Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ВОКРУГ СПОРТА


Академия братьев Гомельских,

или Как поддержать школьного учителя?

Евгений Яковлевич Гомельский, заслуженный тренер СССР, президент мужского баскетбольного клуба «Динамо»

Евгений Яковлевич Гомельский, заслуженный тренер СССР, президент мужского баскетбольного клуба «Динамо»

Нельзя не признать, что заслуги советской и российской баскетбольной школы достаточно велики. Мужская сборная команда Советского Союза была двукратным олимпийским чемпионом – в 1972-м в Мюнхене и в 1988-м в Сеуле, неоднократно становилась чемпионом мира и многократно – чемпионом Европы. К сожалению, распад Советского Союза отразился и на развитии спорта: закрылись многие детские спортивные школы, а тренеры были вынуждены уйти. Приоритеты многих руководителей спортивных коллективов резко поменялись: сиюминутный успех стал весомее будущего нашего спорта. Мода на легионеров, игроков и тренеров, пришла в Россию стремительно и в огромных масштабах. Под сомнение был поставлен талант наших спортсменов и тренеров.
Размышляя над этой ситуацией, мы пришли к выводу, что у нас есть кому обучать, есть кому учиться и, самое главное, есть огромное количество талантов, которые хотят заниматься любимым делом у себя дома, в России.
Для поддержки учителей физической культуры и тренеров мы создали региональную общественную организацию «Баскетбольная академия братьев Гомельских», которая утверждена Федерацией баскетбола России и станет звеном системы повышения квалификации учителей.

Кому по плечу роль тренера?

Приток тренерских кадров из высших учебных заведений существует в каждой стране. Мы – не исключение. Однако молодых специалистов, которые хотят связать свою жизнь с тренерской деятельностью, у нас крайне мало: заработная плата большинства российских учителей и тренеров остается на низком уровне.

На кого же опирается в такой ситуации Россия? На тех ребят, которые, отыграв в командах мастеров, получив определенные спортивные звания и награды, пытаются попробовать себя в тренерской деятельности. Это и правильно, и сложно: если ты был хорошим игроком, это еще не значит, что станешь и хорошим тренером. Роли у игрока и тренера слишком разные. Тренер занимается всем: воспитательной работой в команде, конфликтными ситуациями, организацией тренировочного процесса в целом, индивидуальной работой. Не каждый спортсмен, даже очень успешный в спорте, может с этим справиться. В школе это лучше получится у учителя, потому что тренерская деятельность – еще и педагогическая.

Все начинается с учителя

Какой предмет ребенок любит больше всего? Тот, в котором учитель не устает быть истинным профессионалом, раскрывая все тонкости и возможности изучаемого дела, вкладывая в работу весь свой талант. Тот, в котором ребенок не просто что-то понимает, но (обязательно!) принимает как часть себя самого.

Сегодня именно преподаватели физической культуры являются нашим первым и основным резервом, от которого зависит и здоровье страны, и ее спортивное будущее. В отличие от тренера, учитель физической культуры обучает навыкам различных спортивных дисциплин. Если я, например, как баскетболист, ищу только баскетболистов, то учитель, работая с множеством детей ежедневно, раньше всех тренеров, приходящих в школу отбирать таланты, может разглядеть и легкоатлета, и пловца, и волейболиста, и гимнаста. Поэтому учителю, в первую очередь, необходима помощь профессионалов. Педагог должен точно знать, какой должна быть начальная подготовка, когда и как обучать технике, как это делать правильно, как построить тематический урок или тренировку. И если учитель будет постоянно получать необходимые, обновленные знания, ему и дышать станет легче, и работать интереснее.

Если у преподавателя нет отбоя от желающих, если есть такие, кого за небольшой промежуток времени он сумел «затравить», глубоко увлечь занятиями в своей секции, то можно быть уверенным, что его работа не бесполезна. Дружба со спортом сохранится независимо от того, станет ребенок заниматься спортом профессионально или нет. И такая работа учителя (и урочная, и внеклассная) должна подкрепляться материальным вознаграждением.

С именем Александра Яковлевича Гомельского (справа)  связан расцвет отечественного баскетбола. Слева – Душан Ивкович, нынешний тренер московского «Динамо»

С именем Александра Яковлевича Гомельского (справа)
связан расцвет отечественного баскетбола.
Слева – Душан Ивкович, нынешний тренер московского «Динамо»

Учить, чтобы не переучивать

Начальный этап освоения любой спортивной дисциплины – самый трудный, но и самый ответственный. В это время учитель может увидеть, кто из детей становится интересен в ростовом плане, в плане координации, а кто – с легкостью осваивает азы техники баскетбола. Теперь важно определить, насколько реально для конкретного ребенка успешно осваивать баскетбол дальше, в спортивной школе. И если у ученика есть желание заниматься уже профессионально, учитель помогает в выборе спортивной школы.

Чем раньше талант будет замечен, тем успешнее ему можно помочь развиться. В пример того, как рано можно начинать обучение баскетболу, приведу Литву. Все население здесь делится на три категории: на тех, кто играл в баскетбол, тех, кто играет, и тех, кто будет играть. Начинают заниматься с детского сада мини-мячами. Занимаются все: и полненькие, и худенькие, и с плохой координацией, и малоподвижные. С пяти-шести лет переходят на занятия с облегченным мячом и невысокими колечками. По мере взросления дети осваивают различные навыки и в школу приходят уже с определенной начальной баскетбольной подготовкой.

Но такая постановка дела требует грамотной единой методики на весь период работы, начиная с детского сада. Нельзя забывать: переучивать намного труднее, чем учить. Грамотное обучение физической культуре и спорту в младшем возрасте является определяющим.

Ориентиры школьной секции

Как баскетболист, я, конечно, ратую за баскетбол. Элементы баскетбола присутствуют в подготовке боксеров, борцов, лыжников, легкоатлетов, даже фехтовальщиков. В баскетбол играют все, потому что он гармонично развивает самые разные качества: быстроту, ловкость, координацию, выносливость и, что очень важно, смекалку. С мячом можно придумать бессчетное число упражнений: индивидуальных, парных, групповых, на полу, у стены, перед кольцом – только успевай осваивать.

Какой я вижу школьную баскетбольную секцию?

Это группа из 15–20 человек под руководством учителя физкультуры. Наряду с тренировками проводятся соревнования, например, с ребятами из соседней школы, которые тоже занимаются в школьной баскетбольной секции. Выбор формы соревнований остается за школьными учителями физкультуры и зависит от того, какие задачи они перед собой ставят.

Легче работать в секции, где разница в возрасте занимающихся не больше двух-трех лет: эффективность занятий в таких группах выше. Поэтому целесообразнее немного сократить время занятий и проводить их для разных возрастных групп.

Баскетбол – многофункциональный вид спорта, где развитие всех основных двигательных качеств одинаково важно. Без быстроты, например, хороших результатов не добиться. Какие упражнения лучше подобрать для развития этого качества, может посоветовать не только баскетбольный тренер, но и тренер, который хорошо знает законы биомеханики, например легкоатлет, знающий толк в целесообразности тех или иных нагрузок.

Важно дать азы спортивной дисциплины, приучить к определенной культуре спорта, воспитать уважение к спортивной форме, в которой дети выходят на площадку, добиться того, чтобы они умели дорожить временем урока или тренировки, умели оценить важность материала, полученного от учителя.

Я противник того, чтобы на первых этапах школьной работы акцент делался на участие в соревнованиях. Соревнования в начале обучения нужны в той мере, чтобы дети имели возможность показать, чему они научились, а тренер – оценить, как он справился со своими задачами, посмотреть на результаты своих коллег. И культуре спортивной борьбы на основе уважения к сопернику надо учить с детства.

Можно организовать небольшие группы поддержки команд из 10–12 девочек, которые бы готовили свои мини-программы и поддерживали своих баскетболистов во время соревнований. Такие занятия у девочек пользуются популярностью, и при желании они самостоятельно могут поставить несложные спортивно-танцевальные номера.

Обязательно среди учащихся найдется фотограф-любитель и поместит свой фоторепортаж на школьном стенде. Кто-то придумает к нему забавные подписи. Да и родители, то один, то другой, помогут в организации соревнований. В результате на базе школьной секции будет положено начало настоящей клубной работе, объединяющей ее участников любовью к баскетболу.

Будущее в общеобразовательных школах, мне думается, именно за таким подходом к организации спортивно-массовой работы. И такую коллективную деятельность будет поддерживать наша Академия баскетбола.

Сотрудничество физкультуры и спорта

Уже в новом учебном году Академия будет работать с учителями, преподающими баскетбол в школе: проводить семинарские занятия, мастер-классы на базе общеобразовательных школ. Мы надеемся, что работа Баскетбольной академии не ограничится пределами нашей страны и Академия довольно скоро из российской превратится в международную. Кадрами для такой работы мы располагаем. В экспертный совет вошли бывшие тренеры нашей страны, которые работали с национальными сборными: Сергей Белов, Станислав Еремин, Леонид Ячменев, Юрий Селихов, Вадим Капранов. Среди молодых тренеров, например, Сергей Базаревич, первый наш защитник, приглашенный в НБА.

Мы решили установить стипендии учителям физкультуры, которые будут вести тренировочные занятия по баскетболу, и хотим сделать это в масштабах России. Планируем учредить номинацию «Лучший учитель физкультуры – тренер по баскетболу – России». При определении лучших будет оцениваться секционная работа; рост профессионального мастерства занимающихся; переход к профессиональным занятиям; участие команд, представляющих школьные секции, в соревнованиях. Может случиться и так, что, например, отбора в спортивные школы нет, а в баскетбольной секции занимается почти вся школа, – такой учитель тоже может получить нашу премию. Очень важно быть объективным, а по отношению к тем, кто работает с детьми, – особенно.

С началом работы Академии я возлагаю большие надежды и на то, что профессионалы спорта и физической культуры вновь с удовольствием начнут учиться друг у друга, обмениваться опытом. Без этого чего-то добиться трудно.

Интервью с Евгением ГОМЕЛЬСКИМ
записала Валентина РЕПИНА