Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2007

МЕТОДИКА. ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

 

Какой учитель лучше?

Работу школьного учителя физической культуры нужно оценивать не по результатам соревнований, в которых участвуют некоторые его ученики, а по уровню физического развития его учеников.

Высокого уровня физического развития учащихся можно достичь, если будут максимально использованы различные формы физического воспитания: урок, внеклассная спортивно-массовая работа в образовательном учреждении, максимальное привлечение детей в спортивные секции ДЮСШ и СДЮШОР, широкое применение самостоятельных занятий (в том числе и домашних заданий). Однако в последнее время выявились серьезные недостатки в двигательной подготовленности учащихся, владении ими жизненно необходимыми навыками и умениями. Малоподвижный образ жизни у детей привел к тому, что уже в младших классах у них наблюдается резкое снижение развития двух основных качеств: координации движений и ловкости.

Причины сложившегося положения:

– всего два урока физкультуры в неделю (согласно учебному плану);
– плохая экология больших городов;
– подчас некачественное, некалорийное питание ребенка дома;
– проблемы, связанные с плохой наследственностью;
– отсутствие полноценного активного отдыха в течение года;
– полное отсутствие у родителей интереса к предмету «физическая культура» и, соответственно, к уровню физического развития их ребенка.

В результате 70% детей России имеют различные отклонения в состоянии здоровья. А есть еще такие проблемы, как наркомания, токсикомания, детский алкоголизм, различные группировки… Кто будет завтра управлять страной? Наши дети. А кто они? О чем говорить, если главный педиатр страны, член Общественной палаты при Президенте РФ, академик РАМН А. Баранов, оценивая состояние здоровья подрастающего поколения, отмечает, что «идет процесс физической деградации детей, у них развивается комплекс неполноценности, а это приводит к психическим расстройствам и нервным срывам в процессе обучения их в общеобразовательной школе»?

Со студенческой скамьи нам внушали, что основной формой физического воспитания является урок. С этим трудно спорить. Но! Начиная где-то с 1980 г., главенствующая роль урока в системе физического воспитания стала неуклонно падать и в настоящее время сошла на «нет»! Главным критерием хорошей или плохой работы учителя давно стала не учебная работа, а место школы в различных спортивных соревнованиях. Это привело к тому, что учителя стали готовить сборные команды по различным видам спорта, в ущерб качественным урокам. А, как правило, в этих соревнованиях участвуют от силы 30–40 учеников всей школы.

Урок у таких учителей отошел на второй план, а ведь именно на уроках физической культуры должны воспитываться основные двигательные качества у всех ребят, а не только у самых спортивных. Часто урок превращается в формальное мероприятие, где ученики в течение всего учебного года играют в пионербол и в «вышибалы». Ученики начинают прогуливать уроки или сидят весь урок на гимнастических скамейках, не переодеваясь.

А самое страшное, я не побоюсь этого слова, что недобросовестный учитель выставляет в четвертях за учебный год почти всем ученикам оценки «четыре» и «пять». На мой взгляд, такой учитель совершает сразу три преступления:

1. Выставляет ученику незаслуженно высокую оценку за безделье на уроках.

2. Обманывает родителей этих учеников, потому что, видя хорошую или отличную оценку у ребенка, родители не будут интересоваться уровнем его физического развития.

3. Обманывает государство в целом, потому что по статистике получается, если ориентироваться на оценки, уровень физического развития у детей школ России высокий или очень высокий, но это далеко не так.

И, что еще печальнее, такие учителя устраивают администрацию многих школ, так как они не снижают показатель школы по качественному обучению, что является основным критерием оценки школы в вышестоящих организациях. Кстати, именно администрации таких школ двумя руками проголосовали за отмену оценки по предмету «физическая культура».

Я считаю необходимым впредь оценивать работу школьного учителя физической культуры не по результатам соревнований, в которых участвуют некоторые его ученики, а по уровню физического развития его учеников.

Как это определить? Очень просто! Существуют тесты, в Москве – тесты мэра г. Москвы, они и берутся за основу. К ним учитель может добавить свои тесты, но их не должно быть более 6–7. Определяем для начальной школы три основных теста:

– скоростные качества – челночный бег 3х10 м;
– скоростно-силовые качества – прыжок в длину с места;
– сила мышц живота – поднимание и опускание туловища за 30 сек.

В начале учебного года все учащиеся тестируются по всем тестам, предложенные учителем. Это предварительная сдача. Учитель фиксирует результаты каждого ученика в специальном журнале. В конце каждой четверти или триместра учащиеся пересдают по три или четыре теста (на их выбор!). Это контрольная сдача.

На основании прироста показателей ученику выставляется оценка за четверть или за триместр. По личному опыту замечено: если ученик добросовестно работал на уроках, выполнял домашние задания – обязательно будет прирост результатов тестирования, т.е. оценка у ученика будет или «4» или «5». Оценку «3» может получить ученик, который в течение четверти или триместра ленился на уроках, не выполнял домашнее задание по физической культуре. Эти сведения доводятся до родителей, и совместно с ними ребенку ставится задача: посредством упражнений устранить тот или иной недостаток его физического развития.

В конце учебного года на основании тестирования для ученика определяется уровень его физического развития. А именно:

– «средний» уровень – физическое развитие соответствует возрасту;
– «высокий» уровень – в своем физическом развитии учащийся опережает сверстников на 1–2 года;
– «низкий» уровень – в своем физическом развитии он отстает от сверстников на 1–2 года.

Предлагаю в дневнике ученика вместо предмета «физическая культура» ввести графу «уровень физического развития» и соответственно в конце учебного года напротив этой графы писать: «высокий», «средний», «низкий». И поверьте, запись в дневнике: «низкое физическое развитие» станет мощным раздражителем для родителей этих детей. У них сразу возникнут два вопроса: «Почему?» и «Что делать?».

Далее в апреле методисты проводят контрольное тестирование классов всех образовательных учреждений района по трем основным тестам мэра г. Москвы. На основании тестирования определяется лучший класс в муниципалитете по уровню физического развития и соответственно лучший учитель по физической культуре. (В зачет идут результаты 75% учащихся от списка класса). Затем лучшие классы районов тестируют методисты округов и определяют лучший класс и лучшего учителя по физической культуре в округе.

И, наконец, финал! Лучшие классы округов тестируют методисты г. Москвы и определяют лучший класс по физическому развитию и лучшего учителя по физической культуре г. Москвы.

И тогда в конце учебного года на итоговых совещаниях в округах будут награждены лучшие школы и лучшие учителя по итогам учебной работы, так как успехи достигнут только те учителя и те школы, где урок станет действительно основной формой физического воспитания.

При проведении внеклассной работы учитель должен сделать упор на внутришкольные и муниципальные соревнования по различным видам спорта, вовлекая в них как можно большее количество учащихся. Школы обязательно должны участвовать только в трех окружных мероприятиях – это соревнования по кроссу, в состязаниях допризывной молодежи и в эстафете, посвященной Дню Победы. Ограничение обязательных соревнований в округах сократит многочисленные разъезды по городу с большим количеством детей, что, учитывая напряженную криминальную обстановку в городе, немаловажно.

Одновременно учитель обязан проводить большую разъяснительную работу среди детей и их родителей о приобщении школьников к регулярным занятиям в ДЮСШ и СДЮШОР, привлекая тренеров-профессионалов для работы в различных спортивных секциях на базе своей школы.

В то же время, чтобы поднять уровень физического развития учащихся, учителю необходимо проводить большую агитационную работу среди родителей, например, рассказывать о пользе самостоятельных занятий детей дома (по 30–40 мин. ежедневно). Учитель должен (на основании тестирования) довести до сведения родителей, по каким показателям их ребенок отстает от сверстников, порекомендовать набор упражнений для занятий дома.

Борис ДРОБИН,
заслуженный учитель РФ,
учитель-методист
ГОУ СОШ № 2006
г. Москва