Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2007

МЕТОДИКА. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Детская легкая атлетика. Программа международной ассоциации легкоатлетических федераций.Детская легкая атлетика. Программа международной ассоциации легкоатлетических федераций. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002. – 80 с: ил. Практическое руководство для организаторов занятий.

И вновь весна, и вновь школьная физкультура «вышла» на улицу. Как приготовить для учеников урок-праздник на беговой дорожке или на свободном участке школьного двора? Как проводить занятия легкой атлетикой – бегом, прыжками и метаниями, – чтобы было интересно? Как сделать так, чтобы менее подготовленные в физическом отношении дети с удовольствием занимались физической культурой на уроке? Как заинтересовать «спортивных» детей работать в слабой команде?
Найти ответ на эти вопросы – по сути, определить для себя новый подход к решению задач школьной физкультуры.

Детская легкая атлетика ИААФ

«Детская легкая атлетика ИААФ» предлагает новые упражнения, разнообразные двигательные задачи, которые должны решаться командой в разных местах на стадионе. Более того, при такой концепции большие группы детей одновременно смогут принять участие в занятиях за какой-то измеримый период времени.

Основные элементы «Детской легкой атлетики ИААФ» (спринт, бег на выносливость, прыжки, метания) могут выполняться в атмосфере игры. Требования легкие и дают возможность соревноваться каждому ребенку.

«Детская легкая атлетика ИААФ» дает возможность заниматься легкой атлетикой практически в любом общественном месте: парках отдыха, торговых центрах, пешеходных зонах или спортивных манежах.

Цели

В концепции «Детской легкой атлетики ИААФ» есть организационные цели:

  • Чтобы большое количество детей одновременно участвовало в занятиях.

  • Чтобы отрабатывались разнообразные и основные легкоатлетические движения.

  • Чтобы не только более сильные или быстрые дети вносили свой вклад в достижение хорошего результата.

  • Чтобы требования, предъявляемые к выполнению упражнений, варьировались в зависимости от возраста и координационных возможностей.

  • Чтобы в программе присутствовал элемент приключения, предлагая новый подход, импонирующий детям.

  • Чтобы структура и порядок зачета были легкими, основанными на результатах команд.

  • Чтобы требовалось немного помощников и судей.

  • Чтобы легкая атлетика предлагалась как смешанный командный вид спорта (мальчики и девочки).

Содержательные цели «Детской легкой атлетики ИААФ»

Физическая активность – «Детская легкая атлетика ИААФ» прекрасно подходит для привлечения школьников, клубов и других организаций или групп к занятиям физической деятельностью и для того, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей играть, чтобы сохранять здоровье. Хорошее физическое здоровье достигается за счет активного образа жизни, который, в свою очередь, основан на желании населения участвовать в различных видах спорта на протяжении всей жизни. Нет ни одного вида спорта, более подходящего для создания основы здоровой физической активности, чем легкая атлетика. «Детская легкая атлетика ИААФ» уникально создана для того, чтобы выполнить это требование, предложив для этого разнообразные, соответствующие возрасту и координации задачи.

Социальная активность – создание команды и социальная активность выполняются за счет программы «Детской легкой атлетики ИААФ». Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Всесторонняя пропаганда легкой атлетики как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Если легкая атлетика подается с точки зрения значимости принципа «фэйр-плей», то воспитательные ценности, ассоциируемые с «Детской легкой атлетикой ИААФ», только усиливаются.

Характер приключения – основным признаком соревнований в программе «Детской легкой атлетики ИААФ» является неизвестность конечного результата. Испытать это «приключение» – уже само по себе особый стимул, который может быть достаточным основанием для того, чтобы принять участие в соревновании. Ожидание результата соревнования определенно повышает интерес к нему. По сравнению со стандартными детскими легкоатлетическими соревнованиями, проводившимися в прошлом, в которых основное предпочтение отдавалось рано развившимся детям, командная ориентация «Детской легкой атлетики ИААФ» и стратегия определения зачета делают соревнование непредсказуемым и поэтому интересным до конца.

Принцип команды

Работа команды – это основной принцип «Детской легкой атлетики ИААФ». Все беговые виды проводятся в виде эстафет или командных соревнований. Точно так же результат во всех технических видах (прыжках и метаниях) определяется как общее достижение усилий всей команды.

Из-за того, что все участники должны обязательно участвовать в работе команды, даже менее талантливые дети получают возможность проявить себя. Уникальный вклад одного ребенка в результат всей команды еще более усиливает концепцию ценности участия каждого.

В соответствии с требованием разносторонности все члены команды должны участвовать в нескольких дисциплинах в каждой группе видов (спринт, прыжки и метания) и в беговых видах на выносливость. Эта стратегия помогает предотвратить раннюю специализацию и поддерживает разнообразные подходы к развитию легкой атлетики.

Возрастные группы и программа по видам

«Детская легкая атлетика ИААФ» развивается по трем возрастным группам:

  • Группа I: дети в возрасте 8 и 9 лет.

  • Группа II: дети в возрасте 10 и 11 лет.

  • Группа III: дети в возрасте 12 и 13 лет.

В программе «Детской легкой атлетики ИААФ» формируются смешанные команды (всегда 5 мальчиков и 5 девочек). В общем, ко всем трем возрастным группам применяются одни и те же правила:

  • Все соревнования проводятся как командные.

  • Все дети должны участвовать в соревновании несколько раз в каждой группе видов.

  • Место проведения соревнований делится в соответствии с установленной схемой, чтобы во всех трех зонах одновременно проводились разные виды, входящие в одну группу: спринт, прыжки и метания. Бег на выносливость проводится в конце соревнования.

Один человек от команды должен быть запасным на случай, если кто-то из постоянного состава команды получит травму. Однако замененный спортсмен уже не может потом вернуться в команду в качестве основного участника.

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ

I

II

III

Возраст (кол-во лет)

8–9

10–11

12–13

Спринт/Группа беговых видов

Спринт/Барьерный бег

Ч

Ч

Спринт/«Слалом»

Ч

Бег на выносливость

Ч

Ч

Ч

«Формула-1»

Ч

Ч

Ч

Группа прыжковых видов

Прыжок с шестом

Ч

Ч

Прыжки со скакалкой

Ч

Прыжки вперед в приседе

Ч

Скачки

Ч

Ч

Ч

Бег по лестнице

Ч

Группа метаний

Метание в цель

Ч

Ч

Метание детского копья

Ч

Ч

Ч

Метание стоя на коленях

Ч

Метание назад

Ч

«Вращательное» метание

Ч

Ч

Общее количество видов

8

9

10

Материалы и инвентарь

В некоторых случаях специально разработанные и созданные предметы инвентаря требуются для реализации программы «Детской легкой атлетики ИААФ». Этот инвентарь может легко собираться, без проблем транспортироваться и быстро устанавливаться или демонтироваться. Более того, его яркие цвета дают дополнительный стимул детям для активного участия.

Весь инвентарь должен, конечно, разрабатываться и производиться с учетом самых высоких требований к безопасности.

Место проведения и продолжительность

Особые требования для воплощения в жизнь «Детской легкой атлетики ИААФ» очень простые. Ровная местность (например, газон, гаревый корт или асфальт) размером 60?30 м – это все, что необходимо.

Соревнования проводятся в течение разумного периода времени. Соревнования по полной программе (что означает, как правило, 9 команд по 10 человек в каждой) могут быть проведены приблизительно за 2 часа с церемонией награждения.

Спринт, барьерный бег и трассы для слалома

Краткое описание: эстафетный бег как комбинация гладкого, барьерного и слаломного спринта.

Детское название вида: «Формула-1».

Подходит для возрастных групп I, II и III.

Описание

Длина трассы приблизительно 80 м, и она делится на следующие части: гладкий спринт, спринт/барьерный бег и спринт на трассе для слалома. В качестве эстафетной палочки используются мягкие кольца. Каждый участник должен стартовать после кувырка вперед на раскатанном мате.

«Формула-1» – это командная эстафета, где каждый участник должен пройти всю трассу. Одновременно на трассе могут соревноваться до шести команд.

Зачет

Результат определяет время: побеждает команда, у которой самое лучшее время. Положение следующих команд определяется в соответствии с показанным ими временем. Если в каждой возрастной группе меньше команд, чем может участвовать в одном соревновании, их места определяются непосредственно в соответствии с завоеванными местами.

Помощники

Для каждой из зон (барьерный бег, слалом) требуется не менее двух помощников для правильной расстановки инвентаря. Помимо помощников команд, требуются два дополнительных помощника, которые будут выполнять роль судей в зоне передачи палочки.
Один человек должен выполнять обязанности стартера.
Нужно иметь столько хронометристов, сколько команд участвует в соревновании. Хронометристы также отвечают за регистрацию результатов в специальных протоколах.

Инвентарь

Для соревнования «Формула-1» требуется следующий инвентарь:

1. 12 барьеров.
2. 12 слаломных шестов (на расстоянии 1 м друг от друга).
3. 4 мата.
4. Приблизительно 30 призм/маркеров.
5. 1 часы-хронометр.
6. 1 протокол для регистрации результатов.

Бег на выносливость

Краткое описание: восьмиминутный бег на трассе длиной приблизительно 150 м.

Детское название вида: «Марафон».

Подходит для возрастных групп I, II и III.

Описание

Каждая команда должна пробежать по трассе длиной 150 м (смотри рисунок) от заданного места старта. Каждый член команды должен постараться как можно большее число раз пробежать эту трассу за 8 мин. Команда «На старт!» дается для всех команд одновременно (по свистку, или голосовому сигналу, или каким-то другим образом).

Каждый член команды получает одну карточку после завершения каждого круга. После 7 мин. дается свисток или другой голосовой сигнал, чтобы объявить последнюю минуту бега. После 8 мин. бега с помощью какого-то сигнала объявляется завершение соревнования.

Зачет

После завершения соревнования все участники сдают собранные ими карточки помощнику, который считает их для подведения итогов соревнования. Засчитываются только завершенные круги, незавершенные не засчитываются.

Помощники

Для эффективной организации соревнования требуются, по крайней мере, два помощника на каждую команду. Они отвечают за определение линии старта, а также за вручение, сбор и подсчет карточек. Они также должны регистрировать результаты в протоколе.
Кроме того, нужен стартер, который отвечает за хронометраж и передачу сигналов (последняя минута и сигнал завершения соревнования).

Инвентарь

Для каждой команды требуется следующий инвентарь:

1. 2 маркера или шеста для обозначения углов.
2. 20 цветных карточек (чипов, игровых карт или т.п.).
3. 1 часы-хронометр.
4. 1 протокол.

Прыжки вперед в приседе

Краткое описание: прыжки на двух ногах вперед в приседе.

Детское название вида: «Лягушка».

Подходит для возрастных групп I и II.

Описание

От линии старта участники по очереди выполняют «лягушку» («лягушка» – прыжок на двух ногах в приседе). Первый участник команды встает на носки на линии старта. Затем он/она приседает и прыгает вперед как можно дальше, приземляясь на обе ноги. Помощник отмечает точку приземления, ближайшую к линии старта (положение пяток). Если участник падает назад, отмечается точка касания земли рукой. В свою очередь, эта точка приземления становится линией старта для второго прыгуна команды, который выполняет прыжок «лягушкой» с этого места. Третий член команды прыгает от точки приземления второго прыгуна и так далее. Соревнование завершается, когда последний член команды закончил прыжок и его точка приземления отмечена.
Вся процедура повторяется второй раз (вторая попытка).

Зачет

Участвует каждый член команды. Общее расстояние всех прыжков составляет командный результат. Результат команды основывается на лучшем результате двух попыток.
Измерения фиксируются с точностью до 1 см.

Помощники

Для этого соревнования требуется один помощник для каждой команды. Он должен выполнять следующие обязанности:

– давать старт соревнованию;
– контролировать правильность выполнения прыжков;
– регистрировать результаты и фиксировать их в протоколе.

Инвентарь

Для каждой команды требуется следующий инвентарь:

1. 1 рулетка.
2. Маркеры.
3. 1 протокол.

Метание в цель

Краткое описание: метание одной рукой.

Детское название вида: «Долой бомбы!»

Подходит для возрастных групп I и II.

Описание

Метание в цель производится из 5-метровой зоны разбега. На высоте приблизительно 2,5 м устанавливается высокий барьер с зоной для метания, ограниченной на полу 2,5 м позади барьера. Определенный предмет бросается в цель над барьером. Участник бросает предмет с определенного расстояния от барьера. Каждому участнику дается три попытки для броска в цель. При каждой попытке участник может выбрать для себя, откуда бросать предмет: с расстояния 5 м, 6 м, 7 м или 8 м от высокого барьера. Чем больше расстояние от барьера, тем больше потенциальных очков можно получить. Поражение цели или, по крайней мере, ее края, считается успешной попыткой. Очки засчитываются за каждый бросок (броски с 5 м = 2 очкам, с 6 м = 3 очкам, с 7 м = 4 очкам, с 8 м = 5 очкам). Если предмет переброшен через барьер, но не попадает в зону, присуждается одно очко. Каждому участнику дается три попытки, сумма которых засчитывается в общий результат команды.

Помощники

Для организации этого соревнования требуется один помощник на команду. Он должен выполнять следующие обязанности:

  • Контролировать и регулировать порядок проведения соревнования (дистанцию, на которую брошен снаряд, и количество попаданий).

  • Фиксировать результаты и регистрировать их в протоколе соревнований.

Инвентарь

Для этого соревнования нужен следующий инвентарь:

1. 1 зона для метаний (мат для прыжка с шестом или в высоту или подобное покрытие такого же размера).
2. 1 высокий барьер приблизительно высотой 2,5 м (футбольные ворота, шесты/стойки с планкой и т.п.).
3. Инвентарь для метания (мячи с ручкой-петлей, мягкое копье или что-то подобное).
4. 1 протокол соревнований на каждую команду.

Метание детского копья

Краткое описание: метание детского копья одной рукой на дальность.

Детское название вида: «Метание планирующего копья».

Подходит для возрастных групп I, II и III.

Описание

Метание детского копья выполняется из 5-метровой зоны разбега. После короткого разбега спортсмен метает копье в зону для метания от линии измерения (для первой и второй возрастных групп используются мягкие копья, для третьей группы – планирующее копье). Каждому участнику дается две попытки.

Меры безопасности: так как безопасность имеет очень важное значение в детских соревнованиях, особенно по метаниям, в секторе приземления разрешается находиться только помощникам. Строго запрещается метать копье в обратном от линии измерения направлении.

Зачет

Каждая попытка измеряется под прямым (90°) углом к линии измерения и записывается с интервалами 25 см (записываются лучшие показатели, если приземление произошло между линиями). Лучшая из двух попыток каждого члена команды засчитывается в общий результат команды.

Помощники

Для этого соревнования требуются два помощника на каждую команду. Эти помощники выполняют следующие обязанности:

  • Контролируют и регулируют процедуру соревнований.

  • Имеют доступ в сектор приземления копья (измерения производятся под прямым углом от линии измерения

  • Относят копье к линии измерения.

  • Измеряют результат и записывают его в протокол.

Инвентарь

Для этого соревнования нужен следующий инвентарь:

1. 2 детских копья (мягких или планирующих).
2. Калиброванная измерительная рулетка или измерительная лента.
3. 1 протокол соревнований для каждой команды.

Метание из положения «Стоя на коленях»

Краткое описание: метание набивных мячей двумя руками на дальность из положения «стоя на коленях».

Детское название вида: «Футбольные метания».

Подходит для I возрастной группы.

Описание

Участник становится на колени на мат (или на другое мягкое покрытие) перед поднятой мягкой целью (например, мягкий или поролоновый мат). Затем участник отклоняется (напрягая тело) и бросает набивной мяч весом 1 кг, используя бросок вперед двумя руками через голову на максимальную дистанцию из положения стоя на коленях (очень похоже на то, как передают мяч футболисты). После броска участник может упасть вперед на мягкую подушку, которая находится перед ним.

Меры безопасности: набивной мяч никогда нельзя бросать в ту сторону, где находятся участники. Рекомендуется принести или прикатить его обратно к линии измерения для следующего участника.

Зачет

Каждому участнику дается две попытки. Измерения записываются с интервалами 25 см (записываются лучшие показатели, если приземление произошло между линиями) и производятся под прямым углом (90°) к линии измерения. Лучшая из двух попыток каждого члена команды засчитывается в общий зачет команды.

Помощники

Для этого соревнования требуются два помощника для каждой команды. Эти помощники выполняют следующие обязанности:

  • Контролируют и регулируют процедуру соревнования.

  • Имеют доступ в зону приземления набивного мяча (измерения производятся под прямым углом от линии измерения.

  • Приносят или катят набивной мяч обратно к линии измерения.

  • Измеряют результат и записывают его в протокол.

Инвентарь

Для этого соревнования нужен следующий инвентарь:

1. 2 набивных мяча (1 кг).
2. Калиброванная измерительная рулетка или измерительная лента.
3. 1 карточка соревнований.