Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2007

МЕТОДИКА: ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


Эстафеты и игры с элементами техники игры

Эстафета «Кто вперед?»

В игре участвуют две команды (можно больше). В 3–4 м от линии старта делается метка, а в 10 м от нее кладется скакалка. Первые номера команд выходят на линию старта. По сигналу участники прыжками «лягушки» добегают до метки, затем до скакалок, выполняют 10 прыжков и бегом возвращаются к линии старта.

Эстафета «Стремительный мяч»

Команда делится на две равные группы. Одна из них строится за линией «города», другая – на расстоянии 20 м от нее в затылок друг к другу. У направляющего одной части команды в руке теннисный мяч. По сигналу участник с мячом рывком бежит к 10-метровой отметке и, пробежав ее, на ходу передает мяч направляющему другой части команды. Поймав мяч, играющий бежит на другую сторону и, пробежав 10-метровую отметку, передает мяч, а сам уходит в конец команды. Эстафета заканчивается, когда обе половины команды поменяются местами. Победителем становится команда, сумевшая первой закончить соревнования.

«Звездная эстафета»

Три-пять команд построены по радиусам большого круга диаметром 10–12 м в колонны по одному, лицом наружу, или в шеренгу, лицом против часовой стрелки. По сигналу направляющие обегают круг, передают эстафетную палочку вторым номерам, а сами встают на левый фланг своей команды, и т.д.

Варианты эстафет:

1. Участники переносят и передают 1–2 мяча.

2. Участники передвигаются прыжками через короткую скакалку заранее оговоренным способом.

«Школа мяча»

Команды построены в колонны по одному, в руках у направляющих теннисный мяч. Перед каждой колонной на полу начерчен круг диаметром 60–70 см. По сигналу первый игрок ударяет мяч о пол в круг заранее оговоренным способом и быстро встает в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание, и т.д. Затем, когда очередь вновь дойдет до направляющего, он переходит к выполнению второго задания.

Выигрывает команда, первой и с меньшим количеством ошибок закончившая всю серию заданий.

1-я серия:

а) бросить мяч о пол и поймать его двумя руками;
б) бросить мяч о пол и поймать его правой рукой;
в) бросить мяч о пол и поймать его левой рукой;
г) бросить мяч о пол правой рукой, поймать, а затем ударить левой.

2-я серия:

то же повторить 2 раза подряд.

3-я серия:

то же 3 раза.

«Мяч в сетку»

Команды построены в колонны по одному лицом к стене на расстоянии 6–7 м от нее, в руке у направляющих теннисные мячи. По сигналу первый игрок бросает мяч в стену заранее оговоренным способом и быстро встает в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который выполняет (повторяет) задание, и т.д. Затем участники без остановки выполняют второе и последующие задания.

Выигрывает команда, первой и с меньшим количеством ошибок закончившая всю серию заданий.

1-я серия (броски выполнять снизу):

а) бросить мяч в стену, дать ему удариться от стены о пол и поймать его двумя руками;
б) поймать мяч от стены сразу после отскока;
в) бросить мяч о пол, чтобы он отскочил к стенке, и после отскока от стены поймать.

2-я серия:

те же задания, что и в первой серии, но броски выполняются сверху (из-за головы).

3-я серия:

те же задания выполняются левой рукой.
Эстафету можно проводить, повторяя каждое задание по 2–3 раза.

Вариант эстафеты: Между линией броска и местом, где располагается команда, – полоса шириной до 3–5 м, которую необходимо быстро пробежать перед выполнением задания.

«Передал – садись!»

Варианты эстафеты:

1. Команды разделены на две группы, которые построены в колонны по одному, лицом друг к другу. По сигналу выполняется встречная переброска теннисного мяча. Выигрывает команда, последний игрок которой, поймав мяч, первым сядет на пол. При нечетном количестве участников в команде мяч в начале игры находится в колонне, имеющей лишнего игрока.

2. Каждая команда построена в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии до 7–9 м и с интервалом 1–2 м. Мяч перебрасывается от одной шеренги к другой.

3. Команда построена в большой круг, в центре которого находится капитан с мячом. По сигналу он бросает мяч поочередно каждому игроку, который, бросив мяч обратно, приседает.

«Рывок мячом»

Команды построены в колонны по одному за линией старта, перед которой на расстоянии 3–4 м установлены высокие стойки с планкой на высоте 2–3 м или протянут поперек зала шнур. В руке у направляющих – теннисный мяч. По сигналу игрок бросает мяч вверх-вперед через планку, пробегает вперед и ловит этот мяч, не давая ему упасть на пол. Затем бежит с мячом назад и передает следующему участнику. Второй номер повторяет то же задание, и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая броски мяча и передавшая мяч направляющему.

Варианты эстафет:

1. То же, но ловить мяч после первого отскока от пола.

2. То же, но, поймав мяч с лета, бросить его следующему участнику через планку и оставаться на противоположной стороне площадки.

«Метко в цель»

Команды построены в колонны по одному перед линией броска, сбоку от направляющего в коробке лежат теннисные мячи. Перед каждой в линию в шахматном порядке поставлены 5–8 кеглей: первая – на расстоянии 3 м от линии броска, вторая – 4 м и т.д. По сигналу первый игрок берет и бросает мяч, пытаясь поразить ближнюю цель, и, независимо от точности попадания, уходит в конец колонны. Как только сбита первая мишень, участники начинают броски по второй и т.д. Если случайно будет сбита дальняя мишень, она вновь ставится на место. Выигрывает команда, поразившая в установленной последовательности большее количество мишеней или затратившая на все мишени меньшее число бросков.

«Быстро и ловко»

Команды построены в колонны по одному, в руках у направляющих теннисные мячи. По сигналу первые номера быстро пробегают вперед по «коридору» длиной 10–15 м, подбрасывают мячи вверх, делают на мате кувырок вперед в группировке и, вставая, ловят мячи. Поймав мячи, они бросают их обратно вторым игрокам, а сами возвращаются в конец колонны. Вторые номера повторяют то же и т.д. Выигрывает команда, быстрее и с меньшим числом потерь выполнившая задание.

«Кто самый ловкий?»

Варианты эстафеты:

1. Прыжки через длинную скакалку. Два игрока вращают длинную скакалку, а третий должен вбежать под нее, сделать не менее 10 прыжков и выбежать, не задевая скакалки. Затем заменить одного из игроков. Не прекращая вращения скакалки, дать ему возможность выполнить то же задание и сменить третьего участника. Выигрывает команда, сделавшая меньшее число ошибок.

2. Команды располагаются в колонну по одному за линией «города». По сигналу игроки, стоящие первыми, выполняют рывок до контрольной линии и обратно до линии «города», затем к противоположной линии «кона» и обратно. Коснувшись следующего партнера в колонне, игрок, выполнивший ускорение, уходит в конец колонны, а партнер начинает рывок по указанному пути. Выигрывает команда, которая быстрее выполнила задание.

3. То же, но с ловлей и передачей теннисного мяча во время пробегания от линии «города» до линии «кона». Мячи навстречу игрокам передают помогающие партнеры (по одному на каждую команду), располагающиеся за линией «кона».

«Живая цель»

Выполняется двумя мячами. Игроки двух команд стоят через одного по кругу. Внутри круга находится водящий. Задача водящего – уворачиваться от мяча, которым его «пятнают» игроки команды противника, и одновременно ловить и передавать мяч, направляемый ему партнерами. Водящими поочередно становятся все игроки команд. Если во время выполнения установленного количества передач с партнерами водящий не будет «запятнан», он выигрывает очко. Команда-победительница определяется по наибольшему количеству набранных очков.

«Догони партнера»

Игроки, разбившись на пары, располагаются вдоль линий «города» один впереди другого на расстоянии 1,5–2 м лицом в одном направлении.

По команде преподавателя игроки выполняют в быстром темпе различные упражнения, затрудняющие старт для рывка (в полном приседе, в упоре лежа, с прыжками и т.п.). По сигналу, подаваемому во время выполнения упражнений, первый устремляется к противоположной линии «кона», второй игрок догоняет его. Если во время бега раздастся свисток, партнеры выполняют остановку, поворот и рывок в обратном направлении, меняясь ролями: тот, кто убегал, становится догоняющим. Игрок, «запятнавший» партнера в прыжке, первым получает 2 очка, второй – 1. Сигнал на изменение направления бега каждый раз подается в разное время. Через равное количество попыток партнеры меняются местами.

«Увертка»

Играющие делятся на три команды, желательно равные по численности.

Место для игры. Площадка представляет собой прямоугольник длиной 21 м и шириной 9 м. Площадка делится поперечными линиями на три поля: крайние – длиной по 6 м, средние – 9 м, ширина всех полей одинакова – 9 м. Каждое поле имеет свое название: левое, среднее и правое, или номера: первый, второй и третий. Линии, отделяющие одно поле от другого, называются пограничными. Игру лучше всего проводить в помещении.

Принадлежности для игры. Волейбольный и теннисный мячи.

Размещение играющих и их наименование. Каждая из команд получает какое-либо название, по жребию они распределяются по полям.

Игроки, занявшие крайние поля, располагаются вдоль линии, отделяющей их от среднего поля, ставя свою ногу на черту; игроки же среднего поля размещаются в центре поля.

Описание игры. Сущность игры состоит в том, что игроки, занимающие крайние поля, стараются осалить мячом средних игроков, а те стремятся попасть мячом в кого-либо из крайних игроков правого или левого. Каждое прикосновение мяча к игроку с воздуха (а не после отскока мяча от пола или стен) влечет за собой начисление одного штрафного очка команде, игрок которой был осален.

Судья подбрасывает мяч между играющими среднего поля и одновременно с этим дает свисток – игра началась. По этому сигналу игроки крайних полей имеют право покинуть пограничную черту и могут бежать в конец своих полей, где легче избежать осаливания. Игроки же среднего поля подхватывают мяч и, подбегая к пограничной черте первого или третьего поля, безразлично какого, бросают мяч в кого-либо из игроков команды противников. Те подхватывают мяч и ответным ударом стремятся осалить игроков, владеющих мячом. Один из игроков может побежать к пограничной черте и оттуда стараться осалить среднего игрока или же, если это ему покажется более выгодным, пасует мяч другому игроку своей же команды.

По истечении 10 мин. игры команды меняются сторонами поля. Смена производится слева направо, т.е. игроки, занявшие в начале игры правое поле, встают во второе, среднее поле; игроки второго поля идут на третье, а те занимают первое поле. Еще через 10 мин. подобным образом производится новое перемещение играющих.

Каждая команда играет за себя, и учет очков для каждой из них ведется отдельно.

Ввиду того, что в игре участвуют одновременно не две, а три команды, здесь выявляется не победитель и побежденный, как обычно, а определяются места, которые команды занимают по отношению друг к другу. Команда, игроки которой оказались более ловкими и наименьшее число раз были осалены мячом, занимает первое место, следующая за ней команда – второе, и т.д.

Правила игры:

1. Игра протекает 30 мин. и делится на три трети. По истечении каждой трети игроки меняются между собой полями.

2. Бросок производится обязательно в центре среднего поля. Во время броска игроки крайних полей должны стоять одной ногой на пограничных линиях и покидать их могут лишь по свистку судьи.

3. Никто из играющих не имеет права переступать границы своего поля даже одной ногой. В пределах же своего поля игроки могут передвигаться совершенно свободно как с мячом, так и без мяча.

4. Передача мяча между игроками крайних полей – свободная; передача же в пределах среднего поля допускается не более как среди трех игроков, причем каждый игрок имеет право держать у себя мяч не более 3-х сек.

5. Мяч, вылетевший за пределы площадки, вводится в игру одним из игроков крайнего поля.

6. Ошибкой считается:

а) если игроки крайних полей покинут пограничную линию ранее сигнала;
б) переступание границ площадки;
в) задержка мяча в руках более 3-х сек.

7. Начисление штрафного очка производится за нарушение п. 2 при начальном броске игроками крайних полей. Игра при этом не прерывается, и начальный бросок не повторяется.

8. Штрафной бросок дается за нарушение п.п. 3 и 4 взятием мяча от виновной команды и передачей его противникам.

9. Игрок считается осаленным, если противник попадает в него мячом. За каждого осаленного игрока его команде начисляется одно штрафное очко. Попадание мячом после отскока его от пола или стен считается недействительным.

10. Учет очков ведется для каждой команды отдельно. Результат игры определяется числом штрафных очков, полученных командами за все время игры. Команда, получившая наименьшее их число, занимает первое место, и т.д.

11. При проведении игры необходимы судьи и трое счетчиков, производящих начисление очков лишь по указанию судьи.

«Мяч за черту»

Подготовка к игре. Играющие делятся на две равные команды. Поле размером приблизительно 15х30 шагов делится средней линией на две половины. Игроки каждой команды располагаются в шахматном порядке на своей половине поля. В каждой выбирается капитан. Капитаны встают у средней линии в середине поля.

Описание игры. Преподаватель подбрасывает мяч между капитанами. Каждый из них стремится завладеть мячом и бросить его за лицевую линию противника. Играющие противоположной команды стараются поймать мяч и не дать ему пролететь за лицевую линию. Если мяч будет заброшен за лицевую линию, команда зарабатывает очко, и игра опять начинается с центра. Играют установленное время (10–20 мин.), после чего меняются сторонами и играют второй раз. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Правила игры:

1. Передавать мяч своим игрокам не разрешается. Каждый, кто получил мяч, должен сам делать попытку забросить его за лицевую линию.

2. С мячом в руках можно сделать 3 шага. Если игрок сделал больше, мяч передается капитану противников.

3. Заходить за среднюю линию и переходить на поле противника не разрешается.

4. Если мяч пролетит через лицевую линию от рук своего игрока, очко засчитывается.

5. После каждого очка игра начинается с центра.

6. Без мяча играющие могут перемещаться на своей половине поля.

Указания к игре. Можно ввести правила, которые разрешали бы играющим передавать мяч между своими игроками, на своем поле, не заходя за среднюю линию. Вначале игру лучше провести так, как описано выше. Когда игра будет усвоена, можно ввести передачу мяча.

«Подбивший мяч»

Подготовка к игре. Для игры требуется площадка не менее 40х20 м. Посередине площадки, вдоль нее, чертят коридор шириной 2–3 м. На двух концах коридора ставится по флажку. Играющие делятся на 2 равные команды. Одна команда – водящая – размещается за лицевой линией. Другая – салящая – на боковых линиях.

Описание игры. Один игрок из команды водящих подходит с маленьким мячом в руках к флажку, подбрасывает мяч и отбивает его в поле. Если мяч упадет в пределах площадки, игрок имеет право бежать по коридору к другому флажку и назад. В это время играющие другой команды стараются осалить мячом бегущего. Если мяч вылетит за площадку, игрок теряет право перебежки и встает в конце своей команды. Если играющие попадут мячом в бегущего, они зарабатывают очко. Если же бегущему удастся добежать к флажку и обратно неосаленным, он зарабатывает очко для своей команды. Когда все игроки водящей команды отбили по одному разу мяч, команды меняются ролями. После смены играют второй раз. Выигрывает команда, получившая большее количество очков.

Правила игры:

1. Пробивший игрок может задержаться у противоположного флажка, если ему невыгодно возвращаться обратно. На следующий удар по мячу он должен обязательно вернуться.

2. Если игрок при ударе по мячу промахнулся 3 раза, он выходит из игры.

3. Если в команде водящих выйдет из игры 3–5 игроков (по договоренности) – команды меняются ролями.

4. Играющие на площадке могут бежать не более 3-х шагов, не входя в коридор, и не задерживать мяч, но все время перебрасывать между собой.

5. Местами меняются, когда все игроки отбили мяч или когда вышли из игры 3–5 человек.

Указания к игре. В этой игре рекомендуется ограниченное число играющих: от 10 до 30 человек. Перед началом игры хорошо бы предложить играющим самим продумать тактику игры: в какой последовательности отбивать мяч в поле, как распределиться игрокам команды поля, чтобы легче было осалить перебегающего, и др. При каждом отбивании мяча водящей команды игроки другой команды стоят вдоль боковых линий.

«Свечи»

Подготовка к игре. На одной стороне площадки проводится черта длиной 4 м, все остальное пространство площадки называется «поле». Играющий выбирает двух игроков: бьющего и подающего мяч. Бьющий берет биту, а подающий – теннисный мяч. Бьющий и подающий встают на черту. Все остальные играющие размещаются по всему поле.

Описание игры. Подающий подбрасывает мяч, а бьющий сильно бьет по нему битой, стараясь послать его как можно выше и дальше в поле. Игроки, стоящие в поле, стараются поймать мяч на лету, т.е. поймать «свечу». Кому удастся поймать «свечу», тот становится бьющим, а бывший бьющий бежит на его место в поле. Если «свечу» поймать не удалось, один из игроков поднимает мяч и медленно бросает его подающему. Если подающий поймал мяч, не заходя за черту, он становится бьющим, а бросивший мяч становится новым подающим. Бывший бьющий бежит в поле на место ушедшего игрока.

Правила игры:

1. Если бьющий промахнулся 2 раза или отбил мяч назад, за черту, то он меняется местом с подающим.

2. Если подающий 3 раза подряд плохо подал мяч, то он идет в поле, а на его место назначается новый подающий.

3. Нельзя отбивать мяч в землю: он должен лететь по воздуху.

Указания к игре. В этой игре надо обратить внимание на то, чтобы мяч отбивали каждый раз как можно дальше: в противном случае легко его поймать или перебросить подающему, и игра становится неинтересной. Игру хорошо проводить, когда играющих малое количество (4–10 человек).

Мяч от стены (вариант игры «Стой»)

Подготовка к игре. Играющие встают в шеренгу перед стеной и рассчитываются по порядку номеров.

Описание игры. Один игрок бросает маленький мяч в стену, называя громко номер кого-нибудь из играющих. Вызванный ловит мяч с лета и, в свою очередь, бросает мяч в стену, вызывая любой номер. И так каждый раз: вызванный игрок должен поймать мяч от стены с лета и сам, бросив мяч в стену, вызвать любого игрока. Если мяч упадет на землю (площадку), все разбегаются, а вызванный игрок, не поймавший мяч, берет мяч и кричит: «Стой!» Все останавливаются, и игрок пытается попасть мячом в кого-либо. Если попадет, то осаленный игрок поднимает мяч и кричит: «Стой!», после чего бросает в любого из играющих. Так поступает каждый осаленный мячом игрок. Если же бросивший мяч промахнулся, ему засчитывается одно штрафное очко, и игра начинается снова. Бросок мяча в стену производит промахнувшийся игрок. Выигрывают те, кто не имеет штрафных очков. Тот, у кого больше штрафных очков, считается проигравшим.

Правила игры:

1. Нельзя мешать играющим ловить мяч от стены.

2. Называть номер игрока надо одновременно с бросками мяча в стену.

3. По команде «Стой!» никто не должен сходить с места, а имеет право только уворачиваться.

4. Бросать мяч можно только с того места, где он был поднят.

Жонглирование мячами с использованием стенки и без нее

Упражнение выполнять в различном темпе за счет регулирования высоты подброса мячей.

Броски двух мячей партнеру

Броски выполнять сверху и снизу одной рукой, ловить мягко, амортизируя кистью и всей рукой. Выбрасывать мяч кончиками пальцев.

Броски мячей снизу

Ловлю и перебрасывание выполнять одной рукой, добиваться точного набрасывания мячей партнеру.

Ловля (по-вратарски) брошенного партнером мяча

Упражнение выполнять в высоком темпе, обращать внимание на быстрое возвращение «вратаря» в позу готовности. Выполняющий броски должен применять обманные движения.

Метание теннисных мячей на дальность, точность

Для стимулирования максимальной скорости действий при проведении игр и эстафет надо, определяя победителя, учитывать не только выигрыш серий ускорений или отдельных рывков или быстроту метания (передачи) мяча, но и время. Так, при эстафете необходимо контролировать время прохождения дистанции каждым игроком и сумму времени команды в целом, которую в последующих попытках игроки должны повторить или превзойти.

Методические рекомендации

Работа над совершенствованием ловкости и быстроты должна осуществляться непрерывно в течение всего периода занятий. На разных этапах подготовки игроков к игре в лапту применение предполагаемых средств имеет свои особенности. Материал данной статьи предназначен для многолетней работы с игроками в лапту и может быть использован с группами разной подготовленности. Первыми из рекомендуемых средств используются упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости и для развития ловкости. Затем применяют упражнения с одновременным воздействием на развитие ловкости и быстроты и, наконец, упражнения с выполнением игровых приемов непосредственно во время ускорений.

Упражнения внутри групп избираются соответственно степени физической и технической подготовленности занимающихся, уровню развития у них быстроты, ловкости и овладения ими тактическими умениями.

Помимо этого, в зависимости от квалификации игроков действия в избранных упражнениях сочетаются с более простыми и наиболее сложными техническими и тактическими приемами. Устанавливаются и разные временные рамки для выполнения упражнений.

В упражнениях для развития ловкости наиболее приемлемыми для игроков не очень высокой квалификации являются упражнения с теннисными мячами (исключая прыжки через партнера), а также упражнения с кувырками и использованием гимнастических скамеек и скакалок. Вместо действий с прыжками через партнера можно применять прыжки через набивной мяч.

Из упражнений для развития стартовой скорости в занятиях с менее подготовленными занимающимися основное внимание необходимо уделить тем, в которых используются более простые исходные положения, ускорения выполняются без мяча и с мячом (осаливание, переосаливание), летящим впереди игрока.

Упражнения для одновременного развития ловкости и быстроты, с одновременным выполнением технических приемов, как правило, предназначены для игроков высокой квалификации.

Упражнения для развития быстроты эффективны лишь в том случае, когда у занимающихся нет следов утомления. Их рекомендуется планировать на первый-второй день после отдыха.

В отдельных занятиях соблюдаются те же требования, т.е. данные упражнения планируются на первую половину занятия – конец подготовительной и начало основной части занятия.

Перед упражнениями на развитие быстроты и ловкости следует особое внимание уделять разминке. Помимо общего комплекса упражнений для подготовки опорно-двигательного аппарата, выполняемых в умеренном темпе, применять и специальные упражнения для коленных, голеностопных суставов, лучезапястных суставов и суставов пальцев кисти.

В процессе развития быстроты используются различные методы, применяемые к рекомендуемым упражнениям, наиболее важное значение имеют повторный и соревновательный методы.

При многократном повторении можно использовать варианты выполнения упражнений с нарастающей скоростью и выполнение упражнений с максимальными усилиями с самого начала. Основной целью в обоих вариантах является достижение максимально возможного результата и удержание его в течение определенного времени.

При соревновательном методе главная задача – превзойти свой лучший результат в последующей попытке или в последующем занятии. В связи с этим очень важен контроль времени пробегания отрезков.

Организация тренирующихся для выполнения упражнений осуществляется двумя путями: выполнение упражнений всем потоком и разделение занимающихся на подгруппы, серийное выполнение упражнений.

Первый метод наиболее приемлем в упражнениях с передвижениями в одном направлении.

Второй – при выполнении упражнения на месте, с передвижением на короткое расстояние и с изменением направления.

Составлять пары игроков целесообразно (в зависимости от задач) в двух вариантах: соединение одинаковых по скоростной подготовке игроков и соединение игроков разной подготовленности, когда один из партнеров выступает в роли «стимулятора» скорости.

Этот игрок, если позволяют условия упражнения, может передвигаться впереди, исполняя роль лидера, или же сзади, давая своеобразную фору более медленному игроку, которую тот должен ликвидировать в ходе ускорения.

При проведении эстафет и игр целесообразно, чтобы «общая скорость» команд была примерно одинаковой, но подбирать в команды нужно игроков с разной скоростью и причем так, чтобы в каждой команде был «скоростной» лидер.

Рифад ВАЛИАХМЕТОВ,
Лев ГУСЕВ,
Александр КОСТАРЕВ,
Виктор ЩЕМЕЛИНИН

Рейтинг@Mail.ru