Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2007

МЕТОДИКА: МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


Уроки плавания на открытых водоемах с родителями

Петрова Н.Л., Баранов В.А. Обучение детей плаванию в раннем возрасте [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – 96 с.: ил.Петрова Н.Л., Баранов В.А. Обучение детей плаванию в раннем возрасте [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – 96 с.: ил.

Сегодня обучение спортивному плаванию начинается с детьми шести-семилетнего возраста, и в разных методиках обучения основной упор делается именно на этот возраст. А если у родителей есть желание обучить ребенка плаванию в более раннем возрасте?
По мнению авторов, это возможно. Освоив предлагаемую методику, вы не только научите ребенка держаться на воде, но и сможете, используя тренировочные упражнения, самостоятельно обучить его правильному дыханию, спортивным видам плавания. Без внимания не оставлены и дети грудничкового возраста, для которых освоение вспомогательной гимнастики и ныряния в первые месяцы жизни – задача приятная и реальная, как и массаж, который родителям несложно будет освоить. Многочисленные иллюстрации помогут взрослым обучиться и правильной страховке детей как в закрытых бассейнах, так и на открытой воде.

Обучение детей плаванию на открытых водоемах (на реках, озерах, морях) имеет, по сравнению с занятиями в бассейне, свои специфические особенности. Оно предполагает нахождение тренера или одного из родителей в воде вместе с ребенком. Также необходимо учитывать подготовленность родителей, их умение плавать, а не держаться на поверхности воды. Родители, умеющие плавать, в процессе обучения ребенка имеют возможность отрабатывать упражнения вместе с ним недалеко от берега. Таким образом они могут страховать ребенка, слегка поддерживая его рукой снизу в случае необходимости, когда он хлебнул воды и (или) испугался.

Родителям, неуверенно чувствующим себя на большой воде, занятия со своим ребенком следует проводить на глубине, доходящей малышу до груди. Процесс обучения в этом случае должен проходить в движении вдоль берега.

Занятия на море (крупном водоеме) обязательно проводятся в утренние часы, когда вода спокойная и нет больших волн. В это время дети, хорошо отдохнувшие после сна, полны сил. Со свежей головой они лучше усваивают новую информацию, передаваемую им взрослыми.

Если ваш ребенок еще совсем маленький (от года до трех), надо приучать его не бояться воды. Сначала можно походить по воде вместе с ребенком, держа его за руку, при этом постепенно заходите в воду все глубже, до уровня груди. Можно похлопать руками по воде, и пусть ребенок тоже это сделает, чтобы брызги попали ему на лицо, или бросать мячик ребенку, при этом опять же брызги попадут ему в лицо. В таких ситуациях даже те дети, которые панически боятся попадания воды на лицо, почти не реагируют на брызги. Конечно, проще всего засунуть ребенка в круг – и пусть плещется. Но если вы хотите научить его полезным навыкам, купите ласты и доску для плавания. Если ласты велики, подгоните их под своего ребенка. Доску лучше брать с дырками для рук.

После того как прошел процесс привыкания к воде и ребенок перестал бояться попадания брызг на лицо, можно надеть ему очки для плавания и показать, что в них он может не закрывать глаза при попадании воды на лицо.

Следующим этапом является обучение ребенка опускать лицо и делать выдох в воду. Начинать можно с погружения в воду только губ, чтобы вода не доходила до носа. Делая вдох и опуская губы в воду, ребенок дует в нее и видит на поверхности пузыри. Это упражнение лучше всего делать одному из родителей, держа ребенка за руку и стоя к нему лицом. Голова взрослого должна находиться на одном уровне с головой ребенка. Для этого он может встать на более глубокую часть и присесть. Сделав глубокий вдох, опустив губы в воду, взрослый делает выдох в воду, показывает ребенку «пузыри» и просит его сделать то же самое.

Если это упражнение не получается и малыш не понимает, что нужно «дуть» под водой, можно предложить ему громко сказать под водой «фу». Можно устроить с ним соревнование – кто громче скажет «фу» под водой или у кого получится больше пузырей, кто сможет дольше дуть в воду, булькать.

Держа ребенка за руки, одновременно с ним делая вдох и выдох, старайтесь постепенно опускать его лицо все глубже и глубже (сначала в воду опустятся губы и нос, а затем и все лицо). Нужно внимательно смотреть, чтобы, подняв голову из воды, ребенок делал глубокий вдох и только после этого вновь опускал лицо в воду. При обучении этому упражнению взрослому нужно подстраиваться под малыша. Если ребенок не успел сделать вдох, надо остановить его и добиться, чтобы он набрал воздух и только после этого опустил лицо под воду. Иначе он может захлебнуться.

Упражнение выполняется как можно чаще, чтобы малыш мог делать 5–10 выдохов подряд, чередуя каждый выдох только с одним вдохом.

Необходимое пояснение родителям-отпускникам

В большинстве случаев наш отпуск не превышает одного месяца. С учетом дороги и других обсто-
ятельств срок нахождения у водоема еще меньше. Свои коррективы вносят и погодные условия, экскурсии, недомогания и прочее. Поэтому приходится дорожить каждым погожим днем. Чтобы не терять драгоценное отпускное время на упражнения, которые можно освоить в домашних условиях, начните готовиться к отпуску зимой. Обучение детей выдоху в воду вполне можно освоить в домашней ванне. Заниматься с детьми нужно регулярно, двигаясь от простого к сложному, начиная с простого умывания лица и кончая нырянием за игрушками.

Параллельно с освоением выдоха в воду следует начинать учить ребенка плаванию с доской в ластах. Ласты надеваются непосредственно у кромки воды. Прежде чем их надеть, надо смыть с ног малыша песок и мелкие камешки, чтобы они не натерли кожу. Затем надеть ему очки и дать в руки доску для плавания. При вхождении в воду нужно объяснить малышу, чтобы он делал это, двигаясь спиной вперед, поскольку движение лицом вперед дается с трудом из-за сопротивления воды на переднюю часть ласт, и помочь ему, взяв за руку.

Дойдя до глубины выше пояса, нужно положить ребенка на живот так, чтобы его вытянутые руки держались за дырки доски, а из воды была видна только голова (плечи находятся под водой, а доска на поверхности); ноги составляют прямую линию с туловищем. Придерживая ребенка за доску или руку, начните плыть с ним, побуждая его делать поочередные движения ногами вверх-вниз. Объясните ему, что не надо залезать на доску животом. Доска плывет впереди, ребенок – на расстоянии вытянутых рук – за ней. Если доска тонет, значит, ребенок давит на нее и поднимает при этом плечи из воды. За доску нужно просто держаться, а не лежать на ней. Стоит малышу опустить плечи в воду, и все получится.

При работе ног в ластах не должно быть брызг – ласты всегда под водой. Не надо обращать внимание на согнутые ноги ребенка в начале движения – ласты заставят их выпрямиться.

Если ребенком еще не освоен выдох в воду, на первых порах можно начать плавать с поднятой головой. По мере освоения выдоха в воду его надо выполнять при плавании с доской. Для этого ребенок делает глубокий вдох (на один счет, быстро), и голова опускается в воду. Выдох делается медленно (на три-четыре счета), при этом голова почти вся опускается под воду (смотреть надо на дно, а не вперед). Для вдоха поднимается только голова, а плечи остаются под водой. И на вдохе, и на выдохе ноги работают беспрерывно.

С первых же занятий одновременно с обучением ребенка плаванию с доской в ластах на животе следует взяться за обучение плаванию на спине. Это упражнение легче двух предыдущих, так как нет необходимости опускать лицо в воду. Поэтому оно выполняется после них.

Положите ребенка на спину, поддерживая его рукой снизу, чтобы положение его тела было как на плоской твердой поверхности и из воды показывалось только лицо, смотрящее вверх, а тело находилось у поверхности воды. Если это положение для ребенка непривычно, нужно подержать его в этом состоянии, чтобы он убедился, что с ним ничего плохого не происходит, и расслабился. Если видно, что ребенку в этом положении удобно, сверху кладется плавательная доска так, чтобы он обнял ее двумя руками и прижал к груди и животу, нижний край доски должен касаться его подбородка. Доску может передать кто-то из стоящих рядом с вами. Первое время желательно придерживать ребенка за руки, лежащие на доске, чтобы они не расцепились и ребенок не ушел под воду.

Позже, если малыш еще боится плыть без вашей помощи, можно для видимости придерживать его за доску, не касаясь его самого и не помогая ему плыть, чтобы он привыкал двигаться самостоятельно. Придерживая малыша за руки, начинайте двигаться, не забывая, что при работе ногами акцент делается на движение ног вверх. Ласты как бы подбрасывают воду. Желательно, чтобы не было брызг.

По мере освоения упражнения ребенок перестанет нуждаться в поддержке, помощь взрослого сведется к движению рядом с ним. Часто при перемещении ребенок прогибается. Надо помочь ему принять правильное положение и напоминать, что его живот должен быть прижат к доске. Если он привыкнет плавать на спине согнувшись, то потом у него не получится плавание на спине без доски.

За одно занятие надо постараться сделать все вышеописанные упражнения. При этом нужно следить за настроением малыша и при первых признаках усталости переходить к следующему упражнению. Даже если предыдущее не получилось, лучше вернуться к нему позже. Если ребенок капризничает, необходимо как-то заинтересовать его и добиться правильного выполнения задания. Смена упражнений позволяет дольше поддерживать интерес к занятиям, исключает монотонность процесса обучения.

Если ребенок уверенно плывет с доской на животе и на спине, можно отплывать с ним на 15–20 м от берега при условии хорошей плавательной подготовки родителей, обучающих его. Поддержка родителей укрепляет уверенность малыша и повышает интерес к занятиям плаванием. Не забывайте хвалить своих детей и не заостряйте внимания на неудачах.

От занятия к занятию старайтесь вводить новые элементы. Научившись плавать с доской на ногах с выдохом в воду, можно попробовать плыть без доски с вытянутыми вперед руками. При этом лицо должно быть опущено в воду. Упражнение делается на задержке дыхания. Сделав глубокий вдох, ребенок должен доплыть до стоящего недалеко от него взрослого, который под водой протягивает навстречу ему руки. Расстояние между ними увеличивается по мере освоения упражнения от 1 м до 3–5 м и более в зависимости от возраста и готовности ребенка.

Начинать занятия лучше с плавания на ногах с доской на груди, а заканчивать на спине, потому что это упражнение более простое для выполнения.

Первые гребки

Далее при плавании на груди можно обучать ребенка подключать руки. Для этого в движении с доской на выдохе, когда его лицо опущено в воду, одна рука отрывается от доски и совершает гребок под живот до соприкосновения с ногой. Затем рука поднимается из воды за спиной вся до плеча как можно выше и кладется на доску. После этого ребенок делает вдох и, опустив голову в воду, на выдохе повторяет то же движение другой рукой. При этом ноги работают беспрерывно. За время одного гребка они совершают много движений.

Чем меньше ребенок, тем меньше у него запас двигательного опыта. Поэтому сразу такие движения (гребки) у него не получатся. Взяв руку малыша, необходимо провести ее по нужной траектории, обращая внимание на то, что рука движется вниз под воду, касается большим пальцем бедра ноги и за спиной поднимается как можно выше над водой до соприкосновения с доской. Вторая рука не отпускает доску и не сгибается. Желательно повторить эти движения вместе с ребенком несколько раз, чтобы он запомнил всю траекторию движения руки.

После освоения гребков в движении с доской ребенку можно перейти к плаванию без доски. Гребки делаются из положения, когда руки вытянуты вперед, ноги работают беспрерывно, лицо опущено в воду на задержке дыхания. Нужно обратить внимание на то, что пока одна рука не закончила движение, оказавшись в исходном положении, другая рука движения не начинает. Не нужно делать много гребков – достаточно сделать пару длинных. Не забывать о непрерывной работе ног! Руки движутся медленно, без брызг, а ноги, наоборот, – быстро, без остановки.

«Дельфин». Первые шаги

Эти упражнения довольно сложны для освоения их детьми младшего дошкольного возраста. Поэтому сначала можно научить их плавать «дельфином» на ногах. Детям нравится это упражнение, и они легко его осваивают.

Из положения «руки по швам» нужно сделать глубокий вдох, лечь, опустив лицо в воду, и двумя ногами в ластах одновременно делать движения вверх-вниз, помогая себе туловищем. Голова и плечи остаются неподвижными, а попа то показывается из воды, то «прячется» под воду. Для лучшего понимания, как это делается, можно при объяснении сравнить ноги ребенка в ластах с хвостом рыбы: «Работаем, как рыбка хвостиком!» Делаются три движения ногами и попой, далее ребенок или встает на дно, или поднимает голову из воды, делает вдох и снова три движения ногами... Это упражнение можно использовать как разрядку или своеобразный отдых.

Как правило, дети, научившись плыть на ногах без доски, считают, что они уже умеют плавать и доска им больше не нужна. Надо объяснить ребенку, что плавать он научится, только когда сможет дышать в процессе движения. Спросите его, что он будет делать, когда у него кончится воздух: утонет?

Каждое занятие начинайте с плавания на ногах с доской на груди. Детям старшего дошкольного или младшего школьного возраста можно чередовать выполнение упражнений в ластах и без них. Но при обучении двигаемся от простого к сложному, т.е. сначала выполняем упражнение в ластах, а потом без ласт. Обратите внимание на то, что в ластах ноги работают без брызг, а без ласт – с брызгами, при этом ноги остаются под водой (из воды вылетают только брызги) и всегда работают быстрее, чем руки (кроль на груди и на спине).

Плавание на ногах на спине

Продолжаем обучение плаванию на спине. Как только малыш начнет уверенно плыть на спине с доской, можно попробовать обойтись без нее.

Руки вытягиваются вдоль тела – плывем «солдатиком». Возьмите ребенка за плечи и положите его на воду так, чтобы живот был у поверхности воды и ребенок смотрел вверх. Придерживайте малыша, пока он не начнет работать ногами и двигаться, тогда попробуйте отпустить. Если ребенок плывет и вода не попадает ему в лицо, просто двигайтесь с ним рядом, по ходу поправляя положение его тела, когда в этом есть необходимость. Будьте готовы помочь ребенку встать, как только в лицо попала вода. Возможно, у него сразу не получится плыть без доски, – значит, это упражнение выполнять рановато, поплавайте еще с доской. Но даже если все получилось, лучше плавание на спине каждый раз начинать с доской.

Далее упражнение усложняется: руки вытягиваются вверх над головой, одна ладошка кладется на другую и руки плотно прижимаются к ушам. Чем сильнее руки тянутся вверх, тем легче выполнить это упражнение, к тому же такое положение заставляет и ноги работать правильно.

Главный критерий: вода не должна попадать в лицо и не должно быть брызг. Обычная ошибка – живот опускается, ребенок плывет «сидя». Объясните ему, что живот должен торчать из воды, а голова лежать на воде так, чтобы уши были под водой. Живот, конечно, из воды торчать не будет, но немного поднимется.

Плавание на спине в полной координации

Если ребенок уверенно плывет на ногах на спине без доски, можно попробовать подключить в упражнение руки. Из положения «солдатик» (ноги работают) поднимается одна рука, ладошка повернута наружу, сверху должен быть мизинец. Руку нужно поднять всю до плеча и аккуратно, без брызг, положить в воду около головы. Чем выше поднимается рука, тем меньше брызг попадает в лицо. Объясните ребенку, что не надо хлопать рукой по воде, так как при этом брызги полетят ему же в глаза. Опуская руку в воду, нужно коснуться уха. Далее рука двигается, не сгибаясь, в сторону (а не вниз) до соприкосновения с ногой. Только когда одна рука оказалась в исходном положении, начинает гребок другая.

У взрослых спортсменов при плавании кролем на груди и на спине руки двигаются как бы противоходом, т.е. пока одна рука совершает гребок, другая проносится по воздуху. Многолетний опыт обучения детей плаванию показал, что ребенку сложно следить сразу за обеими руками и за работой ног. Они начинают делать короткие частые гребки, забывают про ноги и не успевают дышать. Чтобы избежать всех этих ошибок, советуем делать гребки кролем на груди и на спине отдельно: сначала одной рукой, затем другой, не спеша, а ногами работать надо быстро, без остановок. Если ребенок будет хорошо работать ногами, то и плыть он будет быстро, уверенно. Поэтому на каждом занятии больше времени уделяйте плаванию на ногах. Как только ноги ребенка перестают работать, они начинают тонуть, тело принимает вертикальное положение, ребенок вынужден встать на дно. Так что не уставайте напоминать ему о работе ног.

Дыхание при плавании кролем

Продолжаем осваивать кроль на груди. Надо научить ребенка дышать – это самое трудное. Сначала покажите ребенку положение тела и головы при вдохе. Держите его в горизонтальном положении, одна рука малыша (прямая) держится за доску, другая вытянута вдоль тела. Голова повернута в сторону опущенной руки и ухом лежит на воде (взгляд направлен вверх), плечо поднято из воды. Очень важно, чтобы голова как бы лежала на воде и на руке, только в таком положении в рот не будет попадать вода.

Поверните голову ребенка под воду (в это время выполняется выдох) и верните в положение для вдоха. Сделайте это несколько раз. При этом ребенок не должен смотреть вперед, только вверх и вниз. Теперь то же самое нужно повторить в движении. Из исходного положения руки на доске, лицо в воде (смотреть вниз, на дно) делается гребок рукой до ноги, рука останавливается, выполняется поворот головы, при этом плечо поднимается из воды, чтобы не мешать голове. Ребенок должен посмотреть вверх (в небо) и сделать вдох.

Обратите внимание, открывает ли он в этот момент рот. Очень часто дети имитируют вдох и выдох. Они делают правильно все движения, но не дышат, а плывут на задержке дыхания. Маленький ребенок смутно представляет себе понятие «вдох-выдох». Значит, надо показать ему правильное выполнение вдоха и проследить, чтобы при выдохе под водой появились пузыри. Итак, ребенок посмотрел вверх и сделал вдох. Далее он поворачивается в исходное положение – лицо в воде, руку поднимает из воды, кладет на доску. Вторая рука выполняет гребок (голова остается под водой), делается выдох. Заостряйте внимание малыша на том, что нельзя смотреть вперед ни под водой, ни на поверхности, только на дно и в небо.

Это упражнение очень сложное. Но если вы его освоите, то дальше дело пойдет легче. Не пытайтесь выполнять это упражнение без доски, пока ребенок не освоит его и не сможет делать несколько вдохов подряд. Не забывайте про длинные гребки. Чем длиннее гребок, тем больше времени будет у ребенка на вдох. Между гребками не должно быть паузы, иначе ему не хватит воздуха до следующего вдоха. Ноги работают постоянно.

По мере освоения этого упражнения вдох смещается на начало гребка, т.е. голову нужно повернуть сразу, как только рука начинает гребок (отпускает доску). Время движения руки под водой – время для вдоха. Когда рука поднимается из воды, голова опускается под воду, и весь гребок другой рукой сопровождается длинным выдохом.

В процессе обучения вдоху голова и плечи ребенка должны поворачиваться сильнее, чем того требует техника плавания кролем на груди. Это делается для того, чтобы исключить возможность попадания воды в рот во время вдоха. К тому же уменьшить амплитуду любого движения намного легче, чем увеличить ее. Когда кроль будет освоен, все само встанет на свои места. Ребенку надо напоминать, что поворачиваются только голова и плечи, живот и ноги остаются в исходном положении.

Если упражнение более не вызывает трудностей при выполнении, можно плыть кролем уже по-настоящему. Только следите, чтобы у ребенка при повороте головы одна рука оставалась впереди и ухо лежало на ней. И опять одна рука не начинает гребок, пока другая не закончила свое движение. Это заставит хорошо работать ноги и поможет следить за длиной гребка. Хорошим показателем правильности движений являются брызги. Руки в воду должны опускаться легко, без брызг. Плыть нужно как бы руками вперед – пока одна рука гребет, другая тянется вперед (ладошка лежит на поверхности воды).

Ну вот мы и научились плавать кролем на груди и на спине. Конечно, надо еще снять ласты. Делать это нужно постепенно, чередуя выполнение всех упражнений в ластах и без них.

Еще одно необходимое пояснение

Не забывайте, что вы приехали отдыхать. Не превращайтесь из учителя в мучителя собственного чада. В конце занятия хотя бы несколько минут поиграйте с ребенком. Пока он неуверенно чувствует себя под водой, используйте мячик или надувные игрушки. Когда малыш научится опускать лицо в воду, попробуйте на небольшой глубине (по пояс) понырять за предметами (резиновыми тонущими игрушками, камнями), желательно крупных размеров и ярких цветов, чтобы они хорошо были видны в прозрачной воде. Начиная на мелководье, постепенно переходите на большую глубину. Ребенок обнаружит, что опуститься под воду почти так же трудно, как держаться на поверхности. Помогите ему нырнуть, подтолкнув его вниз или придерживая его за руку под водой, чтобы он схватил камень или игрушку. Обязательно проследите, чтобы перед погружением малыш сделал глубокий вдох. Можете нырнуть вместе с ним или по очереди. Главное, чтобы это занятие доставило ему удовольствие.

Чем младше ваш ребенок, тем медленнее вы будете продвигаться вперед. Но даже если за лето малыш только перестал бояться воды, научился опускать лицо в воду и плавать с доской, считайте, что занятия не прошли даром. Конечно, жалко, что придется прервать обучение на долгую зиму. Попробуйте найти возможность продолжить занятия плаванием хотя бы в лягушатнике детского сада, а если повезет, – у хорошего тренера в детской спортивной школе. Но даже если такая возможность не представится – не отчаивайтесь. Продолжите обучение следующим летом – за зиму полученные навыки не должны забыться. Главное – терпение и желание добиться поставленной цели.

А теперь хочется обратиться к родителям, детей которых уже никак не назовешь малышами. Все упражнения, описанные выше, помогут и вашим детям научиться правильно плавать. Только овладеть ими будет легче и быстрее. Эти упражнения помогут и взрослым, не очень уверенно чувствующим себя на воде, и даже тем, кто неплохо держится на поверхности, но не смог в свое время освоить технику спортивных способов плавания. Надо только обратить внимание на нюансы обучения, например – значение правильной непрерывной работы ногами.

Не умеющий плавать человек затрачивает огромные усилия, чтобы удержаться на поверхности воды. Он делает множество бесполезных движений, суетится, задыхается. А нужно всего лишь расслабиться. Вода не любит резких движений. Не надо бить по ней – нужно отталкиваться. Даже быстрые движения (например, ногами) должны быть мягкими. Приказать себе расслабиться у плохо плавающего человека не получится, пока тело не почувствует, что вода его держит. Тогда и голова сможет контролировать все движения. Чтобы почувствовать это, научитесь дышать в воду. Как только вы опустите голову, держаться на воде будет намного легче. Попробуйте достать камешки со дна. Даже на небольшой глубине почувствуете, что вода вас как бы не пускает вниз, выталкивает на поверхность. Не стесняйтесь, не думайте о том, что ваши упражнения вызовут у кого-то смех. Цель оправдывает средства. Большим подспорьем и облегчением при обучении плаванию (даже взрослым) являются ласты и плавательная доска. Они помогут почувствовать себя увереннее, чтобы проплывать более длинные расстояния. Родителям, даже хорошо плавающим, хочется посоветовать: прежде чем обучать ребенка, попробуйте выполнить упражнения сами. Это поможет вам легче объяснить их суть.

Брасс

Несколько советов для тех, кто хочет научиться правильно плавать брассом. Это, пожалуй, самый распространенный способ плавания. Правда, мало кто из пловцов правильно работает ногами, а руками многие делают слишком большой гребок.

Исходное положение – руки вытянуты перед собой, ладони лежат на воде близко друг к другу. Руки двигаются в стороны-вниз, примерно до линии плеч. Локти убираются под грудь с выведением ладоней вперед. Не нужно заводить руки под живот – гребок маленький, но мощный. Ноги из вытянутого положения сгибаются с подтягиванием пяток к ягодицам. Далее носки разворачиваются «крючками» в стороны и двигаются через стороны назад, соединяясь в вытянутом состоянии. Сгибаются ноги медленно, мягко, а выпрямляются быстро, как пружина. После толчка ногами обязательно должна идти фаза скольжения, надо почувствовать, что толчок придает телу ускорение. Гребок руками опережает толчок ногами. Движения идут в такой последовательности: руки, вдох, ноги. При этом заканчивают гребки руки и ноги одновременно. Сначала, чтобы легче освоить координацию движений, полезно выполнять гребок руками со вдохом как бы отдельно, и только после того как он закончен, делать толчок ногами.

Основное упражнение: из исходного положения делается вдох, после опускания головы в воду – толчок ногами, пауза и повторение всего цикла движений. Главная хитрость этого упражнения – нельзя разводить руки в стороны, они всегда сомкнуты.

Второе упражнение – на работу рук. Из того же исходного положения быстро делается короткий мощный гребок руками (вдох в самом начале гребка), ноги при этом беспрерывно работают кролем. По окончании гребка следует пауза в работе рук (на три счета), а ноги продолжают двигаться без остановки. Затем повторение всего цикла. Ладони не тонут, они все время лежат на поверхности воды.

«Дельфин» в полной координации

Напоследок, для самых продвинутых и терпеливых учеников и их наставников, – несколько слов о «дельфине». К этому способу плавания лучше приступить, когда хорошо освоены кроль на груди и упражнение для работы ног в ластах. Это же упражнение выполняется без ласт с плавательной доской. Носочки ног повернуты внутрь и делают брызги.

Опять совершаются три движения ногами, потом вдох – и снова три движения.

При плавании способом «дельфин» очень важна правильная координация движений рук, ног и туловища, нужны сильные руки. Для лучшего усвоения и облегчения обучения пригодятся ласты. Движения рук – как в кроле, но гребок делается одновременно обеими руками с акцентом на конец гребка – назад.

Исходное положение – руки вытянуты перед собой, ноги вместе. Начало гребка мягкое, идет как бы захват воды с тем, чтобы оттолкнуть ее потом назад. Вдох делается в начале гребка. При этом голова поднимается вперед, а подбородок лежит на воде. На вдохе не нужно высоко подниматься из воды. Достаточно поднять только голову, а все силы направляются на движение вперед, а не вверх. В конце гребка голова опускается в воду, а руки за спиной быстро, через стороны, проносятся вперед и «вкладываются» в воду чуть уже ширины плеч. В этот момент надо «кивнуть» головой, опустив ее под воду, а таз выставить из нее на три счета. Руки при этом вытянуты вперед и лежат на поверхности воды. На четвертый счет начинается гребок обеими руками и одновременно вдох – весь цикл движений повторяется вновь.

По мере освоения способа плавания пауза уменьшается, но все равно хотя бы на мгновение руками нужно потянуться вперед. Гребок руками выполняется с ускорением в самом конце. Чем больше ускорение, тем легче руки вынимаются из воды. В литературе обычно описывается так называемый двухударный «дельфин», т.е. за время цикла движения руками надо сделать два удара ногами. На самом деле эти два движения ногами являются совершенно разными. При «вкладывании» рук в воду идет движение туловищем (таз поднимается вверх), а дальше (при вдохе в начале гребка руками) таз опускается. Стопы к концу гребка поднимаются, и второе движение акцентировано носочками вниз. Это движение легче осваивается именно в ластах, которые за счет поднимания таза и затем его опускания сами заставляют сделать это движение правильно.

Так что будьте терпеливы. Есть дети, которые учатся всему новому постепенно, шаг за шагом. А есть и такие, у которых происходит внутреннее накопление информации. Они как будто топчутся на месте, а потом происходит скачок – и у них все сразу начинает получаться даже лучше, чем у тех, кто был впереди.