Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2007

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ


«Я выбираю спорт»

В Москве прошел II Международный фестиваль физкультуры и спорта «Наш выбор – здоровый образ жизни!», в рамках которого были проведены международные аква- и фитнес-конвенции, выставка-ярмарка фитнес-индустрии, соревнования по фитнес-аэробике, детский фитнес-марафон, семинар для учителей физической культуры «Профессиональное образование и детский фитнес». В фестивале приняли участие около 15 тысяч человек – профессионалов и любителей – более чем из 300 городов России и стран СНГ.

Детский фитнес-марафон

Самым запоминающимся событием стал детский фитнес-марафон – трехчасовая спортивно-танцевальная программа, в которой не было ограничений ни по возрасту, ни по мастерству. Приглашения на марафон, благодаря дружной работе организаторов и руководителей образования, получили десятки российских школ.

– Самое радостное, что Фитнес-фестиваль перестал быть необычным событием, – сказала председатель организационного комитета фестиваля, президент Федерации аэробики России Ольга Слуцкер. – Это значит, что фитнес как спорт, как здоровый образ жизни все больше привлекает людей, особенно молодежь. Фестиваль, благодаря усилиям очень многих людей, организован на высоком профессиональном уровне. Каждый участник приходит со своей целью: дети – посмотреть, какой может быть современная физкультура, учителя – найти то интересное, что можно применить в школе на уроке или во внеурочных занятиях, инструкторы – познакомиться с новыми технологиями. Фитнес – не просто система движений. Это комплекс знаний в разных областях. Важно не только что мы делаем, но и как, с какой целью. Это касается и движения, и питания, и самой организаций процесса занятий. Каждый год, планируя программу, мы стараемся учитывать интересы и пожелания разных категорий участников.

Большое удовольствие школьникам доставили показательные выступления ровесников. Программу на степ-платформах показали самые юные участницы – от 7 до 10 лет – из самарской «Звездочки». Занимаются девочки фитнес-аэробикой с 4–5 лет в городском Дворце физкультуры и спорта. Учатся без «троек», несмотря на плотный тренировочный график занятий: 4 раза в неделю. На вопрос: «Что «Звездочки» любят больше – выступать или тренироваться?» – они ответили, что им нравится все: и новые элементы разучивать, и программы отрабатывать, и соревноваться, и тренер у них – самый замечательный.

– А в Москву нас пригласили, потому что мы заняли второе место в соревнованиях на Кубок России.

Как и «Звездочки», в числе приглашенных для показательных выступлений на фестивале оказались и другие призеры российских соревнований. Особенно радует, что среди них есть коллективы, которые занимаются фитнес-аэробикой в своих общеобразовательных школах. В начальной школе № 95 г. Челябинска, например, занятия ведет приглашенный инструктор. Секция существует на хозрасчетной основе, но для тех, кто успешно занимается, защищает честь школы, региона на различных соревнованиях, занятия – бесплатные. На марафоне учащиеся школы выступали в ранге победителей соревнований на Кубок Урала.

Самую многочисленную категорию юных участников составили те, кто свои первые шаги в приобщении к детскому фитнесу делает под руководством учителей физкультуры.

Наталья Герасимова, преподаватель физической культуры столичной школы № 1297, – педагог молодой. Пообщавшись с ней, увидев, как смотрят ей в рот первоклашки, ловишь себя на мысли, что именно такие, как Наташа, заинтересованные, легкие на подъем, могут сегодня и в ближайшем будущем реально помочь школьной физической культуре подняться на хороший качественный уровень.

– По специализации я – легкоатлетка, занималась всеми игровыми видами. Очень люблю работать с детьми, стараюсь использовать любую возможность познакомить их с новыми упражнениями, приобщить к спорту. Но для меня также важно научить их отбирать полезные для себя занятия, слушать свое тело. Я уверена в том, что урок физкультуры не может проходить без постоянного общения с детьми.

Остается добавить, что подопечные Натальи Герасимовой в числе победителей окружных соревнований стали финалистами московского детского фитнес-фестиваля «Ф-2».

Участников детского фитнес-марафона ни с кем спутать было невозможно: белые футболки с надписью «Я выбираю спорт!» стали для всех не просто единой спортивной формой, а единогласным голосованием за свое личное активное участие в пропаганде физической культуры и спорта.

Семинар для учителей

Семинар для учителей «Фитнес в школе» впервые проводился в течение трех дней. Особый интерес, как всегда, вызвали мастер-классы и уроки в детском клубе.

Особенно много уроков было предложено для дошколят и начальной школы. Это, в частности, уроки, направленные на профилактику плоскостопия, развитие общей и мелкой моторики, обучение через двигательную активность.

Надо отдать должное многим фитнес-инструкторам, которые не только показали свои программы, но и в виде методической литературы предложили их участникам семинара.

Например, Татьяна Левченкова, директор центра «Фитбол», ведущий специалист в области детского фитнеса, рассказала, что основная направленность работы их Центра – занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с разработкой фитнес-программ, которые могут использоваться преподавателями физической культуры в детских садах и в начальной школе. Центр готов к сотрудничеству с учителями школ и к обмену опытом.

Готовность к сотрудничеству, активный обмен мнениями между теми, кто учил и кто пришел учиться, – главное достоинство не только семинара, но и фестиваля в целом. Рабочая обстановка здесь существовала как бы в двух плоскостях: с карандашом, фотоаппаратом или камерой, пока шло занятие, и с нескончаемыми вопросами после его окончания.

После очередного такого урока учителя обступили Ульяну Корепанову, мастера спорта по художественной гимнастике, инструктора групповых детских программ по фитнесу. Урок «Шоу мячей», в котором ее по праву можно было назвать основным ведущим, понравился всем без исключения: 45 минут прошли без передышки для ведущих: постоянный показ упражнений с комментарием под музыку, прекрасный контакт с участниками урока, с залом. Но можно ли провести несколько таких уроков подряд?

Этот вопрос я задала сначала Ульяне.

– Это очень трудно даже для подготовленного инструктора. Составляя такой урок, мы исходили из того, что учитель сможет в свои уроки включать отдельные блоки этой программы. Это позволит ему поддерживать интерес детей к уроку физкультуры, чередовать, не переходя к пассивному отдыху, более и менее напряженные по нагрузке части урочной программы.

– Готовы ли к такой работе учителя?

– Учителя готовы, только у нас на сегодняшний день ни зала такого, ни инвентаря, к сожалению, нет, – сказали двое преподавателей из Подмосковья. – Не во всех школах есть и два преподавателя, а не помешало бы, особенно для работы со старшеклассниками. Каждый день мы приезжали на семинар шестичасовой утренней электричкой, чтобы успеть к началу занятий: увидеть все уроки, записать как можно больше новых упражнений. Ведь для того, чтобы самим отобрать что-то новое из методической литературы, времени нужно много. А семинар как раз совпал с выходными, вот и отдохнули с пользой.
Еще одно новшество было включено в рабочую программу: открытый урок, а фактически мастер-класс, по настольному теннису. Этот вид спорта в школах популярен прежде всего потому, что занятия не требуют больших залов и специально отведенного времени. Школьная перемена, например, тоже подходит. Многие учителя физкультуры стремятся разместить площадки настольного тенниса в разных уголках школы. Мастер-класс двух российских мастеров Александра Монакова и Максима Смирнова собрал полный зал и прошел на одном дыхании для всех участников. А у организаторов теперь новая идея: провести на следующем фестивале мастер-класс, например, по игровому виду спорта.

– А если представить гимнастику? – спросила я Алексея Немова, нашего выдающегося гимнаста, президента фестиваля.

– Гимнастика этого заслуживает. Спортивная гимнастика всегда была базовым спортом в нашей стране. И то, что она фактически ушла из школьной программы, на мой взгляд, неправильно. Самые простые гимнастические комплексы из перекладины, брусьев, бревна постоянно были в наших дворах. С них я сам начинал в Тольятти. Спортивная гимнастика должна быть в школьной программе.
Подвести итог фестивалю хочется словами самых обыкновенных мальчишек из школ Серпуховского района Московской области, у которых я спросила, нравится ли им здесь?

– Конечно, здорово. Где еще увидишь, чтобы все футбольное поле танцевало, а тренажеры попробовать не запрещали? И мешки с шоколадом, которого хватило на всех, – тоже классно. Через год опять все приедем!

Валентина РЕПИНА

Фото автора