Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2007

МЕТОДИКА: ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ОТДЫХ


Фитнес-смена

Проект летней «Фитнес-смены» возник еще осенью 2000 г. на одном из областных семинаров по оздоровительным видам аэробики, проводимых управлением по ФКСиТ Липецкой области, и получил свое развитие уже будущим летом в детском оздоровительном лагере «Радуга».

Успешность опыта дает основания говорить о «Фитнес-смене» как об особой развивающей образовательной программе для детей с различной физической подготовкой.

Программу, которую мы сегодня предлагаем, можно обобщенно назвать фитнес-аэробикой. Однако к ней обязательно добавляются танцевальные и силовые уроки, стретчинг и занятия в бассейне.

Что такое фитнес?

Фитнес – это очень популярная в последние годы программа общего оздоровления самого стиля жизни. Термин произошел от англ. «to be fit» – быть в форме. Имеется в виду, что в этой форме надо быть всегда. Как сказал один современный философ: «Фитнес – это спорт, правильное питание плюс отличное настроение». И действительно, фитнес стал для многих взрослых образом жизни, неизменно ассоциирующимся с успехом и благосостоянием, а также с привычкой добиваться всего собственным трудом.

Основная цель нашего проекта – познакомить детей с миром энергии движения и «заразить» их здоровьем, успехом, гармонией души и тела, так как известно, что в раннем детстве и в подростковом периоде детям ежедневно требуется большое количество часов физической активности для обеспечения нормального роста и развития. Кроме того, существуют доказательства необходимости энергичной дневной физической активности для детей и подростков, что обеспечивает у них большую эластичность мышечной системы и всесторонне развитое телосложение по сравнению с детьми, не включенными в энергичную физическую активность.

Мы руководствовались и тем, что регулярная физическая активность существенно способствует нормальному увеличению плотности костей, эластичности связок тканей и увеличивает их прочность, а ежедневные систематические упражнения оптимизируют рост, вес и жизнеспособность. В то же время дети и подростки, живущие в городах, имеют ограниченные двигательные возможности, лишаясь регулярной энергичной физической активности, а тенденция к сидячему образу жизни оценивается как серьезная угроза здоровью ребенка, подростка и молодого человека. Недостаток адекватного мышечного тонуса и дефекты осанки, как правило, являются следствием неадекватной физической активности.

Характер упражнений и нагрузка предусмотрены с учетом возрастных особенностей детей. Все упражнения выполняются под контролем врачей.

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Фитнес-смена».

2. Цель проекта: пропаганда здорового образа жизни, воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью.

3. Тип лагеря: летний оздоровительный загородный лагерь.

4. Направление деятельности. Специфика содержания программы (специализация проекта). Комплексная программа. Оздоровительное и творческое направления деятельности.

5. Краткое содержание программы.

В основу программы положена идея оздоровления, творческого воспитания детей:

1) оздоровительное – способствует формированию у детей ценностного отношения к своему здоровью;
2) творческое – способствует развитию и реализации индивидуальных способностей.

6. Автор проекта: ____________ .

7. Руководитель проекта: ____________ .

8. Название организации, проводящей фитнес-смену: ____________ .

9. Адрес организации: ____________ .

10. Телефон: ____________ .

11. Место проведения: ____________ .

12. География участников: ____________ (район).

13. Количество участников: ____________ .

14. Сроки проведения: ____________ .

15. Количество смен: ____________ .

16. Кадры. На каждый лагерь: 2–3 инструктора аэробики, руководитель программы, музыкальный руководитель, физрук, плаврук.

17. Требования к уровню подготовки участников: допускаются дети с различной физической подготовкой, с группой здоровья, соответствующей отдыху в детском оздоровительном лагере.

18. Условия участия в проекте: наличие у каждого ребенка медицинской справки, путевки в лагерь, спортивной одежды и обуви, предметов личной гигиены.

19. История осуществления: где и когда по данной программе была проведена фитнес-смена в летнем оздоровительном лагере.

Модель смены

Дни

Мероприятия

1

Заезд. Размещение

2

Презентация программы. Спортивное тестирование участников

3

Праздник открытия

4

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия по базовой аэробике (1-я ступень)

5

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия по базовой аэробике (итоговое занятие 1-й ступени)

6

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия – Latina (2-я ступень)

7

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия – Latina (итоговое занятие 2-й ступени). Конкурс «Танцевальная зарядка»

8

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия – Step (3-я ступень)

9

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия – Step (итоговое занятие 3-й ступени). Фитнес-эстафета

10

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия – Flex (4-я ступень). Танцевальный марафон

11

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия – Aqua (5-я ступень). Праздник «Нептуна»

12

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия – Sculpt (6-я ступень).
Армрестлинг

13

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия – Funk (7-я ступень)

14

Отдых в лагере по плану. Фитнес-занятия – Funk (итоговое занятие 7-й ступени). Танцевальный Бродвей

15

Подготовка к фестивалю «Фитнес-стиль»

16

Фестиваль «Фитнес-стиль»

17

Праздник закрытия смены, костер

18

День отъезда

Механизм реализации программы и оборудование

Организация смены

Срок осуществления программы – 18 дней, т.е. одна лагерная смена.

В реализации программы принимают участие дети с различной физической подготовкой, со здоровьем, соответствующим отдыху детей в оздоровительном лагере.

Предполагаемое количество детей в лагере – 250–300 человек, отряд формируется из числа мальчиков и девочек в количестве 25–30 человек.

Фитнес-работа обеспечивается группой инструкторов по аэробике (2–3 человека) в соотношении: один инструктор на три отряда.

В разные периоды смены происходит формирование профильных групп из наиболее одаренных детей (по результатам проведения отборочных игр) для участия в показательных выступлениях и конкурсной шоу-программе фестиваля «Фитнес-стиль».

Этапы реализации программы

1–3-й дни смены – организационный период – «Дни знакомства».

В этот период происходит формирование отрядов. Имя отряду дети выбирают сами. Названия могут придумываться как по спортивной тематике, так и по любой другой.

Инструкторами по аэробике проводится диагностика физического потенциала участников (спорт-тесты, тест-занятия) для адаптации программы к конкретной группе детей.

Одновременно проходит презентация фитнес-программы смены и педагогического коллектива.

4–15-й дни смены – основной период – «Дни испытаний и открытий».

В этот период происходит реализация основных целей и задач программы. Предусматриваются следующие виды деятельности участников программы:

– обучение – изучение основ здорового образа жизни;
– индивидуальная творческая деятельность – участие в работе фитнес-кружков, секций;
– коллективная творческая деятельность – организация и проведение КТД, массовых общелагерных дел.

В результате планируется освоение всеми участниками программы основ здорового образа жизни и овладение навыками аэробики и фитнеса.

16–18-й дни смены – итоговый период – «Дни побед».

В этот период подводятся итоги смены, результаты участия в программе ребят и взрослых, проводится итоговый фестиваль «Фитнес-стиль», который определит «самых-самых-самых».

Поощрения участников программы

Программа личного спортивного роста предусматривает преодоление участниками определенных ступеней, включающих получение знаний, приобретение умений и навыков. Каждый отряд получает в начале смены карту фитнес-маршрута, где отражены все виды аэробных занятий, которые дети могут посетить в течение всей смены: 1 занятие + 1 наклейка в карту маршрута, а в конце программы – подведение итогов на самый активный отряд, на самого активного участника программы. Результаты работы детей на каждой из ступеней отмечаются в личном дневнике участника программы.

По окончании смены каждый ребенок получает сертификат, подтверждающий участие в фитнес-программе.

В рамках смены предполагается награждение наиболее активных участников программы специальными призами и подарками.

Оборудование

Для реализации содержания программы необходимо наличие в лагере:

– аудиоаппаратуры (для проведения аэробных занятий);
– степ-платформ (не менее 16 шт.);
– спортивной площадки, театральной сцены;
– бассейна (желательно);
– декораций для оформления праздников и общелагерных мероприятий;
– скакалок, мячей, обручей и другого спортинвентаря;
– канцелярских товаров.

Цели, задачи, содержание программы

Цели:

– пропаганда здорового образа жизни;
– воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью;
– популяризация видов аэробики и фитнеса.

Задачи:

– сохранение и укрепление здоровья детей;
– развитие у детей физических способностей и навыков;
– освоение базовых навыков и совершенствование сложных элементов аэробики;
– развитие творческих способностей детей.

Содержание

Программа имеет несколько направлений:

  • оздоровительное;

  • творческое;

  • познавательное.

Оздоровительное направление – это укрепление здоровья посредством занятий аэробикой и фитнесом, приобретение знаний в области гигиены, медицины, рационального питания.

Творческое направление – развитие творческих способностей детей путем участия в общелагерных мероприятиях.

Познавательное направление – знакомство с историей создания, существования и развития фитнес-движения в мире, в России.

Девиз смены: «Выше радуги!»

Эмблема лагеря – «Радуга». Цвета радуги символизируют различные направления аэробики, которые дети будут осваивать в течение смены. Семь цветов – семь ступеней, которые необходимо преодолеть. Каждый цвет соответствует тому или иному направлению аэробики:

  • красный – базовая аэробика – Basic;

  • оранжевый – танцевальная латина – Latina;

  • желтый – степ-аэробика – Step;

  • зеленый – гибкость – Flex;

  • голубой – аквааэробика – Aqua;

  • синий – сила – Sculpt;

  • фиолетовый – фанк – Funk.

Принцип индивидуальной системы роста каждого участника смены основывается на присуждении званий по итогам дня, недели, смены.

Каждый ребенок, независимо от возраста, в процессе участия в программе преодолевает «семь цветов радуги» (семь ступеней) и получает одно из трех званий:

  • «нью-фит» (новичок) – звание, которое присваивается тем, кто преодолел первые две ступени и освоил базовые элементы аэробики;

  • «про-фит» (продвинутый) – этого звания удостаивается активный участник, который преодолел четыре ступени и овладел основами нескольких видов аэробики;

  • «супер-фит» (мастер) – данное звание присуждают обладателю вышеперечисленных званий, участнику всех ступеней «Радуги», а также за особые заслуги перед лагерем, тому, кто сумел организовать пусть небольшую, но инициативную группу для участия в какой-либо сюжетно-ролевой фитнес-игре.

Таким образом отслеживается спортивный рост каждого ребенка лагеря.

Результаты

В результате деятельности оздоровительной фитнес-смены достигнуто:

– улучшение физического состояния, получение детьми заряда бодрости;
– воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью;
– осуществление знакомства с различными видами аэробики и фитнеса;
– освоение базовых шагов и элементов аэробики;
– приобретение новых умений и знаний;
– развитие творческих навыков;
– создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия.

Кадровое обеспечение программы

Для участия в реализации программы необходима подготовленная команда специалистов:

  • координатор программы, который осуществляет контроль за механизмом реализации программы профильной смены:

  • инструкторы по аэробике, которые проводят все фитнес-занятия, тем самым реализуя задачи программы (ими могут быть студенты института физкультуры);

  • вожатые, прошедшие подготовку на инструктивно-методических сборах по специальной программе;

  • музыкальный работник, физрук и плаврук, которые одновременно организуют работу творческих профильных лабораторий.

Финансирование

Финансирование данной программы осуществляется из бюджета лагеря за счет средств от продаж путевок, из средств областного бюджета.

Варианты (модели) занятий с детьми и подростками в условиях загородного лагеря

Приветствие (1 мин.)

Дети держат мяч в руках. Им дается задание придумать «приветствие», используя мяч. Затем по команде инструктора дети поочередно выполняют «приветствие».

Упражнения для разминки

Разминка (7–10 мин.)

1. а) И.п.: стоя прямо, держать мяч перед собой, руки вытянуты, ноги врозь. 1–2 – мяч поднимать вверх; 3–4 – сдавить его ладонями; 5–6 – опустить мяч перед собой; 7–8 – сдавить ладонями. Повторить 4–8 раз.
б) И.п.: оставить мяч над головой и продолжать сдавливать ладонями 12 раз. Опустить мяч вниз.

2. И.п.: ноги вместе, мяч опущен вниз. 1 – мяч поднять вверх, одновременно правую ногу поставить в сторону на носок; 2 – наклон корпуса вправо; 3 – выпрямиться; 4 – вернуться в и.п.; 5–8 – все выполняется в другую сторону с левой ноги. Повторить 12 раз.

3. И.п.: ноги врозь, мяч опущен вниз. 1 – поднять мяч перед собой; 2 – поворот корпуса вправо вместе с мячом; 3 – встать прямо; 4 – вернуться в и.п.; 5–8 – все в другую сторону. Повторять 8 раз.

4. И.п.: сидя на мяче, руки поставить на поясе.
1 – правую ногу поставить в сторону на носок, одновременно правую руку поднять вперед-влево (скрестное движение); 2 – вернуться в и.п.; 3 – то же левой ногой и левой рукой; 4 – вернуться в и.п. Повторить 8 раз.

5. И.п.: сидя на мяче, руками придерживать мяч по бокам. 1 – пружинистым движением ноги врозь («Джек») руки одновременно вытянуть вперед перед собой; 2 – вернуться в и.п.; 3 – ноги врозь («Джек»), руки через стороны поднять вверх; 4 – вернуться в и.п. Повторять 8–12 раз.

6. И.п.: легкий стретч мышц ног и спины.

Упражнения для основной части

Основная часть занятия (25–30 мин.)

1. а) И.п.: стоя перед мячом. Правую ногу поставить на мяч, руки вытянуты в стороны, плечи вниз, живот «на молнию», таз – «естественный прогиб». 1–2 – прокатывать мяч вперед, выпрямляя ногу. Корпус неподвижен, «работает» только нога; 3–4 – вернуться в и.п. Повторить 8–12 раз.
б) 1–2 – прокатывать мяч вперед; 3–4 – наклон корпуса вперед к ноге, руки через стороны пытаются дотянуться до носка стопы; 5–6 – выпрямить корпус; 7–8 – вернуться в и.п. Повторить 8–12 раз, затем все с левой ноги.

2. И.п.: стоя спиной к мячу. Правая нога лежит на мяче, колено согнуто, руки вытянуты в стороны.

а) 1–2 – прокатывать мяч назад, выпрямляя ногу; 3–4 – вернуться в и.п. Повторить 8–12 раз.
б) 1–2 – прокатывать мяч назад, выпрямляя ногу; 3–4 – plie вниз; 5–6 – выпрямиться; 7–8 – вернуться в и.п. Повторить 8–12 раз, затем все с левой ноги.

3. «Каток». И.п.: стоя на коленях перед мячом, живот втянут, спина прямая. Руки вытянуты вперед, ладони лежат на мяче. 1–2 – прокатывать мяч руками вперед, опуская прямой корпус вслед за движением мяча. Продвижение вперед выполняется до положения «планки» с опорой на предплечье; 3–4 – вернуться в и.п. Повторить 12–16 раз.

4. «Push Up». И.п.: то же. 1–4 – лечь животом на мяч, прокатывать корпус по мячу вперед, до положения «упор лежа» – руки на полу, колени лежат на мяче; 5–12 – выполнить 2 медленных отжимания Push Up; 13–16 – вернуться в и.п. Выполнить 4–8 подходов.

5. И.п.: лежа животом на мяче, ноги стоят на полу, руки обнимают мяч. 1–2 – сжать всем корпусом мяч «под себя»; 3–4 – «отпустить» мяч и расслабиться. Выполнить 16 раз.

6. И.п.: лежа спиной на мяче, опора на согнутые в коленях ноги (на мышцы, которые стоят на полу), руки в замке за головой.
Выполнить 32 «скручивания» (подъем лопаток вверх), затем поочередный подъем плеч вверх («работают» косые мышцы пресса) по 16 раз в каждую сторону.

7. «Мостик». И.п.: то же. Прогнуться назад, коснуться руками пола и выполнить «мостик», лежа спиной на мяче. Зафиксировать положение на 1 мин. и расслабиться.

Партерная часть (15–20 мин.)

Приветствие (1 мин.)

Детям дается задание придумать движение-приветствие, используя степ-платформу. Затем по команде инструктора дети одновременно исполняют «приветствие».

Разминка (5–7 мин.)

Разминка включает комбинацию попеременных (выполняемых с каждой ноги – с правой и с левой поочередно) степ-шагов:

Тар Up, Tap Down, Step Tap, Basic Step, Knee Up Lift, Kick Lift, Curl Lift.

Разминка заканчивается легким стретчингом на основную мышечную группу.

Основная часть – Step Mix (25–30 мин.)

Основная задача – освоение техники исполнения базовых шагов в степ-тренировке. Эта часть занятия включает следующую комбинацию степ-шагов:

Вариант А

4–2 ППР Basic Step
4–2 ППР Knee Up Lift
4–2 ППР Kick Lift
4–2 ППР Curl Lift
4–2 ППР V– Step
4–2 ППР Turn Step
4–2 ППР Step Tap
4–2 ППР Over the Top
* Corner to Corner +2 ППР Step Touch (по квадрату)

Вариант В

ПР – Basic Step
ПР – Knee Up Lift
ЛВ – Kick Lift
ПР – Curl Lift
ЛВ – V-Step
ПР – Turn Step
ЛВ – Step Tap
ЛВ-ПР – 2 ППР Over the Top

Комбинация степ-шагов исполняется одновременно с выполнением базовых движений рук.

Партерная часть – Power (10–12 мин.)

Эта часть занятия включает в себя упражнения на развитие силы и гибкости.

Упражнения в упоре лежа на полу, используя степ-платформу:

– сгибание-разгибание рук (отжимание) – Push Up:

  • первый вариант – кисти расположены под плечами с опорой всей ладонью, при сгибании локти направлены назад, угол между плечом и предплечьем – 90°, расстояние между грудью и степ-платформой не более 10 см;

  • второй вариант – отжимание в упоре с широким разведением рук в стороны;

  • третий вариант – отжимание в упоре с широким разведением рук в стороны, но одна рука находится на углу степ-платформы, а другая – рядом на полу.

Все варианты отжиманий выполняются в стойке на коленях. Выполняется стретчинг верхнего плечевого пояса.

Упражнения, направленные на развитие мышц живота (пресса), лежа на спине:

  • подъем лопаток вверх – «скручивание»;

  • подъем согнутых в коленях ног – «обратное скручивание»;

  • поочередное вытягивание ног вперед – «велосипед»;

  • «написание своего имени» прямыми ногами в воздухе – «подпись».

Выполняется стретчинг мышц пресса.

Упражнения, направленные на развитие мышц спины, лежа на животе на наклонной степ-платформе:

  • руки вытянуты вперед, поочередное поднимание разноименных рук и ног вверх-вниз;

  • руки вытянуты вперед, одновременное поднимание рук и ног вверх-вниз;

  • «лодочка»;

  • руки вытянуты в стороны, поднять руки вверх и зафиксировать положение, стопы на полу – «самолетик».

Выполняется стретчинг мышц спины.

Intensive Stretching (3–5 мин.)

В этой части занятия выполняется интенсивный стретчинг (растяжка) мышц ног и упражнения на дыхание.

Игровая пауза (5–10 мин.)

Эта часть занятия посвящена развивающим играм.

«Узелки». Участники игры образуют круг и берутся за руки. Причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг. Это упражнение дает возможность всем участвовать в выработке стратегии.

«Ушки». Играющие встают в круг. Ведущий поднимает обе руки к голове и шевелит ими, имитируя «заячьи уши». При этом сосед справа поднимает левую руку, а сосед слева – правую, повторяя жесты ведущего. Ведущий резко показывает (или называет имя) другого игрока, что означает смену ведущего. Новый ведущий и два его соседа начинают показывать «уши». Тот, кто замешкался или поднял не ту руку, выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока количество игроков не сократится до трех.

Е.Ю. ПОНОМАРЕВА