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т.п.

Фукс – шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Татьяна БЕЛОНОЖКИНА