Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ЭКЗАМЕН


Методика организации государственной аттестации учащихся 9-х классов по физической культуре

Введение государственного стандарта содержания образования по физической культуре (2004) определило необходимость в пересмотре ряда подходов к организации процесса образования школьников по физической культуре, включая и проведение государственной аттестации выпускников основной и старшей школы.

Хорошо известно, что в настоящее время итоговая аттестация по предмету «физическая культура» проводится преимущественно в форме экзамена, который включает в себя два раздела учебной программы: «Знания о физической культуре» (устно) и «Физическая подготовка» (выполнение тестовых заданий). При этом содержание экзаменационных билетов по разделу «Знания» определяется рекомендациями Министерства образования РФ, а требования к физической подготовленности – местными (региональными) органами управления образованием.

Согласно Концепции образования школьников в области физической культуры (2001) и государственному стандарту содержания образования по физической культуре (2004), целью развития образования является формирование самостоятельности и творческой активности учащихся в организации собственных занятий физическими упражнениями. В современных программах данная целевая установка реализуется на основе введения раздела «Способы самостоятельной деятельности», содержание которого отработано в требованиях государственного стандарта. Вместе с тем, как показывает анализ содержания экзаменационных билетов, рекомендованных Министерством образования РФ в предшествующие годы, требования по проверке качества освоения школьниками навыков самостоятельной деятельности представлены весьма неполно. Поэтому по поручению Министерства образования РФ Центром содержания образования по физической культуре и ОБЖ Российской академии образования были разработаны примерные экзаменационные билеты для выпускников основной школы, которые по своему содержанию в первую очередь сориентированы на проверку практических знаний, связанных с организацией и проведением школьниками разнообразных форм самостоятельных занятий физической культурой. Являясь примерными, предлагаемые экзаменационные билеты, которые уже рекомендованы Министерством образования РФ, могут быть упрощены или усложнены, сокращены или расширены.

Методические рекомендации к проведению аттестации

Устные экзамены по физической культуре лучше проводить в спортивном зале, который подразделяется на три сектора.

В первом секторе располагаются члены аттестационной комиссии, число которых должно быть не менее трех человек. В число экзаменаторов, кроме учителей физической культуры, могут вводиться заслуженные спортсмены, преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, готовящих специалистов по физической культуре. Кроме этого, на время проведения экзаменов обязательно приглашается врач, который не является членом комиссии и осуществляет наблюдения за состоянием здоровья сдающих экзамен.

Второй сектор спортивного зала отводится для подготовки учащихся к сдаче экзаменов. Здесь устанавливаются учебные столы, за которыми располагаются школьники. Как показывают результаты наших наблюдений, число одновременно готовящихся к экзамену школьников не должно превышать 5–6 человек. Школьники приходят на экзамены по физической культуре в спортивной одежде.

Третий сектор отводится для выполнения учащимися практических заданий, связанных с демонстрацией комплексов физических упражнений или технических действий. Во время экзаменов учащимся предоставляется право выбора либо устного описания содержания комплекса упражнений или двигательного действия, которые определены в экзаменационном билете, либо продемонстрировать его практическое выполнение. В первом случае оценивается правильность использования терминологии и точность описания последовательности упражнений, элементов и связок, во втором случае – техника выполнения упражнений и двигательных действий. Поэтому в данном секторе необходимо поместить спортивный инвентарь и оборудование, которое может понадобиться школьникам.

После сдачи экзаменов все участники приглашаются в спортивный зал и каждому их них объявляется оценка за устный экзамен.

Проверку уровня физической подготовленности учащихся лучше проводить на пришкольной спортивной площадке. Каждый участник получает нагрудный номер, который закрепляется за ним в протоколе сдачи экзаменов. После проведения экзаменов на основании усреднения оценок, полученных учащимися по результатам выполнения каждого тестового задания, объявляется общая оценка экзамена по физической подготовке.

Итоговая оценка за экзамен по физической культуре выставляется учащимся на основании усреднения баллов оценок за устный и практический экзамен. При условии, если итоговая оценка получается дробной (например, 3,5 или 4,5 балла), то она округляется в пользу оценки устного экзамена. Например, средняя итоговая оценка составила 3,5 балла, а оценка за устный экзамен 4 балла, то итоговая оценка за экзамен по физической культуре составит 4 балла. Если же средняя итоговая оценка составляет 3,5 балла, но при этом оценка за устный экзамен 3 балла, то итоговая оценка за экзамен по физической культуре составит 3 балла.

Примерные вопросы к билетам государственной аттестации по физической культуре выпускников основной школы

 

Билет 1

1. Объяснить, что понимается под физической культурой и какова ее роль в формировании здорового образа жизни человека.

2. Описать технику выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание» и подобрать подводящие упражнения для ее самостоятельного освоения.

Билет 2 

1. Дать характеристику основных форм организации активного отдыха с использованием занятий физической культурой, раскрыть их цель и задачи.

2. Охарактеризовать основные требования безопасности при проведении самостоятельных занятий лыжной подготовкой, правила индивидуального подбора лыжного инвентаря и одежды.

Билет 3

1. Объяснить, что понимается под техникой двигательного действия. Раскрыть основные этапы ее формирования в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

2. Охарактеризовать цель и задачи утренней гимнастики. Составить комплекс утренней гимнастики, обосновать последовательность и дозировку включенных в него упражнений.

Билет 4

1. Охарактеризовать основные способы закаливания организма и требования безопасности при проведении закаливающих процедур.

2. Объяснить, что понимается под физическим качеством «сила». Составить комплекс упражнений для развития силы мышц плечевого пояса, обосновать дозировку и режимы нагрузки при его выполнении (по показателям пульса).

Билет 5

1. Объяснить, что понимается под индивидуальным физическим развитием и по каким основным показателям оно оценивается.

2. Составить комплекс упражнений на профилактику нарушений осанки и обосновать целесообразность включенных в него физических упражнений.

Билет 6

1. Объяснить, что понимается под качеством выносливости. Раскрыть основные правила его развития в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

2. Определить цель и задачи физкультминуток. Составить комплекс физкультминутки, обосновать последовательность и дозировку включенных в него физических упражнений.

Билет 7

1. Раскрыть роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека. Охарактеризовать показатели, с помощью которых можно оценить их положительное влияние.

2. Охарактеризовать основные режимы физической нагрузки (по пульсу) и обосновать их воздействие на развитие систем дыхания и кровообращения.

Билет 8

1. Объяснить, что понимается под качеством быстроты, и обосновать тестовые упражнения для измерения уровня его развития.

2. Описать технику выполнения броска баскетбольного мяча двумя руками от груди и описать последовательность обучения технике этого действия.

Билет 9

1. Объяснить, что понимается под качеством гибкости. Описать содержание проведения самостоятельного занятия по развитию этого качества.

2. Составить комплекс дыхательной гимнастики и раскрыть основные правила его выполнения.

Билет 10

1. Объяснить, что понимается под физической подготовкой и как повысить ее уровень в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

2. Составить правила соревнований с использованием одного из упражнений школьной программы. Раскрыть особенности организации и проведения этого соревнования.

Билет 11

1. Объяснить, что понимается под осанкой человека и какое влияние оказывает ее форма на состояние здоровья.

2. Составить план самостоятельного занятия по развитию скорости бега. Обосновать состав упражнений, их последовательность, дозировку и режимы нагрузки.

Билет 12

1. Охарактеризовать основные способы оказания доврачебной помощи при ушибах и кровотечениях, обмораживании лица и нижних конечностей.

2. Раскрыть основные способы самоконтроля состояния организма на занятиях физической культурой (по внешним и внутренним признакам).

Билет 13

1. Объяснить, что понимается под подготовительными упражнениями, с какой целью они используются при освоении новых двигательных действий.

2. Составить акробатическую комбинацию и описать последовательность ее самостоятельного разучивания.

Билет 14

1. Охарактеризовать роль и значение занятий физической культурой и спортом в профилактике вредных привычек.

2. Раскрыть основные способы контроля техники движений в процессе их самостоятельного освоения.

Билет 15

1. Объяснить, что понимается под тестированием физических качеств, и раскрыть основные требования к процедуре тестирования.

2. Описать технику передвижения на лыжах двухшажным одновременным ходом и обосновать последовательность его самостоятельного освоения.

Билет 16

1. Объяснить, с какой целью проводится самонаблюдение и что оно в себя включает.

2. Раскрыть основные приемы самомассажа и объяснить, с какой целью они используются в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

Билет 17

1. Объяснить, что понимается под физической нагрузкой. Раскрыть основные способы ее регулирования во время самостоятельных занятий физической культурой.

2. Охарактеризовать основные требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию во время занятий на открытых площадках.

Билет 18

1. Объяснить, что понимается под здоровым образом жизни и какие формы занятий физической культурой он в себя включает.

2. Охарактеризовать основные нарушения правил во время игры в волейбол.

Билет 19

1. Объяснить, что понимается под координацией человека, с помощью каких упражнений (тестов) оценивается уровень ее развития.

2. Охарактеризовать основные нарушения правил во время игры в баскетбол.

Билет 20

1. Объяснить, для чего составляется план самостоятельных занятий по развитию физических качеств, что он в себя включает и как оформляется.

2. Охарактеризовать основные нарушения правил во время игры в футбол.

Билет 21

1. Объяснить, с какой целью занятия по освоению новых движений и развитию физических качеств подразделяются на три части. Охарактеризовать содержание каждой из них.

2. Составить комплекс гимнастики для глаз и объяснить целесообразность включенных в него упражнений.

Билет 22

1. Объяснить, что понимается под индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности, как они учитываются при планировании и проведении самостоятельных занятий физической культурой.

2. Составить комплекс упражнений для формирования телосложения и объяснить правила отбора упражнений для этого комплекса.

Билет 22

1. Объяснить, что включает в себя туристская подготовка. Раскрыть правила безопасности организации бивуака (выбор места, приготовление пищи, обращение с костром и т.п.).

2. Описать технику передачи волейбольного мяча двумя руками сверху и объяснить последовательность самостоятельного освоения этого технического действия.

Билет 23

1. Охарактеризовать основные правила освоения новых движений («от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», от «известного к неизвестному»). Объяснить их целесообразность в процессе самостоятельных занятий физической культурой.

2. Раскрыть основные требования безопасности во время плавания в естественных водоемах.

Билет 24

1. Объяснить, почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств личности (смелости, воли, инициативности и терпимости). Раскрыть правила этического поведения во время спортивных соревнований и игр.

2. Охарактеризовать гигиенические требования к одежде для занятий на открытых площадках в различное время года и при различных температурах воздуха.

Билет 25

1. Объяснить, почему занятия физической культурой оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти и мышления.

2. Составить комплекс упражнений на развитие гибкости и объяснить целесообразность включенных в него упражнений.

Анатолий МАТВЕЕВ,
д. п. н.