Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2007

МЕТОДИКА. УРОК

 

Баскетбол. Итоговый урок

Предлагаю итоговое занятие по баскетболу для старшей школы. Урок состоит из традиционных трех частей.

Разминка

Проводится без мяча и построена на основе всех баскетбольных движений:

– бег приставными шагами по кругу с одновременной разминкой кистей рук;
– бег в шеренгах от одной лицевой линии до другой с частой сменой направлений: лицом – спиной;
– в тройках приставным шагом назад: со сменой ног после каждых двух шагов в ту или другую сторону;
– движение по кругу (через одного; девушки и юноши) скрестным шагом, руки на плечах соседних партнеров; с постепенным увеличением темпа;
– легкий бег по кругу, разминка плеч, корпуса по ходу движения, под каждым кольцом – прыжок с небольшого разбега, стараясь достать сетку, щит;
– движение по кругу небольшими прыжками вверх, руки при этом не опускать, а при каждом взлете вытягивать как можно сильнее.

Основная часть

1. На одной стороне площадки – 2 команды (в колоннах) девочек лицом к центральному кругу, в каждой колонне – мяч. На другой стороне – точно так же две команды мальчиков без мячей. Расстояние между соседними командами – ширина штрафной площадки у основания под кольцом. Ведение мяча рукой до середины, пас во встречную колонну, рывок – в конец этой колонны. Участник, получивший мяч, выполняет движение в обратном направлении. Девочки выполняют движение правой рукой, мальчики – левой.

2. На каждой половине площадки, по правым сторонам от колец, – по две шеренги (лицом к лицу): одна – мальчиков и одна – девочек, на расстоянии 1,5 м друг от друга. Передача мяча в парах в движении приставными шагами вдоль всей площадки. Передача мяча паре, которая готовится стартовать с этой же стороны.

3. 4 колонны – по 2 с каждой стороны, на расстоянии 2–3 м друг от друга. Мяч – у последних участников в каждой колонне. Расстояние между партнерами в колоннах не меньше 1 м. Обвод каждого участника своей колонны «змейкой» в обоих направлениях со сменой рук. Передав мяч партнеру, стоящему в колонне последним, участник, завершивший свой этап, встает в начало колонны.

4. По 2 колонны (одна – мальчиков и одна – девочек) работают на каждой половине площадки. В смешанных парах от центра передачи в движении с завершающим броском по кольцу после остановки. Девочки выполняют обычный бросок, мальчики – бросок в прыжке.

5. По 2 колонны (от центра в сторону кольца): девочек – на одной половине площадки, мальчиков – на другой. В каждой колонне – мяч. На линии штрафного броска – игрок. Игрок из правой колонны отдает мяч игроку на штрафной, делает рывок в обход игрока на штрафной слева, получает от него пас и атакует кольцо с двух шагов. Подобрав за собой мяч, возвращает его в свою колонну. Как только игрок справа пошел в атаку на кольцо, игрок из левой колонны разыгрывает такую же «двойку» с игроком на штрафной, уходя для атаки в сторону правой боковой линии.

6. Игра. Можно использовать разные варианты.

1) На одной половине. Игра в смешанных тройках без ведения. Используя быстрый пас, команда, владеющая мячом, должна осалить любого игрока соперников в спину. Можно играть с лимитом времени на владение мячом, например, 15 сек. Смена – через каждые 3 мин.

2) Игра 3х2 на одно кольцо. Атакует игрок, которого партнеры вывели на кольцо «чисто». Смена «троек» и «двоек» через 3 мин.

3) Один игрок на линии штрафного броска, по двое – с каждой стороны штрафной на подборе мяча. Тот, кто подобрал мяч, старается добить в кольцо. Защита – пассивная. Смена «пятерки» – через три отскока. Девочки на одной стороне, мальчики – на другой.

4) Двусторонняя игра смешанными командами с конкретным заданием:

– юноши выполняют ведение мяча не основной рукой;
– завершающий бросок выполняют девушки;
–завершающий бросок юноши выполняют только в прыжке;
– если мяч у девушек, юноши обороняются с руками за спиной;
– юноша при «чистом» отрыве, выполняет оборот вокруг себя с переложением мяча на другую руку.

Заключительная часть

Финал занятия также может быть вариативным:

– все игроки команд выполняют штрафные броски до первого промаха, а затем попадания суммируются;
– при равном счете игры штрафные броски выполняют по одному игроку от каждой команды;
– каждый получает право на два штрафных, а затем очки всего класса суммируются.

Последнее задание интересно тем, что сам класс сможет себе выставить объективную оценку по баскетбольной программе. Будьте уверены: ребята постараются доказать, что они все-таки чему-то научились.

 

Станислав ПАЛЕХА,
учитель физической культуры школы № 771
г. Москва