Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2007

СОБЫТИЯ. ФАКТЫ. КОММЕНТАРИИ


Наше здоровье – в наших руках

В конце марта в Совете Федерации прошло заседание «круглого стола» «О ходе проведения общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации». В нем приняли участие представители Федерального агентства по физической культуре и спорту, Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ, представители региональных управлений физической культуры и министерств, ученые.

От мониторинга здоровья до оценки программ по физкультуре – один шаг

Федеральное агентство по физической культуре и спорту на «круглом столе» представлял Станислав Бирюков, начальник Управления физической культуры. Он сфокусировал внимание слушателей на мониторинге здоровья, физического развития и физической подготовленности, отметил, что эта работа носит межведомственный характер, и неожиданно перешел к совсем другой проблеме: «Нас, то есть Федеральное агентство по физической культуре и спорту, в наибольшей степени интересует физическое развитие детей и программы физической подготовки. Мы ориентированы на то, чтобы оценивать эти программы».

Дежа-вю... На каких бы совещаниях или «круглых столах» я ни слушала представителей Федерального агентства по физической культуре и спорту, выступления, посвященные детям и массовому спорту, неизменно сводились к школьным программам по физической подготовке и, как следствие, к «спортизации» существующего сегодня образования. Но, возможно, так и должно быть? Именно это агентство должно отвечать за нововведения: в системе дополнительного образования, разумеется. Ведь об инновациях в общем образовании должно, в первую очередь, задумываться Министерство образования и науки.

Однако, прежде чем создавать программы и, тем более, их оценивать, нужно понять, зачем, для чего эти программы нужны. Качественно проведенный мониторинг здоровья, физического развития и физической подготовленности детей позволил бы найти ответ на этот важный вопрос. Сможет ли его заменить оценка уже имеющихся программ? К чему это приведет? Боюсь, что к разработке большого количества новых программ, не более эффективных, чем прежние...

Далее Станислав Викторович пояснил, что Федеральное агентство по физической культуре и спорту не работает по медицинской тематике и не собирается подменять Минздрав: «Достаточно вспомнить только приказ Минздрава № 241, в котором подробно изложены все формы, необходимые для обследования физического здоровья и физического развития учащихся: там есть вся необходимая информация».

Если все уже разработано и проведено, что же собрались обсуждать все эти люди? Зачем проводится этот «круглый стол»? Еще раз читаю тему «круглого стола»... Судя по всему, мониторинг еще идет, и здесь собрались поговорить не о его итогах, а о наиболее эффективном проведении...

Тем временем господин Бирюков продолжал: «Нас в большей степени интересуют физкультурные программы, которые применяются в общеобразовательных учреждениях: насколько их применение оправдано. Те программы, которые были разработаны ВНИИФКом, легли в основу разработки ФЦП «Развитие физической культуры и спорта на 2006–2015 годы», которая построена на основе мониторинга состояния физического здоровья населения».

...Оказывается, мониторинг физического здоровья населения уже закончен, и на его основе создана Федеральная целевая программа. Тогда почему многие из тех, кто присутствовал на данном совещании, говорили мне еще до его начала, что массового мониторинга физического здоровья и развития школьников в России не было многие годы и сегодня организовать его очень сложно?

«Сейчас нами совместно с Министерством образования и науки разработан спортивно-технический комплекс, который включает в себя ряд испытаний для различных слоев населения. Он уже вынесен на рассмотрение в правительство и проходит согласование. Мы рассчитываем на то, что утверждение этого комплекса даст нам материал именно по оценке эффективности физкультурных программ и преподавания дисциплины «физическая культура» в общеобразовательных учреждениях. По договоренности с Министерством образования этот комплекс войдет в государственный образовательный стандарт, тогда мы будем иметь результаты не по выборочным группам населения, а получим практически сплошной охват, более четкую, точную картину по физическому развитию населения (я не говорю о физическом здоровье). Проект прошел согласование с Министерством здравоохранения, и мы рассчитываем, что он будет утвержден правительством до начала следующего учебного года».

Возможно, новый комплекс и подходит для мониторинга учебных программ – почему бы и нет. Особенно, если программы рассчитаны на освоение некоторых спортивных дисциплин или их элементов, а комплекс составлен для того, чтобы проверять их освоение детьми. Повлияет ли это на состояние здоровья подрастающего поколения – большой вопрос. Может быть, повлияет, но как? Скорее всего, выявит наиболее спортивных детей, а других в очередной раз отвернет от физической культуры. Даже не видя этого комплекса, могу с уверенностью сказать: ослабленные дети, то есть те, кому нужнее всего занятия физической культурой, комплекс не выполнят, будут расстроены и сделают все, чтобы получить освобождение от уроков.

Правда... речь о том, что новая программа разрабатывается (или даже разработана), идет как минимум три последних года. Но пока, к счастью, ничего кардинально не меняется. Говорят, что эта программа согласовывается с Министерством образования и науки: мы не раз писали о том, как пытались найти в этом министерстве людей, занимающихся анализом предложенной Росспортом программы, но выяснилось, что таковых не существует. В Минобрнауки есть структуры, занимающиеся массовым спортом и дополнительным образованием, но ни одного человека, отвечающего за анализ предложений по изменению существующих стандартов по физической культуре или существующих программ по этому учебному предмету, нет: как нам сообщили, этим занимается Российская академия образования.

По окончании доклада Станиславу Викторовичу задал вопрос Бейниш Ланда – разработчик системы мониторинга физического развития и здоровья из Казани, один из постоянных авторов нашей газеты: «Скажите, пожалуйста, чем новая программа отличается от существовавших ранее?»

Ответ был дан незамедлительно: «Что было раньше? Ну, ввели третий час физической культуры, от этого ничего не изменилось. Наша задача – попытаться сделать так, чтобы занятия физической культурой были интересными для ребят. На это и ориентирован наш проект. Помимо физических навыков, ребята будут получать и чисто прикладные, которые пригодятся в жизни. Мы ведем ряд программ, связанных между собой, одна из них – это программа модернизации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Она была разработана нами совместно с Министерством образования. Андрей Александрович Фурсенко уже внес ее в правительство. Сейчас по этой программе тоже ведется интенсивная работа. Она предусматривает существенное изменение механизма как классной, так и внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях. Содержательной частью этой программы и является разработанный нами спортивно-технический комплекс».

Ответ на поставленный вопрос дан не был. Рассуждения о мониторинге здоровья снова закончились модернизацией физического воспитания, причем в направлении его «спортизации». Бесспорно, уроки физической культуры (как и все остальные!) должны быть интересными, но почему же физическую культуру так упорно стараются заменить спортом? Не потому ли, что сам проект создают и обсуждают только в Агентстве по физической культуре и спорту?

Я спросила, можно ли увидеть эту программу и проект спортивно-технического комплекса и напечатать до ее утверждения на самом высоком уровне, чтобы люди, для которых она делается, могли внести в нее свое видение, задать вопросы, высказать предложения? И получила лаконичный ответ господина Бирюкова: «Конечно, увидеть программу можно. Когда она будет утверждена правительством. Сейчас это – рабочий материал».

Готовьтесь, дорогие учителя, к тому, что вам скоро прикажут работать по-новому. Как? А как посчитают нужным. Ваше мнение никого не интересует: рабочий материал тщательно скрывается от глаз тех, кому эту программу придется воплощать в жизнь.

ПРИШЛО ПО ПОЧТЕ

Учителя много пишут в нашу газету. Думаю, что их мнения было бы полезно услышать участникам «круглого стола», но, к сожалению, это невозможно: они получат лишь «готовый материал», который нужно будет воплощать в жизнь. Однако... на страницах нашей газеты мы можем немного расширить список участников «круглого стола», пригласив к обсуждению и наших авторов.
Эти выступления я поставила бы сразу после доклада господина Бирюкова: они не столько о мониторинге, сколько о его значимости.

«Самыми важными задачами физического воспитания в школе должны стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также повышение уровня их физического развития и физической подготовленности.
Спортивная направленность должна отойти на второй план, ею должны заниматься спортивные школы (ДЮСШ и СДЮШОР). А учитель физической культуры должен заниматься физической подготовленностью учащихся, проводить внутришкольные соревнования и «Президентские тесты». Организация более крупных спортивных турниров и ответственность за подготовку команд должна лежать на тренерах спортивных школ.
Критерием эффективности процесса физического воспитания в школе обязательно должно быть повышение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся. А для того чтобы постоянно вести контроль физического развития и физической подготовленности учащихся, то есть проводить постоянный, а не разовый мониторинг, необходима обязательная паспортизация учащихся. Сразу это сделать трудно, но стоит хотя бы начать – с паспортизации учеников младших классов».

Татьяна КАЗАКОВА
Новосибирск

  •  

«Сейчас я взял два класса (5-й и 7-й) и веду в них физкультуру пять раз в неделю вместо положенных двух. Проработал уже 1,5 месяца, сдвиги налицо. Учу их учиться оздоравливаться при помощи физической нагрузки. И если мне не помешают, к концу года мои ученики покажут живые знания по теории и методике физической культуры. Более того, они смогут реализовать то, что получили в течение практических занятий.
У нас в городе 5 школ. Это примерно 10–12 учителей физкультуры и порядка 30 тренеров по различным видам спорта. Уроки физкультуры есть в расписании. Мизерная часть детей занимаются в спортивных секциях по 1,5–2 часа 5–6 раз в неделю. Если объединить усилия учителей физкультуры и тренеров и давать всем детям на уроках 5 раз в неделю нагрузку по 45 минут, то многие проблемы с физическим и моральным здоровьем наших детей отпадут.
А как же со спортом? Очень просто. Те дети, которые в процессе оздоровительных нагрузок проявят большие способности к тому или иному виду спорта, могут пойти в спортинтернаты и пр., где созданы прекрасные условия для технической и физической подготовки спортсменов высочайшего класса и где работают тренеры – мастера своего дела. Талантливый тренер из неспособного может сделать мастера спорта, а из одаренного ученика сотворит чудо! А одаренных можно найти, только просмотрев всю массу детей.
Может ли считать себя цивилизованным человек, который не принимает, например, душ или делает это крайне редко? Конечно, нет. Физическая культура – тот же душ, то же мытье тела, только упражнениями, физической нагрузкой. То, как часто мы этой процедурой пользуемся, есть показатель нашей культуры.
Мне кажется, если бы отметки по предмету «физическая культура» ставили за регулярность, то это был бы самый правильный подход к оцениванию.
Когда уроки физкультуры и занятия в секциях мы будем рассматривать с позиций гигиены тела и воспринимать как «банные» дни, а всевозможные пробежки и физзарядки – как «душ», тогда можно будет говорить об оздоровительном климате в обществе.
Я считаю, что главная задача нашего предмета именно в том, чтобы вырабатывать привычку у себя (без личного примера вряд ли что-то получится) и у наших детей к регулярным занятиям как к профилактике различных заболеваний, как к надежному помощнику в укреплении сил организма.
Спортивные секции не являются в этом исключением хотя бы потому, что большинство детей в них занимается для поддержания собственного здоровья, потому, что это нравится. У меня сейчас в секции плавания (я бы назвал ее секцией физической культуры на основе плавания) занимается 150 человек. Только родственников 22 пары (братья, сестры). Если рассматривать эту секцию с позиций спорта, спортивной перспективы, до 90% занимающихся нужно отчислить. Но также 90% участников всех соревнований – именно мои ученики. Да и на областных соревнованиях только командных призовых мест больше 60. Это при том, что я никогда спортивных целей не ставил, и мои ученики никогда больше часа не тренировались. В чем секрет?
У меня очень маленький отсев. На каждого веду дневник: как тренируется, учится, каких результатов добился, анализирую причины успехов и неудач. Ради чего? Ради того, чтобы пробиться к одной только цели – выработать привычку, потребность развиваться гармонично. И есть много детей, которые самостоятельно уже идут по этому пути. Я их считаю отличниками по предмету «физическая культура». Но учителя в школе (после приема отдельных нормативов) так не считают. Юридически почти в 100% случаев они (учителя физкультуры) правы. Подумайте, каково мне, каково детям, родителям? И если правда одна, то у кого она?»

Михаил ЛОГАЧЕВ
г. Железногорск-Илимский,
Иркутская обл.

А в регионах…

О том, как проводится мониторинг в Липецкой области, рассказал начальник Управления физической культуры, спорта и туризма Владимир Дементьев. Там уже несколько лет существует специальная служба, занимающаяся обследованием физического здоровья и физической подготовленности учащихся. Мы обязательно расскажем подробнее об этой работе – со всеми нюансами и тонкостями.

Сейчас же хочется обратить внимание читателей на вопрос, который прозвучал сразу после доклада. Господина Дементьева спросили, сколько средств вкладывается в этот проект. Прозвучавшая цифра несколько расстроила собравшихся: далеко не каждый регион может потратить столько денег на исследование состояния здоровья и физической подготовленности школьников.

Мониторинг общероссийского уровня – очень затратная вещь. Он должен быть и организован централизованно, и профинансирован. Пожалуй, другого варианта не существует. В регионах отрабатывались возможные модели мониторинга, теперь пришло время для их анализа, выбора наиболее эффективной и проведения широкомасштабного исследования. Однако, прежде чем к нему приступать, нужно понять, какие управленческие решения могут быть следствием его проведения.

С докладами о своих исследованиях выступили представители Свердловской области, Краснодарского края, Москвы, Татарстана, Кабардино-Балкарии. Опыт накоплен и ждет систематизации и обобщения.

Проект рекомендует

В проекте рекомендаций «круглого стола» сказано:

«..В целях эффективного решения вопросов организации и проведения мониторинга, позволяющего сформировать систему мер, направленных на укрепление физического здоровья и физической подготовленности населения, в том числе детей, подростков и молодежи, участники «круглого стола» рекомендуют:

I. Правительству Российской Федерации поручить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральному агентству по физической культуре и спорту, Министерству образования и науки Российской Федерации:

1. Рассмотреть вопрос о ходе выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи в субъектах Российской Федерации».

2. При формировании проекта федерального бюджета ежегодно предусматривать финансирование мероприятий общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи.

3. Активизировать работу по координации деятельности учреждений здравоохранения, образования, физической культуры и спорта по формированию Федерального информационного фонда данных состояния физического здоровья населения, физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи.

4. Обеспечить выполнение Соглашения об информационном взаимодействии в области социально-гигиенического мониторинга…

В 2004 г. был создан сайт www.wwwsport.ru,  на котором собирались представлять правовую и содержательную базу мониторинга (как сказано в письменном докладе Росспорта, розданном всем участникам совещания). Рубрика «Правовые документы» на сайте не обновлялась с 2004 г. «Что ж, возможно, новых документов просто не было», – подумала я и решила проанализировать содержательную часть, то есть раздел «Новости». Оказалось, что этот раздел пополнялся всего дважды: 2.02.2003 г., когда был утвержден состав координационного совета по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи в Российской Федерации, и в 2005 г. (приводится программа III Всероссийской научно-практической конференции «Дети России Образованны и Здоровы – ДРОЗД»).
Других новостей для граждан России об общероссийском мониторинге состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи в Российской Федерации, оказывается, нет.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА