Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2007

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ЭКЗАМЕН


Окончание. Начало в № 3, 4, 5, 6, 7/2007

Вопросы и ответы к теоретической части экзамена по физкультуре

9 класс

Требования безопасности во время проведения подвижных игр.

Благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников правильно организованные подвижные игры. Однако следует учитывать, что это возможно только в случае строгого выполнения правил безопасности, заключающихся в следующем:

  • перед игрой необходимо провести разминку;

  • внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) учителя и капитана команды;

  • строго выполнять правила игры;

  • избегать столкновений, толчков и ударов;

  • при падениях надо сгруппироваться и как можно быстрее встать на ноги;

  • при возникновении неисправности спортивного инвентаря или оборудования следует прекратить игру и устранить неполадки.

Что необходимо делать, чтобы не страдать избыточной массой тела? (Составить комплекс специальных упражнений.)

Между избыточной массой тела и заболеваемостью существует прямая зависимость. Избыточный вес является основной причиной сердечно-сосудистых заболеваний, тяжелых форм нарушения обмена веществ, ожирения печени, гипертонии, сахарного диабета. Эти заболевания врачи называют спутниками ожирения. Избыточный вес является одним из факторов риска получения сотрясения мозга, переломов костей при случайных падениях. При значительном избытке массы тела в организме происходит перегрузка и изнашивание суставов, возникает склонность к затрудненному дыханию. Поэтому необходимо строго следить за массой собственного тела, особенно тем, кто предрасположен к ожирению, и принимать профилактические меры для его предупреждения.

Действенные средства профилактики ожирения – рациональное питание и достаточная двигательная активность. Необходимо ежедневно 1,5 ч кататься на лыжах и коньках (зимой), ездить на велосипеде, играть в футбол, заниматься подвижными играми (летом), полезно плавать (до 30 мин.) два раза в неделю.

Комплекс специальных упражнений для школьников 13–14 лет с ожирением I–III степени (1-й месяц занятий)

1. Ходьба, высоко поднимая колени.

2. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Круговые движения прямыми руками вперед и назад.

3. Ноги шире плеч, руки на поясе. Повороты туловища направо и налево с отведением правой (левой) руки в сторону.

4. Ноги вместе, руки на поясе. Приседания, разводя колени и руки в стороны.

5. Сидя на стуле, ноги шире плеч (колени разведены), руки на поясе. Пружинистые наклоны вперед, доставая руками до носков ног.

6. Лежа на полу, руки вдоль туловища. Поднять ноги до прямого угла, затем медленно опустить.

7. Бег на месте (30 сек.), переходящий в ходьбу с постепенным замедлением шага.

8. Игра в баскетбол, футбол (15 мин.).

После занятий обязательно принять душ. В выходные дни можно совершать походы за город протяженностью до 8 км.

Основные способы плавания. Какие задания-упражнения, по вашему мнению, способствуют ускоренному обучению плаванию? (Вспомните, как вы научились плавать.)

Плавание развивает мышцы, укрепляет внутренние органы. Разница температур при входе и выходе из воды закаливает организм.

Умение плавать ограждает от несчастных случаев на воде. Так как человек учился плавать у животных, стили плавания назывались «по-собачьи», «по-лягушачьи». В наше время эти названия звучат несколько странно, но они точны.

Одним из древних стилей плавания считается брасс. Немного позже появился треджен – прообраз современного кроля. Кроль носит титул «быстрейший». Появились разновидности и у брасса – баттерфляй, что значит «бабочка»: пловец, выбрасывающий две руки одновременно из воды, напоминает порхающую бабочку. Еще немного спустя «бабочку» обогнал «дельфин». Этот вид плавания изобрел венгр Д. Тумпек. Пловцы, хорошо овладевшие стилем «дельфин», показывают время, близкое к результатам кролистов.

Ускоренному обучению плаванию способствуют общеразвивающие упражнения, упражнения на воде, игры и развлечения, подводящие и специальные упражнения для изучения техники плавания. Наиболее важные задания-упражнения, способствующие ускоренному обучению плаванию: погружение с головой под воду с задержкой дыхания; выпрыгивание из воды после приседания под водой, держась за ветки деревьев, свисающих над водой (или за руки своих сверстников); скольжение по поверхности воды на спине после отталкивания от дна ногами. После того как человек научится держаться на воде, не касаясь дна ногами, в вертикальном положении, активно работая ногами и балансируя руками, можно переходить к попыткам плыть «по-собачьи», а затем учиться плавать кролем на груди, брассом и другими стилями плавания.

Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии олимпийского движения в России и мире.

Наша страна стояла у истоков возрождения олимпийского движения. Среди представителей 12 стран, открывших новую эру олимпийского движения, был и делегат от России А. Д. Бутовский. Всю свою жизнь он посвятил физическому воспитанию юношества и написал немало научных работ на эту тему. Несмотря на это, в России долго не существовало своей организации, в задачи которой входила бы подготовка спортсменов к выступлению на Олимпийских играх и оказание им необходимого содействия.

В первых трех Олимпиадах наши спортсмены участия не принимали. Впервые русские фамилии появились в протоколах IV Олимпиады (1908). Первым русским олимпийским чемпионом стал Н. А. Панин-Коломенкин в фигурном катании. Российский олимпийский комитет (РОК) был создан в 1911 г. На Олимпиаде в Стокгольме в 1912 г. награды победителям вручали король Швеции Густав и российский царь Николай II.

Вступление в олимпийское движение советских спортсменов, их ошеломляющий успех на Хельсинкской Олимпиаде в 1952 г. ознаменовали новый этап в истории Олимпийских игр. Очень многие атлеты нашей страны стали подлинными героями мирового спорта. Лариса Латынина завоевала 9 золотых медалей по спортивной гимнастике, Лидия Скобликова – 6 золотых медалей в беге на коньках, Галина Кулакова – 4 золотые медали в лыжных гонках. По предложению СССР с 1973 г. вновь стали созываться олимпийские конгрессы, были сохранены церемонии исполнения государственных гимнов и подъема национальных флагов при награждении победителей Олимпийских игр.

После завершения спортивной карьеры великие спортсмены становятся выдающимися тренерами, общественными и государственными деятелями, учеными в области физической культуры и спорта: олимпийский чемпион в гимнастике Юрий Титов возглавил Российскую федерацию гимнастики и стал вице-президентом Международной гимнастической федерации; Виктор Игуменов (греко-римская борьба), Тамара Пресс, Владимир Кузнецов (легкая атлетика) стали видными учеными. Свидетельством признания мировой общественностью высокого авторитета нашей страны, огромного вклада спортивных организаций и спортсменов в дело развития спортивного и олимпийского движения стал тот знаменательный факт, что организация XXII Олимпийских игр в 1980 г. была поручена г. Москве.

В начале 90-х гг. XX в. произошло два важнейших события в политической жизни мира. Распался на 15 суверенных стран СССР, в одно государство объединились ГДР и ФРГ. На зимних Олимпийских играх 1992 г. в качестве преемника СССР выступала объединенная команда СНГ (бывшие союзные республики СССР, кроме прибалтийских).

После принятия решения о разведении по срокам организации летних и зимних Олимпийских игр очередная XVII Белая олимпиада состоялась через два года (в 1994 г.) в Норвегии, в Лиллехаммере. На этих и последующих Играх спортсмены бывших союзных республик СССР выступили уже отдельными командами. Олимпийцы России достойно приняли эстафету от сборной СССР и по-прежнему входят в число лучших.

Требования безопасности при проведении экскурсий.

При проведении экскурсий следует выполнять следующие меры безопасности:

  • к экскурсиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;

  • следует соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха;

  • необходимо выполнять все указания руководителя или его заместителя, не изменять самостоятельно установленный маршрут движения группы;

  • во время привалов в лесу не разводить костры;

  • не пробовать какие-либо плоды, растения или грибы на вкус;

  • не трогать руками животных, опасных пресмыкающихся и насекомых;

  • при передвижении не ходить босиком, в носках;

  • не пить воду из непроверенных водоемов, использовать воду из фляжки, которую следует брать с собой;

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены, своевременно информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах;

  • бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, а также уважать обычаи и традиции местного населения.

Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете? Каким образом анализируете полученные данные?

Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник самоконтроля записываются данные о весе своего тела, частоте пульса до и после тренировки и соревнований, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т. д. Дневник следует периодически показывать учителю физической культуры и врачу с целью консультации по возникающим проблемам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок.

Желательно записывать в дневник и свои спортивные результаты – они тоже отражают состояние организма.

А как убедиться, что занятия физическими упражнениями улучшают двигательные качества? Для этого надо выполнить специальные контрольные упражнения (тесты):

1) прыжок в длину с места;
2) метание набивного мяча весом 1 кг из положения сидя;
3) прыжки со скакалкой;
4) подтягивание из виса (мальчики) и из виса лежа (девочки); можно добавить и другие тесты.

Переходя из класса в класс, фиксировать, насколько учащийся развивается физически. Такие проверки проводят в сентябре и мае (иногда в декабре-январе).

Проверить себя с помощью тестов можно на уроках в школе или во дворе, на спортивной площадке, стадионе. Тетрадь самоконтроля следует сохранять на все годы учебы в школе и записывать в ней результаты каждого контрольного испытания.

Очень важно научиться самому контролировать себя. Занятия физическими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически, и ведение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие.